Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 118»
«Принято» на заседании МО учителей __________________________ протокол №______ от «____» ________201... г. Руководитель МО ________ Ф.И.О. | «Рассмотрено» На заседании МС Протокол № ___ от «___» _______201... г. Заместитель директора по НМР ____________ Н.С.Лычагина | «Утверждаю» Директор МБОУ «СОШ №118» _______А.К. Абросимова Приказ № ____ «____»_______201.. г. |
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» для 1б класса
на 2017/2018учебный год
Составитель: Бухалова Лилия Геннадьевна,
учитель начальных классов
Барнаул, 2017 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:
обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. №189);
Основная образовательная программа МБОУ «СОШ №118»
Устав МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №118».
Учебный план на 2017/2018 год;
Годовой учебный календарный график на 2017/2018 год;
Положение о рабочей программе курсов внеурочной деятельности МБОУ «СОШ №118»;
Сборник программ внеурочной деятельности:1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана-Граф, 2013.
Цели факультатива:
-развитие математических способностей учащихся;
-формирование элементов логической и алгоритмической грамотности;
-формирование коммуникативных умений младших школьников
Программа рассчитана на 32 занятия, 1 час в неделю.
Факультатив «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников, и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности, которая не мешает умственной работе. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми, работа в парах, группах, смена состава. Факультатив не требует от учащихся дополнительных математических знаний. В программе содержится полезная, любопытная информация, занимательные математические факты способные дать простор воображению. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять и причины, формулировать выводы. Движение от вопроса к ответу-это возможность научиться рассуждать, сомневаться, задумываться.
Виды учебной деятельности, используемые при изучении: игровая, исследовательская, проектная, контрольно-оценивающая, творческая, практическая, рефлексивная.
Формы учебной деятельности: групповая, парная, индивидуальная, фронтальная.
Формы и виды учебной деятельности, рекомендуемые для организации занятий в рамках факультатива, основываются на сочетании различных методов обучения:
• словесных, которые наиболее успешно решают задачу формирования теоретических и фактических знаний, а их применение способствует развитию логического мышления, речевых умений и эмоциональной сферы личности;
• наглядных, которые наиболее успешно решают задачу развития образного мышления, познавательного интереса, воспитания художественного вкуса и формирования культурной эрудиции;
• практических, проблемно-поисковых и методах самостоятельной работы, применение которых необходимо для закрепления теоретических знаний и способствует совершенствованию умений практической деятельности в конкретной сфере, развитию самостоятельности мышления и познавательного интереса;
• репродуктивных, необходимых для получения фактических знаний, развития наглядно-образного мышления, памяти, навыков учебного труда;
• индуктивных и дедуктивных, оптимальное чередование которых (с преобладанием индуктивных) обеспечит сохранение логики содержания и будет способствовать развитию логического и предметного мышления.
Применение перечисленных методов обучения в их оптимальном сочетании при изучении обеспечит практическую направленность учебного процесса, будет способствовать созданию реальных возможностей для получения учащимися новых знаний и совершенствования универсальных учебных действий, создаст условия для применения их в практической деятельности, исключит формальный подход и механическое усвоение фактов и теоретических сведений.
Содержание программы
Числа. Арифметические действия. Величины.
Название и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях, выпавших кубиках. Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления. Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия та чтобы в ответе получилось заданное число, и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.
Заполнение числовых кроссвордов. Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.
Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, кот рое читается одинаково слева направо и справа налево. Поиск и чтение слов, связанных с математикой. Занимательные задания с римскими цифрами. Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.
Универсальные учебные действия:
-сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способ для выполнения конкретного задания;
-моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;
-применять изученные способы учебной работы и приёмы вычисления для работы с числовыми головоломками;
-анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;
-включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
-выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
-аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
-сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
-контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Мир занимательных задач.
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи. Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах. Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений, Задачи на доказательство. Обоснование выполняемых и выполненных действий. Решение олимпиадных задач. Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.
Универсальные учебные действия:
-анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);
-искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
-моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;
-конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;
-объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;
-воспроизводить способ решения задачи;
-сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
-анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;
-оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);
-участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;
-конструировать несложные задачи.
Геометрическая мозаика.
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелки, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) — «путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание. Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии. Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу. Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу). Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).
Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Универсальные учебные действия:
-ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;
-ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки, указывающие направление движения;
-проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);
-выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;
-анализировать расположение деталей (треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции;
-составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции;
-выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции;
-сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
-объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;
-анализировать предложенные возможные варианты верного решения;
-моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток;
-осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образца
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения факультатива «Занимательная математика»:
Личностные результаты:
-развитие любознательности, сообразительности при выполнении заданий проблемного и эвристического характера;
-развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности;
-воспитание чувства справедливости, ответственности;
-развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления
Метапредметные и предметные результаты отражены в содержании программы (УУД).
Планируемые образовательные результаты изучения факультатива «Занимательная математика»
Личностные УУД. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг».
Уважение к своему народу, к своей родине.
Освоение личностного смысла учения, желания учиться.
Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.
Освоение личностного смысла учения, желания учиться.
Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм
Регулятивные УУД. Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности.
Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.
Использовать в работе простейшие инструменты и более сложные приборы (циркуль).
Корректировать выполнение задания в дальнейшем.
Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.
Познавательные УУД. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания.
Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.
Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу.
Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; составлять простой план.
Определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания.
Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях в учебнике.
Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы
Коммуникативные УУД. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.
Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.
Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Предметные УУД. Называть любое следующее (предыдущее) при счёте число в пределах 100, а также любой отрезок натурального ряда чисел от 20 до 100 в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа; пересчитывать предметы десятками, выражать числом получаемые результаты.
Моделировать десятичный состав двузначного числа с помощью цветных палочек Кюизенера (оранжевая палочка длиной 10 см — десяток, белая длиной 1 см — единица).
Характеризовать расположение чисел на числовом луче.
Называть координату данной точки, указывать на луче точку с заданной координатой.
Сравнивать числа разными способами: с использованием числового луча, по разрядам.
Упорядочивать данные числа (располагать их в порядке увеличения или уменьшения)
Моделировать алгоритмы сложения и вычитания чисел с помощью цветных палочек с последующей записью вычислений столбиком.
Выполнять действия самоконтроля и взаимоконтроля: проверять правильность вычислений с помощью микрокалькулятора
Воспроизводить результаты табличных случаев умножения однозначных чисел и соответствующих случаев деления. Называть (вычислять) одну или несколько долей числа и число по его доле.
Моделировать алгоритмы сложения и вычитания чисел с помощью цветных палочек с последующей записью вычислений столбиком.
Выполнять действия самоконтроля и взаимоконтроля: проверять правильность вычислений с помощью.
Воспроизводить результаты табличных случаев умножения однозначных чисел и соответствующих случаев деления. Называть (вычислять) одну или несколько долей числа и число по его доле.
Календарно-тематическое планирование факультатива
«Занимательная математика»
№ п/п | | Тема занятия | Кол-во часов | |
Наименование раздела | Сроки |
1 | Мир занимательных задач. | Математика – это интересно | 1 | 04.09-08.09 |
2 | Геометрическая мозаика. | Танграм: древняя китайская головоломка | 1 | 11.09-15.09 |
3 | Числч.Арифметические действия.Величины. | Путешествие точки | 1 | 18.09-22.09 |
4 | Числч.Арифметические действия.Величины. | Игры с кубиками | 1 | 25.09-29.09 |
5 | Геометрическая мозаика. | Таграм: древняя китайская головоломка | 1 | 02.10-06.10 |
6 | Числч.Арифметические действия.Величины. | Волшебная линейка | 1 | 09.10-13.10 |
7 | Числч.Арифметические действия.Величины. | Праздник числа 10 | 1 | 16.10-20.10 |
8 | Геометрическая мозаика. | Конструирование многоугольников из деталей танграма | 1 | 23.10-27.10 |
9 | Числч.Арифметические действия.Величины. | Игра – соревнование «Весёлый счёт» | 1 | 06.11-10.11 |
10 | Числч.Арифметические действия.Величины. | Игры с кубиками | 1 | 13.11-17.11 |
11 | Геометрическая мозаика. | Конструкторы Лего | 1 | 20.11-24.11 |
12 | Геометрическая мозаика. | Конструкторы Лего | 1 | 27.11-01.12 |
13 | Геометрическая мозаика. | Весёлая геометрия | 1 | 04.12-08.12 |
14 | Числч.Арифметические действия.Величины. | Математические игры | 1 | 11.12-15.12 |
15 | Мир занимательных задач. | «Спичечный конструктор» | 1 | 18.12-22.12 |
16 | Мир занимательных задач. | «Спичечный конструктор» | 1 | 25.12-29.12 |
17 | Мир занимательных задач. | Задачи – смекалки | 1 | 11.01-12.01 |
18 | Геометрическая мозаика. | Прятки с фигурами | 1 | 15.01-19.01 |
19 | Числч.Арифметические действия.Величины. | Математические игры | 1 | 22.01-26.01 |
20 | Мир занимательных задач. | Числовые головоломки | 1 | 29.01-02.02 |
21 | Мир занимательных задач. | Математическая карусель | 1 | 05.02-09.02 |
22 | Мир занимательных задач. | Математическая карусель | 1 | 12.02-16.02 |
23 | Геометрическая мозаика. | Уголки | 1 | 26.02-02.03 |
24 | Числч.Арифметические действия.Величины. | Игра в магазин | 1 | 05.03-09.03 |
25 | Геометрическая мозаика. | Конструирование многоугольников из деталей танграма | 1 | 12.03-16.03 |
26 | Числч.Арифметические действия.Величины. | Игры с кубиками | 1 | 19.03-23.03 |
27 | Числч.Арифметические действия.Величины. | Математическое путешествие | 1 | 02.04-06.04 |
28 | Числч.Арифметические действия.Величины. | Математические игры | 1 | 09.04-13.04 |
29 | Мир занимательных задач. | Секреты задач | 1 | 16.04-20.04 |
30 | Мир занимательных задач. | Математическая карусель | 1 | 23.04-27.04 |
31 | Мир занимательных задач. | Числовые головоломки | 1 | 30.04-04.05 |
32 | Числч.Арифметические действия.Величины. | Математические игры | 1 | 07.05-11.05 |
| | Всего | 32 | |
Лист экспертной оценки рабочей программы по курсу внеурочной деятельности
Наименование курса «Занимательная математика»
Класс 1Б
Составитель программы Бухалова Л.Г.
Дата заполнения «___» __________ 2017 год
Критерии оценки | Отметки эксперта | Замечания эксперта |
Соответствие структуре и требованиям к содержанию структурных компонентов, определенной Положением |
Титульный лист | | |
1.Соотвествие структуре, определенной Положением: пояснительная записка содержание курса планируемые результаты: - метапредметные, предметные и личностные результаты тематическое планирование | | |
Учитель – эксперт МО ________________ /________________________________
Учитель – разработчик __________________/____________________________
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 118»
«Принято» на заседании МО учителей ____________________________ протокол №______ от «____»________201.. г. Руководитель МО ________ Ф.И.О. | «Рассмотрено» На заседании МС Протокол № ___ от «___»_______201.. г. Заместитель директора по НМР ____________ Н.С.Лычагина | «Утверждаю» Директор МБОУ «СОШ №118» _______А.К. Абросимова Приказ № ____ «____»_______201.. г. |
Лист корректировки рабочей программы
Количество пропущенных уроков | Корректируемый раздел (часов по плану/ часов после корректировки) | Корректируемые темы (кол-во часов по плану/ кол-во часов после корректировки) | За счет чего произведена корректировка (объединение уроков) | Сроки проведения план/факт |
| | | | |
В связи с _________________________________________ произведена корректировка рабочей программы по ____________________________ в ___ классе
Учитель ____________________________
Дата _________________
Учебно-методическое обеспечение:
Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 192 с.
Кочурова Е. Э.Дружим с математикой: рабочая тетрадь для учащихся 2 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2014.
Материально-техническое обеспечение:
кубики игральные;
комплекты карточек с числами;
«Математический веер: цифры и знаки»;
настольные математические игры;
часовой циферблат;
набор карточек с математическими заданиями;
плакат «Таблица умножения»;
таблицы для начальной школы;
танграм;
счётные палочки;
техническое оснащение: магнитная доска, компьютер, диапроектор.
12