kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Проблемные моменты на уроках математике в начальной школе".

Нажмите, чтобы узнать подробности

В своей статье я предлагаю проблемные ситуации, которые педагоги могут использовать на уроках математики при изучении нового материала.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Проблемные моменты на уроках математике в начальной школе".»

Проблемные моменты на уроках математике.

Тема: «Знакомство с новыми единицами измерения площади»

Расставьте в порядке возрастания: 30 см2 , 30 дм2, 30 м2, 30 км2, 30га, 30 а.

- Почему вы не можете справиться? В чем причина? (не знаем, что такое га, а).

6. Формулирование проблемной задачи.


Тема «Знакомство с порядком действия»

Учитель делает на доске запись 3+ 6 х 4 = 36  и 3 + 6 х 4 = 27.

Учитель: Вижу, вы удивлены (реакция удивления). Почему?

Ученики: Примеры одинаковые, а ответы разные!

Учитель: Значит, над каким вопросом подумаем?

Ученики: Почему же в одинаковых примерах получились разные ответы?


Тема «Запись трёхзначных чисел»

— Запишите числа: - 7 единиц; - 6 десятков и 3 единицы; - 7 сотен 1 десяток 8 единиц. (Запись последнего числа вызывает у учащихся затруднения) — Чему мы будем учиться на уроке?


Тема «Знакомство с новым действием – умножением»

– Предлагаю ряд заданий, решение которых сводится к вычислению сумм одинаковых слагаемых.

“В стакан входит 2 чашки воды, а в банку – 4 стакана. Сколько чашек воды входит в банку?

2+2+2+2=8 (ч) 

“На одну рубашку пришивают 9 пуговиц. Сколько пуговиц надо пришить на 890 рубашек?” (Приём – невыполнимое практическое задание).

– Ребята, а вы можете записать выражение к этой задаче?

– А почему, в чем затруднение?

– Получается слишком длинная запись.

– Значит, что нам надо сегодня открыть?
– Надо придумать новый короткий способ записи.


Тема: «Конкретный смысл умножения»

Детям предлагается решить задачу:

« В блокноте 9 страниц. Сколько страниц в 4-х таких блокнотах? Дети находят результат приемом сложения одинаковых слагаемых: 9+9+9+9=36. Далее детям предлагается ответить на вопрос: сколько страниц в 25 таких блокнотах? Ученики приходят к выводу, что задачу можно решить и записать решение при помощи сложения, но запись получается слишком длинная.

Учитель задает вопрос:

- Значит, что мы должны сегодня открыть? (Короткий способ записи)

Тема «Умножение»

Детям на этапе актуализации знаний предлагается решить задачу: «Одна ручка стоит 5 рублей. Сколько стоят две такие ручки? 5 ручек? 357 ручек?»

Отвечая на первые два вопроса, дети без труда записывают решение с помощью суммы одинаковых слагаемых. При ответе на третий вопрос дети сталкиваются с тем, что известные способы решения не подходят для решения данной задачи и необходимо найти новый способ. Далее дети знакомятся с умножением. На этапе рефлексии можно вернуться к третьей задаче и составить выражение для ее решения.


Тема «Умножение»

Учитель предлагает трём учащимся у доски записать пример и решить его: 345.673 *2.800. У ребят получаются разные ответы. Учащиеся выясняют, почему так получилось. Учитель называет свой ответ. Ребята вспоминают алгоритм и записывают его каждый шаг на доске, одновременно решая пример, и находят ошибку с помощью учителя, то есть особенность в записи примера такого характера.


Тема «Умножение двузначного числа на однозначное»

Учитель: На доске дан ряд чисел. Что это за числа? Выпишите в столбик однозначные числа и умножьте их на 7. (Обучающиеся легко справляются с заданием, способ выполнения которого уже известен.) Выпишите в другой столбик двузначные числа и тоже умножьте их на 7. (Обучающиеся испытывают затруднение.) Вы смогли выполнить мое задание? Почему же это задание не получилось? Чем оно отличается от предыдущего? (Побуждение к осознанию противоречия.) Какова же будет тема нашего урока? 
Ученики: Умножение двузначного числа на однозначное. 


Тема «Умножение двузначного числа на однозначное»

Я подвела к постановке проблемы через задания устного счёта. Включила выражения на знание таблицы умножения, с которыми ученики справились без затруднений: 4 * 6, 20 * 3, 9 * 8, 10 * 6 и т. д. Последним был о выражение 14 * 6, которое вызвало у детей затруднение. Возникла проблемная ситуация. Для вывода из неё начинаю побуждающий диалог, который направлен на осознание затруднения и формулирование проблемы:

Учитель: Почему затрудняетесь в нахождении результата?

Дети: Мы такие ещё не решали.

Учитель: В чём затруднение?

Дети: Не умеем умножать двузначное число на однозначное.

Учитель: Кто догадался, какая задача стоит сегодня перед вами?

Дети: Научиться умножать двузначное число на однозначное.


Тема «Примеры на вычитание двухзначных чисел, где в уменьшаемом отсутствуют единицы»

Учитель: Решите примеры. Вспомните алгоритм. Один ученик у доски, остальные выполняют задание в тетради. (Решают примеры, проговаривают алгоритм. Примеры:  67 - 43, 34 - 14,98- 74. Далее следует практическое задание на новый учебный материал.) Решите следующий пример, работайте на листочках. (Фронтально решают пример: 90 - 72.) Решили пример?

(Побуждение к осознанию противоречия.)

Ученики: Да, решили.

Учитель: Какие получились ответы? (Называют разные ответы.) Я вам предложила решить одинаковый пример? (Ответ: да.) А ответы получились

какие?

Ученики: Разные.

Учитель: Почему?

Ученики: Мы еще не решали такие примеры.

Учитель: Чем этот пример отличается от тех, которые мы только что решали?

Ученики: В уменьшаемом отсутствуют единицы.

Учитель: Значит, какие примеры будем учиться решать?

Ученики: Примеры на вычитание двухзначных чисел, где в уменьшаемом отсутствуют единицы.


Тема «Порядок действий»

Учитель: Сравните равенства:

8 – 3 + 4 = 9

8 – 3 + 4 = 1

- Чем похожи?

-Чем отличаются? ( Выражения одинаковые, а результаты разные)

-Почему разные результаты? Как получили?

- Как показать, что первым действием выполняли 3+4?

Учитель: Выполните вычисления по следующей программе:

  1. Из числа 8 вычесть 3.

  2. К полученной разности прибавить 4.

Итак, 8 – 3 + 4 = 9

Учитель: Выполни вычисления по следующей программе.

  1. К числу 3 прибавить число 4.

  2. Из числа 8 вычесть полученную сумму.

Итак, 8 – 3 + 4 = 1 (Предъявление двух противоречивых фактов)

Учитель: Ребята, сравните выражения (Побуждение к осознанию противоречия).


Тема «Порядок действий в выражении со скобками»

Детям предлагается выражение: 10-5+2. Ученики выполняют вычисления двумя способами:

I способ: из числа 10 вычитают 5, к полученной разности прибавляют 2.

II способ: к числу 5 прибавляют 2, из 10 вычитают полученную сумму.

Детям задаются следующие вопросы:

- Что замечаете? (Выражения одинаковые, а их значения разные).

- Почему получились разные значения?

- Какое действие выполняли первым? (Дети устанавливают, что разные значения получились из-за порядка действий)

- Какова тема и цель урока?


Тема «Переместительное свойство умножения»

– Ребята, чему равна площадь прямоугольника?

(Площадь прямоугольника равна произведению длин его сторон.)

– Найдите площадь прямоугольника со сторонами А и Б.

– Какими способами делали?

(Можно А умножить на Б, а можно Б умножить на А.)

– Зависит ли площадь прямоугольника от способа вычислений?

(Нет)

– Зависит ли значение произведения от порядка действий?

(Нет, не зависит)

– Какое же свойство умножения мы открыли?

(Переместительное свойство: от перестановки множителей сумма не меняется).


Тема «Письменные приемы умножения чисел с нулями»

Учитель: Попробуйте оформить запись «столбиком» умножения чисел 320 и 203. (Предложения детей)

- Постановка конкретных вопросов.

- Определение проблемных теоретических и практических заданий.


Тема: Проверка деления с остатком

Учитель: Вчера, проверяя ваши самостоятельные работы, я обнаружила такое решение примеров:

25:3 = 7 (ост.4) 58:9 = 7 (ост.5)

- Найдите ошибки. Какой совет вы хотели бы дать своему товарищу?

- Что надо сделать, чтобы не сомневаться в правильности решения?

Дети: - Надо выполнить проверку деления.

Изучение нового материала.

Введение алгоритма проверки

Учитель: - Кто уже догадался, как выполнить проверку первого примера?

25:3 = 7 (ост.4)

- Какой первый шаг? (Мнения детей).

-Да, сравниваем делитель с остатком. Что мы видим? (Остаток больше, чем делитель)

-Что нам нужно делать? ( Нужно найти наибольшее число до 25, которое делится на 3 без остатка. Это 24.)

- Какое число получилось в частном и в остатке? ( 25:3=8(ост.1))

- Остаток меньше делителя? (Да)

-Как будем проверять, правильно ли мы выполнили деление? (Частное умножим на делитель)

-Сколько получилось? (24)

-Почему не 25? (Ещё есть остаток 1, его прибавим к 24)

-Как это запишем? (8 х 3 + 1 = 25, 25 = 25)

- Как это запишем в виде схемы?

 ·  +  = 25

А вот что предлагает нам мудрый Знайка:

Чтоб ошибки при делении избежать,

Надо обязательно проверять.

Пусть частное будет с остатком – не беда.

Проверить вычисление можно всегда.


Тема урока «Решение выражений».

Учитель делает на доске запись 3+ 6 х 4 = 36 и 3 + 6 х 4 = 27.

Учитель: Вы удивлены? (реакция удивления).

Ученики: Почему?

Учитель: Примеры одинаковые, а ответы разные!

Учитель: Значит, над каким вопросом подумаем?

Ученики: Почему же в одинаковых примерах получились разные ответы?


Тема «Решение задач»

Целесообразно использовать задачи с недостающими или избыточными данными. Использование подобных задач направлено не только на обучение поиску связи в задаче, но и на формирование навыков контроля и самоконтроля младших школьников.

Пример 1. На тарелке лежит 3 яблока и несколько груш. Сколько фруктов лежит на тарелке?

Пример 2. На тарелке лежит 3 яблока, 2 груши, 1 морковь и 4 помидора. Сколько фруктов лежит на тарелке?


Тема «Сложение двузначного числа и однозначного»

Учитель: На доске дан ряд чисел. Что это за числа? Выпишите в столбик однозначные числа и прибавьте 6. (Обучающиеся легко справляются с заданием.) Выпишите в другой столбик двузначные числа и тоже прибавьте 6. (Обучающиеся испытывают затруднение.) Вы смогли выполнить мое задание? Почему же это задание не получилось? Чем оно отличается от предыдущего? (Побуждение к осознанию противоречия.) Какова же будет тема нашего урока?
Ученики: Сложение двузначного числа и однозначного.


Тема «Скорость, время, расстояние»

У.: На соревнованиях «Веселые старты» между учениками нашего

класса возник спор. Катя пробежала 60 м за 15 секунд, а Оля пробежала

100 м за 20 секунд. Судьи посчитали, что Оля бежала медленнее. Как

вы думаете, правы ли они?

3. Побуждение обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы их

ситуации.


Тема «Сложение двузначного числа с однозначным».

Учитель:На доске дан ряд чисел. Что это за числа? Выпишите в столбик однозначные числа и прибавьте 4 (обучающиеся легко справляются с заданием).

Учитель: Выпишите в другой столбик двузначные числа и тоже прибавьте 4 (обучающиеся испытывают затруднение).

Учитель: Вы смогли выполнить задание?

Учитель: Почему же это задание не получилось?

  Учитель:Чем оно отличается от предыдущего? (Побуждение к осознанию противоречия)

Учитель: Какова же будет тема нашего урока? (Сложение двузначного числа и однозначного).


Тема «Сравнение углов»

Учитель: Сравните углы. (На доске изображение прямого, острого и тупого углов. Обучающиеся легко выполняют задание.) А каким способом вы сейчас сравнивали углы? (Ответ: на глаз. Далее -шаг 1. На доске два примерно равных угла - практическое задание, сходное с предыдущим.) Теперь сравните такие углы.
Они одинаковые. (Выполняют задание, применив известный способ.)
Учитель: Каким способом сравнивали? (Ответ: на глаз.) Можете ли вы утверждать, что это точный способ? (Ответ: нет.) Тогда можно ли утверждать, что эти углы равны? (Ответ: нет. Далее -шаг 2. Обучающиеся осознают, что задание не выполнено, возникает реакция затруднения.) Итак, что вы хотели сделать?
Ученики: Сравнить углы.
Учитель: Какой способ применили? (Ответ: визуальный.) Получилось выполнить задание? Ученики: Выполнили, но не можем утверждать, что этот способ точный. (Побуждение к осознанию противоречия.)
Учитель: Какой будет тема урока? (Побуждение к формулированию проблемы.)
Ученики: Сравнение углов.


Тема «Смысл действия умножения»

Равенство 3*5 =15

Миша: 3+3+3+3+3

Маша 5+5+5

-Кто прав?


Тема «Числовой отрезок»

Учитель: В одном большом – пребольшом городе жил – был маленький Паровозик. Дома его все любили, и Паровозику жилось хорошо. Только одна была у него беда – он не умел считать, не умел складывать и вычитать числа. И вот тогда старый Умный Паровоз посоветовал ему отправиться в путешествие и пронумеровать станции, которые Паровоз будет проезжать. «Ты построишь, сказал Умный Паровозик, - волшебный отрезок, который я назову «числовым отрезком» (тема урока). Он станет твоим верным другом и помощником и научит решать даже самые трудные примеры.»


Тема: “Число3. Цифра 3”

Учитель: В далекие времена люди с большим трудом научились считать: сначала всего до двух. За двойкой начиналось что-то неизвестное, загадочное. Когда считали “ один, два, много”, то после двух было “всё”. Поэтому число 3, которое при счете должно идти за числом 2, означало “ВСЕ”. Долгое время число 3 было для многих народов пределом счета, совершенством, счастливым числом. Число 3 стало излюбленным числом и в мифах, и в сказках. Сегодня мы тоже познакомимся с числом 3.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Проблемные моменты на уроках математике в начальной школе".

Автор: Агибалова Валентина Васильевна

Дата: 11.12.2016

Номер свидетельства: 368170

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) ""Использование современных технологий на уроках в начальной школе""
    ["seo_title"] => string(66) "ispolzovaniiesovriemiennykhtiekhnologhiinaurokakhvnachalnoishkolie"
    ["file_id"] => string(6) "259582"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1448795400"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(250) "«Повышение эффективности уроков через применение и использование современных образовательных технологий на уроках в начальной школе»"
    ["seo_title"] => string(80) "povyshenie_effektivnosti_urokov_cherez_primenenie_i_ispolzovanie_sovremennykh_ob"
    ["file_id"] => string(6) "612087"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1661322831"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Использование групповых форм обучения на уроках в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(75) "ispol-zovaniie-ghruppovykh-form-obuchieniia-na-urokakh-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "193707"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1427687721"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(233) "«Повышение эффективности уроков через применение и использование современных образовательных технологий в начальной школе» "
    ["seo_title"] => string(142) "povyshieniie-effiektivnosti-urokov-chieriez-primienieniie-i-ispol-zovaniie-sovriemiennykh-obrazovatiel-nykh-tiekhnologhii-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "169749"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423466696"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "«Работа с одаренными детьми в начальной школе» "
    ["seo_title"] => string(49) "rabota-s-odariennymi-diet-mi-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "208381"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1430804798"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства