Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка "Моделирование"»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Перхляйская основная общеобразовательная школа»
Рузаевского муниципального района
Рассмотрена и одобрена на заседании « Утверждаю» руководитель образо-
методического совета вательного учредения
Председатель МС__________/Сергунова Н.И./ ______________/Чумаева С.Н./
«____» ____________201 г. «____» ____________________201
Рабочая программа кружка
« математический»
Составитель :Толстякова Р.Х.
.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Занятия художественной практической деятельностью решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Большое внимание в кружке уделяется духовно-нравственному воспитанию младшего школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:
;
трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.);
ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических ценностях (знакомство обучающихся с художественно-ценными примерами материального мира, восприятие красоты природы, эстетическая выразительность предметов рукотворного мира, эстетика труда, эстетика трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);
ценностного отношения к природе, окружающей среде (создание из различного материала образов картин природы, животных, бережное отношение к окружающей среде в процессе работы с природным материалом и др.);
ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).
Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков в кружке выделяются и другие приоритетные направления, среди которых:
- интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;
- формирование информационной грамотности современного школьника;
- развитие коммуникативной компетентности;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
-использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Исследования отечественных [1] и зарубежных учёных говорят о тесной связи развития координированных движений рук, пространственного мышления и воображения с восстановлением, укреплением здоровья и ускорением общего развития детей.
Программа по курсу “ моделирование” состоит из 6 разделов:
- Введение;
- Плоскостные композиции ;
- Объёмное моделирование ;
- Оригами;
- Аппликации;
- Заключение.
Цели данной программы:
1. Личностная.
По итогам имеющихся исследований , занятия бумажным моделированием, в том числе и особенно оригами, способствуют выявлению и укреплению следующих природных качеств личности:
восприятия (целостности и структурности образа);
внимания (концентрации и устойчивости);
памяти (зрительной и кинестетической);
мышления (пространственного, креативного).
Мы ставим себе целью всемерно способствовать произрастанию указанных качеств.
2. Профессиональная
Освоить приёмы работы с бумагой, инструментами, чертежами (основы чтения и выполнения), дать навыки коллективной работы и общения, умения слушать и слышать, видеть и наблюдать, точно выполнять инструкции ведущего (без этого сколько-нибудь сложные модели обычно не получаются) и т.п.
3. Общекультурная.
Предметно обсудить понятия гармонии и красоты, их связи с соразмерностью, симметрией, цветовой гаммой моделей. Отметить связи с архитектурой и дизайном, технологией и моделированием самых разнообразных предметов человеческой деятельности (на доступных примерах в соответствии с готовностью, интересами и возрастом учащихся).
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
1. Подготовка подробного учебного плана с учётом необходимого разнообразия (по тематике, сложности и трудоёмкости) и доступности техники выполнения моделей, постепенного нарастания их сложности и трудоёмкости, доступного бюджета времени на занятия.
2. Подготовка методических материалов (плакатов, шаблонов, выкроек-развёрток, образцовых моделей по некоторым темам и т.п.).
3. Обеспечение тематической литературой занимающихся (прежде всего через школьную библиотеку).
4. Обеспечение цветной и обычной бумагой в наборе, клеем и другими расходными материалами.
5. Коллективное и индивидуальное участие учащихся в тематических выставках, смотрах, конкурсах, олимпиадах, оформление заявок на новые изобретения детей (через журнал “Оригами” или непосредственно Центр Сертификации при Петербургском Центре оригами).
,
.
Программа рассчитана на 1 год. Программа составлена по принципу последовательного усложнения техники выполнения моделей, как в целом по курсу, от раздела к разделу, так и внутри каждого раздела от первых до последних моделей. Она развивается “по спирали”, изменяется степень сложности выполнения задания.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В течение всего периода обучения учебный процесс организован следующим образом:
* учебные занятия групповые ,по 1 часу 1 раз в неделю.
* учебные группы формируются по возрасту;
* учебный процесс в рамках одного учебного занятия проводится по-разному в зависимости от времени выполнения предложенной темы занятий. В начале темы теоретические занятия проводятся со всей группой. Затем, в зависимости от конкретного выбора заданий, учащиеся разбиваются на подгруппы, если хотят делать модель какой-то определённой группой или воплощают в жизнь своё индивидуальное решение.
Особенности методики учебной работы по каждому разделу программы следующие:
* в начале каждого раздела проводится общее знакомство с моделями, которые могут быть получены в результате его освоения (модели в авторском исполнении).
* знакомство с теоретическими положениями, которые необходимы при этом;
* обращение к книгам (включая авторские) и тематическим журналам с материалами, посвящёнными тематике раздела;
* знакомство с инструментами и материалами, требующимися для выполнения моделей и чертежей.
* обеспечение готовыми выкройками-развёртками, модулями или другими деталями для занятий;
* объясняются и показываются основные приёмы работы, выявляются общие и универсальные детали.
Воспитательный процесс организован путём:
* совместного обсуждения с учащимися возможного применения отдельных моделей или композиций из них, места каждого учащегося в этой общей работе: или в роли “солиста” (учащийся делает одну какую-то модель от начала до конца самостоятельно), или участника общего “хора” (каждый участник работы выбирает интересную и посильную ему группу деталей и тоже выполняет её самостоятельно);
* поиска аналогий с занятиями по другим предметам. Например, по теме “модульное оригами” из модуля делаем Пушкинского Учёного Кота, который сейчас же потребует своего особого антуража - дуба с резными листочками, золотую цепь и т.д. Учащиеся вспоминают стихи, откуда взята цитата, как заглавие выполняемой композиции. А всё стихотворение с массой других ярких образов даёт учащимся толчок к созданию следующих отдельных моделей или целых композиций из них.
* выявления возможностей и необходимости применения в быту полученных навыков, знаний и умений. Наработка умений сложить из подручных материалов для своих друзей, сестрёнок и братишек, модели, необходимые им здесь и сейчас. Например, стаканчик для воды, пилотку, которая в отличие от треуголки прочно сидит на голове в солнечный день. Коробочку для красок, уметь красиво сложить салфетки на праздничном столе, сделать в технике оригами на столе разметки для гостей, сложить вазы, блюда для печенья и фруктов. Коробочку для мусора не только для работы с бумагой, но и материей, деревом и т.д.
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Годовая учебная программа рассчитана на 34ъ часа. В состав программы входят следующие части:
* теория техники моделирования;
* практические задания;
* знания, с которыми учащиеся знакомятся в процессе обучения;
* умения и навыки, которыми учащийся овладевает при применении полученных знаний;
* техническое задание, упражнения и практические задачи, которые учащийся выполняет, применяя полученные знания, умения и навыки.
* наглядные пособия и оборудование;
* межпредметные связи.
На год:
N
п/п
Разделы
всего
(S)
I
Введение. Инструктаж по ТБ.
1
II
Плоскостные композиции:
11
А.
Моделировании из бумаги.
3
Объёмное моделирование
10
А
Моделирование новогодних игрушек.
Б
Объёмные геометрические фигуры.
4
Оригами.
3
5
Аппликации
7
6
Заключение
2
Всего
34ч.
.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Для реализации программы по курсу « моделирование” необходимы следующие условия:
* материально-технические условия:
- Наборы бумаги для занятий.
- Клей, ножницы, карандаши, ручки, линейки и т.п.
- В качестве дополнительного оборудования
могут использоваться видеомагнитофон и компьютеры для просмотра и работы соответственно с имеющимися видеоплёнками и CD-ROM, Internet- материалами по оригами.
* методические условия
- Набор моделей по основным темам курса
- Шаблоны
- Выкройки-развёртки
- Пояснительные плакаты, схемы и т.п.
- Тематическая литература
- Видеоматериалы (если есть возможность использовать)
* кадровые условия
- Квалифицированная поддержка, если используются ПЭВМ, видеомагнитофон и т.п.
* внешние условия
- наличие тематического учебно-методического журнала
- проведение тематических выставок
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. “Оригами и педагогика”, материалы I Всероссийской конференции преподавателей оригами (СПб., 23-24 апреля 96 г.), М.: Аким, 96, 160 с.
2. Материалы II Сибирской конференции “Оригами в учебном процессе”, (Омск, 3-5 ноября 1998 г.), Омск.: 98 г., 48 с.
3. Материалы I и II Сибирских конференций по оригами. Вкладка в журнал “Оригами” № 16 (1/2 за 99 г.), 32 с.
4. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. “Уроки оригами в школе и дома”, М.: Аким, 97., 206 с. (рек. Мин. образования РФ).
5. Афонькин С.Ю. и др. “Кусудамы - волшебные шары” М.: Аким, 97, 64 с.
6. Афонькин С.Ю. и др. “Рождественское оригами” М.: Аким, 98, 64 с.
