Просмотр содержимого документа
«Развитие мышления школьников на уроках математики»
Развитие мышления школьников на уроках математики
Неординарное решение задач дает возможность человеку совершенство- ваться. Формирование логического мышления является важной составной ча- стью педагогического процесса. Оказание помощи ученикам с целью проявле- ния своих способностей, развития инициативы, самостоятельности, творче- ского потенциала - одна из важных задач современной школы [1, с. 10]. Уже в начальной школе учащийся должен овладеть элементами логических действий (сравнение, классификация, обобщение, анализ и др.). По этой причине одна из главных целей, которые стоят перед педагогом заключается в развитии само- стоятельной логики мышления, позволяющей ученикам выстраивать умоза- ключения, аргументировать свои высказывания, логически связывать их между собой, делать заключения, обосновывать свои суждения и самостоятельно при- обретать знания. Математика является именно тем предметом, который откры- вает возможности это осуществлять в большой степени (4, с. 329].
Формирование мышления на уроках математики реализуется следующим образом:
- совместное и единовременное изучение связанных понятий и операций;
- обширное использование метода обратной задачи;
- применение деформированных упражнений;
-укрупнение исходного упражнения путем самостоятельного составле- ния учащимся новых заданий;
- одновременная подача одинаковой математической информации на не- скольких кодах.
Наглядное иллюстрирование взаимно-обратных операций принуждает учащегося рассуждать, иными словами, применять логические средства иссле- дования, которые способствуют развитию мыслительных операций.
Основная работа для развития логического мышления должна вестись с задачей. Поскольку в каждой задаче содержатся большие возможности для раз- вития логического мышления. Нестандартные логические задачи являются от- личным инструментом для такого развития. Наибольшего результата при этом можно достичь в результате применения различных форм работы над задачей (работа над решенной задачей; решение задач различными способами; пра- вильно организован способ анализа задачи - по вопросу или от данных к во- просу; представление ситуации, которая описана в задаче; самостоятельное со- ставление задач учащимися). Это даст возможность ознакомить учеников с ма- тематическими понятиями, терминами, символами и поспособствует развитию эмпирического и теоретического мышления [2, с. 24).
Таким образом, развитие мышления школьников на уроках математики - это основа для дальнейшего изучения понятий и для осознания закономерно- стей в разных интерпретациях.