1.Документы, на основании которых построена программа. | Закона Российской Федерации (от 29.12.2012 №273-ФЗ) «Об образовании в Российской Федерации». Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 №1015; Федерального перечня учебников на 2016 -2017 учебный год Приказ Минобрнауки от 31.12.2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897» Основной образовательной программы, реализуемой МБОО "Лицей №2 г. Буинска РТ" Положения МБОО «Лицей №2 г. Буинска РТ» «О разработке рабочих программ, элективных курсов...», утвержденного приказом МБОО «Лицей №2 г. Буинска РТ» №062 о/д от 29.08.2014 года Учебного плана МБОО «Лицей №2 г. Буинска РТ» на 2016-2017 учебный год |
2. Цели и задачи | Цель программы: систематизация знаний и способов деятельности учащихся по математике за курс основной школы, подготовка обучающихся 9 класса и успешная сдача ОГЭ по математике. Задачи программы: Обучающие: (формирование познавательных и логических УУД) Формирование "базы знаний" по алгебре, геометрии и реальной математике, позволяющей беспрепятственно оперировать математическим материалом вне зависимости от способа проверки знаний. Развить навыки решения тестов. Научить эффективно распределять время, отведенное на выполнение задания. Подготовить к успешной сдаче ОГЭ по математике. Развивающие: (формирование регулятивных УУД) умение ставить перед собой цель – целеполагание, как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено уч-ся, и того, что еще неизвестно; планировать свою работу - планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; контроль в форме слежения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Воспитательные: (формирование коммуникативных и личностных УУД) формировать умение слушать и вступать в диалог; воспитывать ответственность и аккуратность; участвовать в коллективном обсуждении, при этом учиться умению осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; смыслообразование т.е. установлению уч-ся связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом-продуктом учения, побуждающим деятельность, и тем, ради чего она осуществляется, самоорганизация. |
3. Специфика программы | Программа элективного курса содержит три модуля: «Алгебра»(1 и 2 ч.), «Геометрия»(1и 2 части), «Реальная математика». В модуле «Алгебра» отрабатываются навыки решения алгебраических заданий 1 части КИМ ОГЭ. Это задания с выбором одного ответа из четырех предложенных вариантов, с кратким ответом и на соотнесение, с записью решения. В этом блоке проверяется владение основными алгоритмами, знание и понимание ключевых элементов содержания (математических понятий, их свойств, приемов решения задач и пр.), умение пользоваться математической записью, применять знания к решению математических задач, не сводящиеся к прямому применению алгоритма. Задания 2 части направлены на проверку владения материалом на повышенном уровне. Их назначение – дифференцировать хорошо успевающих школьников по уровням подготовки, выявить наиболее подготовленную часть выпускников, составляющую потенциальный контингент профильных классов. Эти части содержат задания повышенного уровня сложности, которые направлены на проверку таких качеств математической подготовки выпускников, как: уверенное владение формально-оперативным алгебраическим аппаратом; умение решить планиметрическую задачу, применяя различные теоретические знания курса геометрии; умение решить комплексную задачу, включающую в себя знания из разных тем курса; умение математически грамотно и ясно записать решение, приводя при этом необходимые пояснения и обоснования; владение широким спектром приемов и способов рассуждений. Модуль «Геометрия» содержит геометрические задачи 1 части КИМ ОГЭ. В этом блоке повторяются основные геометрические сведения, и отрабатывается навык решения геометрических задач. Задания части 2 направлены на проверку умения решать планиметрическую задачу, применяя различные теоретические знания курса геометрии; умения математически грамотно и ясно записывать решение, приводя при этом необходимые пояснения и обоснования; владение широким спектром приемов и способов рассуждений. Модуль «Реальная математика» содержит задачи 1 части КИМ ОГЭ. Практико-ориентированные задания подчеркивают важность освоения таких математических компетенций, как умение применять задания в практической жизни и в смежных областях. Итоговое занятие предполагает проведение контрольной работы по материалам в форме ОГЭ. |
|
4. Планируемые результаты освоения программы | Планируемые результаты обучения отражают следующие четыре категории познавательной области: Знание/понимание: владение термином; владение различными эквивалентными представлениями (например, числа); распознавание (на основе определений, известных свойств, сформированных представлений); использование различных математических языков (символического, графического), переход от одного языка к другому. Умение применить алгоритм: использование формулы как алгоритма вычислений; применение основных правил действий с числами, алгебраическими выражениями; решение основных типов уравнений, неравенств, систем, задач. Умение решить математическую задачу: задания, при решении которых требуется применение (актуализация) системы знаний; преобразование связей между известными фактами; включение известных понятий, приемов и способов решения в новые связи и отношения, умение распознать стандартную задачу в измененной формулировке. Применение знаний в жизненных, реальных ситуациях: задания, формулировка которых «облечена» в практическую ситуацию, знакомую учащимся и близкую их жизненному опыту. |
|
5. Содержание программного материала | ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (34часа) Арифметика Натуральные числа. Степень с натуральным показателем. Рациональные числа. Модуль (абсолютная величина) числа. Сравнение рациональных чисел. Арифметические действия с рациональными числами. Степень с целым показателем. Числовые выражения, порядок действий в них, использование скобок. Законы арифметических действий: переместительный, сочетательный, распределительный. Действительные числа. Квадратный корень из числа. Корень третьей степени. Понятие о корне n-ой степени из числа. Действительные числа как бесконечные десятичные дроби. Сравнение действительных чисел, арифметические действия над ними. Этапы развития представлений о числе. Измерения, приближения, оценки. Размеры объектов окружающего нас мира (от элементарных частиц до Вселенной), длительность процессов в окружающем нас мире. Представление зависимости между величинами в виде формул. Выделение множителя – степени десяти в записи числа. Алгебра Алгебраические дроби. Арифметические операции над алгебраическими дробями Буквенные выражения (выражения с переменными). Числовое значение буквенного выражения. Допустимые значения переменных, входящих в алгебраические выражения. Подстановка выражений вместо переменных. Равенство буквенных выражений. Тождество, доказательство тождеств. Преобразования выражений. Свойства степеней с целым показателем. Многочлены. Сложение, вычитание, умножение многочленов. Формулы сокращенного умножения: квадрат суммы и квадрат разности, куб суммы и куб разности. Формула разности квадратов, формула суммы кубов и разности кубов. Разложение многочлена на множители. Квадратный трехчлен. Выделение полного квадрата в квадратном трехчлене. Теорема Виета. Разложение квадратного трехчлена на линейные множители. Многочлены с одной переменной. Степень многочлена. Корень многочлена. Алгебраическая дробь. Сокращение дробей. Действия с алгебраическими дробями. Рациональные выражения и их преобразования. Свойства квадратных корней и их применение в вычислениях. Уравнения и неравенства. Уравнение с одной переменной. Корень уравнения. Линейное уравнение. Квадратное уравнение: формула корней квадратного уравнения, Решение рациональных уравнений. Примеры решения уравнений высших степеней; методы замены переменной, разложения на множители. Уравнение с двумя переменными; решение уравнения с двумя переменными. Система уравнений; решение системы. Система двух линейных уравнений с двумя переменными; решение подстановкой и алгебраическим сложением. Уравнение с несколькими переменными. Примеры решения нелинейных систем. Примеры решения уравнений в целых числах. Неравенство с одной переменной. Решение неравенства. Линейные неравенства с одной переменной и их системы. Квадратные неравенства. Примеры решения дробно-линейных неравенств. Числовые неравенства и их свойства. Доказательство числовых и алгебраических неравенств. Решение текстовых задач алгебраическим способом. Числовые последовательности. Понятие последовательности. Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формулы общего члена арифметической и геометрической прогрессии, суммы первых нескольких членов арифметической и геометрической прогрессий. Числовые функции. Понятие функции. Область определения функции. Способы задания функции. График функции, возрастание и убывание функции, наибольшее и наименьшее значения функции, нули функции, промежутки знакопостоянства. Чтение графиков функций. Функции, описывающие прямую и обратную пропорциональную зависимости, их графики. Линейная функция, ее график, геометрический смысл коэффициентов. Гипербола. Квадратичная функция, ее график, парабола. Координаты вершины параболы, ось симметрии. Степенные функции с натуральным показателем, их графики. Графики функций: корень квадратный, корень кубический, модуль. Использование графиков функций для решения уравнений и систем. Примеры графических зависимостей, отражающих реальные процессы: колебание, показательный рост; числовые функции, описывающие эти процессы. Параллельный перенос графиков вдоль осей координат и симметрия относительно осей. Координаты. Изображение чисел точками координатной прямой. Геометрический смысл модуля числа. Числовые промежутки: интервал, отрезок, луч. Формула расстояния между точками координатной прямой. Декартовы координаты на плоскости; координаты точки. Координаты середины отрезка. Формула расстояния между двумя точками плоскости. Уравнение прямой, угловой коэффициент прямой, условие параллельности двух прямых. Уравнение окружности с центром в начале координат и в любой заданной точке. Графическая интерпретация уравнений с двумя переменными и их систем. Неравенства с двумя переменными и их системы. |
6. Критерии системы оценки знаний обучающихся | За выполнение теста обучающийся получает число процентов, получаемое делением верно выполненных заданий на число всех заданий, умноженное на 100%. ШКАЛА ПЕРЕВОДА ОТМЕТОК Шкала пересчета суммарного балла за выполнение экзаменационной работы в целом в отметку по математике Отметка по пятибалльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» | Суммарный балл за работу в целом | 0 – 7 | 8 – 14 | 15 – 21 | 22 – 32 | Оценка за подготовку к ОГЭ не выставляется. |
7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса; список литературы | Список рекомендуемой литературы Учебники: Никольский С.А. и др. «Алгебра7», «Алгебра8», «Алгебра9». Дидактические материалы: Александрова Л.А. Алгебра 7, 8, 9. Самостоятельные работы. М. : Мнемозина,2010 Александрова Л.А. Алгебра7, 8, 9. Контрольные работы. М.: Мнемозина,2010 Л.С.Атанасян и др. «Геометрия 7 – 9» Учебник. М. : Просвещение, 2011 Н.Б. Мельникова. Геометрия 7, 8, 9. Контрольные работы. М.: Экзамен, 2014 А.В. Фарков. Тесты по геометрии 7, 8, 9. Экзамен, 2014 Н.Б. Мельникова, Г.А. Захарова. Дидактические материалы по геометрии 7, 8, 9. М.: Экзамен, 2014 Проблемы реализации ФГОС при обучении математике в основной и старшей общеобразовательной школе: монография / коллектив авторов: Иванюк М.Е., Липилина В.В., Максютин А.А. – Самара: изд-во ООО «Порто-принт», 2014 – 338с. Тренировочные материалы для подготовки к ГИА по математике-2014: дидактические материалы / сост.: А.А. Максютин, Ю.Н. Неценко, Т.П. Шаповалова. Самара: ООО «Издательство Ас Гард», 2013. 142с. Тренировочные материалы для подготовки к ГИА по математике-2015: дидактические материалы / сост.: А.А. Максютин, Ю.Н. Неценко. - Самара: , 2014. 140с. А.А. Максютин. Математика-9. Учебное пособие для подготовки к выпускным экзаменам за 9 класс и вступительным экзаменам в лицеи, гимназии, математические классы. Самара, 2007.-422с Математика. 9 класс. Подготовка к ГИА. Задания с параметром: теория, методика, упражнения и задачи. / Под ред. Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Кулабухова. – Ростов – на Дону, Легион, 2015 Математика. 9 класс. ОГЭ - 2017. Тренажер для подготовки к экзамену. Алгебра, геометрия, реальная математика: учебно-методическое пособие. / Под ред. Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Кулабухова. – Ростов – на Дону, Легион, 2017 Математика. 9 класс. Тематические тесты для подготовки к ГИА-2015. Алгебра, геометрия, теория вероятностей и статистика: / учебно-методическое пособие. / Под ред. Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Кулабухова. – Ростов – на Дону, Легион, 2014 Математика. 9 класс. Подготовка к ОГЭ -2017. Учебно-тренировочные тесты по новой демоверсии / Под ред. Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Кулабухова. – Ростов – на Дону, Легион, 2017 ОГЭ Математика. Основной государственный экзамен. Теория вероятностей и элементы статистики / А.Р. Рязановский, Д.Г. Мухин. – М.: Издательство «Экзамен», 2017 ОГЭ 2017. Математика. 3 модуля. Основной государственный экзамен 36 вариантов типовых тестовых заданий / Ященко И.В- М.: Издательсвто «Национальное образование».2017.-240 с. Интернет – ресурсы: Министерство образования РФ: http://www.ed.gov.ru/ ; http://www.edu.ru Тестирование online: 5 – 11 классы: http://www.kokch.kts.ru/cdo Новые технологии в образовании: http://edu.secna.ru/main Путеводитель «В мире науки» для школьников: http://www.uic.ssu.samara.ru Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: http://mega.km.ru сайт для самообразования и он-лайн тестирования: http://uztest.ru/ досье школьного учителя математики: http://www.mathvaz.ru/ http://school-collection.edu.ru/ – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Сайт " Сдам ГИА" Дмитрия Гущина http://sdamgia.ru/ Сайт Алекс Ларин http://alexlarin.net/ |
№ урока | Тема занятия | Характеристика деятельности учащегося | Планир. дата | Фактич. дата |
| Модуль 1. Алгебраические задания базового уровня (13 часов) |
| Вычисления (2 часа) |
1 | Обыкновенные и десятичные дроби. Стандартный вид числа. | выполнять вычисления и преобразования | 5.09 | |
2 | Тренировочные варианты. Самостоятельная работа. | 12.09 | |
| Уравнения и неравенства (3 часа) |
3 | Линейные и квадратные уравнения. | решать линейные, квадратные уравнения, неравенства и их системы. | 19.09 | |
4 | Линейные и квадратные неравенства. Системы неравенств. | 26..09 | |
5 | Тренировочные варианты. Самостоятельная работа. | 3.10 | |
| Координатная прямая. Графики (3 часа) |
6 | Числа на координатной прямой. Представление решений неравенств и их систем на координатной прямой. | строить и читать графики функций | 10.10 | |
7 | Графики функций и их свойства. | 17.10 | |
8 | Тренировочные варианты. Самостоятельная работа. | 24.10 | |
| Алгебраические выражения(2 часа) |
9 | Многочлены. Алгебраические дроби, степени. Допустимые значения переменной. | выполнять преобразования алгебраических выражений | 7.11 | |
10 | Тренировочные варианты. Самостоятельная работа. | 14.11 | |
| Последовательности (3 часа) |
11 | Числовые последовательности. Прогрессии. | решать задачи геометрического содержания на координатной плоскости с использованием алгебраического метода и с опорой на графические представления, строить графики уравнений с двумя переменными. | 21.11 | |
12 | Тренировочные варианты. Самостоятельная работа. | 28.11 | |
13 | Обобщающий тест модуля «Алгебра» базового уровня. | 5.12 | |
| Модуль 2. Геометрические задачи базового уровня (6 часов) |
| Подсчет углов(2 часа) |
14 | Треугольник. Четырехугольник. Окружность. | распознать, называть, изображать геометрические фигуры на плоскости; | 12.12 | |
15 | Тренировочные варианты. Самостоятельная работа. | 19.12 | |
| Площади фигур (2 часа) |
16 | Четырехугольники. Треугольник. Окружность и круг. | пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объёма; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот. | 26.12 | |
17 | Тренировочные варианты. Самостоятельная работа. | 7.01 | |
| | Выбор верных утверждений(2 час) |
18 | Тренировочные задания. | оценивать логическую правильность рассуждений, распознавать ошибочные заключения; решать несложные практические расчетные задачи; решать задачи, связанные с отношением, пропорциональностью величин, дробями, процентами; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах; интерпретировать результаты решения задач с учётом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых объектов | 14.01 | |
19 | Обобщающий тест модуля «Геометрия» базового уровня. | 21.01 | |
| Модуль 3. Реальная математика (6 часов) |
| Графики и диаграммы. Текстовые задачи (3 часа) |
20 | Чтение графиков и диаграмм. | анализировать реальные числовые данные, представленные в таблицах, на диаграммах, графиках описывать реальные ситуации на языке геометрии, исследовать построенные модели с использованием геометрических понятий и теорем, решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин | 28.01 | |
21 | Текстовые задачи на практический расчет. | 6.02 | |
22 | Тренировочные варианты. Самостоятельная работа. | 13.02 | |
| Реальная планиметрия. Теория вероятностей (3 часа) |
23 | Решение задач практической направленности. | решать практические задачи, требующие систематического перебора вариантов; сравнивать шансы наступления случайных событий, оценивать вероятности случайного события, сопоставлять и исследовать модели реальной ситуацией с использованием аппарата вероятности и статистики | 20.02 | |
24 | Элементы комбинаторики и теории вероятностей. | 27.02 | |
25 | Обобщающий тест модуля «Реальная математика». | 6.03 | |
| Модуль 1 и 2. Задания повышенного уровня сложности (6 часов) |
26 | Преобразования алгебраических выражений. | выполнять преобразования алгебраических выражений, решать уравнения, неравенства и их системы, строить и читать графики функций | 13.03 | |
27 | Уравнения, неравенства, системы. | выполнять преобразования алгебраических выражений, решать уравнения, неравенства и их системы, строить и читать графики функций, строить и исследовать простейшие математические модели | 20.03 | |
28 | Исследование функции и построение графика. Задания с параметром. | выполнять преобразования алгебраических выражений, решать уравнения, неравенства и их системы, строить и читать графики функций, строить и исследовать простейшие математические модели | 27.03 | |
29 | Текстовые задачи. | выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами проводить доказательные рассуждения при решении задач, оценивать логическую правильность рассуждений, распознавать ошибочные заключения выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами | 3.04 | |
30-31 | Геометрические задачи | 10.04 17.04 24.04 | |
| Итоговое занятие (3часа) |
32-34 | Итоговый тест | | 1.05 8.05 15.05 | |