Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
  «Средняя общеобразовательная школа № 118»
  
 
      |  «Принято»  на заседании МО учителей __________________________  протокол №______  от «____» ________201... г.  Руководитель МО ________ Ф.И.О. |  «Рассмотрено»  На заседании МС  Протокол № ___    от «___» _______201... г.  Заместитель директора по НМР ____________ Н.С.Лычагина |  «Утверждаю»  Директор МБОУ «СОШ №118»  _______А.К. Абросимова  Приказ № ____ «____»_______201.. г. | 
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  Рабочая программа
  курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» для 1б класса
  на 2017/2018учебный год
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  Составитель: Бухалова Лилия Геннадьевна,
  учитель начальных классов
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
 
 
 
 
 Барнаул, 2017 г.
 
 
 Пояснительная записка
  
 
  Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:
   обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. №189);
  -  Основная образовательная программа МБОУ «СОШ №118» 
-  Устав МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №118».   
-  Учебный план на 2017/2018 год; 
-  Годовой учебный календарный график на 2017/2018 год; 
-  Положение о рабочей программе курсов внеурочной деятельности МБОУ «СОШ №118»; 
-  Сборник программ внеурочной деятельности:1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана-Граф, 2013.   
 Цели факультатива:
  -развитие математических способностей учащихся;  
  -формирование элементов логической и алгоритмической грамотности;  
  -формирование коммуникативных умений младших школьников
  Программа рассчитана на 32 занятия, 1 час в неделю.
  Факультатив «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников, и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности, которая не мешает умственной работе. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми, работа в парах, группах, смена состава. Факультатив не требует от учащихся дополнительных математических знаний. В программе содержится полезная, любопытная информация, занимательные математические факты способные дать простор воображению. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять и причины, формулировать выводы. Движение от вопроса к ответу-это возможность научиться рассуждать, сомневаться, задумываться.
  Виды учебной деятельности, используемые при изучении: игровая, исследовательская, проектная, контрольно-оценивающая, творческая, практическая, рефлексивная.  
  Формы учебной деятельности: групповая, парная, индивидуальная, фронтальная.  
  Формы и виды учебной деятельности, рекомендуемые для организации занятий в рамках факультатива, основываются на сочетании различных методов обучения:
  • словесных, которые наиболее успешно решают задачу формирования теоретических и фактических знаний, а их применение способствует развитию логического мышления, речевых умений и эмоциональной сферы личности;
  • наглядных, которые наиболее успешно решают задачу развития образного мышления, познавательного интереса, воспитания художественного вкуса и формирования культурной эрудиции;
  • практических, проблемно-поисковых и методах самостоятельной работы, применение которых необходимо для закрепления теоретических знаний и способствует совершенствованию умений практической деятельности в конкретной сфере, развитию самостоятельности мышления и познавательного интереса;
  • репродуктивных, необходимых для получения фактических знаний, развития наглядно-образного мышления, памяти, навыков учебного труда;
  • индуктивных и дедуктивных, оптимальное чередование которых (с преобладанием индуктивных) обеспечит сохранение логики содержания и будет способствовать развитию логического и предметного мышления.
  Применение перечисленных методов обучения в их оптимальном сочетании при изучении обеспечит практическую направленность учебного процесса, будет способствовать созданию реальных возможностей для получения учащимися новых знаний и совершенствования универсальных учебных действий, создаст условия для применения их в практической деятельности, исключит формальный подход и механическое усвоение фактов и теоретических сведений.
  
 
  Содержание программы
  
 
  Числа. Арифметические действия. Величины.
  Название и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях, выпавших кубиках. Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления. Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия та чтобы в ответе получилось заданное число, и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.
  Заполнение числовых кроссвордов. Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.
  Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, кот рое читается одинаково слева направо и справа налево. Поиск и чтение слов, связанных с математикой. Занимательные задания с римскими цифрами. Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.
  Универсальные учебные действия:
  -сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способ для выполнения конкретного задания;
  -моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;
  -применять изученные способы учебной работы и приёмы вычисления для работы с числовыми головоломками;
  -анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;
  -включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
  -выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
  -аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
  -сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
  -контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
  Мир занимательных задач.
  Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи. Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах. Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений, Задачи на доказательство. Обоснование выполняемых и выполненных действий. Решение олимпиадных задач. Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.
  Универсальные учебные действия:
  -анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины); 
  -искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
  -моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;
  -конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;
  -объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;
  -воспроизводить способ решения задачи;
  -сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
  -анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;
  -оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);
  -участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;
  -конструировать несложные задачи.
  Геометрическая мозаика.
  Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелки, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) — «путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание. Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии. Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу. Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу). Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).
  Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
  Универсальные учебные действия:
  -ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;
  -ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки, указывающие направление движения;
  -проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);
  -выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;
  -анализировать расположение деталей (треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции;
  -составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции;
  -выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции;
  -сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
  -объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;
  -анализировать предложенные возможные варианты верного решения;
  -моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток;
  -осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образца
  Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения факультатива «Занимательная математика»:
  Личностные результаты:
  -развитие любознательности, сообразительности при выполнении заданий проблемного и эвристического характера;
  -развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности;
  -воспитание чувства справедливости, ответственности;
  -развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления
  Метапредметные и предметные результаты отражены в содержании программы (УУД).
  Планируемые образовательные результаты изучения факультатива «Занимательная математика»
  Личностные УУД. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг».
  Уважение к своему народу, к своей родине.  
  Освоение личностного смысла учения, желания учиться.  
  Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.
  Освоение личностного смысла учения, желания учиться.  
  Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм 
  Регулятивные УУД. Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
  Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности.
  Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.  
  Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
  Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.
  Использовать в работе простейшие инструменты и более сложные приборы (циркуль).
  Корректировать выполнение задания в дальнейшем.
  Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.
  Познавательные УУД. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания.  
  Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.
  Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу.  
  Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; составлять простой план.
  Определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания.  
  Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях в учебнике.
  Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы
  Коммуникативные УУД. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
  Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.
  Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.  
  Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
  Предметные УУД. Называть любое следующее (предыдущее) при счёте число в пределах 100, а также любой отрезок натурального ряда чисел от 20 до 100 в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа; пересчитывать предметы десятками, выражать числом получаемые результаты.
  Моделировать десятичный состав двузначного числа с помощью цветных палочек Кюизенера (оранжевая палочка длиной 10 см — десяток, белая длиной 1 см — единица).
  Характеризовать расположение чисел на числовом луче.
  Называть координату данной точки, указывать на луче точку с заданной координатой.
  Сравнивать числа разными способами: с использованием числового луча, по разрядам.
  Упорядочивать данные числа (располагать их в порядке увеличения или уменьшения)
  Моделировать алгоритмы сложения и вычитания чисел с помощью цветных палочек с последующей записью вычислений столбиком.
  Выполнять действия самоконтроля и взаимоконтроля: проверять правильность вычислений с помощью микрокалькулятора
  Воспроизводить результаты табличных случаев умножения однозначных чисел и соответствующих случаев деления. Называть (вычислять) одну или несколько долей числа и число по его доле.
  Моделировать алгоритмы сложения и вычитания чисел с помощью цветных палочек с последующей записью вычислений столбиком.
  Выполнять действия самоконтроля и взаимоконтроля: проверять правильность вычислений с помощью.
  Воспроизводить результаты табличных случаев умножения однозначных чисел и соответствующих случаев деления. Называть (вычислять) одну или несколько долей числа и число по его доле.
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  Календарно-тематическое планирование факультатива  
  «Занимательная математика»
  
