kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие приемов умственной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие приёмов умственной деятельности на уроках математики

Не мыслям надобно учить, а учить мыслить.

Э. Кант

Развитие общества, наук, в частности, математики, появление новых взглядов на про­блемы обучения и воспитания, возникновение и развитие новых подходов к обучению, приво­дят к естественному пересмотру как содержания целей школьного образования, так и их поста­новке. Целью обучения становится не просто передача определённого багажа знаний, умений и навыков, соответствующих запрограммированному стандарту, а формирование у школьников способности и потребности самостоятельно приобретать их и переносить в новые нестандарт­ные ситуации; понимать и совершенствовать себя, творить, овладевать в дальнейшем профес­сиональным мастерством. Учёные отмечают, что в наше быстро меняющееся время, с которым связывают явление информационного бума, высокими темпами происходит увеличение объёма знаний человека в структуре мышления, но с точки зрения овладения логическими законами процесс мышления протекает, как правило, стихийно. Поэтому продуктивность мыслительной и особенно творческой деятельности школьников остаётся далеко позади их потенциальных возможностей и не в полной мере отвечает задачам современного обучения.

Целенаправленное, интенсивное развитие становится одной из центральных задач обучения, важнейшей проблемой его теории и практики. Под развивающим стали понимать такое обучение, при котором обучающиеся не только запоминают факты, усваивают правила и определения, но и обучаются рациональным приемам применения знаний на практике, переносу своих знаний и умений как в аналогичные, так и из­мененные условия. Это происходит благодаря развитию логического и творческого мышле­ния;  умению обобщать, абстрагировать, сравнивать, делать выводы, доказывать.

Развитие мышления обучающихся в процессе обучения математике в настоящее время выдви­гается на первое место не только в силу специфичности математики как науки, но и в силу того, что математика играет ведущую роль в современной науке, технике, производстве, жизни со­временного общества.

Дедукция и индукция -  одни из основных методов, которые используются в изучении учебного материала по математике. В индукции мы идем от отдельных посылок, суждений к новому суждению большей степени общности; от отдельных конкретных явлений к обобщению. В дедукции ход рассуждения противоположный, т. е. от обобщений к конкретным фак­там.

Основными логическими приемами формирования понятий являются анализ, синтез, срав­нение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, классификация. Понятие формируется на основе обобщения существенных признаков (т. е. свойств и отно­шений), присущих ряду' однородных предметов. Для выделения существенных признаков тре­буется абстрагироваться (отвлечься) от несущественных признаков, которых в любом предмете очень много. Этому служит сравнение, сопоставление предметов.

Для выделения ряда признаков требуется произвести анализ, т. е. мысленно расчленить це­лый предмет на его составные части, элементы, стороны, отдельные признаки, а затем осуще­ствить обратную операцию — синтез (мысленное объединение) частей предмета, отдельных признаков (притом признаков существенных) в единое целое.

Активная самостоятельная работа мысли начинается только тогда, когда перед обучающимися возникает проблема, вопрос. Поэтому учителя и родители стараются так организовать занятия с подростками, чтобы перед ними чаще возникали проблемы различной сложности, что побуждало бы их к самостоятельному решению проблем (самостоятельное выведение формул и правил, нахождение исторических и географических закономерностей, самостоятельное построение доказательства теорем и т. д.).

Овладевая научным знанием, обучающиеся усваивают и определенный подход к процессу и результату учебно-познавательной деятельности. Этот подход при целенаправ­ленном его формировании становится достоянием подростка, стилем его мышления. Задача педаго­га, задача взрослого — вооружить обучающихся принципами и характеристиками норм осуществления познавательной деятельности. Особенности мышления подростков можно определить при помощи диагностических методик.

Экспресс-диагностика приёмов умственной деятельности для обучающихся 5 классов

Тест рассчитан на 40 минут, состоит из шести заданий.

