kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие читательской грамотности на уроках математики в 5-6 классах

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье выявлена целесообразность использования различных видов учебных математических текстов для развития читательской грамотности учащихся 5-6 классов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие читательской грамотности на уроках математики в 5-6 классах»

Развитие читательской грамотности на уроках математики в 5-6 классах


Автор: Дмитриева Татьяна Николаевна

Организация: МАОУ СОШ № 146

Населенный пункт: Свердловская область, г. Екатеринбург

Аннотация. В статье выявлена целесообразность использования различных видов учебных математических текстов для развития читательской грамотности учащихся 5-6 классов.

Ключевые слова: смысл, смысловое чтение, учебные математические тексты, виды учебных математических текстов, этапы, виды деятельности учащихся.

 

В настоящее время современное общество нуждается в выпускниках школ, умеющих не только активно действовать в информационном пространстве, но и способных к принятию решения в ситуации выбора, к постановке проблемы, к осуществлению прогноза и работе в сотрудничестве.

Главная задача современной школы является развитие функциональной грамотности, одним из компонентов которой является читательская грамотность. Читательская же грамотность – это способность личности к чтению и пониманию любых письменных текстов и учебных материалов, направленная на формирование умения извлекать необходимую информацию из прочитанного, а также размышлять над предложенной тематикой, или иными словами развитие смыслового чтения [2].

В условиях глобальных образовательных тенденций, таких как: научить учиться, то есть ориентировать образовательную деятельность на активное освоение человеком способов добывания информации, активного ее осмысления и переработки, постоянного стимулирования познавательных запросов и потребностей личности, - доминирующей деятельностью в обучении должна стать деятельность текстовая. Речь идет о текстовой деятельности как многокомпонентном и многоуровневом предмете обучения.

Данные действия целесообразно вырабатывать на уроках математики, так как предмет математики предполагает работу со знаковой информацией и умение ее интерпретировать, изучение математических моделей, выстраивание логических цепочек в процессе изучения тем.

Особенность образовательной системы состоит в том, что необходимо помочь ученику самому добывать знания, ориентироваться в насыщенном информационном пространстве, то есть учит его работать творчески, а не только репродуктивно. Раньше основное внимание уделялось осознанию математических понятий, то теперь, прежде всего актуален вопрос их осмысления.

Учитывая специфику школьного предмета математики: высокую абстрактность его понятий, которая выражает в преобладании синтаксиса изложения в ущерб семантике, большую роль для организации обучения, нацеленного на понимание имеют один фактор – содержательный анализ учебного материала.

Возраст 10-11 лет актуален для исследований ввиду того, что ребенок в этот период переходит на новую ступень обучения - в среднее звено. Переход в среднее звено сопровождается определенными трудностями, проявляющимися падением успеваемости и появлением других проблем в учебе.

Анализ психолого-педагогической и методической литературы показал, что при переходе из начальной школы в 5 класс учащиеся вполне предрасположены к осмысленному условию учебного материала. И если такого состояния не достигается, то одна из причин является преобладание методов, форм, средств обучения, опирающихся на недостаточно развитое мышление, а, следовательно, непонимание и заучивание. Одним из средств развития смыслового чтения является работа с учебным математическим текстом.

В исследовании под развитие смыслового чтения будем понимать вид речевой деятельности, направленный на организацию процесса восприятия, понимания информации, обеспечение усвоения знаний и достижение определенной цели обучения.

В качестве средства повышения смыслового чтения, мы будем рассматривать учебные математические тексты. В процессе обучения математике умение работать с текстом является важнейшим средством развития смыслового чтения, так как оно позволяет сформировать понимание математического материала.

На основе проведенного в исследовании анализа психолого-педагогической и методической литературы, будем придерживаться следующего определения учебный математический текст: учебный математический текст – это логически связанная завершенная речевая структура, позволяющая организовать математическую деятельность в соответствии с поставленными образовательными целями.

По мнению Л.С.Выготского развитие любых личностных новообразований - умений, способностей, личностных качеств (в том числе и УУД, и умения учиться в целом), возможно только в деятельности.

Таким образом, развития любого умения проходит через следующие этапы [3]:

  • Приобретение первичного опыта выполнения действия и мотивация.

  • Формирование нового способа (алгоритма) действия, установление первичных связей с имеющимися способами.

  • Тренинг, уточнение связей, самоконтроль и коррекция.

  • Контроль.

Именно так учатся школьники писать и считать, решать задачи и примеры, пользоваться географической картой и музыкальным инструментом, петь и рисовать. Этот же путь они должны пройти и при формировании УУД, но изучаемые алгоритмы действий будут носить уже не узко предметный, а надпредметный характер: освоение норм целеполагания и проектирования, самоконтроля и коррекции собственных действий, поиска информации и работы с текстами, коммуникативного взаимодействия и др. [4].

Поэтому для того чтобы сформировать у учащихся любое УУД необходимо пройти следующие этапы, который проходит каждый ученик:

  • вначале при изучении различных учебных предметов у учащегося формируется первичный опыт выполнения УУД и мотивация к его самостоятельному выполнению;

  • основываясь на имеющемся опыте, учащийся осваивает знания об общем способе выполнения этого УУД;

  • далее изученное УУД включается в практику учения на предметном содержании разных учебных дисциплин, организуется самоконтроль и, при необходимости, коррекция его выполнения;

  • в завершение организуется контроль уровня сформированности этого УУД и его системное практическое использование в образовательной практике, как на уроках, так и во внеурочной деятельности [4].

Как видно на первый план выходит освоение деятельностных характеристик содержания образования (умения ставит цель, анализировать ситуацию, планировать и проектировать, продуктивно действовать, анализировать результаты и оценивать себя) [3].

С позиции особенностей процесса мышления и рефлексии процесс формирования УУД может быть представлен следующим образом:

  • Включение первичного индивидуального опыта знаний в процесс восприятия изучаемого объекта, формирование представлений о нем.

  • Исследование, осмысление, переосмысление информации и интерпретация деятельностного содержания на личностном уровне.

  • Создание учебной ситуации, направленной на понимание способа выполнения УУД.

  • Практическая деятельность, направленная на установление внутрипредметных и межпредметных связей.

  • Осуществление контроля сформированности УУД.

В данном исследовании, на основе выделенных этапов формирования УУД, для развития смыслового чтения целесообразно использовать следующие виды учебных математических текстов: текст-активизация индивидуального опыта, текст-проблема, текст-экстраполяция, текст-интерпретация, текст-перевод, текст-связь, текст-контроль.

Рассмотрим сказанное, на примере темы: "Сложение дробей с разными знаменателями"

  1. Включение первичного индивидуального опыта знаний в процесс восприятия изучаемого объекта, формирование представлений о нем.

Данному этапу соответствует текст-активизация индивидуального опыта.

(Учащимся была заранее предложено найти материалы о дробях в газетах, журналах, спросить у родителей, где и когда они сталкивались с дробями). Урок начинался с актуализации знаний учащихся. Учитель организует фронтальную работу по материалу домашнего задания, которое заключалось в сборе информации о дробях.

  1. Исследование, осмысление, переосмысление информации и интерпретация деятельностного содержания на личностном уровне.

Данному этапу соответствует текст-проблема.

Вместе с учащимися учитель проводит глубокий и всесторонний анализ информации.

Происходит обобщение информации, полученной от учащихся. Кроме того, учитель приводит новые примеры, соответствующие уже достигнутому пониманию дробей.

Учитель предлагает учащимся решить следующую задачу: " В роще растет 400 деревьев, из них – 7/20 клены, –3/50 березы, а остальные липы. Сколько лип растет в роще?"

Таким образом, перед учащимися возникает проблема - как сложить дроби с разными знаменателями.

  1. Создание учебной ситуации, направленной на понимание способа выполнения УУД.

На данном этапе используются следующие виды текстов:

  • Текст-перевод (умение переформулировать задачу с практического языка на язык математики, перевод из одной математической модели в другую).

Пример:

  1. Словесная формулировка задания.

Коля убирает кабинет за 20 мин, а Саша – за 30 мин. Какую часть кабинета уберут мальчики, работая вместе?

  1. Графическое представление задания (рис.1).

Рис. 1













3. Аналитическое представление задания.

Ответ: Работая вместе, мальчики уберут за одну 1/12 минуту класса.

 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Развитие читательской грамотности на уроках математики в 5-6 классах

Автор: Дмитриева Татьяна Николаевна

Дата: 01.04.2025

Номер свидетельства: 667800

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Приемы развития смыслового чтения на уроках математики в 5 классе"
    ["seo_title"] => string(69) "priemy_razvitiia_smyslovogo_chteniia_na_urokakh_matematiki_v_5_klasse"
    ["file_id"] => string(6) "589694"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1635269881"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(214) "Эффективность использования  развитие функциональной грамотности на пути повышения качества обучения обучающихся "
    ["seo_title"] => string(130) "effiektivnost-ispol-zovaniia-razvitiie-funktsional-noi-ghramotnosti-na-puti-povyshieniia-kachiestva-obuchieniia-obuchaiushchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "129096"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415635136"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(233) "«Повышение качества математического образования через развитие читательской грамотности на уроках математики в 5 и 6 классах»"
    ["seo_title"] => string(80) "povyshenie_kachestva_matematicheskogo_obrazovaniia_cherez_razvitie_chitatelskoi_"
    ["file_id"] => string(6) "609317"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1654777846"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(206) "Учебного курса «Вероятность и статистика» для развития функциональной математической грамотности обучающихся"
    ["seo_title"] => string(80) "uchebnogo_kursa_veroiatnost_i_statistika_dlia_razvitiia_funktsionalnoi_matematic"
    ["file_id"] => string(6) "641897"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1702285534"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(221) "Формирование функциональной грамотности как составляющей комплексной оценки предметных и метапредметных результатов""
    ["seo_title"] => string(80) "formirovanie_funktsionalnoi_gramotnosti_kak_sostavliaiushchei_kompleksnoi_otsenk"
    ["file_id"] => string(6) "653553"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1719222128"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1720 руб.
2640 руб.
1350 руб.
2070 руб.
1380 руб.
2130 руб.
1220 руб.
1870 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства