Развитие приёмов умственной деятельности на уроках математики
Не мыслям надобно учить, а учить мыслить.
Э. Кант
Развитие общества, наук, в частности, математики, появление новых взглядов на проблемы обучения и воспитания, возникновение и развитие новых подходов к обучению, приводят к естественному пересмотру как содержания целей школьного образования, так и их постановке. Целью обучения становится не просто передача определённого багажа знаний, умений и навыков, соответствующих запрограммированному стандарту, а формирование у школьников способности и потребности самостоятельно приобретать их и переносить в новые нестандартные ситуации; понимать и совершенствовать себя, творить, овладевать в дальнейшем профессиональным мастерством. Учёные отмечают, что в наше быстро меняющееся время, с которым связывают явление информационного бума, высокими темпами происходит увеличение объёма знаний человека в структуре мышления, но с точки зрения овладения логическими законами процесс мышления протекает, как правило, стихийно. Поэтому продуктивность мыслительной и особенно творческой деятельности школьников остаётся далеко позади их потенциальных возможностей и не в полной мере отвечает задачам современного обучения.
Целенаправленное, интенсивное развитие становится одной из центральных задач обучения, важнейшей проблемой его теории и практики. Под развивающим стали понимать такое обучение, при котором обучающиеся не только запоминают факты, усваивают правила и определения, но и обучаются рациональным приемам применения знаний на практике, переносу своих знаний и умений как в аналогичные, так и измененные условия. Это происходит благодаря развитию логического и творческого мышления; умению обобщать, абстрагировать, сравнивать, делать выводы, доказывать.
Развитие мышления обучающихся в процессе обучения математике в настоящее время выдвигается на первое место не только в силу специфичности математики как науки, но и в силу того, что математика играет ведущую роль в современной науке, технике, производстве, жизни современного общества.
Дедукция и индукция - одни из основных методов, которые используются в изучении учебного материала по математике. В индукции мы идем от отдельных посылок, суждений к новому суждению большей степени общности; от отдельных конкретных явлений к обобщению. В дедукции ход рассуждения противоположный, т. е. от обобщений к конкретным фактам.
Основными логическими приемами формирования понятий являются анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, классификация. Понятие формируется на основе обобщения существенных признаков (т. е. свойств и отношений), присущих ряду' однородных предметов. Для выделения существенных признаков требуется абстрагироваться (отвлечься) от несущественных признаков, которых в любом предмете очень много. Этому служит сравнение, сопоставление предметов.
Для выделения ряда признаков требуется произвести анализ, т. е. мысленно расчленить целый предмет на его составные части, элементы, стороны, отдельные признаки, а затем осуществить обратную операцию — синтез (мысленное объединение) частей предмета, отдельных признаков (притом признаков существенных) в единое целое.
Активная самостоятельная работа мысли начинается только тогда, когда перед обучающимися возникает проблема, вопрос. Поэтому учителя и родители стараются так организовать занятия с подростками, чтобы перед ними чаще возникали проблемы различной сложности, что побуждало бы их к самостоятельному решению проблем (самостоятельное выведение формул и правил, нахождение исторических и географических закономерностей, самостоятельное построение доказательства теорем и т. д.).
Овладевая научным знанием, обучающиеся усваивают и определенный подход к процессу и результату учебно-познавательной деятельности. Этот подход при целенаправленном его формировании становится достоянием подростка, стилем его мышления. Задача педагога, задача взрослого — вооружить обучающихся принципами и характеристиками норм осуществления познавательной деятельности. Особенности мышления подростков можно определить при помощи диагностических методик.
Экспресс-диагностика приёмов умственной деятельности для обучающихся 5 классов
Тест рассчитан на 40 минут, состоит из шести заданий.
Задания №1 и №5 проверяют способность учащихся к анализу, задания №2 и №4 умение классифицировать, задание №3 - способность к абстрагированию, задание №4 - умение систематизировать, задание №6 - сравнивать, задание №5 - способность к синтезу. Если учащийся справляется с четырьмя заданиями из шести, то уровень способностей - удовлетворительный, с пятью - хороший, со всеми - высокий.
Задание № 1.
Из пяти предложенных слов подберите слово, находящееся с третьим в таком же отношении, как первое со вторым.
а) слово - буква = натуральное число - ? (величина, количество, цифра);
б) слагаемое - сумма = множитель - ?
(разность, делитель, произведение, умножение, деление);
в) термометр - температура = часы - ? (минуты, секунды, стрелки, цифры);
г) периметр - сантиметр - площадь - ? (длина, ширина, метр, квадратный сантиметр, прямоугольник);
д) квартира - м2 = поле - ? (а, км2, га, сотка, см2);
е) линейка - отрезок = транспортир - ? (инструмент, шкала, угол, измерение, градусная мера, построение).
Задание № 2. Среди чисел 5; 3/8; 7; 1; 9/5; 0,3; 12; 2/5; 1-; 0; 4/3; 5/5 выбери:
а) натуральные___________________________________________________
б) целые ________________________________________________________
в) обыкновенные дроби __________________________________________
г) десятичные дроби_______________________________________________
д) смешанные числа_______________________________________________
е) правильные дроби______________________________________________
ж) неправильные дроби____________________________________________
з) числа, больше 1________________________________________________
и) числа, меньше 1_______________________________________________
Задание № 3.
Выберите из скобок два слова, которые являются наиболее существенными для понятия, стоящего перед скобками:
а) числовое выражение (числа, скобки, значение, буквы, знаки действий)
б) степень (квадрат, показатель, куб, слагаемые, основание)
в) путь (время, перемещение, длина, скорость, формула)
г) куб (углы, чертёж, сторона, длина, обозначение)
д) произведение (слагаемые, множители, числа, буквы, умножение)
е) число (цифры, разряды, ноль, десятки, сотни)
Задание № 4.
Даны пять слов. Четыре из них объединены общим признаком. Пятое слово к ним не относится. Найдите лишнее слово.
а) треугольник, отрезок, длина, квадрат, круг
б) сложение, умножение, деление, слагаемое, вычитание
в) 0,6; 0,60; 0,600; 0,060; 0,6000
г) локоть, аршин, рука, метр, километр
д) тонна, центнер, масса, грамм, пуд
е) точка, отрезок, прямая, уравнение, плоскость
Задание № 5. Найти исходное слово
а) ноекрь
б) рдьбо
в)торксоз
г) ркгу
д) мдйю,
е) атчсоен
Задание № 6
Напишите слева черты сходства данных понятий, справа - черты различия:
а) луч - отрезок
б) 6- 12
в) слагаемое - множитель
г) уравнение - неравенство
д) числитель - знаменатель
е)3/4 - 11/4