Задания №1 и №5 проверяют способность учащихся к анализу, задания №2 и №4 умение классифицировать, задание №3 - способность к абстрагированию, задание №4 - умение систематизировать, задание №6 - сравнивать, задание №5 - способность к синтезу. Если учащийся справляется с четырьмя заданиями из шести, то уровень способностей - удовлетворительный, с пятью - хороший, со всеми - высокий.

Задание № 1.

Из пяти предложенных слов подберите слово, находящееся с третьим в таком же отношении, как первое со вторым.

а) слово - буква = натуральное число - ? (величина, количество, цифра);

б) слагаемое - сумма = множитель - ?

(разность, делитель, произведение, умножение, деление);

в) термометр - температура = часы - ? (минуты, секунды, стрелки, цифры);

г) периметр - сантиметр - площадь - ? (длина, ширина, метр, квадратный сантиметр, прямоугольник);

д) квартира - м2 = поле - ? (а, км2, га, сотка, см2);

е) линейка - отрезок = транспортир - ? (инструмент, шкала, угол, измерение, градусная мера, построение).

Задание № 2. Среди чисел 5; 3/8;   7;    1;   9/5;   0,3;   12;   2/5; 1-;   0;   4/3;   5/5    выбери:

а) натуральные___________________________________________________

б) целые ________________________________________________________

в) обыкновенные дроби __________________________________________

г) десятичные дроби_______________________________________________

д) смешанные числа_______________________________________________

е) правильные дроби____________________________________________­­­­__

ж) неправильные дроби____________________________________________

з) числа, больше 1________________________________________________

и) числа, меньше 1_______________________________________________

Задание № 3.

Выберите из скобок два слова, которые являются наиболее существенными для понятия, стоящего перед скобками:

а) числовое выражение (числа, скобки, значение, буквы, знаки действий)

б) степень (квадрат, показатель, куб, слагаемые, основание)

в) путь (время, перемещение, длина, скорость, формула)

г) куб (углы, чертёж, сторона, длина, обозначение)

д) произведение (слагаемые, множители, числа, буквы, умножение)

е) число (цифры, разряды, ноль, десятки, сотни)

Задание № 4.

Даны пять слов. Четыре из них объединены общим признаком. Пятое слово к ним не относится. Найдите лишнее слово.

а) треугольник, отрезок, длина, квадрат, круг

б) сложение, умножение, деление, слагаемое, вычитание

в) 0,6; 0,60; 0,600;   0,060; 0,6000

г) локоть, аршин, рука, метр, километр

д) тонна, центнер, масса, грамм, пуд

е) точка, отрезок, прямая, уравнение, плоскость

Задание № 5. Найти исходное слово

а) ноекрь

б) рдьбо

в)торксоз

г) ркгу

д) мдйю,

е) атчсоен

Задание 6

Напишите слева черты сходства данных понятий, справа - черты различия:

а) луч - отрезок

б) 6- 12

в) слагаемое - множитель

г) уравнение - неравенство

д) числитель - знаменатель

е)3/4   -   11/4

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие приемов умственной деятельности »

Развитие приёмов умственной деятельности на уроках математики

Не мыслям надобно учить, а учить мыслить.

Э. Кант

Развитие общества, наук, в частности, математики, появление новых взглядов на про­блемы обучения и воспитания, возникновение и развитие новых подходов к обучению, приво­дят к естественному пересмотру как содержания целей школьного образования, так и их поста­новке. Целью обучения становится не просто передача определённого багажа знаний, умений и навыков, соответствующих запрограммированному стандарту, а формирование у школьников способности и потребности самостоятельно приобретать их и переносить в новые нестандарт­ные ситуации; понимать и совершенствовать себя, творить, овладевать в дальнейшем профес­сиональным мастерством. Учёные отмечают, что в наше быстро меняющееся время, с которым связывают явление информационного бума, высокими темпами происходит увеличение объёма знаний человека в структуре мышления, но с точки зрения овладения логическими законами процесс мышления протекает, как правило, стихийно. Поэтому продуктивность мыслительной и особенно творческой деятельности школьников остаётся далеко позади их потенциальных возможностей и не в полной мере отвечает задачам современного обучения.

Целенаправленное, интенсивное развитие становится одной из центральных задач обучения, важнейшей проблемой его теории и практики. Под развивающим стали понимать такое обучение, при котором обучающиеся не только запоминают факты, усваивают правила и определения, но и обучаются рациональным приемам применения знаний на практике, переносу своих знаний и умений как в аналогичные, так и из­мененные условия. Это происходит благодаря развитию логического и творческого мышле­ния; умению обобщать, абстрагировать, сравнивать, делать выводы, доказывать.

Развитие мышления обучающихся в процессе обучения математике в настоящее время выдви­гается на первое место не только в силу специфичности математики как науки, но и в силу того, что математика играет ведущую роль в современной науке, технике, производстве, жизни со­временного общества.

Дедукция и индукция - одни из основных методов, которые используются в изучении учебного материала по математике. В индукции мы идем от отдельных посылок, суждений к новому суждению большей степени общности; от отдельных конкретных явлений к обобщению. В дедукции ход рассуждения противоположный, т. е. от обобщений к конкретным фак­там.

Основными логическими приемами формирования понятий являются анализ, синтез, срав­нение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, классификация. Понятие формируется на основе обобщения существенных признаков (т. е. свойств и отно­шений), присущих ряду' однородных предметов. Для выделения существенных признаков тре­буется абстрагироваться (отвлечься) от несущественных признаков, которых в любом предмете очень много. Этому служит сравнение, сопоставление предметов.

Для выделения ряда признаков требуется произвести анализ, т. е. мысленно расчленить це­лый предмет на его составные части, элементы, стороны, отдельные признаки, а затем осуще­ствить обратную операцию — синтез (мысленное объединение) частей предмета, отдельных признаков (притом признаков существенных) в единое целое.

Активная самостоятельная работа мысли начинается только тогда, когда перед обучающимися возникает проблема, вопрос. Поэтому учителя и родители стараются так организовать занятия с подростками, чтобы перед ними чаще возникали проблемы различной сложности, что побуждало бы их к самостоятельному решению проблем (самостоятельное выведение формул и правил, нахождение исторических и географических закономерностей, самостоятельное построение доказательства теорем и т. д.).

Овладевая научным знанием , обучающиеся усваивают и определенный подход к процессу и результату учебно-познавательной деятельности. Этот подход при целенаправ­ленном его формировании становится достоянием подростка, стилем его мышления. Задача педаго­га, задача взрослого — вооружить обучающихся принципами и характеристиками норм осуществления познавательной деятельности. Особенности мышления подростков можно определить при помощи диагностических методик.

Экспресс-диагностика приёмов умственной деятельности для обучающихся 5 классов

Тест рассчитан на 40 минут, состоит из шести заданий.

Задания №1 и №5 проверяют способность учащихся к анализу, задания №2 и №4 умение классифицировать, задание №3 - способность к абстрагированию, задание №4 - умение систематизировать, задание №6 - сравнивать, задание №5 - способность к синтезу. Если учащийся справляется с четырьмя заданиями из шести, то уровень способностей - удовлетворительный, с пятью - хороший, со всеми - высокий.

Задание № 1.

Из пяти предложенных слов подберите слово, находящееся с третьим в таком же отношении, как первое со вторым.

а) слово - буква = натуральное число - ? (величина, количество, цифра);

б) слагаемое - сумма = множитель - ?

(разность, делитель, произведение, умножение, деление);

в) термометр - температура = часы - ? (минуты, секунды, стрелки, цифры);

г) периметр - сантиметр - площадь - ? (длина, ширина, метр, квадратный сантиметр, прямоугольник);

д) квартира - м2 = поле - ? (а, км2, га, сотка, см2);

е) линейка - отрезок = транспортир - ? (инструмент, шкала, угол, измерение, градусная мера, построение).

Задание № 2. Среди чисел 5; 3/8; 7; 1; 9/5; 0,3; 12; 2/5; 1-; 0; 4/3; 5/5 выбери:

а) натуральные___________________________________________________

б) целые ________________________________________________________

в) обыкновенные дроби __________________________________________

г) десятичные дроби_______________________________________________

д) смешанные числа_______________________________________________

е) правильные дроби____________________________________________­­­­__

ж) неправильные дроби____________________________________________

з) числа, больше 1________________________________________________

и) числа, меньше 1_______________________________________________

Задание № 3.

Выберите из скобок два слова, которые являются наиболее существенными для понятия, стоящего перед скобками:

а) числовое выражение (числа, скобки, значение, буквы, знаки действий)

б) степень (квадрат, показатель, куб, слагаемые, основание)

в) путь (время, перемещение, длина, скорость, формула)

г) куб (углы, чертёж, сторона, длина, обозначение)

д) произведение (слагаемые, множители, числа, буквы, умножение)

е) число (цифры, разряды, ноль, десятки, сотни)

Задание № 4.

Даны пять слов. Четыре из них объединены общим признаком. Пятое слово к ним не относится. Найдите лишнее слово.

а) треугольник, отрезок, длина, квадрат, круг

б) сложение, умножение, деление, слагаемое, вычитание

в) 0,6; 0,60; 0,600; 0,060; 0,6000

г) локоть, аршин, рука, метр, километр

д) тонна, центнер, масса, грамм, пуд

е) точка, отрезок, прямая, уравнение, плоскость

Задание № 5. Найти исходное слово

а) ноекрь

б) рдьбо

в)торксоз

г) ркгу

д) мдйю,

е) атчсоен

Задание 6

Напишите слева черты сходства данных понятий, справа - черты различия:

а) луч - отрезок

б) 6- 12

в) слагаемое - множитель

г) уравнение - неравенство

д) числитель - знаменатель

е)3/4 - 11/4


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Развитие приемов умственной деятельности

Автор: Ходакова Нина Анатольевна

Дата: 16.05.2015

Номер свидетельства: 212126

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(239) "«Использование информационных технологий  на занятиях   по развитию    психомоторики  и  сенсорных   процессов у обучающихся с ОВЗ» "
    ["seo_title"] => string(141) "ispol-zovaniie-informatsionnykh-tiekhnologhii-na-zaniatiiakh-po-razvitiiu-psikhomotoriki-i-siensornykh-protsiessov-u-obuchaiushchikhsia-s-ovz"
    ["file_id"] => string(6) "134960"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416838309"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(252) "Статья «Использование информационных технологий  на занятиях   по развитию    психомоторики  и  сенсорных   процессов у обучающихся с ОВЗ» "
    ["seo_title"] => string(149) "stat-ia-ispol-zovaniie-informatsionnykh-tiekhnologhii-na-zaniatiiakh-po-razvitiiu-psikhomotoriki-i-siensornykh-protsiessov-u-obuchaiushchikhsia-s-ovz"
    ["file_id"] => string(6) "135055"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416847479"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(192) "Календарно - тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности "Математика и конструирование" "
    ["seo_title"] => string(111) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-po-kursu-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-matiematika-i-konstruirovaniie"
    ["file_id"] => string(6) "219077"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1434006267"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Рабочая программа внеурочной деятельности "Математическое конструирование""
    ["seo_title"] => string(85) "rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-matiematichieskoie-konstruirovaniie"
    ["file_id"] => string(6) "252480"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1447398031"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(217) "ОБУЧЕНИЕ КАЗАХСКИМ НАРОДНЫМ ТАНЦАМ В ШКОЛЕ И МЕТОДЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ"
    ["seo_title"] => string(122) "obuchieniiekazakhskimnarodnymtantsamvshkolieimietodyprimieniaiemyievaktivizatsiipoznavatielnoidieiatielnostiuchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "315522"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459913879"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства