kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проблема оценки знаний в личном сознании учащихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья о формировании у учащихся умения искать и находить ошибки, анализировать свою работу, правильно оценивать плоды своего труда.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проблема оценки знаний в личном сознании учащихся»

Проблема оценки знаний в личном сознании учащихся.



Проблема оценки знаний в личном сознании учащихся существует всегда, и будет существовать вечно, пока мы не научим их объективно оценивать свои возможности, способности к знаниям. Сначала может показаться, что проблемы вовсе нет, но, поговорив с учениками, понимаешь, что оценка учителя не всегда совпадает с личностной оценкой ученика. Как правило, она завышена. Особенно жестко стоит проблема в старших классах. Ребенку кажется, что он знает все, делает правильно, и выставленная оценка учителя не соответствует его знаниям. Это происходит оттого, что он просто не видит своих ошибок. Это можно избежать, приучив ребенка искать и находить свои ошибки, анализировать свою работу.

В младших классах я делаю это через проверку домашней работы и выполнение работы над ошибками.

По изучению новой темы я задаю первый раз на дом только обязательный уровень заданий. Делаю так потому, что если тема не усвоена, ребенок может в своем сознании закрепить ошибки. Очень важно, чтобы именно свое первое домашнее задание по теме он увидел в правильном решении. С этой целью я на доске пишу идеально выполненную работу, и в начале урока ученик сравнивает свое решение с образцом. При этом обсуждаются различные вариации записи и решения задачи. Обязательная рефлексия! Ученик осознанно комментирует свою работу. После чего в тетрадях пишется фраза «Работа проверена». Оценку ставит сам ученик. Проверяя в дальнейшем домашнее задание, я уже обращаю внимание на тех учеников, которые либо завышают, либо занижают свою самооценку, и продолжаю с ними работать индивидуально при проверке следующего домашнего задания.

В младших классах особенно важно хвалить ребенка за выполнение задания своим способом, от этого повышается его самооценка и желание сделать следующую домашнюю работу еще лучше. При этом стремление ребенка все делать по-своему, обязательно надо корректировать, так как это может привести к формированию ошибочных действий. И именно беседа при обсуждении домашней работы позволяет решить эту проблему, обсудить ошибки, разобрать различные варианты решений.

Но если при контроле знаний ученик все же не справляется с заданием, то как помочь ему найти и исправить свои ошибки? Зачастую он просто их не видит. Как провести работу над ошибками так, чтобы у ребенка, несмотря на низкую оценку, не сформировалось негативное отношение к математике, а, наоборот, появилось желание все исправить и работать лучше?

При решении этой проблемы я применяю тот же метод образца решения. Например, при проверке контрольной работы я не исправляю, а лишь подчеркиваю то место, начиная с которого решение стало неверным. При работе над ошибками я раздаю образец правильного решения. Ученик находит то место, где он совершил ошибку, разбирает правильное решение и исправляет ошибки в своей тетради. Может сначала показаться, что это только списывание, но все дело в том, что после такого «списывания» он получает подобное задание, которое теперь ему предстоит выполнить самому и, главное, правильно.

Для того чтобы ребенок мог оценить свои знания, он, как ни странно, должен сначала научиться правильно говорить, т.е. формулировать свои мысли. Попробуйте спросить у ребенка: «В чем твоя ошибка?», - и вряд ли вы услышите вразумительный ответ даже в старших классах.

Хороший результат осмысленной разговорной речи дает проверка домашней работы по геометрии. Геометрия – это поэзия математики, и, именно на уроках геометрии можно формировать навыки развития математической речи. В отличии от алгебры я не применяю метод образца решения, скорее наоборот: на доске выполняется чертеж с занесенной информацией по условию задачи. Прежде чем ученик будет объяснять решение, он должен считать информацию с рисунка и озвучить текст самой задачи или наоборот: осмыслив условие «Дано:», нанести информацию на рисунок, выполнить необходимые построения, и вновь озвучить текст задачи. Такая работа формирует память и речь, и ее можно проводить не только при проверке домашней работы. Можно предложить чертеж и попросить учеников составить задачу и решить ее. Изучая теоремы, полезно просить их формулировать обратные утверждения. У меня накоплен огромный материал задач и теорем в стихотворной форме, составленный моими учениками. В качестве математического развлечения, я иногда предлагаю задачу в стихах, ученики должны уловить смысл, выполнить чертеж и перевести стихотворное содержание задачи на строгий математический язык. Это многим дает возможность понять, на какой ступени познания находится их разум, проявить себя в создании поэтических «шедевров» и понять, наконец, строгую красоту математических высказываний, сравнить свои возможности и возможности их предшественников.

Систематически проводя такую работу, я добиваюсь того, что ребенок учится находить ошибки, искать различные способы решения, грамотно говорить и правильно оценивать плоды своего труда. С такими детьми в старших классах у меня складываются доверительные отношения, которые позволяют более плодотворно решать задачи, направленные на повышение качества образования. Как доказательство я могу привести пример коллективной исследовательской работы в 11 классе по созданию алгоритма решения уравнений высших степеней, который позволяет найти нужный метод решения любого уравнения.

Работа в старших классах, конечно же, отличается от работы в среднем звене. В 11 класс приходят уже сформированные личности, однако и с ними можно проводить подобную работу. Надо отдать должное работе моих коллег, которые готовят детей в 10 класс. Способности у всех разные: есть слабые и сильные ученики, но все они приходят с хорошим базовым уровнем. На уроках алгебры, конечно же, при проверке домашнего задания метод образца решения не работает, но зато появляется возможность обсудить и разобрать решение некоторой нестандартной задачи, которую я обязательно включаю в домашнюю работу, и по которой обязательно будут вопросы, и будут разобраны различные способы решения. При формировании правильного осознания своих возможностей при сдаче ЕГЭ мне помогают разработки тематических зачетов в системе дистанционного обучения «Прометей».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Проблема оценки знаний в личном сознании учащихся

Автор: Гончарова Елена Павловна

Дата: 21.04.2017

Номер свидетельства: 410781

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Экологическое воспитание в ГПД"
    ["seo_title"] => string(35) "ekologhichieskoie_vospitaniie_v_gpd"
    ["file_id"] => string(6) "360799"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1479660726"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Актуальные проблемы организации урока в системе технического и профессионального образования"
    ["seo_title"] => string(80) "aktual_nyie_probliemy_orghanizatsii_uroka_v_sistiemie_tiekhnichieskogho_i_profie"
    ["file_id"] => string(6) "448117"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1515214922"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Рабочая программа дополнительного образования "Дневничок" для 1 класса "
    ["seo_title"] => string(77) "rabochaia-proghramma-dopolnitiel-nogho-obrazovaniia-dnievnichok-dlia-1-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "234133"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1443354921"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Рабочая программа по литературному чтению 1 класс УМК " Планета Знаний" "
    ["seo_title"] => string(76) "rabochaia-proghramma-po-litieraturnomu-chtieniiu-1-klass-umk-planieta-znanii"
    ["file_id"] => string(6) "149329"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1420132010"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках химии. "
    ["seo_title"] => string(93) "ispol-zovaniie-priiemov-tiekhnologhii-razvitiia-kritichieskogho-myshlieniia-na-urokakh-khimii"
    ["file_id"] => string(6) "173427"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423993761"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства