kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проблемы изучения математики и пути их решения

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматриваются некоторые проблемы изучения математики и пути их решения

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проблемы изучения математики и пути их решения»

Марченко И. Н.,

учитель математики МОУ «ШКОЛА № 31 ГОРОДА ДОНЕЦКА»

ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ

И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

В статье рассматриваются некоторые проблемы изучения математики и возможные пути их решения в свете реформы общеобразовательной школы.

Ключевые слова: математика, математическое образование, мониторинг, проблемы математического образования

Одной из основных проблем современного образования является качество математического образования. Состояние математического образования является одним из важнейших факторов, формирующих будущее. Задача повышения качества математического образования актуальна не только с позиции «потребностей будущего», но и с позиции актуального состояния математического образования в школе. В современном мире качественное освоение любой области человеческой деятельности неэффективно без владения конкретными математическими знаниями и методами, без интеллектуальных и личностных качеств, развивающихся в ходе овладения этим учебным предметом. Математика лежит в основе всех современных технологий и научных исследований, является необходимым компонентом экономики, построенной на знании. Занятия математикой имеют большой общекультурный образовательный потенциал.

Модернизация системы образования в целом коснулась и школьного математического образования. Изучение математики в школе перестает концентрироваться вокруг задачи формирования предметных знаний и учений. Необходимо ориентироваться на образовательные результаты совершенно иного типа. На первый план выступают задачи формирования интеллектуальной, исследовательской культуры школьников: способности учащегося самостоятельно мыслить, самому строить знание, опознавать ситуацию, требующую применения математики и эффективно действовать в ней, используя приобретенные знания в качестве личного ресурса. Важной целью является развитие математического мышления и интуиции, творческих способностей, необходимых для продолжения образования и для самостоятельной деятельности в области математики и ее приложений в будущей профессиональной деятельности. Это означает, что нужно менять подход к обучению математики. Учащиеся должны понимать, как создается математическое знание, откуда берутся теоремы и математические модели, иметь собственный опыт математической деятельности.

Математическая деятельность – это исследовательская деятельность, результатом которой является получение математического знания и способов его применения. О содержании математической деятельности писали известные математики и методисты Д. Пойа, А. Пуанкаре, Л. Эйлер. Занятия математикой в форме осуществления учебно-исследовательской деятельности позволяют развивать мышление, необходимое для понимания и совершенствования окружающего нас мира, развивают волевые качества, вырабатывают привычку к методичной работе, без которой немыслим ни один творческий процесс, а также способствуют воспитанию интеллектуальной честности, объективности, стремлению постичь истину, способности к эстетическому восприятию мира (постижению красоты интеллектуальных достижений, идей и концепций, познанию радости творческого труда), воображения и интуиции. Таким образом, при деятельностном подходе к организации учебного процесса школьное математическое образование может давать серьезный вклад в интеллектуальное и эмоционально-волевое развитие всех учащихся, способствовать освоению ими исследовательской культуры, без которой в современном мире невозможно успешное осуществление любой профессиональной деятельности.

Анализ ситуации с математическим образованием выявил следующие проблемы. В начальной школе очень важной является наглядная, инновационная среда объектов математики. Именно начальная школа закладывает основу для формирования базовой грамотности и основных жизненных навыков человека – компетенций, которые становятся ключевыми в будущей жизни. Поэтому принципиально важно увидеть в основной школе итоги обучения начальной школы на основе стартовой диагностики в пятом классе. Проводимый ежегодный мониторинг показывает, что при проведении диагностических контрольных работ в пятом классе процент пятиклассников, успешно выполнивших задания, подобные заданиям итоговой работы за четвертый класс, при переходе из начальной школы в среднюю, снижается. Таким образом, одной из основных проблем является отсутствие преемственности при переходе из начальной школы в среднюю, а так же проблемы с контрольно-оценочной деятельностью учащихся.

Одним из показателей качества освоения программы за курс основной и старшей школы обучающихся выступают результаты ГИА по математике. Анализ результатов показывает, что к окончанию обучения в школе результаты снижаются еще больше. Относительно невысокие результаты ГИА по математике, на мой взгляд, являются следствием следующих проблем в математическом образовании:

  1. недостаточное количество часов на изучение предмета в учебном плане;

  2. наличие пробелов в знаниях учащихся по базовой программе курса в начальной школе и, как следствие, появление неуспешных детей в обучении математике;

  3. наличие и доступность «решебников»;

  4. снижение мотивации обучающихся из-за однообразия форм и методов обучения, способов подготовки учащихся к ГИА;

  5. отсутствие практической направленности при изучении математики;

  6. отсутствие эффективной системы закрепления и действенной системы повторения изученного материала на протяжении всех лет обучения в основной школе;

  7. неготовность ряда учителей к использованию на уроках математики продуктивных методов обучения;

  8. недостаточная работа с одаренными детьми и, как следствие, недостаточная активность и результативность учащихся в олимпиадах и конкурсах различных уровней.

Одной из проблем является отсутствие умения у школьников самостоятельно добывать информацию, работая с учебной и дополнительной литературой, поэтому главной задачей учителя на сегодня является научить их самостоятельно добывать нужную информацию, работая осознанно с различной литературой.

Еще одной проблемой является формирование математического мировоззрения обучающихся. Интересы эффективности обучения требуют, чтобы учитель знал не только, чему учить, как учить, но и зачем учить. Это связано с главной задачей школы – не только дать сумму знаний, но и воспитать всесторонне развитого человека.

Стоит выделить качества личности, на развитие которых влияет математика: умственное воспитание; творческий характер; формирование мировоззрения; нравственный потенциал.

Различные исследования указывают на то, что основным и решающим фактором, влияющим на качество математического образования, являются педагоги и их квалификация. Необходимо создать образовательную среду, максимально способствующую раскрытию способностей и одаренности обучающихся всех категорий в области математики, охватывающую начальную, основную и старшую ступени школы. Кроме того, нужно продолжать развивать систему дополнительного образования, ориентированную как на отдельных одаренных школьников, так и на широкий круг интересующихся математикой учащихся за счет осуществления системы мероприятий. Также следует организовать передачу успешного опыта молодым учителям через систему семинаров, мастер-классов, педагогических мастерских и т.п.

За счет повышения квалификации учителей математики, качественного проведения учебных занятий, индивидуализации и дифференциации учебного процесса улучшатся результаты, измеряемые системой оценки качества (в том числе – ГИА). Систематическое использование продуктивных форм и методов обучения на уроках, создание внеурочной образовательной среды и освоение учителями мониторинговых инструментов, позволяющих отслеживать в динамике формирование мышления и метапредметных умений учащихся начальной и основной школы, повлечет за собой улучшение качества успеваемости, результативности в предметных олимпиадах и конкурсах различных уровней, повышение качества математического образования в целом.

Обновление содержания школьного математического образования необходимо призводить через обновление школьного курса математики, включение новых разделов математики, определение их места в школьной программе в рамках школьного компонента учебного плана в начальной, основной, средней школе.

Внеурочная деятельность также является одной из важнейших составляющих процесса математического образования школьников. В процессе реализации различных форм внеклассной работы возможно совместное проведение мероприятий несколькими учителями математики для учащихся разных классов.

Формы внеклассной работы по математике весьма разнообразны. На практике часто используются такие формы, как Неделя или Декада математики, вечера, различные соревнования, игры, викторины, конкурсы, школьные олимпиады, научные конференции, подготовка учащимися докладов, рефератов, стенгазет и сочинений по математике, ее истории и приложениям, изготовление математических моделей, математических исследовательских проектов и др. Наряду с перечисленными формами внеклассной работы, которые реализуются периодически, используются систематические формы работы — математический кружок, индивидуально-групповые занятия, элективные курсы по математике для разных категорий учащихся.

Итак, главной ролью школьного математического образования является формирование принципа «математика для каждого», создание условий для дальнейшего образования с помощью математики.


ЛИТЕРАТУРА

1. Юнина Е.А. «Технологии качественного обучения в школе// Москва, 2007


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Проблемы изучения математики и пути их решения

Автор: Марченко Ирина Николаевна

Дата: 05.03.2018

Номер свидетельства: 460731

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Проблемное обучение на уроках математики "
    ["seo_title"] => string(47) "probliemnoie-obuchieniie-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "243272"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445686272"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "доклад  "Формирование учебно – познавательной компетенции на уроках математики"."
    ["seo_title"] => string(75) "dokladformirovaniieuchiebnopoznavatielnoikompietientsiinaurokakhmatiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "282368"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453695631"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Рабочая программа по математике для 6 класса по учебнику Г. К. Муравина, О. В. Муравиной "
    ["seo_title"] => string(91) "rabochaia-proghramma-po-matiematikie-dlia-6-klassa-po-uchiebniku-g-k-muravina-o-v-muravinoi"
    ["file_id"] => string(6) "191843"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1427375251"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Проблема формирования устной и письменной речи при решении текстовых задач "
    ["seo_title"] => string(85) "probliema-formirovaniia-ustnoi-i-pis-miennoi-riechi-pri-rieshienii-tiekstovykh-zadach"
    ["file_id"] => string(6) "221502"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1435336902"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Конспект урока и разработка по математике"
    ["seo_title"] => string(44) "konspiekt-uroka-i-razrabotka-po-matiematikie"
    ["file_id"] => string(6) "250868"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447155446"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства