Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа геометрия 7класс»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Перхляйская основная общеобразовательная школа»
Рузаевского муниципального района
Рассмотрена и одобрена на заседании « Утверждаю» руководитель обра-
методического объединения учреждения
Председатель МО ___________ ___________/Чумаева_____________________ ________________________________________________
«_____» ___________2015г.
Рабочая программа
учебного курса « Геометрия-7»
Составила: учитель математики
Толстякова Р.Х.
2015год.
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа курса по геометрии разработана на основе Примерной программы основного общего образования с учетом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования и с учетом программ для общеобразовательных школ.
Реализация программы рассчитана на 68 часов (1, 2, 3, 4 четверти - 2 ч в неделю).
Курс распределен по темам: «Начальные геометрические сведения», «Треугольник», «Параллельные прямые», «Соотношения между сторонами и углами треугольника».
В рабочей программе предусмотрено 7 контрольных работ. Контрольные работы составляются с учетом обязательных результатов обучения.
Учитывая жесткий лимит учебного времени, объяснение материала и фронтальное решение некоторых задач проводится по готовым чертежам.
В целях усиления развивающих функций задач, развития творческой активности учащихся, активизации поисково-познавательной деятельности используются творческие задания, задачи на моделирование, конструирование геометрических фигур, задания практического характера.
Формой промежуточной и итоговой аттестации являются:
контрольная работа;
самостоятельная работа;
диктант; тест.
Изучение геометрии в 7 классе направлено на достижение
следующих целей:
- развитие творческой активности учащихся;
- развитие ясного, точного, грамотного изложения мыслей в устной и письменной речи;
- воспитание средствами геометрии культуры личности: отношения к математике как части общечеловеческой культуры.
Требования к уровню подготовки
В результате изучения курса геометрии 7 класса ученик должен «Знать/понимать», «Уметь», «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни»
пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
находить стороны, углы треугольников;
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
решать простейшие планиметрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения,
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для описания реальных ситуаций на языке геометрии; построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
2
Основное содержание ( 68 часов).
Содержание курса геометрии 7 класса включает следующие тематические блоки:
№
Тема
Количество часов
Контрольных работ
1
Начальные геометрические сведения
12
1
2
Треугольник
17
2
3
Параллельные прямые
12
1
4
Соотношения между сторонами и углами треугольника
20
2
5
Повторение
7
1
1.Начальные геометрические сведения (12 ч)
Начальные понятия планиметрии. Геометрические фигуры. Понятие о равенстве фигур. Отрезок. Равенство отрезков. Длина отрезков и ее свойства. Угол. Равенство углов. Величина угла и ее свойства. Смежные и вертикальные углы и их свойства. Перпендикулярные прямые.
2. Треугольник (17 ч)
Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Основные задачи на построение с помощью циркуля и линейки.
3.Параллельные прямые (12ч)
Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых.
4.Соотношения между сторонами и углами треугольника (20 ч)
Сумма углов треугольника. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Некоторые свойства прямоугольных треугольников. Признаки равенства прямоугольных треугольников. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Задачи на построение.
5.Повторение (7ч)
Решение задач.
3
Календарно-тематическое планирование, 7 класс , 68 ч.
№
п/п
Наименование разделов и тем
Вид
занятия
Количест
во часов
Требования к уровню подготовки обучающихся
Вид самостоятельной работы.
Дата проведения
занятия
Планируемая
Фактическая
Начальные геометрические сведения,12 ч.
1
1.1
Прямая и отрезок. Луч и угол.
Изуч.н.т
1
Знать: сколько прямых можно провести через две точки; сколько общих точек могут иметь две прямые; определение отрезка, луча, угла.
Уметь: изображать и обозначать точку, прямую, отрезок, луч и угол.
2
1.2
Решение задач по теме «Прямая и луч»
Практ,работа по готовым чертежам.
1
3
1.3
Луч и угол.
Изучение н.т. практ
1
4
1.4
Сравнение отрезков и углов. Самостоятельная работа.
практ
1
Знать: определение равных фигур.
Уметь: сравнивать отрезки и углы; различать острый, прямой и тупой углы.
С.р. (письмен.работа).
5
1.5
Измерение отрезков.
Реш. задач
1
Уметь решать задачи по теме
6
1.6
Решение задач по теме «Измерение отрезков»
1
7
1.7
Измерение углов. Самостоятельная работа.
практ
1
Знать: свойства измерения углов. Уметь: находить величину угла, используя транспортир, строить биссектрису угла.
С.р.
8
1.8
Решение задач по теме «Измерение углов»
Смежные и вертикальные углы
практ
1
Уметь решать задачи по теме.
Знать: определения смежных и вертикальных углов, формулировки свойств о смежных и вертикальных углах. Уметь: строить угол, смежный с данным углом; изображать при пересечении двух прямых.
вертикальные углы; находить на рисунке смежные и вертикальные углы; решать задачи на нахождение смежных углов, образованных
9
1.9
Зачет (устный опрос) по теме «Начальные геометрические сведения»
контроль
1
10
1.10
Перпендикулярные прямые.
Практ
1
Знать: определение перпендикулярных прямых. Уметь: строить перпендикулярные прямые с помощью че Уметь решать задачи по теме ртежного треугольника.
С.р (тест по готовым чертежам.)
11
1.11
Решение задач. Подготовка к контрольной работе.
Реш.задач
1
Уметь решать задачи по теме
12
1.12
Контрольная работа №1 по теме «Измерение отрезков и углов»
Контроль усвоения.
1
Уметь: решать задачи на нахождение длин отрезков в случаях, когда точка делит данный отрезок на два отрезка; величин углов, образованных пересекаю-щимися прямыми, используя свойства измерения отрезков и углов.
Треугольники. 17ч.
13
2.1
Анализ контрольной работы по предыдущему разделу.
Первый признак равенства треугольников. Треугольник.
Изуч.н.т,лекция
1
Уметь: объяснять, какая фигура называется треугольником, называть его элементы, изображать треугольники, распознавать их на чертежах, моделях и в текущей обстановке. Знать: что такое периметр треугольника, какие треугольники называются равными, формулировку первого признака равенства треугольников.
14
2.2
Треугольник. Решение задач.
практ
1
Уметь: решать задачи на нахождение периметра треугольника и доказательство равенства треугольников с использованием первого признака равенства треугольников при нахождении углов и сторон соответственно равных треугольников.
Уметь: решать задачи на доказательство равенства треугольников с использованием первого признака равенства треугольников при нахождении углов и сторон соответственно равных треугольников.
С.р.письменная работа по карточкам)
16
2.4
Медианы, биссектрисы, высоты треугольника
Изуч.н.т
практ
1
Знать: определение перпендикуляра к прямой, формулировку теоремы о перпендикуляре к прямой, определения медианы, биссектрисы и высоты треугольника, определения равнобедренного и равностороннего треугольников. Уметь: строить и распознавать медианы, высоты и биссектрисы треугольника
.
17
2.5
Свойства равнобедренного треугольника
Изуч.н.т, работа с учебником
1
Знать: формулировки теорем об углах при основании равнобедренного треугольника и медиане равнобедренного треугольника, проведенной к основанию.
18
2.6
Решение задач по теме «Медианы, биссектрисы, высоты треугольника».
Самостоятельная работа
практ
1
Уметь: решать задачи с использованием первого признака равенства треугольников и свойств равнобедренного треугольника.
С.р. (письм. Работа)
19
2.7
Второй признак равенства треугольников
Изуч.н.т
1
Знать: формулировку второго признака равенства треугольников. Уметь: решать задачи на доказательство равенств треугольников, опираясь на второй признак
.
20
2.8
Решение задач.
Реш.задач
1
21
2.9
Третий признак равенства треугольников.
Самостоятельная работа.
Изуч.н.т, контроль, работа с чертёжными инструментами
1
Знать: формулировку третьего признака равенства треугольников. Уметь: решать задачи на доказательство равенств треугольников, опираясь на третий признак
.С.р. (письменная работа)
22
2.10
Решение задач.
Реш.задач
1
23
2.11
Итоговая контрольная работа за 1 полугодие.
контроль
1
24
2.12
Окружность.
Изуч.н.т, работа с чертёжными инструментами
1
Знать: определение окружности, радиуса, хорды, диаметра. Уметь: объяснять, что такое центр, радиус, хорда, диаметр, дуга окружности
.
25
2.13
Задачи на построение циркулем и линейкой.
практ
1
Знать: алгоритм построения угла, равного данному; биссектрисы данного угла. Уметь: выполнять с помощью циркуля и линейки простейшие 111 угла, угла, равного данному.
26
2.14
Задачи на построение биссектрисы угла.
Построение перпендикулярных прямых.
Самостоятельная работа.
практ
1
Знать: алгоритм построения перпендикулярных прямых, середины отрезка. Уметь: выполнять с помощью циркуля и линейки простейшие построения: прямой, проходящей через данную точку, перпендикулярно прямой; середины данного отрезка.
С.р на построение.
27
2.15
Зачет по теме «Треугольники»
Контроль по индивид. карточкам
1
28
2.16
Решение задач по теме «Треугольники»
Реш.задач
1
Уметь: решать задачи на доказательство равенства треугольников, нахождение элементов треугольника, периметра треугольника, используя признаки равенства треугольников и свойства равнобедренного треугольника, решать несложные задачи на построение с помощью циркуля и линейки.
29
2.17
Контрольная работа №2 по теме «Треугольники»
контроль
1
Уметь: решать задачи на доказательство равенства треугольников, нахождение элементов треугольника, периметра треугольника, используя признаки равенства треугольников и свойства равнобедренного треугольника, решать несложные задачи на построение с помощью циркуля и линейки.
Параллельные прямые, 12 ч.
30
3.1
Анализ контрольной работы по предыду-щему разделу.
Признаки параллельности прямых
Изуч.н.т, лекция
1
Знать: определение параллельных прямых, названия углов, образованных при пересечении двух прямых секущей, формулировки признаков параллельных прямых. Уметь: показывать на рисунке пары накрест лежащих, соответствующих, односторонних углов, доказывать признаки параллельных прямых.
31
3.2
Решение задач по теме «Признаки параллельности прямых».
Реш.задач
1
Знать: признаки параллельных прямых. Уметь: пользоваться ими при решении задач типа 186, 187, 188, 189. 191, 194, строить параллельные прямые при помощи чертежного угольника и линейки
.
32
3.3
Решение задач по теме «Признаки параллельности прямых».
Реш.задач с.р
1
Уметь: пользоваться при признаками параллельных прямых при решении задач.
С.р.
33
3.4
Аксиома параллельных прямых.
Изуч.н.т, работа с учебн.
1
Знать: аксиому параллельных прямых и следствия из нее, знать и уметь доказывать следствия из нее.
34
3.5
Свойства параллельных прямых.
Изуч.н.т
1
Знать: свойства параллельных прямых и применять их при решении задач типа 196, 198, 199
35
3.6
Свойства параллельных прямых.
практ
1
Знать: свойства параллельных прямых и применять их при решении задач
36
3.7
Решение задач по теме «Параллельные прямые»
Реш.задач
1
Знать: свойства параллельных прямых и применять их при решении задач типа 201, 203, 204, 205, 209
37
3.8
Решение задач по теме «Параллельные прямые».
Реш.задач
1
Уметь: по условию задачи выполнять чертеж, в ходе решения задач доказывать параллельность прямых, используя соответствующие признаки; находить равные углы при параллельных прямых и ее
секущей
С.р
38
3.9
Решение задач по теме «Параллельные прямые».
Реш.задач с.р.
1
39
3.10
Зачет по теме «Параллельные прямые»
Контроль, по карточкам
1
40
3.11
Решение задач. Подготовка к К/Р.
Реш.задач
1
41
3.12
Контрольная работа №3 по теме «Параллельные прямые»
контроль
1
4.Соотношения между сторонами и углами треугольника. 20
42
4.1
Анализ контрольной работы по предыдущему разделу.
Сумма углов треугольника.
Изуч.н.т, работа с чертёжными инструментами
1
Знать: формулировку теоремы о сумме углов в треугольнике; какой треугольник называется остроугольным, прямоугольным, тупо-угольным. Уметь: изображать внешний угол треугольника, остроугольный, прямо-угольный и тупоугольный треугольники; решать задачи, используя теорему о сумме углов треугольника и ее следствия, обнаруживая возможность из применения
.
43
4.2
Сумма углов треугольника.
Док-во теоремы, решение задач
1
Знать: формулировку теоремы о сумме углов в треугольнике; свойство внешнего угла треугольника; какой треугольник называется остроугольным, прямоуголь-ным, тупоугольным. Уметь: изображать внешний угол треугольника, остроугольный, прямо-угольный и тупоугольный треугольники; решать задачи, используя теорему о сумме углов треугольника и ее следствия
44
4.3
Решение задач, используя теорему о сумме углов треугольника.
Реш.задач
1
45
4.4
Соотношение между сторонами и углами треугольника.
Самостоятельная работа
Изуч.н.т
Реш.задач
1
Знать: формулировки теоремы о соотношениях между сторонами и углами треугольника. Уметь: сравнивать углы, стороны треугольника, опираясь на соотношения между сторонами и углами треугольника; решать задачи, используя признак равнобедренного треугольника.
С.р.(письм. раб.)
46
4.5
Неравенство треугольника
Изуч.н.т
1
Знать: формулировку теоремы о неравенстве треугольника. Уметь: сравнивать углы, стороны треугольника, опираясь на соотношения между сторонами и углами треугольника; решать задачи, используя теорему о неравенстве треугольника
47
4.6
Решение задач, используя теорему о неравенстве треугольника.
практ
1
Уметь: сравнивать углы, стороны треугольника, опираясь на соотношения между сторонами и углами треугольника; решать задачи, теорему о неравенстве треугольника
48
4.7
Решение задач. Самостоятельная работа.
Реш.задач
С.р
1
Уметь: решать задачи, теорему о неравенстве треугольника
С.р
49
4.8
Решение задач. Подготовка к К/Р.
Реш.задач
1
50
4.9
Контрольная работа №4 по теме:
« Соотношение между сторонами и углами треугольника».
контроль
1
51
4.10
Некоторые свойства прямоугольных треугольников
Изуч.н.т, работа с учебником
1
Знать: формулировки свойств и признаков равенства прямоугольных треугольников. Уметь: применять свойства и признаки равенства прямоугольных треугольников при решении задач
52
4.11
Признаки равенства прямоугольных треугольников.
Изуч.н.т
1
Знать: формулировки свойств и признаков равенства прямоугольных треугольников. Уметь: применять свойства и признаки равенства прямоугольных треугольников при решении задач
53
4.12
Решение задач по теме «Прямоугольные треугольники»
Реш.задач
1
Знать: формулировки свойств и признаков равенства прямоугольных треугольников. Уметь: применять свойства и признаки равенства прямоугольных треугольников при решении задач; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для описания реальных ситуаций на языке геометрии, решение практических задач
54
4.13
Решение задач по теме «Прямоугольные треугольники».
Самостоятельная работа.
Реш.задач
С.р
1
55
4.14
Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми.
практ
1
Знать: определение расстояния от точки до прямой и расстояние между параллель-ными прямыми, свойство перпендикуляра, проведенного от точки к прямой, свойство параллельных прямых. Уметь: решать задачи на нахождение расстояния между параллельными прямыми, используя изученные свойства и понятия
.
56
4.15
Построение треугольника по трем элементам.
Самостоятельная работа
Практ, работа с чертёжными инструментами
1
Уметь: строить треугольник по двум сторонам и углу между ними, стороне и двум прилежащим к ней углам, трем сторонам, используя циркуль и линейку
С.р. на построение
57
4.16
Построение треугольника по трем элементам.
Практ, работа с чертёжными инструментами
1
Уметь: строить треугольник по двум сторонам и углу между ними, стороне и двум прилежащим к ней углам, трем сторонам, используя циркуль и линейку
58
4.17
Решение задач по теме «Соотношение между сторонами и углами треугольника»
Реш.задач
1
Уметь: решать задачи, опираясь на теорему о сумме углов треугольников; свойство внешнего угла треугольника; признаки равнобедренного треугольника; решать несложные задачи на построение.
59
4.18
Решение задач. Подготовка к контрольной работе.
Реш.задач
1
60
4.19
Контрольная работа №5 по теме «Соотношение между сторонами и углами треугольника»
контроль
1
Уметь: решать задачи, опираясь на теорему о сумме углов треугольников; свойство внешнего угла треугольника; признаки равнобедренного треугольника; решать несложные задачи на построение с использованием известных алгоритмов
61
4.20
Анализ контрольной работы по предыдущему разделу. Практическая работа на местности (урок на пришкольном участке)
1
Уметь: использовать приоритетные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для описания реальных ситуаций на языке геометрии, для решения практических задач; размечать грядки различной формы
.
5.Повторение, 7 ч
62
5.1
Решение задач по теме «Треугольники»
Практ
1
Уметь: решать задачи на нахождение элементов треугольника, периметра треугольника, используя признаки равенства треугольников и свойства равнобедренного треугольника
63
5.2
Решение задач по теме «Параллельные прямые».
Самостоятельная работа
Практ
С.р
1
Уметь решать задачи по теме «Параллельные прямые»
С.р(письмен.раб.)
64
5.3
Решение задач по теме «Соотношение между сторонами и углами треугольника»
практ
1
Уметь решать задачи по данной теме
65-68
5.4
Итоговая контрольная работа. Решение упражнений. Итоговый урок.
контроль
1; 3.
Литература
Пособия для учащихся
1.Атанасян Л.С. Геометрия: учебник для 7-9 классов общеобразовательных учреждений.
М.: Просвещение, 2013-2014гг.
Пособия для учителя
1.Изучение геометрии в 7-9 классах, методические рекомендации к учеб.: Кн. для учителя /Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, М.: Просвещение, 2008г..
2.Зив Б. Г. Дидактические материалы по геометрии для 7 класса
- М.: Просвещение, 2010г..
3. Журнал «Математика в школе».
4. Т. М. Мищенко Геометрия в таблицах.
5Л.В Кузнецова «ГИА. Сборник заданий для подготовки к ГИА в9 классе»- М.Просвещение2011