Программа по внеурочной деятельности "Веселая математика" составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программой начального общего образования. Особенностью курса является занимательность предлагаемого материала, более широкое использование игровых форм проведения занятий и элементов соревнования на них. Упражнения носят занимательный характер, поэтому они содействуют возникновению интереса у детей к мыслительной деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа по внеурочной деятельности»
Программа по внеурочной деятельности
Веселая математика
название программы
общеинтеллектуальное
направление внеурочной деятельности
Срок реализации программы 1 год
для учащихся 1 класса
Составитель: Николаева Т.В.
учитель первой квалификационной категории
Подсолнечное, 2014
Программа «Веселая математика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программой начального общего образования.
Программанаправлена на формирование у школьников мыслительной деятельности, культуры умственного труда, развитие качеств мышления, необходимых образованному человеку для полноценного функционирования в современном обществе. Особенностью курса является занимательность предлагаемого материала, более широкое использование игровых форм проведения занятий и элементов соревнования на них. На занятиях кружка в процессе логических упражнений дети практически учатся сравнивать объекты, выполнять простейшие виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, предлагаемые логические упражнения заставляют детей выполнять правильные суждения и приводить несложные доказательства. Упражнения носят занимательный характер, поэтому они содействуют возникновению интереса у детей к мыслительной деятельности. Расширить и углубить развитие умственных способностей младших школьников призванная внеклассная работа по математике. Она имеет целью оказывать содействие повышению уровня знаний, закреплению умений и привычек, приобретенных учениками на уроках математики, развивать математические способности, сообразительность, изобретательность, обнаруживать наиболее одаренных и способных детей и оказывать содействие их дальнейшему развитию. Внеклассная работа по математике формирует и развивает способности и личность ребёнка. Управлять этим процессом - значит не только развивать и совершенствовать заложенное в человеке природой, но формировать у него потребность в постоянном саморазвитии и самореализации, так как каждый человек воспитывает себя прежде всего сам, здесь добытое лично - добыто на всю жизнь.
Актуальность данной программы определена рядом факторов:
общение учителя и ученика,
занятие во внеурочное время,
развитие навыков общения в коллективе
решение логических и нестандартных задач. Актуальность темы заключается в том, что одной из важнейших теоретических и практических проблем современной педагогики является совершенствование процесса обучения младших школьников. История развития зарубежной и российской педагогики и психологии неразрывно связана с изучением различных аспектов затруднений в обучении. По данным многих авторов (Н. П. Вайзман, Г. Ф. Кумарина, С. Г. Шевченко и др.), число детей, которые уже в начальных классах оказываются не в состоянии за отведенное время и в необходимом объеме усвоить программу, колеблется от 20% до 30% от общего числа учащихся. Являясь умственно сохранными, не имея классических форм аномалий развития, такие дети испытывают трудности в социальной и школьной адаптации, проявляя неуспешность в обучении.
Проблеме обучения элементарному курсу математики посвящен ряд исследований современных авторов (Н. Б. Истомина, Н. П. Локалова, А. Р. Лурия, Г. Ф. Кумарина, Н. А. Менчинская, Л. С. Цветкова и др.). В результате анализа названных литературных источников и в ходе собственных исследований были выявлены следующие основные затруднения младших школьников при обучении математике:
1. Отсутствие устойчивых навыков счета.
2. Незнание отношений между смежными числами.
3. Неспособность перехода из конкретного плана в абстрактный.
4. Нестабильность графических форм, т.е. несформированность понятия «рабочая строка», зеркальное написание цифр.
5. Неумение решать арифметические задачи.
6. “Интеллектуальная пассивность”.
Одно из главных направлений реформы общеобразовательной и профессиональной школы — повысить качество образования и воспитания учащихся. Наряду с уроком — основной формой учебного процесса все большее значение приобретает внеклассная работа по математике. Способствуя глубокому и прочному овладению изучаемым материалом, повышению математической культуры, привитию навыков самостоятельной работы, внеклассная работа развивает интерес к изучению математики и творческие способности школьников.
Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности младших школьников. Предусмотренные данной программой занятия проводятся с учащимися 1 класса
Программа предполагает проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками 66 ч в год (2часа в неделю). Продолжительность занятий -30 мин,
Данная программа рассчитана на детей 7 – 11 лет, может включать внесения и изменения.
Такая программа может иметь возрастную привязку, например: для 1 класса – образовательная программа, ориентированная на приобретение школьником социальных знаний в различных видах деятельности; для 2 -3 классов образовательная программа, формирующая ценностное отношение к социальной реальности; для 4 класса- образовательная программа, дающая ученику опыт самостоятельного общественного действия.
Каждое занятие предполагает организацию определенного вида внеурочной деятельности младших школьников и направлено на решение педагогических целей и задач.
Главной целью внеклассных занятий по математике является углубление и расширение знаний, развитие интереса учащихся к предмету, развитие их математических способностей, привитие школьникам интереса и вкуса к самостоятельным занятиям математикой, воспитание и развитие их инициативы и творчества.
Однако учителю не следует отдавать предпочтение какой-либо одной форме или методу изложения.
Также при проведении занятий, в основном, необходимо использовать методы изучения (а не обучения) математики, а также проблемную форму обучения.
Внеурочная деятельность по математике составляет неразрывную часть учебно-воспитательного процесса по данному предмету. Она содействует развитию психологических процессов младшего школьника: восприятия, представления, памяти, внимания, мышления, речи, воображения, развивает познавательную деятельность учащихся.
Цели обучения математике обусловлены структурой личности, общими целями образования, концепцией предмета математики, её статусом и ролью в науке, культуре и жизнедеятельности общества, ценностями математического образования, новыми образовательными идеями, среди которых важное место занимает развивающее обучение.
Под внеклассной работой понимается не обязательные, систематические занятия с учащимися во внеурочное время. Математические школы, факультативные занятия и кружки призваны углублять математические знания школьников, уже определивших основной круг своих учебных интересов. Учитывая, что потребность в специалистах – математиках сейчас очень велика, необходимо формировать соответствующий интерес еще в школе.
На уроках математики имеется немало возможностей заинтересовать школьников содержанием этой науки. Вместе с тем основная цель занятий всё же состоит в обучении определённому комплексу процедур математического характера, занимательность изложения подчинена этой цели, развитие способностей учащихся происходит в рамках изучения обязательного материала. Нередко участие во внеклассной работе по математике может явиться первым этапом углубленного изучения математики и привести к выбору факультатива по математике, к поступлению в математическую школу, к самостоятельному изучению заинтересовавшего материала и т.п.
Основная часть программы имеет уровневое построение. Каждая новая тема по сложности превосходит предыдущую и опирается на ее содержание.
Три внеклассных занятия по математике носят интегрированный характер (математика-история, математика - литературное чтение). Итоговое занятие проводится в форме математического марафона, который поможет проверить знания и умения детей, покажет, как дети умеют рассуждать и доказывать.
Позиция педагога, проводящего внеклассное занятие по математике неоднозначна. Учитель выступает в качестве информатора, инструктора, организатора, аналитика, советника, консультанта, равноправного участника, наблюдателя.
Важнейшимизадачами образования в начальной школе являются:
формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
развитие умения учиться— способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;
создание психолого-педагогических условий для индивидуального прогрессав основных сферах личностного развития — эмоциональной, познавательной, в сфере саморегуляции с опорой на систему базовых культурных ценностей российского общества.
Программа внеурочной деятельности по математике выражает целевую направленность на развитие и совершенствование познавательного процесса, способствует формированию математических способностей учащихся, а именно: учит обобщать материал, рассуждать, обоснованно делать выводы, доказывать и т.д.
Характерной особенностью программы по математике является занимательность изложения материала либо по содержанию, либо по форме.
Цель: расширить познавательный интерес, математический кругозор учащихся, развивать математическую логику, умение применять имеющиеся знания в новой ситуации.
Задачи:
содействовать формированию мыслительных навыков: умение ставить вопросы, обобщать, выделять часть из целого, устанавливать закономерности, делать умозаключения;
прививать любовь к предмету;
создать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;
Основные формы работы: игры, викторины, математические конкурсы, дистанционные олимпиады, изготовление математических моделей.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей – это наблюдение педагога в ходе занятия, анализ подготовки и участие учащихся в школьных мероприятиях, математических конкурсах, дистанционных олимпиадах.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
Содержание программы
Количество часов
Перечень универсальных действий обучающихся
Аудитор
ных
Неаудиторных
1
Математическое приветствие (зашифровать слово, например, « желаю удачи в работе»);
22
Выделять особенности математической игры. Применять нестандартное мышление, умение работать по инструкции учителя, умение слышать друг друга, выделение главного, эрудиция, находчивость и чувство юмора, как компоненты успешной игры.
2
Математические игры, ребусы, задачи;
25
Принимать правила мозгового штурма. Преодолевать трудности качеств весьма важных в практической деятельности любого человека; развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартного мышления Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
3
Выполнение нестандартных заданий;
17
Анализировать предложенные возможные варианты верного решения. Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.
Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для решения
4
Решение логических задач и на смекалку.
Умение ориентироваться в тексте математической задачи, уметь логически рассуждать
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.
1.1.Введение в игру(22ч). Особенности математической игры. Поведение в команде. Роль и действие капитана. Нестандартное мышление, умение работать по инструкции учителя, умение слышать друг друга, выделение главного, эрудиция, находчивость и чувство юмора, как компоненты успешной игры.
1.2. Техника мозгового штурма (25ч). Правила мозгового штурма. Проведение и анализ мозгового штурма – практические занятия. Отработка вычислительных навыков, развитие внимания и наблюдательности.
1.3. Решение нестандартных задач, выполнение олимпиадных заданий (17ч). Умение ориентироваться в тексте математической задачи, уметь логически рассуждать, думать. Развитие познавательного интереса.
Информационно методическое обеспечение
Волина В.В. « Праздник числа», Москва» АСТ-ПРЕСС», 2012г.
Журнал « Начальная школа».
Лайло В.В.« Повышение грамотности и развития мышления», Москва «Дрофа»,2011г.
Левитас Г.Г « Нестандартные задачи по математике», Москва «Илекса»,20012г.