7. Афонькин С.Ю.- предс. СПб центра оригами, издал в соавторстве ещё более двух десятков книг по оригами, с 1996 по 2000 г. являлся гл. ред. ж/л “Оригами”.
8. Белим С.Н. и др. “Задачи по геометрии, решаемые методом оригами” М.: Аким, 97, 64 с.
9. Валявский А.С., “Как понять ребёнка”, СПб.: 98, 752 с.
10. М. Веннинджер “Модели многогранников”, М.: Мир, 1974, 236 с.
11. В. Гончар. Альбом “Кристаллы”, М.: Аллегро-Пресс, 1994 г.
12. В. Гончар. “Модели многогранников”, М.: Аким, 97, 64 с.
13. В. Гончар. “Игрушки из бумаги”, М.: Аким, 97, 64 с.
14. Журнал “Оригами. Искусство складывания из бумаги”. Издаётся с 1996 года (к 7.11.00 вышло 24 выпуска).
15. Кумарин В.В. “Педагогика стандартности или почему детям плохо в школе”, Чехов.: 96, 64 с.
16. Пудова В.П., Лежнёва Л.В. “Легенды о цветах”, М.: Аким, 98, 64 с.
17. Сержантова Т.Б. “365 моделей оригами”, М.: Айрис, 98 г.
18. Соколова С.В. и др. “Русские народные сказки”, М.: Аким, 97, 64 с.
19. Соколова С.В. “Игрушки-оригамушки”, части I и II. СПб.: Химия, 97 г.
20. Хлямова Т.В. “Звёздное небо”, М.: Аким, 97, 64 с.
21. Шумаков Ю.В., Шумакова Е.Р. “Полезные предметы и украшения для письменного стола”, М.: Аким, 98, 64 с.
Примерное календарно- тематическое планирование.
№ п/п
Наименование тем и разделов
Кол-во часов
Вид занятия
Дата проведения
По плану
Фактическая
дата
1.
1
Введение. Инструктаж по ТБ.
1
лекция
4(сентябрь)
2
Плоскостные композиции
А)
Моделирование из бумаги
2.
2.1
Экскурсия в школьный сад. Осенний пейзаж: формы, очертания, окрас…
1
Экскурсия, наблюдения
11
3
2.2
Ветви деревьев( берёзовые и кленовые) Изготовление деталей по шаблону
1
практ
18
4
2.3
Итоговое оформление композиции «Ветви».
1
Практ.
25
5.
2.4
Солнышко. Анализ. Изготовление деталей модели.
1
Исследование, практ.
2(октябрь)
6.
2.5
Солнышко. Итоговое оформление модели.
1
Практ.
9
7.
2.6
В мире животных. Животный мир нашего края.
1
Лекц.
16
8.
2.7
Модель « Лисица». Приёмы и технологии изготовления модели.
1
Практ.
23
9.
2.8
Модель « Лисица». Работа по шаблону.
1
Практ.
30
10.
2.9
Итоговое оформление модели « Лисица».
1
Практ.
(Ноябрь)14
11.
2.10
День Матери. Изготовление поздравительной открытки.
1
Практ.
21
12.
2.11
Итоговое оформление открытки.
1
практ
28
3
Объёмное моделирование
А)
Моделирование новогодних игрушек
13.
3.1
Модель «Конфета» Приёмы и способы изготовления.
1
Практ.
Декабрь) 2
14.
3.2
Модель «Конфета» Украшение. Итоговое оформление.
1
Практ.
9
15.
3.3
Модели «Ёлка», «Шар». Изготовление модулей
1
Практ.
16
16.
3.4
Изготовление моделей «Ёлка», «Шар».
1
Практ.
23
17.
3.5
Итоговое оформление, украшение моделей.
1
Практ.
Б)
Объёмные геометрические фигуры
18.
3.6
Какие бывают фигуры. Различие между плоскостными и объёмными фигурами.
1
Лекц.
19.
3.7
Квадрат. Куб. Изготовление развёртки куба.
1
Практ.
20.
3.8
Куб. Приёмы склеивания.
1
Прак.
21.
3.9
Пирамида. Изготовление развёртки.
1
Практ.
22.
3.10
Итоговое оформление модели «Пирамида».
1
Практ.
4
Оригами
23.
4.1
Оригами. История оригами. Техника выполнения.
1
Беседа, практ.
24.
4.2
« Собака»
1
Практ.
25.
4.3
«Тюльпан»
1
практ
5
Аппликация
26
5.1
Аппликация. Техника выполнения. Какие бывают аппликации.