Управление образования администрации Мариинского муниципального района
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Сусловская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено
на заседании МО
протокол №_____
«_____»______________ 2017
Согласовано
на педагогическом совете
МБОУ «Сусловская СОШ»
протокол №____________
«_____»_______________ 2017
Утверждена
приказом
МБОУ «Сусловская СОШ»
№______
«_____» ______________ 2017
Рабочая программа
по математике
10 класс
Составитель
Степанова Е.Н.
учитель математики
Суслово
2017
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» для 10 класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки РФ от 20 августа 2008 г. N 241, от 30.08.2010 г. № 889, от 03.06.2011г. № 1994;
Положением о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов (курсов) в МБОУ «Сусловская СОШ», утвержденным приказом МБОУ «Сусловская СОШ» от 12.02.2015 № 39.
учебным планом МБОУ «Сусловская СОШ» на 2015-2016 учебный год, утверждённым приказом Учреждения от «__»_______2015 №____.
И на основе авторских программ Ш.А.Алимов, Ю.М.Калягин, Ю.В.Сидоров, Л.С.Атанасян и др. «Математика».
Рабочая программа учебного предмета «Математика» в 10 классе на базовом уровне среднего общего образования направлена на достижение следующих целей:
формирование представлений о математике, как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для обучения в высшей школе по соответствующей специальности, в будущей профессиональной деятельности;
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
воспитание средствами математики культуры личности: отношения к математике как части общечеловеческой культуры: знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимания значимости математики для общественного прогресса.
Для достижения поставленных целей в процессе изучения учебного предмета «Математика» необходимо решить следующие задачи:
развить представление о числе и роли вычислений в человеческой практике; сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;
овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;
изучить свойства и графики тригонометрических, показательных и логарифмических функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы стереометрии, познакомиться с пространственными телами и их свойствами;
получить представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
развить логическое мышление и речь – умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно учебного плана МБОУ «Сусловская СОШ» из федерального компонента на изучение учебного предмета «Математика» в 10 классе отводится 136 часов (4 часа в неделю).
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения математики на базовом уровне учащийся должен
знать/понимать
значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и в практике; широту и, в то же время, ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;
универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;
вероятностный характер различных процессов окружающего мира.
Алгебра
уметь
выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы, применение вычислительных устройств; находить значения корня натуральной степени, используя при необходимости вычислительные устройства; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;
проводить по известным формулам и правилам преобразования буквенных выражений, включающих тригонометрические, степенные, показательные и логарифмические функции;
вычислять значения числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие тригонометрические степенные, показательные и логарифмические функции, при необходимости используя справочные материалы и простейшие вычислительные устройства;
понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.
Функции и графики
уметь
определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции;
строить графики изученных функций;
описывать по графику и в простейших случаях по формуле поведение и свойства функций, находить по графику функции наибольшие и наименьшие значения;
решать уравнения, простейшие системы уравнений, используя свойства функций их графики;
исследовать в простейших случаях функции на монотонность, находить наибольшие и наименьшие значения функций, строить графики многочленов и простейших рациональных функций
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
описания с помощью функций различных зависимостей, представления их графически, интерпретации графиков;
понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.
Уравнения и неравенства
уметь
решать простейшие иррациональные, показательные, логарифмические, тригонометрические уравнения, их системы;
составлять уравнения и неравенства по условию задачи;
использовать для приближенного решения уравнений и неравенств, графический метод;
изображать на координатной плоскости множества решений простейших уравнений и их систем.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
построения и исследования простейших математических моделей;
понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.
Геометрия
уметь
распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями;
описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении;
анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;
изображать основные многогранники; выполнять чертежи по условиям задач;
строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды;
решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей);
использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;
проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
вычисления площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства;
понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.
Формы контроля уровня достижений учащихся
В целях определения степени освоения учащимися учебного предмета «Математика» в 11 классе текущий контроль осуществляется в следующих формах:
устные (устный ответ на поставленный вопрос, развернутый ответ по заданной теме и др.);
письменные (письменное выполнение тренировочных упражнений, выполнение самостоятельной работы, письменной проверочной работы, контрольной работы, тестов, зачеты и др.);
выполнение заданий с использованием ИКТ (компьютерное тестирование, электронных учебников, выполнение интерактивных заданий).
Содержание учебного предмета
Алгебра и начала анализа
(10 кл)
Действительные числа (11ч)
Целые и рациональные числа. Действительные числа. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия. Арифметический корень натуральной степени. Степень с рациональным и действительным показателями.
Цель – обобщить систематизировать знания о действительных числах; сформировать понятие степени с действительным показателем; научить применять определения арифметического корня и степени, а также их свойства при выполнении вычислений и преобразовании выражений.
Степенная функция, ее свойства и график. Взаимно обратные функции. Равносильные уравнения и неравенства. Иррациональные уравнения. Иррациональные неравенства.
Цель - обобщить и систематизировать известные из курса алгебры основной школы свойства функций; изучить свойства степных функций с натуральным и целым показателями и научить применять их при решении уравнений и неравенств; сформировать понятие равносильности уравнений, неравенств, систем уравнений и неравенств.
3.Показательная функция (10ч)
Показательная функция, ее свойства и график. Показательные уравнения. Показательные неравенства. Системы показательных уравнений и неравенств.
Цель - изучить свойства показательной функции; научит решать показательные уравнения и неравенства, простейшие системы показательных уравнений.
4.Логарифмическая функция (14ч)
Логарифмы. Свойства логарифмов. Десятичные и натуральны логарифмы. Логарифмическая функция, ее свойства и график. Логарифмические уравнения. Логарифмические неравенства.
Цель - сформировать понятие логарифма числа; научить применять свойства логарифмов при решении уравнений; изучить свойства логарифмической функции и научить применять ее свойства при решении простейших логарифмических уравнений и неравенств.
5.Тригонометрические формулы (21ч)
Радианная мера угла. Поворот точки вокруг начала координат. Определение синуса, косинуса и тангенса угла. Знаки синуса, косинуса и тангенса. Зависимость между синусом, косинусом и тангенсом одного и того же угла. Тригонометрические тождества. Синус, косинус и тангенс а и –а. Формулы сложения. Синус, косинус и тангенс двойного угла. Синус, косинус и тангенс половинного угла. Формулы приведения. Сумма и разность синусов. Сумма и разность косинусов.
Цель - сформировать понятия синуса, косинуса, тангенса, котангенса числа; научить применять формулы тригонометрии для вычислении значений тригонометрических функций и выполнения преобразований тригонометрических выражений; научить решать простейшие тригонометрические уравнения sin x = a, cos x = a, при а=1, -1, 0.
6.Тригонометрические уравнения (15ч)
Уравнения cos x = a, sin x = a, tg x = a. Решение тригонометрических уравнений. Примеры решения простейших тригонометрических неравенств.
Цель - сформировать умение решать простейшие тригонометрические уравнения; ознакомить с некоторыми примерами решения тригонометрических уравнений.
7.Повторение и решение задач (6ч)
Геометрия
Введение (3ч)
Предмет стереометрии. Аксиомы стереометрии. Некоторые следствия из аксиом.
Цель - познакомить учащихся с содержанием курса стереометрии, с основными понятиями и аксиомами, принятыми в данном курсе, вывести первые следствия из аксиом, дать представление о геометрических телах и их поверхностях, об изображении пространственных фигур на чертеже, о прикладном значении геометрии.
Изучение стереометрии должно базироваться на сочетании наглядности и логической строгости. Опора на наглядность – непременное условие успешного усвоения материала, и в связи с этим нужно уделить большое внимание правильному изображению на чертеже пространственных фигур. В курсе стереометрии с самого начала формулируются аксиомы о взаимном расположении точек, прямых и плоскостей в пространстве, и далее изучение свойств взаимного расположения прямых и плоскостей проходит на основе этих аксиом. Тем самым задается высокий уровень строгости в логических рассуждениях, который должен выдерживаться на протяжении всего курса.
Параллельность прямых и плоскостей (16ч)
Параллельность прямых, прямой и плоскости. Взаимное расположение двух прямых в пространстве. Угол между двумя прямыми. Параллельность плоскостей. Тетраэдр и параллелепипед.
Цель – сформировать представления учащихся о возможных случаях взаимного расположения двух прямых в пространстве (прямые пересекаются, прямые параллельные, прямые скрещиваются), прямой и плоскости (прямая лежит в плоскости, прямая и плоскость пересекаются, прямая и плоскость параллельны), изучить свойства и признаки параллельности прямых и плоскостей.
Особенность данного курса состоит в том, что уже в первой главе вводятся в рассмотрение тетраэдр а параллелепипед и устанавливаются некоторые их свойства. Это дает возможность отрабатывать понятия параллельности прямых и плоскостей на этих двух видах многогранников. Отдельный пункт посвящен построению на чертеже сечений тетраэдр и параллелепипеда, что представляется важным как для решения геометрических задач, так и, вообще, для развития пространственных представлений учащихся.
В рамках этой темы учащиеся знакомятся также с параллельным проектированием и его свойствами, используемыми при изображении пространственных фигур на чертеже.
Перпендикулярность прямых и плоскостей (17ч)
Перпендикулярность прямой и плоскости. Перпендикуляр и наклонные. Угол между прямой и плоскостью. Двугранный угол. Перпендикулярность плоскостей.
Цель- ввести понятия перпендикулярности прямых и плоскостей, изучить признаки перпендикулярности прямой и плоскости, двух плоскостей, ввести основные метрические понятия: расстояние от точки до плоскости, расстояние между параллельными плоскостями, между параллельными прямой и плоскостью, расстояние между скрещивающимися прямыми, угол между прямой и плоскостью, угол между двумя плоскостями, изучить свойства прямоугольного параллелепипеда.
Многогранники (12ч)
Понятие многогранника. Призмы. Пирамиды. Правильные многогранники.
Цель – познакомить учащихся с основными видами многогранников (призма, пирамида, усеченная пирамида), с формулой Эйлера для выпуклых многогранников, с правильными многогранниками и элементами их симметрии.
С двумя видами многогранников – тетраэдром и параллелепипедом - учащиеся уже знакомы. Теперь эти представления расширяются. Многогранник определяется как поверхность, составленная из многоугольников и ограничивающая некоторое геометрическое тело. В связи с этим уточняется само понятие геометрического тела, для чего вводиться еще ряд новых понятий (граничная точка фигуры, внутренняя точка и т.д.). Усвоение их не является обязательным для всех учащихся, можно ограничиться наглядным представлением о многогранниках.
Повторение. Решение задач (2ч)
Тематическое планирование
10 класс
Алгебра и начала анализа
№ раздела/ темы | Наименование разделов и тем | Количество часов |
Всего | Теорети- ческие | Практи- ческие, экскурсии и др. | Контрольные |
1 | Действительные числа | 11ч | 2 | 8 | 1 |
2 | Степенная функция | 9ч | 2 | 6 | 1 |
3 | Показательная функция | 10ч | 3 | 6 | 1 |
4 | Логарифмическая функция | 14ч | 4 | 9 | 1 |
5 | Тригонометрические формулы | 21ч | 5 | 15 | 1 |
6 | Тригонометрические уравнения | 15ч | 2 | 12 | 1 |
7 | Повторение и решение задач | 6ч | - | 6 | - |
Геометрия
№ раздела/ темы | Наименование разделов и тем | Количество часов |
Всего | Теорети-ческие | Практи-ческие, экскурсии и др. | Контрольные |
1 | Введение | 3ч | 1 | 2 | |
2 | Параллельность прямых и плоскостей | 16ч | 5 | 10 | 1 |
3 | Перпендикулярность прямых и плоскостей | 17ч | 4 | 12 | 1 |
4 | Многогранники | 12ч | 4 | 7 | 1 |
5 | Повторение. Решение задач | 2ч | - | 2 | - |
Календарно – тематическое планирование
10 класс
Алгебра и начала анализа
№ п/п | Наименование разделов/тем | Количество часов | Календар- ные сроки | Примечание (виды контроля) |
Действительные числа(11ч) |
1 | Целые и рациональные числа. Действительные числа | 3 | | |
2 | Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия | 2 | | |
3 | Арифметический корень натуральной степени | 2 | | |
4 | Степень с рациональным и действительным показателем | 3 | | |
5 | Контрольная работа №1 | 1 | | |
Степенная функция (9ч) |
6 | Степенная функция, ее свойства и график. Взаимно обратные функции | 3 | | |
7 | Равносильные уравнения и неравенства | 2 | | |
8 | Иррациональные уравнения | 3 | | |
9 | Контрольная работа №2 | 1 | | |
Показательная функция (10ч) |
10 | Показательная функция, ее свойства и график | 2 | | |
11 | Показательные уравнения | 2 | | |
12 | Показательные неравенства | 2 | | |
13 | Системы показательных уравнений и неравенств | 3 | | |
14 | Контрольная работа №3 | 1 | | |
Логарифмическая функция (14ч) |
15 | Логарифмы | 2 | | |
16 | Свойства логарифмов | 2 | | |
17 | Десятичные и натуральные логарифмы | 2 | | |
18 | Логарифмическая функция, ее свойства и график | 2 | | |
19 | Логарифмические уравнения | 3 | | |
20 | Логарифмические неравенства | 2 | | |
21 | Контрольная работа №4 | 1 | | |
Тригонометрические формулы (21ч) |
22 | Радианная мера угла | 1 | | |
23 | Поворот точки вокруг начала координат | 2 | | |
24 | Определение синуса, косинуса и тангенса угла | 2 | | |
25 | Знаки синуса, косинуса и тангенса | 1 | | |
26 | Зависимость между синусом, косинусом и тангенсом одного и того же угла | 2 | | |
27 | Тригонометрические тождества | 3 | | |
28 | Синус, косинус и тангенс углов а и - а | 1 | | |
29 | Формулы сложения | 3 | | |
30 | Синус, косинус и тангенс двойного угла | 2 | | |
31 | Формулы приведения | 3 | | |
32 | Контрольная работа №5 | 1 | | |
Тригонометрические уравнения (15ч) |
33 | Уравнение cos x = a | 3 | | |
34 | Уравнение sin x = a | 3 | | |
35 | Уравнение tg x = a | 3 | | |
36 | Решение тригонометрических уравнений | 5 | | |
37 | Контрольная работа №6 | 1 | | |
Повторение и решение задач(6ч) |
1.Действительные числа 2. Степенная функция 3. Показательная функция 4. Логарифмическая функция 5. Тригонометрические формулы 6. Тригонометрические уравнения | 1 1 1 1 1 1 | | |
Календарно – тематическое планирование
10 класс
Геометрия
№ п/п | Наименование разделов/тем | Количество часов | Календар- ные сроки | Примечание (виды контроля) |
Введение (3ч) |
1 | Предмет стереометрии. Аксиомы стереометрии. | 1 | | |
2 | Решение задач на применение аксиом стереометрии и их следствий. | 2 | | |
Параллельность прямых и плоскостей (16ч) |
§ 1.Параллельность прямых, прямой и плоскости. |
3 | Параллельные прямые в пространстве. Параллельность трех прямых. | 2 | | |
4 | Параллельность прямой и плоскости. | 2 | | |
§ 2.Взаимное расположение прямых в пространстве. Угол между двумя прямыми. |
5 | Скрещивающиеся прямые. | 2 | | |
6 | Углы с сонаправленными сторонами. Угол между прямыми. | 2 | | |
§ 3.Параллельность плоскостей. |
7 | Параллельность плоскостей. Свойства параллельных плоскостей. | 2 | | |
§ 4.Тетраэдр и параллелепипед. |
8 | Тетраэдр. Параллелепипед.. | 3 | | |
9 | Задачи на построение | 1 | | |
10 | Зачет №1 «Параллельность прямых и плоскостей» | 1 | | |
11 | Контрольная работа №1.2 | 1 | | |
Перпендикулярность прямых и плоскостей (17ч) |
§ 1. Перпендикулярность прямой и плоскости. |
12 | Перпендикулярные прямые в пространстве. Параллельные прямые, перпендикулярные к плоскости. | 1 | | |
13 | Признак перпендикулярности прямой и плоскости. | 2 | | |
14 | Теорема о прямой, перпендикулярной к плоскости. | 2 | | |
§ 2. Перпендикуляр и наклонные. Угол между прямой и плоскостью. |
15 | Расстояние от точки до плоскости. | 3 | | |
16 | Теорема о трех перпендикулярах. | 2 | | |
17 | Угол между прямой и плоскостью. | 1 | | |
§ 3.Двугранный угол. Перпендикулярность плоскостей. |
18 | Двугранный угол. | 1 | | |
19 | Признак перпендикулярности двух плоскостей. | 1 | | |
20 | Прямоугольный параллелепипед. | 2 | | |
21 | Зачет №2 «Перпендикулярность прямых и плоскостей» | 1 | | |
22 | Контрольная работа №2.1 | 1 | | |
Многогранники (12ч) |
§ 1. Понятие многогранника. Призма. |
23 | Понятие многогранника. Призма. | 3 | | |
§ 2. Пирамида. |
24 | Пирамида. Правильная пирамида. | 2 | | |
25 | Усеченная пирамида. | 1 | | |
§ 3.Правильные многогранники. |
26 | Симметрия в пространстве. Понятие правильного многогранника. | 2 | | |
27 | Решение задач. Многогранники. | 2 | | |
28 | Зачет №3 | 1 | | |
29 | Контрольная работа №3.1 | 1 | | |
Повторение. Решение задач (2ч) |
Материально – техническое обеспечение образовательной деятельности
Выполнение практической части рабочей программы учебного предмета «Математика» в 10 классе обеспечена учебным оборудованием в соответствии с федеральными требованиями к общеобразовательному учреждению в части минимума оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (приказ Министерства образования и науки России от 04.10.2010 №986)
При работе по учебному предмету главную роль играют средства обучения:
1. Наглядные пособия: - модели геометрических фигур.
2. Комплект геометрических инструментов: линейка, транспортир, угольник (300, 600), угольник (450, 450), циркуль.
3. Мультимедийное пособие:
- Уроки алгебры Кирилла и Мифодия 10-11 классы;
- Успешная подготовка к ЕГЭ по математике. Домашний учитель: курс интенсивной подготовки для учеников 10-11 классов и абитуриентов. SOVA FILM;
- 1С: Школа. Алгебраические задачи с параметрами. 9-11 классы.
4. Таблицы: комплект таблиц 10-11 класс.
Технические средства обучения: компьютер с выходом в интернет, телевизор, нэтбук.
Перечень учебно-методического обеспечения:
Учебно – методический комплект
Алимов, Ш.А. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы [Текст]: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень /[ Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин, М.В. Ткачева.] – М.: Просвещение, 2014.
Атанасян, Л.С. Геометрия 10 – 11[Текст]: Учеб. для общеобразоват. учреждений/ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2011.
Алимов, Ш.А. Программы общеобразовательных учреждений учреждений. Алгебра и начала математического анализа 10-11 класс [Текст]: / Составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2009.
Атанасян, Л.С. Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия 10-11 класс [Текст]: / Составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2009.
Литература для учителя
Звавич Л.И., Шляпочник Л.Я., Козулин Б.В. Контрольные и проверочные работы по алгебре,10-11 класс. [Текст] Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2009.
Звавич Л.И., Рязановский А.Р. Алгебра в таблицах. 7-11 кл. [Текст]: Справочное пособие. - М.: Дрофа, 2010.
Звавич Л.И., Рязановский А.Р. Геометрия в таблицах. 7-11 кл. [Текст]: Справочное пособие. - М.: Дрофа, 2010.
Литература для учащихся
Райхмист, Р.Б. Графики функций [Текст]: Справ. Пособие для вузов. - М.: Высш. шк., 2000
Севряков, П.Ф. Показательные и логарифмические уравнения и неравенства [Текст]: учебно-методическое пособие. – М.Илекса; Народное образование; Ставрополь: Сервисшкола, 2006
Сборник задач по математике с решениями [Текст]: Под ред. М.И. Сканави. – М.: Издательский Дом Оникс: Альянс-В, 2000
Черняк, Ж.А. Решения наиболее трудных задач из Сканави [Текст]: - М.: Рольф: Айрис-пресс, 2000
Средства ИКТ (цифровые образовательные ресурсы (ЦОР)
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс] (http://school-collection.edu.ru).
Ресурсы Федерального центра информационно-образовательных ресурсов [Электронный ресурс] (http://fcior.edu.ru)
13