 
        | № п/п | 
 | Тема занятия | Кол-во часов | 
 | 
  | Наименование раздела | Сроки | 
  | 1 | Мир занимательных задач. | Математика – это интересно | 1 | 04.09-08.09 | 
  | 2 | Геометрическая мозаика. 
 | Танграм: древняя китайская головоломка | 1 | 11.09-15.09 | 
  | 3 | Числч.Арифметические действия.Величины. 
 | Путешествие точки | 1 | 18.09-22.09 | 
  | 4 | Числч.Арифметические действия.Величины. 
 | Игры с кубиками | 1 | 25.09-29.09 | 
  | 5 | Геометрическая мозаика. 
 | Таграм: древняя китайская головоломка | 1 | 02.10-06.10 | 
  | 6 | Числч.Арифметические действия.Величины. 
 | Волшебная линейка | 1 | 09.10-13.10 | 
  | 7 | Числч.Арифметические действия.Величины. 
 | Праздник числа 10 | 1 | 16.10-20.10 | 
  | 8 | Геометрическая мозаика. 
 | Конструирование многоугольников из деталей танграма | 1 | 23.10-27.10 | 
  | 9 | Числч.Арифметические действия.Величины. 
 | Игра – соревнование «Весёлый счёт»   | 1 | 06.11-10.11 | 
  | 10 | Числч.Арифметические действия.Величины. 
 | Игры с кубиками | 1 | 13.11-17.11 | 
  | 11 | Геометрическая мозаика. 
 | Конструкторы Лего | 1 | 20.11-24.11 | 
  | 12 | Геометрическая мозаика. 
 | Конструкторы Лего | 1 | 27.11-01.12 | 
  | 13 | Геометрическая мозаика. 
 | Весёлая геометрия | 1 | 04.12-08.12 | 
  | 14 | Числч.Арифметические действия.Величины. 
 | Математические игры | 1 | 11.12-15.12 | 
  | 15 | Мир занимательных задач. | «Спичечный конструктор» | 1 | 18.12-22.12 | 
  | 16 | Мир занимательных задач. | «Спичечный конструктор» | 1 | 25.12-29.12 | 
  | 17 | Мир занимательных задач. | Задачи – смекалки | 1 | 11.01-12.01 | 
  | 18 | Геометрическая мозаика. 
 | Прятки с фигурами | 1 | 15.01-19.01 | 
  | 19 | Числч.Арифметические действия.Величины. 
 | Математические игры | 1 | 22.01-26.01 | 
  | 20 | Мир занимательных задач. | Числовые головоломки | 1 | 29.01-02.02 | 
  | 21 | Мир занимательных задач. | Математическая карусель | 1 | 05.02-09.02 | 
  | 22 | Мир занимательных задач. | Математическая карусель | 1 | 12.02-16.02 | 
  | 23 | Геометрическая мозаика. 
 | Уголки | 1 | 26.02-02.03 | 
  | 24 | Числч.Арифметические действия.Величины. 
 | Игра в магазин | 1 | 05.03-09.03 | 
  | 25 | Геометрическая мозаика. 
 | Конструирование многоугольников из деталей танграма | 1 | 12.03-16.03 | 
  | 26 | Числч.Арифметические действия.Величины. 
 | Игры с кубиками | 1 | 19.03-23.03 | 
  | 27 | Числч.Арифметические действия.Величины. 
 | Математическое путешествие | 1 | 02.04-06.04 | 
  | 28 | Числч.Арифметические действия.Величины. 
 | Математические игры | 1 | 09.04-13.04 | 
  | 29 | Мир занимательных задач. | Секреты задач | 1 | 16.04-20.04 | 
  | 30 | Мир занимательных задач. | Математическая карусель | 1 | 23.04-27.04 | 
  | 31 | Мир занимательных задач. | Числовые головоломки | 1 | 30.04-04.05 | 
  | 32 | Числч.Арифметические действия.Величины. 
 | Математические игры | 1 | 07.05-11.05 | 
  | 
 | 
 | Всего | 32 | 
 | 
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  Лист экспертной оценки рабочей программы по курсу внеурочной деятельности
  
 
  Наименование курса «Занимательная математика»
  Класс 1Б
  Составитель программы Бухалова Л.Г.
  Дата заполнения «___» __________ 2017 год
      | Критерии оценки | Отметки эксперта | Замечания эксперта | 
  |  Соответствие структуре и требованиям к содержанию структурных компонентов, определенной  Положением   
 | 
  | Титульный лист | 
 | 
 | 
  |  1.Соотвествие структуре, определенной  Положением:  пояснительная записка  содержание курса  планируемые результаты:  - метапредметные, предметные и  личностные результаты тематическое планирование | 
 | 
 | 
 
  
 
  
 
  Учитель – эксперт МО ________________ /________________________________
  
 
  Учитель – разработчик __________________/____________________________
  
 
  
 
  
 
  Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
  «Средняя общеобразовательная школа № 118»
  
 
      |  «Принято»  на заседании МО учителей ____________________________  протокол №______  от «____»________201.. г.  Руководитель МО ________ Ф.И.О. |  «Рассмотрено»  На заседании МС  Протокол № ___    от «___»_______201.. г.  Заместитель директора по НМР ____________ Н.С.Лычагина |  «Утверждаю»  Директор МБОУ «СОШ №118»  _______А.К. Абросимова  Приказ № ____ «____»_______201.. г. | 
 
  
 
  
 
  
 
  Лист корректировки рабочей программы
  
 
        | Количество пропущенных уроков | Корректируемый раздел (часов по плану/ часов после корректировки) | Корректируемые темы (кол-во часов по плану/ кол-во часов после корректировки) | За счет чего произведена корректировка (объединение уроков) |  Сроки проведения план/факт | 
  | 
 | 
 | 
 | 
 |  
  
  
  
  
  
  
  
 
 | 
 
  В связи с _________________________________________ произведена корректировка рабочей программы по ____________________________ в ___ классе
  
 
  
 
  Учитель ____________________________
  Дата _________________
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
   
  
  
 
  Учебно-методическое обеспечение:
  -  Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 192 с. 
-  Кочурова Е. Э.Дружим с математикой: рабочая тетрадь для учащихся 2 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2014. 
 Материально-техническое обеспечение:
  -  кубики игральные; 
-  комплекты карточек с числами; 
-  «Математический веер: цифры и знаки»; 
-  настольные математические игры; 
-  часовой циферблат; 
-  набор карточек с математическими заданиями; 
-  плакат «Таблица умножения»; 
-  таблицы для начальной школы; 
-  танграм; 
-  счётные палочки; 
-  техническое оснащение: магнитная доска, компьютер, диапроектор. 
 
 
  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 12