Просмотр содержимого документа
«Проект "Нужна ли математика в жизни человека"»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Баганская средняя общеобразовательная школа № 2
имени героя Советского Союза Андрея Григорьевича Матвиенко
Проект
Нужна ли математика в жизни человека
АВТОР:
Устинова Мария,
обучающаяся 7 класса
РУКОВОДИТЕЛЬ:
Матюшко Нина Петровна,
учитель математики
Баган, 2018 год
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….……….3
1. Как зародилась математика ……………………………………...………….4-6
2. Роль математике в жизни человека…………………………...…………….7-8
3. Возможности математики………………….………………………………9-10
4. Нужна ли математика современному человеку……………………….....….11
5. Опрос одноклассников………………………….…………………………….12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….13
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….……14
2
ВВЕДЕНИЕ
Я люблю математику не только потому,
что она находит применение в технике,
но и потому, что она красива.
Р. Петер
Ребёнок только родился, а первые цифры в его жизни уже звучат: рост, вес.
Малыш растёт, не может выговорить слова "математика", а уже занимается ею, решает небольшие задачи по подсчету игрушек, кубиков. Да и родители о математике и задачах не забывают. Готовя ребенку пищу, взвешивая его, им приходится использовать математику. Ведь нужно решить элементарные задачи: сколько еды нужно приготовить для малыша, учитывая его вес.
Цель проекта:
Показать важность математики в жизни человека.
Задачи проекта:
1. Познакомиться с историей возникновения и развития математики;
2.Узнать роль математики в жизни человека.
Методы исследования:
Работа с литературой и материалами Интернета по данной теме;
Сбор общественного мнения;
Анализ проделанной работы.
3
1. Как зародилась математика
Люди учились считать тогда же, когда они учились говорить, и первые названия чисел – ровесники первых слов.
Фридрих Энгельс писал, что десять пальцев на руках – самый древний источник математических знаний.
4
Самые древние дошедшие до нас математические документы – это хозяйственные записи вавилонян. Они сделаны за шесть тысяч лет до нашей эры, то есть восемь тысячелетий назад!
Еще через две тысячи лет в вавилонских клинописных таблицах мы встречаем уже не только хозяйственные расчеты, связанные с торговыми сделками или с записями домашних расходов, а и настоящие задачи по математике. Расцвет математики вавилонян – это эпоха Самураи. Здесь мы видим уже сложные алгебраические действия, например, решение квадратных и кубических уравнений. Эти задачи теперь умеют решать десятиклассники.
5
Математика не родилась сразу. В древнем Египте, например, знали только такие дроби, у которых в числителе единица: 1/2, 1/3, 1/17, 1/298. Это очень усложняло вычисления. Не так давно люди не знали ни десятичных дробей, ни действий с ними. Десятичные дроби изобрел самаркандский математик Джемшид ибо-Самосуд аль-Каши всего пятьсот лет назад, а в употребление у европейцев их ввел еще на полтораста лет позднее фламандский математик Стивен. В математике делаются открытия и сейчас; она, как и другие науки, все время движется вперед и развивается.
6
2. Роль математики в жизни человека
Если внимательно посмотреть по сторонам, роль математики в жизни человека становится очевидной. Компьютеры, современные телефоны и прочая техника сопровождают нас каждый день, а их создание невозможно без использования законов и расчетов великой науки. Однако роль математики в жизни людей и общества не исчерпывается подобным ее применением. Иначе, например, многие деятели искусства могли бы с чистой совестью сказать, что время, посвященное в школе решению задач и доказательству теорем, было потрачено впустую. Тем не менее это не так.
Для начала стоит понять, что вообще представляет собой математика. В переводе с древнегреческого само ее название означает «наука», «изучение». В основе математики лежат операции подсчета, измерения и описания форм объектов. Это базис, на который опираются знания о структуре, порядке и отношениях. Именно они составляют суть науки. Так происходит их преобразование в математические объекты. Часть идеализированных свойств становятся аксиомами (утверждениями, не требующими доказательств). Из них затем выводятся другие истинные свойства. Так формируется математическая модель реально существующего объекта.
Когда речь идёт о чём-нибудь очень простом, понятном, мы часто говорим: «Дело ясно, как дважды два — четыре!». А ведь прежде чем додуматься до того, что дважды два — четыре, людям пришлось учиться много, много тысяч лет. Конечно, это учение шло не за партой. Человек постепенно учился жить: строить жилища, находить дорогу в дальних походах, обрабатывать землю. И одновременно он учился считать. Потому что даже в самые далёкие времена, когда люди жили в пещерах и одевались в звериные шкуры, они не могли обойтись без счёта и меры.
7
8
3. Возможности математики
Астроному математика помогает определить пути далёких звёзд.
Инженер с помощью математики рассчитывает реактивный самолёт, корабль или новую электростанцию.
9
Учёному-физику математика открывает законы атомного ядра, а моряку указывает путь корабля в океане.
Словом, математика может все или почти все там, где нужно что-либо вычислять.
10
4. Нужна ли математика современному человеку?
Стремительно изменяется мир и сама жизнь. В неё входят новые технологии. Только математика и решение задач в традиционном понимании не изменяют. Математические законы проверены и систематизированы, поэтому человек в важные моменты может положиться на неё, решить любую задачу. Математика не подведёт.
Но с каждым годом у нас появляется всё больше и больше замечательных машин: сложных станков, различных автоматов. Для того чтобы хорошо работать на таких машинах, надо очень много знаний. Сейчас математика нужна не только ученому или инженеру, но и мастеру, и рабочему на заводе.
Однако ещё несколько десятков лет назад встречалось немало таких задач, решить которые было практически невозможно, хотя математики и знали, как их нужно решать. Бывало, что для решения одной единственной задачи десятки людей работали несколько лет. Вычисления шли медленно. Главные «инструменты» математика были те же, что во времена древних греков — собственная голова и чистый лист бумаги с карандашом.
И вот у математики появился новый могучий помощник, который называется электронно-вычислительной машиной. Существующие быстродействующие компьютеры работают в сотни тысяч раз быстрее человека.
11
5. Опрос среди школьников:
Нужна ли математика человеку?
Я опросила 28 человек моего класса. На вопрос «нужна ли математика человеку?» ответили «да» 20 человек, ответили «нет» 8 человек.
12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Математика в нашей жизни присутствует всегда и везде. Люди каждый день решают большое количество задач, примеров, например, в магазине, при подсчёте затрат на тот или иной товар или при получении зарплаты, когда выбирают, сколько денег сейчас снять с карты и сколько оставить «на потом». Математика в жизни человека идёт также сплошь и рядом с его здоровьем. С каждым разом математика становится всё нужнее людям и уже никак без неё не обойтись. Без математики наша жизнь невозможна. Михаил Васильевич Ломоносов давным-давно сказал, что: «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит».