ГУ Осьмерыжская основная общеобразовательная школа
Математика в нашей жизни
Направление: физико-математическое
Исполнитель работы: Жаркова Валерия ученица 6 класса Осьмерыжской ООШ Павлодарская область Качирский район село Осьмерыжск
Руководитель работы: Довженко Наталья Владимировна учитель математики Осьмерыжской ООШ
2013 год
Оглавление
Резюме /аннотация/…………………………………………………………….….3
Введение ………………………………………………………………………….. 4
Математика и ее применение в жизни……………………….…………...6
Страна цифр …………….…………............................................................10
За что математике можно сказать спасибо ………….…………………...11
Прежде чем заговорить дети учатся считать……………………………..12
Математика и мое будущее ……………………………………………….12
Математика в профессиях моих родителей …………………….………..14
Интересные факты о математике……………………………………….14
Заключение …………………………………………………………….………....20
Список литературы ……..………………………………………………………..21
Резюме /аннотация/
Этапы проекта:
1 этап.
Постановка проблемы, постановка целей, задач информационно-исследовательской работы;
Проведение бесед о математики в нашей жизни;
Постановка проблемного вопроса, мотивация к реализации проекта;
Проведение предварительной работы по теме «Математика в нашей жизни»;
Обсуждение и составление поэтапного плана работы, создание банка идей и предложений. Выбор источников информации.
2 этап. Деятельность по реализации проекта.
Информационно-образовательные беседы;
Информационно-поисковая работа;
Экспериментальная работа;
Обзор литературы
Решение поставленных целей
Какая наука может быть более
благородна, более восхитительна,
более полезна для человечества,
чем математика?
(Франклин).
Введение.
Стремление к знанию - одна из основных черт человека. Еще в древности человек стремился познавать окружающую природу. Сначала это была практическая необходимость - нужно было добывать себе пищу, защищаться от диких животных. И люди начали изучать мир, в котором они жили. Первые знания имели очень большое значение для человечества. Так, без календаря было невозможно земледелие, а изобретение огня изменило многое в жизни первобытных людей: они научились приготавливать пищу, выплавлять металлы, охранять свое жилище. В это же время были заложены начала большинства современных наук. В первую очередь развивались естественные науки, которые имели практическое значение для жизни человека - география, физика, биология. Кроме того, людям всегда было интересно знать про самих себя - эти знания нужны, в частности, для лечения болезней. Человек живет в обществе и подчиняется его законам. Законы взаимоотношений между людьми описывают гуманитарные науки: литература, обществоведение, право. Люди всегда стремились знать о своем прошлом - так появилась история. Эти знания часто бывают очень полезны: опыт наших предков помогает и в современной жизни. Хотя науки описывают природу и самого человека с совершенно разных сторон, но все вместе они дают полное и подробное описание мира, они делают человека умнее, добрее, душевно богаче. По словам Ф. Бэкона, "Знание есть сила, сила есть знание". К сожалению, сейчас условия жизни, мелкие бытовые заботы иногда подавляют желание получить знания. Очень страшно и опасно невежество. К. Гельвеций говорил, что "Всякий изучающий историю народных бедствий может убедиться, что большую часть несчастий на земле приносит невежество". Невежественные люди чрезмерно самоуверенны, они часто сами не понимают, что делают, из-за своей необразованности и незнания они могут слепо последовать за идеей, даже самой неправильной и опасной. Поэтому они могут стать причиной многих бед, как отдельного человека, так и целого государства.
Мой любимый предмет - математика. На первый взгляд, кажется, что она не имеет никакого отношения к природе, но на самом деле это не так. Без математики не может обойтись ни одна современная наука. Конечно, в первую очередь, это точные науки, где математические формулы помогают описывать многие явления. Но, кроме того, математика нужна во многих гуманитарных науках, например, в истории, в лингвистике. Знание математики помогает и при выполнении сложнейших физических расчетов, и, конечно же, в бытовой жизни.
Кстати, а откуда, пришло это слово? Из древнегреческого языка ("мантенеин"), означает в переводе: "учиться, приобретать знания". Математика приглашает в свое королевство всех, кто настойчив, кто часто говорит "почему?", кто не боится цифр и вычислений, и чей девиз: Хочу все знать!
Математика - одна из древнейших наук. Не существует таких явлений природы, технических или социальных процессов, которые были бы предметом изучения математики, но при этом не относились бы к явлениям физическим, биологическим, химическим, инженерным или социальным.
Возникновение математических наук, несомненно, было связанно с потребностями экономики. Требовалось, например, узнать, сколько земли засеять зерном, чтобы прокормить семью, как измерить засеянное поле и оценить будущий урожай.
С развитием производства и его усложнением росли и потребности экономики в математических расчетах. Современное производство - это строго сбалансированная работа многих предприятий, которая обеспечивается решением огромного числа математических задач. Среди таких задач и проведение расчетов планов производства, и определение наиболее выгодного размещения строительных объектов, и выбор наиболее экономных маршрутов перевозок и т. д. Знание математики необходимо для всех профессий от повара до ракетостроителя. Так зачем же нужна математика в жизни? Ответ на этот вопрос дает сама наша жизнь. Она заставляет нас каждодневно применять наши математические знания в различных ситуациях. Идя по улице, переходя дорогу, разгадывая кроссворд, делая уборку – мы применяем неосознанно законы математики.
Актуальность:
Данная тема актуальна, потому что знание областей применения математики в последствие дает ученику стимул к учению: ребенок будет заинтересован в изучении математики.
Цель проекта: выявление областей применения математики в нашей жизни
Задачи проекта:
• сделать анализ учебника математики для 5 класса по подбору задач с практическим применением
• выявить конкретные области наук, где применяется математика
Математика и ее применение в жизни
Мы могли бы привести огромное количество примеров применения математики, но остановимся лишь на некоторых, которые на мой взгляд оказались наиболее интересными.
Начну со “Сказки о хитром и жадном короле!”
Однажды хитрый и жадный король созвал свою гвардию и торжественно заявил: “Гвардейцы! Вы славно служите мне! Я решил вас наградить и повысить жалование на 20%”. “УРА!” - закричали гвардейцы. “Но, - сказал король, - только на один месяц. А потом я его уменьшу на те же самые 20%. Согласны?” “А чего же не согласиться? - удивились гвардейцы. - Пусть хоть на один месяц!» Так и было решено. Прошел месяц, все были довольны. “Вот здорово - говорил гвардеец друзьям за кружкой пива. - Раньше я получал 10 долларов в месяц, а в этом месяце получил 12 долларов! Выпьем же за здоровье короля!”
Прошел еще месяц. И получил старый гвардеец жалование только 9 долларов 60 центов. “Как же так? - заволновался он. - Ведь если сначала на 20% увеличить жалование, а потом его уменьшить на те же самые 20%, то оно же должно остаться прежним!” “Вовсе нет, - объяснил мудрый звездочет. - Повышение твоего жалования составляло 20% от 10 долларов, т. е. 2 доллара, а понижение составляло 20% от 12 долларов, т. е. 2,4 доллара”.
Погрустили гвардейцы, но делать нечего - ведь сами согласились. И вот они решили обхитрить короля. Пошли они к королю и сказали: “Ваше Величество! Вы, конечно, были правы, когда говорили, что повысить жалованье на 20% и понизить его потом на те же 20% - это одно и то же. И если это одно и тоже, то давайте сделаем еще раз, но только наоборот. Давайте сделаем так: Вы сначала понизите нам жалованье на 20%, а потом увеличите его на те же 20%”. "Ну что ж, - ответил король, - ваша просьба логична, пусть будет по-вашему".
Задание: посчитайте, сколько теперь получил старый гвардеец по истечении первого месяца и по истечении второго. Кто же кого перехитрил?
Решение:
Если гвардеец получал 9,6 долларов, то
1-й месяц после понижения на 20% он получит 7,68 доллара;
2-й месяц после повышения на 20% он получит 10.22 доллара.
Ответ: старый гвардеец перехитрил короля.
Анализ задач из учебника математики 5 класса
Учебник 5 класса содержит 131 задачу на применение математики в различных областях. Из них:
6 задач на применение математики в магазине;
12 задач на применение математики в быту;
14 задач на применение математики в сельском хозяйстве;
44 задачи на применение математики в задачах на движение;
21 задача на применение математики в географии или экономике;
21 задача на применение математики в промышленности;
13 задач на применение математики в технике.
Применение математики в хлебопечении.
Аппетитный аромат свежевыпеченного хлеба подсказывает прохожему, что где-то рядом находится пекарня. Тут же воображение рисует пышущие жаром печи и обсыпанных мукой людей, месящих тесто.
Пекарь выпекает различные виды хлеба и полуфабрикаты для кондитерских изделий.
С того времени, как человек научился выпекать хлеб, технология его производства значительно изменилась, однако профессия пекаря по-прежнему осталась уважаемой и востребованной. Математика необходима пекарю, т.к. ему нужно рассчитать, сколько необходимо взять муки, чтобы получилось нужная масса теста для определенного количества хлеба, печенья, булочек, батонов и т.д.
Задача.
Определить, сколько килограммов сухарей с влажностью 15% можно получить из 255 кг хлеба с влажностью 45%?
Решение:
1) В 255 кг хлеба с влажностью 45% сухого вещества 55%.
255 х 0,55 = 140,25(кг) - масса сухого вещества в хлебе.
2) В сухарях с влажностью 15% сухого вещества 85%.
140,25 : 0,85 = 165(кг) - масса сухарей.
Ответ: 165 кг сухарей.
Применение математики в промышленности
С того времени, как человек научился обрабатывать металл и добывать огонь, возникла профессия сталевара. Это очень трудоемкая профессия, требующая хорошей физической подготовки. Сталевары работают в горячем цехе. Им необходимо быть внимательными, все выполнять с большой точностью - а этому учит математика.
Задача.
Медь составляет массы сплава. Сколько граммов меди содержится в 320 г сплава?
Решение:
320÷5 = 64 (г) - массы сплава
64×2 = 128 (г) – масса меди в сплаве
Ответ: 128 г меди в сплаве.
Применение математики в быту
Задача
В сельской школе учится столько мальчиков, сколько и девочек. Однажды учитель принес в класс 234 ореха и разделил их: каждому мальчику досталось по 5 орехов, а каждой девочке — по 4 ореха. Но так как девочки обиделись на такую несправедливость, учителю пришлось еще раз принести с собой орехи и разделить их так, чтобы в конце концов всем досталось поровну, а именно по 6 орехов.
Сколько орехов принес учитель во второй раз?
Решение.
Первый раз каждый мальчик и каждая девочка получили от учителя вместе по 9 орехов. Следовательно, как мальчиков, так и девочек в школе было по 234: 9 = 26 человек, а общее число учащихся 26 х 2 = 52 человека. Поэтому всего учитель должен был принести 6 х 52 = 312 орехов. Следовательно, во второй раз учитель принес 312 — 234 = 78 орехов.
Ответ: 78 орехов.
Вывод:
Было интересно и увлекательно находить задачи и классифицировать их по типам.
Оказывается, что все текстовые задачи несут практический смысл и всегда «история» в задаче берется из жизни. Нет просто букв или просто цифр, всегда есть смысл и поэтому рождается интерес - хочется решить задачу, найти ответ к ней и получить заслуженную пятерку!
Не зря говорят, что математика – царица наук. Может, она и не совсем царица для современных учеников школ, но все-таки она как невидимый волшебник всегда рядом и всегда поможет нам в трудную минуту.
Не раз приходилось слышать фразу о том, что математика - страна без границ. Несмотря на свою банальность, фраза о математике имеет под собой очень веские основания. Математика в жизни человека занимает особое место. Мы настолько срослись с ней, что попросту не замечаем её.
А ведь с математики начинается всё. Ребёнок только родился, а первые цифры в его жизни уже звучат: рост, вес.
Малыш растет, не может выговорить слова "математика", а уже занимается ею, решает небольшие задачи по подсчету игрушек, кубиков. Да и родители о математике и задачах не забывают. Готовя ребенку пищу, взвешивая его, им приходится использовать математику. Ведь нужно решить элементарные задачи: сколько еды нужно приготовить для малыша, учитывая его вес.
В школе математических задач приходится решать очень много и сложность их с каждым годом растет. Они не просто учат ребенка математике, определённым действиям. Математические задачи развивают мышление, логику, комплекс умений: умение группировать предметы, раскрывать закономерности, определять связи между явлениями, принимать решения. Очень часто решения таких задач являются просто математическим расчётом.
Страна цифр
Эта чудесная страна размещается в любом уголке твоей комнаты. Надо только уметь всматриваться, и ты поймешь, что всюду поселились маленькие юркие существа — цифры. Они глядят с циферблата часов, выглядывают из папиного микрокалькулятора, бросаются в глаза с экрана телевизора. Вот на твоем столе стоят фарфоровые статуэтки. Сколько их? А сколько лап у твоего кота? Столько же, сколько у огромного слона. Кошачьи лапки по сравнению со слоновьими маленькие, а цифра— одна и та же. Сколько книжек на полке? Ну, а сколько тебе лет? Мама спрашивает: сколько друзей пригласишь ты на свой день рождения? А сколько стоят твои туфли? Ты посмотри — всюду цифры. В общем, без чисел и покупки не сделаешь, и номер телефона не наберешь. Если ты в них не разбираешься, то сядешь не в тот трамвай или автобус. И даже футбол, хоккей не сможешь смотреть: какая тебе разница, если ты не понимаешь счет игры?
А ведь сосчитать книжки или измерить твой рост — это самое простое. Наука математика, которая занимается числами, ведет нас куда дальше. Ее смысл и сила в том, что она помогает отвечать на вопросы, избегая лишних пересчитываний и ненужной беготни. Вот простейший пример. В одной пачке 20 книг, а всего таких пачек лежит в магазине 50. И нам незачем вываливать на пол груду книг, чтобы считать их одну за другой. Достаточно умножить 20 на 50, чтобы узнать, что книг тысяча. И все в несколько секунд. Да это что. Можно подсчитать, во сколько дней ты бы дошел до Луны (если б туда имелась ровная дорожка), или сколько капель воды умещается в ванной, или как быстро один автомобиль обгонит другой.
За что математике можно сказать спасибо
Вообще же, математика учит нас, как с помощью известного узнавать то, что пока неизвестно... Жили-были двести лет назад два таких астронома, француз Леверье и англичанин Адаме. Так они, не выходя из своих комнат, с помощью математики открыли новую планету Нептун и показали, где она должна находиться. И только потом наблюдения доказали, что они все правильно высчитали, планета Нептун была именно там!
А два других ученых, русские, Жуковский и Чаплыгин, еще в XIX веке высчитали, каким должно быть крыло самолета, чтобы он мог летать. Они не делали детали этих крыльев своими руками, не пилили фанеру, не обтягивали ее парусиной, у них было только тоненькое перышко в руке. Но они высчитали с помощью умных чисел все так правильно, что дюжие мастера взялись за работу и по их чертежам построили самолет.
Да, это удивительное свойство цифр: они всегда забегают вперед, предсказывая будущее. Еще нет дома, а цифры уже есть. Их пишут инженеры и архитекторы, которые все сосчитали, сколько в этом доме будет этажей, комнат, окон, сколько потребуется бетона, стекла, батарей и краников для горячей и холодной воды.
Океанский корабль еще не построен, а он уже живет... в цифрах. Конструкторы успели вычислить его длину, высоту, скорость, и сколько он сможет взять груза. Точно известны даже размеры электроплиты, на которой будет жарить яичницу повар — кок, как говорят моряки.
Прежде чем заговорить, дети учатся считать
Американские ученые утверждают, что умение понимать числа приходит к человеку задолго до приобретения навыков речи. Экспериментальным путем было доказано, что младенцы, еще не умея говорить и самостоятельно принимать пищу, проявляют способности к математике.
Медики из Университета Дьюка Duke University в штате Северная Каролина провели эксперимент, который показал, что 7-месячные младенцы могут безошибочно определить, сколько людей разговаривают в данный момент времени.
Все считает математика, все находит!!!
Математика и моё будущее
Математика — логичная и достаточно эстетичная наука, чем она мне и нравится. И сдавать мне ее придется — хотя бы ради удовольствия поучиться еще несколько лет.
Я считаю, что математика — наука очень важная и в школе она нужна. До того момента, когда человек (ученик) определится в выборе своей будущей профессии, нужно рассказывать о математике не так, как в учебнике: может быть, не слишком подробно и углубленно, а с более широкой, общенаучной точки зрения.
Но вот когда человек поймет, какие предметы нужны ему для его будущей специальности, следовало бы либо начать изучать математику более углубленно, либо совсем поверхностно.
Это моё мнение, а вот что говорят мои одноклассники:
Математика нужна и для постройки дома, и для денежных расчетов, и в быту. Она связана и с другими науками, которые мы используем в повседневной жизни.
Многие не хотят учить математику, потому что некоторые операции компьютеры могут выполнять за нас, но ведь машина может ошибиться. А я не хочу стать жертвой компьютерного сбоя.
Конечно, я хотела бы быть не глупее своих детей. Я хотела бы уметь объяснить им то, чего они не понимают. Это бы повысило мой авторитет в их глазах.
Математика — это очень интересная наука, особенно пространственная геометрия. Математика развивает у человека логику. Вообще она нужна везде, в любом деле требуется хоть чуть-чуть математики, хоть самой простейшей.
Конечно, мне математика нужна, прежде всего, для того, чтобы поступить в институт. Да и так я ей пользуюсь постоянно: на огороде, дома, при денежных расчетах, при приготовлении пищи. Для всех бытовых вещей нужна математика, которую мы изучаем в школе.
Но зачем нужна высшая математика? По-моему, ее невозможно применить на практике в повседневной жизни. Наверное, она нужна для развития логики. Математика заставляет думать, а вообще-то это красиво.
Я часто думаю, что было бы, если бы мы до сих пор не умели писать и считать. Наверное, жизнь была бы очень скучной и однообразной. Например, я очень люблю головоломки, разные математические задачи. Они помогают мне развиваться, и я всегда радуюсь, когда нахожу правильное решение.
Математика — основа точных наук. Без них невозможно построить корабль и самолет, автомобили и метрополитены, даже строительство домов требует точности. Любовь к точным наукам развивает умение логически мыслить, анализировать, смотреть на вещи другими глазами и давать точное определение.
Человек боится своего совершенства! И не просто боится, а отчаянно скрывает это от самого себя, маниакально полагая самого себя и мир как примитивный, ограниченный, скучный, до смерти надоевший, но такой знакомый, такой свой, что человек с радостью отдаёт ответственность совершенства богу или чему угодно ещё, только бы ему взамен оставили его безответственность несовершенства, облегчение убогости, счастье примитивности, обречённость смертности.
Роль математики – никак не умение считать – деньги уж-то могут и безграмотные посчитать… Математика – творчество, и расширяет мировоззрение… Конечно, для тех, кто настолько чувствителен к творчеству, что видит его даже в математике !
Математика в профессиях моих родителей.
Моя мама работает почтальоном. Это одна из тех профессий, где не обойтись без математики. Маме нужно уметь делить, умножать, складывать и вычитать, распределяя газеты людям в порядке подписки, чтобы в будущем люди не страдали.
Мой папа следит за хозяйством. Папа пользуется арифметическими действиями, подсчитывая количество сена, корма для нашей буренки, птицы.
«ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О МАТЕМАТИКЕ»
Математики нашли формулу идеальной пивной пены
Теперь математические формулы могут предсказать даже то, как со временем меняется пивная шапка. Это открытие может широко использоваться в коммерческих целях, и не только для того, чтобы идеально наполнить бокал пинтой пива.
Эта формула объясняет, как увеличиваются крошечные пузырьки, из которых состоит пена. Понимание этого может привести к разработке таких продуктов, как металлическая термоусадочная упаковка.
Пена состоит из множества маленьких пузырьков, ученые рассматривают эти пузырьки как клетки с границами.
Профессор из Лондона во сне увидел решение теоремы
Профессор лондонского университета Дарен Кроуди сумел найти решение теоремы Шварца-Кристоффеля, которую ученые безуспешно пытались разрешить почти 140 лет. По сообщению Times, одного из ведущих математиков Великобритании озарило в момент, когда он засыпал во время ответа одного студента.
Формула Шварца-Кристоффеля, придуманная 140 лет назад, используется при проектировании различных объектов (мосты, здания). Она необходима для определения внешней и внутренней структуры и степени запаса ее прочности. Но классическая формула не “подходила” для сложных объектов, которые имели различные отверстия или были довольно сложной формы. Английский профессор усовершенствовал формулу, сделав ее универсальной, что гораздо расширило возможности математического моделирования.
Математики раскрыли секрет образования пробок
Группа математиков из университетов Экзетера, Бристоля и Будапешта раскрыла секрет заторов дорожного движения. Они создали модель, которая демонстрирует, как без видимых причин на дорогах возникают гигантские очереди.
Выбравшись из пробки, водители недоумевают, поскольку в конце пробки не видно каких-либо причин для ее возникновения, передает технологический портал Тартуского Университета Novaator. Согласно математической модели, неожиданно большое влияние на движение могут оказать мелкие, но неожиданные события, например, меняющий полосу движения микроавтобус.
Модель продемонстрировала, как тормозящий вследствие неожиданного события водитель вынуждает движущуюся за ним машину тормозить более резко, а следующую – еще резче и т.д. В результате этого машины, движущиеся на несколько километров позади, вынуждены остановиться, а их водителям приходится ломать голову из-за причин непонятного промедления. Влияние первого торможения в быстром движении смещается назад как снежный ком: до водителей, находящихся за несколько километров, он докатывается лишь через несколько минут после произошедшего инцидента.
Шимпанзе умнее человека?
Удивительно, но факт, шимпанзе могут быть сообразительнее человека в математике.
Руководитель проекта, ученый университета Киото Тетсуро Матсузава (Tetsuro Matsuzawa) поставил эксперимент, суть которого заключалась в том, что 6 приматов наравне с 9 студентами колледжа должны были запомнить арабские числа от 1 до 9, беспорядочно появляющиеся на экране. Затем с помощью сенсорного экрана участникам эксперимента нужно было дотронуться до квадратов (заменяющие цифры) в том порядке, в котором цифры появлялись на экране.
На первой стадии эксперимента и студенты, и приматы одинаково хорошо справились с заданием. Но когда цифры на экране стали меняться быстрее, один шимпанзе сохранил свое преимущество (80%), а все остальные хуже справились с этим заданием (40% в этом по сравнению с 80% в 1ом задании). Даже после 6 месяцев тренировки 3 студента не смогли превзойти шимпанзе - математика по кличке Ayumu.
«Никто и подумать не мог, что молодые (5 лет) шимпанзе могут лучше человека выполнять задания на память. Эксперимент доказал, что у молодых приматов наблюдаются невероятные способности к запоминанию чисел», - говорит Тетсуро Матсузава.
Математикам кофе поможет!
| Чашечка кофе в рабочее время, вместо того чтобы снимать стресс, как принято думать, снижает работоспособность и затрудняет коллективную работу, утверждают авторы исследования, проведенного Бристольским университетом. Единственным исключением являются математики. Согласно результатам исследования, кофе усиливает мыслительные способности тех, кто занимается уравнениями и алгоритмами. "Полученные нами результаты, - подчеркивает Линдсей Сенклер, один из двух психологов, исследовавших воздействие кофе, - свидетельствуют о том, что употребление кофе в течение рабочего дня может оказаться для мужчин контрпродуктивным, прежде всего для лиц, у которых имеются личные проблемы. В этом случае традиционный перерыв в работе может превратиться в бумеранг, усугубляя уже имеющийся стресс". Сенклер рассказал о том, что его вместе с коллегой Питером Роджерсом подтолкнула к проведению такого исследования история группы сотрудников, отправившихся в совместную командировку. Эта команда "белых воротничков", получив возможность в принимающем офисе бесплатно и без ограничений пить кофе, работала все менее и менее слаженно. На видеозаписях, сделанных камерами скрытого наблюдения, этот коллектив предстал как группа несобранных и постоянно ссорящихся людей. Сенклер и Роджерс, чтобы выяснить подоплеку подобного поведения, провели тест с участием 32 добровольцев. При этом велась видеозапись того, как они себя вели. В ходе исследования испытуемым говорилось, что им придется пить три разных сорта кофе: без кофеина, тонизирующий и обостряющий ощущение стресса. В действительности было лишь два сорта кофе: обычный и без кофеина, но участники эксперимента этого не знали. Психологи отметили, что лишь у тех, кто пил обычный кофе, возникали трудности в работе с коллегами. Идею покончить с перерывами на кофе уже начал реализовывать на практике мэр Комаско. Он полагает, что это повысит производительность труда за счет того, что утром сотрудники больше не будут регулярно отлучаться с рабочих мест. Математика без грима: Женщины-математики предпочитают обходиться без макияжа Женщины, решившие сделать карьеру в типично мужских областях знаний, подвергаются давлению огромного количества стереотипов и предрассудков. Это диктует им правила поведения даже в таких мелочах, как использование косметики. Результаты недавно проведенного исследования свидетельствуют, что в областях знаний, где доминируют мужчины, слабый пол стремится завуалировать типично женские качества, чтобы выглядеть более убедительно. Например, женщины-математики предпочитают обходиться без макияжа. Женщина и макияж несовместимы. Если эта женщина- математик “Использование косметики не означает, что вы полный ноль в математике”, — говорит Эмили Пронин (Emily Pronin), психолог, чья работа “Раздвоение личности как ответ на угрозу стереотипного мышления: женщины и математика” опубликована недавно в журнале Экспериментальной Социальной Психологии. — “Но макияж несовместим со стереотипом о том, как должен выглядеть серьезный математик”. Эмили Пронин — профессор психологии в Принстонском университете, занимается психологией стереотипов и предрассудков. “Многие женщины верят в то, что хорошо учиться по математике — это гендерно-несоответствующее поведение, и, следовательно, они и не стараются добиваться успехов в этой области”, — говорит она. Данные ее исследований наводят на мысль, что “области деятельности, характеризуемые как мужские, могут становиться для девушек-студенток камнем преткновения и начинают восприниматься в отрицательном контексте”. Другими словами, для девушек очень важно нравиться мальчикам и быть привлекательными, а успехи в математике, как им кажется, значительно уменьшают их привлекательность для окружающих. Макияжу — нет! Эмили Пронин полагает, что мужчины указывают своим ровесницам на несоответствие математических достижений их женской роли. Вот почему те немногие женщины, которые все же выбирают карьеру в математике, предпочитают забыть о губной помаде и туши для ресниц. “Несомненно, они не хотят услышать мнение о собственной некомпетентности только потому, что накрасились на работу. Они ценят свою карьеру и не хотят подвергать ее опасности”, — говорит Пронин. Заключение Все в этом мире меняется. То, что наши предшественники могли понять только к двадцати годам, люди сейчас понимают уже в 15 и ранее. Современный мир таков, что все молодеет. Профессорами и докторами наук, становятся раньше, раньше начинают работать и раньше начинают осознавать ценность образование. Эти тенденции не прошли и мимо математики. В быстро меняющемся мире математики не теряет своей актуальности, она просто показывает нам свои все новые и новые аспекты, которые, безусловно, приходятся ко двору. Чем раньше Вы поймете, что без математики жить очень сложно и начнете относиться к ней в серьез, тем быстрее Ваша жизнь станет рациональнее и успешнее. Казалось бы, что после школы математика нигде не пригодится. Увы! Тут приходится использовать математику ещё чаще. Во время учёбы в вузе, на работе и дома нужно постоянно решать задачи, и не только математические. Какова вероятность успешной сдачи экзамена по математике? Сколько денег нужно заработать, чтобы купить квартиру? Сколько можно получить, занимаясь математикой и решением математических задач? Каким должен быть объём вашего дома и сколько для этого нужно приобрести кирпича. Как правильно рассчитать, чтобы родилась девочка или мальчик? И тут на помощь придёт математика. Она следует за человеком везде, помогает ему решать задачи, делает его жизнь намного удобнее. Стремительно изменяется мир и сама жизнь. В неё входят новые технологии. Только математика и решение задач в традиционном понимании не изменяют себе. Математические законы проверены и систематизированы, поэтому человек в важные моменты может положиться на неё, решить любую задачу. Математика не подведёт. Список литературы Энциклопедия для детей. Т.11. Математика/Глав. ред.М.Д. Аксёнова. – М.: Аванта+, 1998.-688 с. Энциклопедический словарь юного математика / Сост. А.П.Савин. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Педагогика-Пресс, 1999. - 360 с. Гуманитариям о математике/Е.В. Шикин и др.; под ред. Е.В. Шикина. – «Агар»,1999. – 334с. Что такое математика? /В.И.Арнольд. — М.: МЦНМО, 2008.–– 104 с. Интернет ресурсы: http://www.allmath.ru/bestbooks.htm http://www.exponenta.ru - Exponenta - образовательный математический сайт http://www.gordia.ru/gm.php - математика жизни. |
7