kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ПРОЕКТНЫЕ ЗАДАЧИ как средство формирования метапредметных и личностных результатов

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПРОЕКТНЫЕ ЗАДАЧИ
как средство формирования  метапредметных и личностных результатов

В соответствии с новыми ФГОС изменяются направления в работе учителя, на первое место выступают 
• деятельностный подход в обучении; 
• необходимыми становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять; 
• знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую.
С этой позиции метод проектов является одним из эффективных методов, т.к. так позволяет получить практически все метапредметные результаты обучения, описанные в стандарте, а предметом освоения становится не просто “базовый объем знаний”, а способы и средства деятельности и стоящая за ними культура проектирования и исследования 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ПРОЕКТНЫЕ ЗАДАЧИ как средство формирования метапредметных и личностных результатов »


ПРОЕКТНЫЕ ЗАДАЧИ
как средство формирования метапредметных и личностных результатов

БухаринаГ.В.учитель математики МАОУ СОШ №5 г. Челябинска



«Развитие и образование ни одному человеку

не могут быть даны или сообщены.

Всякий, кто желает к ним приобщиться,

должен достигнуть этого собственной деятельностью,

собственными силами, собственным напряжением». 
А. Дистервег 

В соответствии с новыми ФГОС изменяются направления в работе учителя, на первое место выступают 
• деятельностный подход в обучении; 
• необходимыми становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять; 
• знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую.

С этой позиции метод проектов является одним из эффективных методов, т.к. так позволяет получить практически все метапредметные результаты обучения, описанные в стандарте, а предметом освоения становится не просто “базовый объем знаний”, а способы и средства деятельности и стоящая за ними культура проектирования и исследования

Учебный проект - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. Является основной формой организации познавательной деятельности учащихся в рамках метода проектов. Проекты бывают социальные, межпредметные, предметные, по продолжительности – кратковременные, долговременные и мини-проекы. 
Предметный проект - совместная групповая работа по изучению нового материала урока или расширение знаний по какой-либо теме. 

На начальном освоении этого рода деятельности следует говорить  о применении системы проектных задач, которые подготовят ученика начальной школы к полноценной проектной деятельности в среднем и старшем звене.

Значит, особое место проектные задачи должны занять на переходе из начальной школы в основную школу, т. е. в 5 классе, как необходимое условие плавного перехода к проектным формам учебной деятельности в подростковой школе. В 5 классе ситуация с проектными задачами меняется. Здесь основной педагогической целью становится выявление у школьников способности к переносу известных способов действий в новую для них модельную ситуацию. Способы учебного сотрудничества, приобретённые в начальной, становятся средством для эффективного решения проектной задачи.

  1. Проектная задача – это система заданий (действий), направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального “продукта”. Фактически проектная задача задаёт общий способ проектирования с целью получения нового (до этого неизвестного) результата, выступает как инструмент уровня сформированности умения учиться, взаимодействия в группе, умения работать с разными источниками информации.

Этапы проектной задачи:

1. Описание проблемной ситуации, но в этой ситуации не должна быть напрямую поставлена задача.

2. Формулировка детьми задачи по результатам разбора проблемной ситуации.

3.Выполнение предложенных технологических операций.

4. Подготовка и защита готового продукта.

5. Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта.

Проектная задача является ступенькой к работе над проектами.

Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора заданий и требуемых для их выполнения данных.

Проект может быть индивидуальным, групповым. Проектная задача носит групповой характер При реализации проекта не задается порядок действий, с помощью которых будет достигнут результат. При реализации проектной задачи задается порядок действий с помощью которых будет достигнут результат.

В ходе решения системы проектных задач у школьников могут быть сформированы следующие способности:

  • рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки);

  • целеполагать (ставить и удерживать цели);

  • планировать (составлять план своей деятельности);

  • моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя всё существенное и главное);

  • проявлять инициативу при поиске способа решения задачи;

  • вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Проектные задачи могут быть предметными и межпредметными, одновозрастными и разновозрастными. В любом случае главное условие, позволяющее отнести задачу к классу проектных, - это возможность переноса известных детям способов действий (знаний и умений) в новую для них практическую ситуацию, где итогом будет реальный детский “продукт”.

Оценка взаимодействия учащихся при работе в малой группе проводится путём экспертного наблюдения и оформляется в виде экспертного листа, в котором фиксируются действия учащихся в процессе решения задачи. На основании собранных данных делается общий вывод об уровне сформированности ряда умений и выстраивается коррекционная работа с классом или отдельными обучающимися по формированию тех или иных критериев:

  • “учебные умения” - критерии, отслеживающие сформированность образовательной инициативы, самостоятельности, ответственности;

  • “информационные умения” - умение работать с информацией, представленной в разном виде;

  • “коммуникативные умения” - умения вступать в коммуникацию для решения общей групповой задачи;

  • “личностные умения” - оценка отношений участника к себе, к другим, к проектной задаче;

  • “сфера произвольной регуляции” - оценивалось умение удерживать учебную задачу в течение определенного времени и решать ее.

Проектная деятельность позволяет:

1) детям:

  • получить эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие из них вообще не могут включиться в общую работу класса без принуждения, у робких и слабо подготовленных детей развиваются симптомы школьной тревожности, а у лидеров портится характер;

  • попробовать свои силы в ситуации, где нет давящего авторитета учителя и внимания всего класса;

  • приобрести опыт выполнения важнейших функций, составляющих основу умения учиться (контроль и оценка, целеполагание и планирование);

  • приобрести навыки разновозрастного общения.

2) учителю:

  • отслеживать динамику сформированности метапредметных и личностных результатов у обучающихся начальной школы;

  • использовать дополнительные средства вовлечения детей в содержание обучения;

  • органически сочетать “обучение” и “воспитание”, одновременно строить личностно-эмоциональные и деловые отношения детей;

  • вести систематическое наблюдение (мониторинг) за формированием учебного сотрудничества в классе, в группе;

  • повышать открытость образования через приобщение родительской общественности к работе в позиции “экспертов-наблюдателей”;

        Предпочтение этому методу отдается по ряду причин:

- Его можно использовать в работе на разных этапах обучения по разным УМК,

сохраняя при этом методическую концепцию авторов программ и учебников.

- Этот метод гуманистический. Он обеспечивает не только успешное усвоение

материала, но и интеллектуальное и нравственное развитие детей, их

самостоятельность, доброжелательность по отношению друг к другу.

- Проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, ответственность за

совместную работу, умение работать в команде.

- Развивается внутренняя познавательная мотивация, что подтверждается

возросшим познавательным интересом обучающихся к работе над проектом.

- Работа над проектом повышает активность разных по уровню развития и

способностям учащихся (не только одарённые дети стали интересоваться работой над

проектом, но и те, кто учится с трудом. Участие в проекте, пусть даже на вторых ролях,

повышает их самооценку).

- Развивается творческий потенциал учащихся  различных уровней развития.

- Расширяется общий кругозор школьников и развивается их коммуникативная

культура.

Некоторые проектные задачи переросли в учебно - исследовательские работы, которые были представлены на школьном НОУ, где получили положительные отзывы. Это доказывает, что проектная задача может стать стартовой точкой проектной деятельности и развития творческого потенциала учащихся.

Итак, проектная задача  для обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Проектную задачу можно считать надежным и эффективным инструментом формирования УУД школьников. Появление проектных задач в образовательном процессе в условиях новых образовательных стандартов позволяет школе выйти на новый образовательный уровень.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
ПРОЕКТНЫЕ ЗАДАЧИ как средство формирования метапредметных и личностных результатов

Автор: БУХАРИНА ГАЛИНА ВЛАДИМИРОВНА

Дата: 09.01.2015

Номер свидетельства: 152136

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "РОЛЬ ЗАНЯТИЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОСТИЖЕНИИ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ."
    ["seo_title"] => string(108) "rol-zaniatii-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-v-dostizhienii-lichnostnykh-riezul-tatov-obuchieniia-i-vospitaniia"
    ["file_id"] => string(6) "250921"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447162263"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Учебный проект как средство достижения  метапредметных результатов младших школьников "
    ["seo_title"] => string(99) "uchiebnyi-proiekt-kak-sriedstvo-dostizhieniia-mietapriedmietnykh-riezul-tatov-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "231467"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1442506261"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(191) "Пути достижений метапредметных и личностных результатов в процессе обучения и внеурочной деятельности"
    ["seo_title"] => string(80) "puti_dostizhienii_mietapriedmietnykh_i_lichnostnykh_riezul_tatov_v_protsiessie_o"
    ["file_id"] => string(6) "363013"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1480245497"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(207) "Статья: "Пути достижений метапредметных и личностных результатов в процессе обучения и внеурочной деятельности""
    ["seo_title"] => string(80) "stat_ia_puti_dostizhienii_mietapriedmietnykh_i_lichnostnykh_riezul_tatov_v_prots"
    ["file_id"] => string(6) "363014"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1480245742"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Достижение планируемых результатов по химии: предметных, метапредметных, личностных"
    ["seo_title"] => string(80) "dostizhenie_planiruemykh_rezultatov_po_khimii_predmetnykh_metapredmetnykh_lichno"
    ["file_id"] => string(6) "477685"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1536828390"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1560 руб.
2400 руб.
1220 руб.
1870 руб.
1560 руб.
2400 руб.
1720 руб.
2640 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства