Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности 7-9 классы "Решение нестандартных задач"»
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Сусловская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено
на заседании МО
протокол № 1
«30» августа 2019
___________________
Согласовано
на педагогическом совете
МБОУ «Сусловская СОШ»
протокол № 1
«31» августа 2019
Утверждена
Приказом № _____
МБОУ «Сусловская СОШ»
«31» августа 2019
Рабочая программа
курса
«Решение нестандартных задач.
Подготовка к олимпиаде»
7-9 класс
Составители
Сухаревская О.В.., учитель математики
Суслово
2019
Рабочая программа курса для 7-9 класса «Решение нестандартных задач. Подготовка к олимпиаде»
Сухаревская О.В., учитель информатики и математики
Программа согласована на Педагогическом совете МБОУ «Сусловская СОШ»
___ августа 2019 года, протокол №____
Данная программа составлена на основе авторской программыМ.С. Цветковой, О.Б. Богомолова «Информатика. Математика. Программы внеурочной деятельности для начальной и основной школы: 7-9 классы».
Рабочая программа курса «Решение нестандартных задач. Подготовка к олимпиаде» составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденным Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 № 1897, (с изменениями от 29 декабря 2014 № 1644, от 31.12.2015 г. № 1577) к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и программы формирования универсальных учебных действий;
основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «Сусловская СОШ», утвержденной приказом МБОУ «Сусловская СОШ» от 12.02.2015 № 40, с изменениями от 31.08.2015 № 157;
Положением о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов (курсов) в МБОУ «Сусловская СОШ», утвержденным приказом МБОУ «Сусловская СОШ» от 24.05.2016 № 120.
И на основе авторской программы М.С. Цветковой «Информатика. Математика. Программы внеурочной деятельности для начальной и основной школы: 7-9 классы. Бином. Лаборатория знаний».
Цель: обучение решению нестандартных задач по математике.
Задачи:
- обучить учащихся решению нестандартных задач;
- привить учащимся привычку к самостоятельному творческому труду;
- выработать у учащихся умение преодолевать трудности при решении задач, а также при любой работе, связанной с учебной деятельностью.
В соответствии с основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «Сусловская СОШ_ курс «Решение нестандартных задач. Подготовка к олимпиаде» изучается в 7-классе по 1 часу в неделю, в год 34 ч, в 8-классе по 1 часу в неделю, в год 34 ч, в 9-классе по 1 часу в неделю, в год 34 ч.
Планируемые результаты освоения учебного курса
Учащийся научится:
Метод подсчета. Признаки делимости на 9и 11. Числовые ребусы. Делимость и остатки. Остатки квадратов. Проценты. Десятичная система счисления. Неравенства в арифметике. Недесятичные системы счисления.
Задачи на перекладывание и построение фигур. Задачи на построение с идеей симметрии. Неравенство треугольника. Против большего угла лежит большая сторона. Вычисление площадей фигур разбиением на части и дополнением.
Логические таблицы. Взвешивания. Популярные и классические логические задачи
Алгоритм Евклида вычисления НОД. Решение уравнений в целых и натуральных числах. Метод полной индукции. Рациональные и иррациональные числа. Сравнения по модулю. Операции сложения и умножения на множестве вычетов. Малая теорема Ферма и теорема Вильсона.
Неравенство треугольника. Свойства треугольника, параллелограмма, трапеции. Подобные фигуры. Площадь треугольника и многоугольников. Окружность. Движение и гомотетия.
Принцип Дирихле. Раскраски. Инварианты. Игры. Четность. Взвешивания.
Разность квадратов: задачи на экстремум. Алгебраические тождества: треугольник Паскаля. Методы решения алгебраических уравнений. Методы решения систем алгебраических уравнений.
Идея непрерывности при решении задач на существование. Суммирование последовательностей. Рекуррентный способ задания последовательности. Числа Фибоначи.
Соответствие. Булевы операции на множествах. Формула включений и исключений. Мощность множества: счетные множества и континуум.
Правило произведения. Размещения и сочетания. Бином Ньютона и треугольник Паскаля. Правило дополнения. Правило кратного подсчета.
планировать и выполнять учебное исследование, используя оборудование, модели, методы и приемы, адекватные исследуемой проблеме;
распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путем научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;
использовать такие естественнонаучные методы и приемы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории
Личностные результаты:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
планировать пути достижения целей;
устанавливать целевые приоритеты;
уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им;
принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров.
адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации.
Познавательные УУД:
основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.
Коммуникативные УУД:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Предметные результаты:
формирование представлений о статистических данных закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о простейших вероятностных моделях;
развитие умений извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках, описывать и анализировать массивы числовых данных с помощью подходящих статистических характеристик, использовать понимание вероятностных свойств окружающих явлений при принятии решений;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных.
Содержание учебного курса
7 класс
Арифметика. Метод подсчета. Признаки делимости на 9и 11. Числовые ребусы. Делимость и остатки. Остатки квадратов. Проценты. Десятичная система счисления. Неравенства в арифметике. Недесятичные системы счисления.
Геометрия. Задачи на перекладывание и построение фигур. Задачи на построение с идеей симметрии. Неравенство треугольника. Против большего угла лежит большая сторона. Вычисление площадей фигур разбиением на части и дополнением.
Логика. Логические таблицы. Взвешивания. Популярные и классические логические задачи. Принцип Дирихле. Раскраски. Игры. Четность.
Алгебра. Разность квадратов. Квадрат суммы. Выделение полного квадрата. Разложение многочленов на множители.
Анализ. Разные задачи на движение. Суммирование последовательностей. Задачи на совместную работу.
Теория множеств. Булевы операции на множествах. Формула включений и исключений.
Комбинаторика. Правило произведения. Выборки с повторением и без. Правило дополнения. Правило кратного подсчета. Размещения и сочетания.
Графы. Четность и сумма ребер. Эйлеровые графы. Ориентированные графы.
Комбинаторная геометрия.
8 класс
Арифметика. Признаки делимости на 9и 11. Делимость и остатки. Остатки квадратов и кубов. Десятичная система счисления. Недесятичные системы счисления. Сравнения по модулю. Операции сложения и умножения на множестве вычетов. Неравенства в арифметике. Преобразование арифметических выражений. Бесконечные десятичные дроби и иррациональные числа. Арифметические конструкции. Метод полной индукции.
Геометрия. Задачи на перекладывание и построение фигур. Линии в треугольнике. Площадь треугольника и многоугольника. Доказательство через обратную теорему. Свойства треугольника, параллелограмма, трапеции. Построение циркулем и линейкой. Подобные фигуры.
Логика. Логические таблицы. Взвешивания. Принцип Дирихле. Раскраски. Игры. Четность. Инварианты.
Алгебра. Разность квадратов: Инварианты. Квадрат суммы и разности. Разложение многочленов на множители. Квадратный трехчлен. Алгебраические тождества. Методы решения алгебраических уравнений.
Анализ. Задачи на совместную работу. Разные задачи на движение. Задачи на составление уравнений. Суммирование последовательностей.
Теория множеств. Булевы операции на множествах. Формула включений и исключений. Соответствие.
Комбинаторика. Правило произведения. Выборка с повторением и без. Правило дополнения. Правило кратного подсчета. Размещения и сочетания. Свойства сочетаний. Метод «перегородок» (сочетание с повторениями).
Арифметика. Алгоритм Евклида вычисления НОД. Решение уравнений в целых и натуральных числах. Метод полной индукции. Рациональные и иррациональные числа. Сравнения по модулю. Операции сложения и умножения на множестве вычетов. Малая теорема Ферма и теорема Вильсона.
Геометрия. Неравенство треугольника. Свойства треугольника, параллелограмма, трапеции. Подобные фигуры. Площадь треугольника и многоугольников. Окружность. Движение и гомотетия.
Логика. Принцип Дирихле. Раскраски. Инварианты. Игры. Четность. Взвешивания.
Алгебра. Разность квадратов: задачи на экстремум. Алгебраические тождества: треугольник Паскаля. Методы решения алгебраических уравнений. Методы решения систем алгебраических уравнений.
Анализ. Идея непрерывности при решении задач на существование. Суммирование последовательностей. Рекуррентный способ задания последовательности. Числа Фибоначи.
Теория множеств. Соответствие. Булевы операции на множествах. Формула включений и исключений. Мощность множества: счетные множества и континуум.
Комбинаторика. Правило произведения. Размещения и сочетания. Бином Ньютона и треугольник Паскаля. Правило дополнения. Правило кратного подсчета.