kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Повышение качества математического образования через развитие читательской грамотности на уроках математики в 5 и 6 классах»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматривается проблема формирования математической компетенции обучающихся. Рассматриваются шаги, которые проходят преподаватели вместе с учащимися при формировании навыков функциональной грамотности в целом. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Повышение качества математического образования через развитие читательской грамотности на уроках математики в 5 и 6 классах»»

Тихонова Ольга Владимировна

учитель математики МОУ-средней общеобразовательной школы №9

г. Аткарск, Саратовская область

e-mail: ovtikhonova.2027.mai.ru


«Повышение качества математического образования через развитие читательской грамотности на уроках математики в 5 и 6 классах»


В статье рассматривается проблема формирования математической компетенции обучающихся. Рассматриваются шаги, которые проходят преподаватели вместе с учащимися при формировании навыков функциональной грамотности в целом.

Ключевые слова: учитель, ученик, прием, стратегия, упражнение, мотивация, читательская грамотность, математическая грамотность.

В современном мире система школьного образования переживает большие перемены в своей структуре, на передний план в данный момент выходят требования общества к выпускникам: это лидерские качества, умение работы в команде, креативность, инициативность, ИТ-компетентность, финансовая и гражданская грамотности и многое другое. Заказ общества - на всесторонне развитую личность, способную принимать нестандартные решения, умеющую анализировать, сопоставлять имеющуюся информацию, делать выводы и использовать творчески полученные знания. И несомненно, что новые требования предъявляются к преподаванию школьных предметов, и математики в частности. Учителям нужно пересмотреть навыки приобретения критического мышления на уроках, в этом им могут помочь задания по формированию функциональной и читательской грамотности учащихся. В новых обстоятельствах процесс обучения выпускников в школе должен быть ориентирован на развитие компетентностей, способствующих реализации концепции «образование через всю жизнь.

Понятие «функциональная грамотность» предполагает владение умениями:

-выявлять проблемы, возникающие в окружающем мире, решаемые посредством математических знаний,

-решать их, используя математические знания и методы,

-обосновывать принятые решения путем математических суждений,

-анализировать использованные методы решения,

-интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной задачи

Функциональная грамотность, при оценивании качеств учащихся, делится на - читательскую (работа с текстами), математическую (решение задач и кейсов) и естественнонаучную. Далее будем рассматривать два направления: математическую и читательскую грамотности. При формировании навыков функциональной грамотности в целом, преподаватели вместе с учащимися проходят следующие шаги:

Читательская грамотность.

1. Обучение чтению: способность выбирать стратегию и тактику чтения в зависимости от цели чтения (гибкое чтение).

2. Развитие механизмов речи: умение делать эквивалентные замены, сжимать текст, предвидеть, предугадывать содержание текста.

3. Развитие устной и письменной речи:

-развитие орфоэпических навыков;

-работа по обогащению словарного запаса;

-развитие и совершенствование грамматического строя речи учащихся;

-развитие устной разговорной, учебно-научной, художественной речи;

-развитие письменной разговорной, учебно-научной, художественной речи.

В 5-м и 6-м классах важно научить детей гибкому чтению на уроках математики. Задания к упражнениям по степени сложности могут быть разными:

-определять главное и второстепенное в тексте задачи;

-сопоставлять данные по тексту, соотнести их характеристики;

-уметь формулировать вопросы по данным задачи (текста);

-составлять задачи по схеме (рисунку), используя частичные данные;

-вычленять новую информацию из текста и сформировать ее главную мысль по отношению к тексту;

- развивать механизм формирования научной речи, умение грамотно выражать свои мысли;

- формировать навыки работы с готовой информацией, работать по

алгоритму (схеме) из одного источника информации.

Математическая грамотность.

Одно из ведущих мест в «математической грамотности» отводится учебной задаче. Термин «учебная задача» - в широком понимании - это то, что выдвигается самим учеником для выполнения в процессе обучения в познавательных целях. Учебная задача часто рождается из проблемной ситуации, когда незнание сталкивается с чем-то новым, неизвестным, но решение учебной задачи состоит не в нахождении конкретного выхода, а в отыскании общего способа действия, принципа решения целого класса аналогичных задач. Учебная задача решается школьниками путем выполнения определенных действий: знаю – не знаю – хочу узнать. Типы учебных задач:

- задания, в которых имеются лишние данные;

- задания с противоречивыми данными;

- задания, в которых данных недостаточно для решения;

- многовариативные задания (имеют несколько вариантов решения).

В работе я столкнулась с тем, что «чистые» задачи по математике выполняются успешнее, чем задания, содержащие описание реальной ситуации. Наличие текста негативно сказывается на выполнении математической задачи. Это объясняется тем, что математические тексты имеют свои специфики:

1. Математические тексты написаны с помощью специальной символики. Для этих текстов характерна абстрактность освещаемых вопросов, лаконичность изложения, логическое построение, использование символов, формул и выражений, наличие чертежей, графиков, позволяющих перевести абстрактные понятия на язык образов и помочь читателю вскрыть существенные связи между рассматриваемыми объектами.

2. В тексте учебника встречаются ссылки на уже известный материал, и, если ученик с этим материалом не знаком или забыл, он не всегда может восстановить этот пробел самостоятельно.

3. Математические тексты кратко изложены, что влечет необходимость интенсивной мыслительной деятельности при его чтении. Строгое логическое построение текста, доказательность рассуждений, определенная последовательность утверждений, наличие логических связок — все это требует напряжение мысли, сосредоточения.

В своей работе учитель использует много различных приемов и методов подготовки к уроку. Наиболее широкое применение в современной школе получила технология развития критического мышления, включающая в себя основы смыслового чтения. Систематическая и планомерная работа по формированию умений работы с текстом учебника включает разнообразные аспекты, пополняясь ими в разных возрастных группах. Формирование навыков самостоятельной работы с книгой требует работы с учебником и на этапе закрепления пройденного материала, и при изучении нового.


Работа над чтением текста в 5-6 классах может быть организована с помощью различных стратегий работы с текстом.

Например, задания «на восстановление пропусков в тексте»:

Фрагмент урока в 5 классе: «Как записывают и читают числа»

Форма работы: групповая.

Задание: восстановите текст;

Карточка-задание

Спелая маковая головка полна крошечных __________; из каждого может вырасти целое растение. Сколько же получится маков, если зернышки все до единого ___________? Чтобы узнать это, надо сосчитать зернышки в целой головке. Оказывается, одна головка мака содержит 3000 зернышек.

Что отсюда следует? То, что будь вокруг нашего макового растения достаточная _________ подходящей земли, каждое упавшее зернышко дало бы росток, и будущим летом на этом месте выросло бы уже _______ маков. Целое маковое поле от одной головки!

Посмотрим же, что будет дальше. Каждое из _______ растений принесет не менее одной ___________, содержащей ________ зерен. Проросши, семена каждой головки дадут ____________ новых растений, и, следовательно, на второй год у нас будет уже не менее

3000 X 3000 = ______________ растений.

На третий год.

Легко рассчитать, что на третий год число потомков нашего единственного мака будет уже достигать

9 000 000 X 3000 = 27 миллиардов

А на четвертый год

27 000 000 000 X 3000 = _____ триллион

На пятом году макам станет тесно на земном шаре, потому что число растений сделается равным 81 000 000 000 000 X 3000 = 243 квадриллиона.

Карточка -ключ

Спелая маковая головка полна крошечных зернышек; из каждого может вырасти целое растение. Сколько же получится маков, если зернышки все до единого прорастут? Чтобы узнать это, надо сосчитать зернышки в целой головке. Оказывается, одна головка мака содержит 3000 зернышек.

Что отсюда следует? То, что будь вокруг нашего макового растения достаточная площадь подходящей земли, каждое упавшее зернышко дало бы росток, и будущим летом на этом месте выросло бы уже 3000 маков. Целое маковое поле от одной головки!

Посмотрим же, что будет дальше. Каждое из 3000 растений принесет не менее одной головки, содержащей 3000 зерен. Проросши, семена каждой головки дадут 3000 новых растений, и, следовательно, на второй год у нас будет уже не менее

3000 X 3000 = 9 000 000 растений.

На третий год.

Легко рассчитать, что на третий год число потомков нашего единственного мака будет уже достигать

9 000 000 X 3000 = 27 миллиардов

А на четвертый год

27 000 000 000 X 3000 = 81 триллион

На пятом году макам станет тесно на земном шаре, потому что число растений сделается равным 81 000 000 000 000 X 3000 = 243 квадриллиона.


Моими любимыми стратегиями работы с текстом являются «Чтение с остановками», «Чтение про себя с пометками (Инсёрт)», «Вопросы к тексту учебника».

Первая стратегия универсальна и применима в любом возрасте учащихся. Ее цель – управление процессом осмысления текста во время его чтения. Суть заключается в чтении отрывка текста и ответов на вопросы к нему до перехода к следующему отрывку. В зависимости от текста вопросы могут быть направлены на понимание текста, на прогноз содержания следующего отрывка или же и теми, и другими.

Вторую стратегию лучше использовать с подготовленными детьми, у которых уже есть навыки работы с текстом. Заключается она в том, что учащиеся про себя читают объяснительный текст учебника с карандашом в руках и ставят пометки, например, «+» - знаю, «-» - не знаю, «?» – надо обсудить. Можно параллельно заполнять таблицу в тетради, чтобы затем проще было обсуждать. Дальнейшее обсуждение может быть организовано в парах, группах или же фронтально.

В качестве примера применения стратегии «Вопросы к тексту учебника» приведу работу с вопросами к тексту параграфа «Диаграммы» (рис.1) учебника «Математика-5» Мерзляка А.Г. Стратегия формирует умение самостоятельно       работать      с   информацией, формулировать вопросы, работать в парах.

Рис.1


1. Прочитайте текст. 
2. Какие слова встречаются в тексте наиболее часто? Сколько раз? 
3. Какие слова выделены жирным шрифтом? Почему? 
4. Если бы вы читали текст вслух, то как бы вы дали понять, что это предложение главное?  (Речь идет о выделении фразы голосом. Здесь скрывается ненавязчивое, но надежное заучивание)

5. Какие виды диаграмм вы теперь знаете?

6. В каких случаях используют столбчатые, а в каких-круговые?

7. Из каких столбиков может состоять столбчатая диаграмма?

8. В каких задачах лучше использовать диаграмму из вертикальных столбиков, а в каких из горизонтальных? Приведите примеры.

9. Какую лучше применять диаграмму при решении задач на проценты и почему?

Данная работа облегчает подготовку к выполнению заданий с диаграммами ВПР по математике в 5 классе и в 6 классе.

Приведу пример такого задания:

Иван Максимов принимает участие в исследовательской деятельности. Для своего проекта он своем классе провел опрос, кто из ребят знает про исторические фильмы и смотрит их. По проведении опроса, Иван получил четыре варианта ответа (рис. 2):

Рис.2

Выберете верное (-ые) утверждение (-я):

1. Более 2/3 смотрели исторические фильмы.

2. Тех, кто никогда не смотрел исторические фильмы, меньше, чем ребят, которые смотрели.

3.  Фильмы про Древнюю Русь смотрели практические все ребята в классе

Правильный ответ

Т.к. фильмы про Древнюю Русь смотрело меньшее количество ребят, чем фильмы про Вторую мировую войну и Российскую Империю.

Ответ: 1 и 2

В своей работе использую приём «Верные и неверные утверждения», который позволяет подготовить учащихся к экзаменам без натаскивания.

Это универсальный прием, способствующий актуализации знаний учащихся и активизации мыслительной деятельности. Данный прием дает возможность быстро включить детей в мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы урока.

Стратегия формирует умение оценивать ситуацию или факты, умение анализировать информацию, умение отражать свое мнение. Детям предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: верно – «+», не верно – «-» (думаю, легко узнать здесь задание 10 из ВПР-6, задание 20 из ОГЭ и задание 18 из ЕГЭ базового уровня сложности).

Приведу пример задания из ВПР 6 класса:

 Задание 10

В семье Михайловых пятеро детей — три мальчика и две девочки.

Выберите верные утверждения и запишите в ответе их номера без пробелов, запятых или других дополнительных символов.

1) У каждой девочки в семье Михайловых есть две сестры.

2) Дочерей у Михайловых не меньше трёх.

3) Большинство детей в семье Михайловых — мальчики.

4) У каждого мальчика в семье Михайловых сестёр и братьев порону.


Все эти задания направлены на развитие математической и естественнонаучной грамотности, которое предполагает способность учащихся использовать знания, приобретенные ими за время обучения в школе, для решения разнообразных задач межпредметного и практико-ориентированного содержания, для дальнейшего обучения и успешной социализации в обществе.

Сегодня учитель перестал быть для ученика «единственным источником информации». Вовлечь каждого ученика в процесс обучения, суметь выслушать его, сделать его своим помощником или ассистентом, посмотреть глазами самого ребёнка на беспокоящую его проблему – вот задача для современного учителя.

В результате такой работы, учащиеся не только знакомятся с заданиями нестандартного характера, но и повышают математическую функциональную грамотность: расширяют свои знания, развивают образное мышление, находят взаимосвязь между различными явлениями, учатся объяснять причины наблюдаемых природных явлений, познают проявления физических закономерностей во многих областях и сферах человеческой деятельности: производственной, научно-исследовательской, социально-бытовой. Также учатся применять собственные знания для решения проблем, максимально приближенных к тем, с которыми приходится сталкиваться в реальной жизни.

 

Список используемой литературы и ресурсов:

1. Куропятник И.В. Чтение как стратегически важная компетентность для молодых людей// Педагогическая мастерская. Все для учителя. 2012. № 6

2. Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5 – 9 классах: Как реализовать ФГОС// Пособие для учителя. М.: Баласс, 2013.

3. Математика 5 класс/ Мерзляк А.Г. [и др.] – М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2018.

4. Математика 6 класс/ Мерзляк А.Г. [и др. ]– М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2018.

5. https://math6-vpr.sdamgia.ru/






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Ольга Владимировна Тихонова

Дата: 09.06.2022

Номер свидетельства: 609317


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства