Просмотр содержимого документа
«Применение ИКТ на уроках математики»
Применение ИКТ на уроках математики.
Если учащийся не переживает радости поиска и находок, не ощущает живого процесса становления идей, то ему редко удается достичь ясного понимания всех обстоятельств, которые позволили избрать именно этот, а не какой-нибудь другой путь. (А. Эйнштейн)
Собрав воедино основные положения, отмеченные в этих высказываниях, можно выделить самое главное:
Роль математики как учебного предмета чрезвычайно велика в плане формирования мировоззрения и творческого мышления учащихся не только в области естествознания, но и в самом общем смысле.
Знания, твердые основы которых формируются при изучении математики в школе, должны быть максимально приближены к реальной жизни и повседневной практике.
Математика – это один из тех предметов, в котором использование ИКТ может активизировать все виды учебной деятельности: изучение нового материала, подготовка и проверка домашнего задания, самостоятельная работа, проверочные и контрольные работы, внеклассная работа, творческая работа.
Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что основной целью является не предметный, а личностный результат. Во главу ставится личность ребенка, а не просто набор информации, обязательной для изучения.
Основная задача современного образования не столько давать ученику знания, сколько научить получать эти знания. XXI век – век высоких компьютерных технологий. Информационные технологии открывают доступ к различным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы учеников, дают большие возможности для творчества учащихся, позволяют реализовывать новые формы и методы обучения. При организации учебного процесса информационные технологии становятся средством активизации познавательной деятельности учащихся и достижения ими более высоких образовательных результатов. При этом одновременно ставится цель устранения перегрузок. Реализация всех этих задач возможна только при активном внедрении современных образовательных технологий, в том числе информационных.
Опыт использования ИКТ на уроках математики показал, что наиболее эффективно проходят уроки алгебры при изучении функций и графиков, геометрии. На некоторых уроках использую определённые презентации. Это дает возможность увидеть пространственную фигуру с нужной точки зрения. Идея решения становится понятной без объяснения.Я всегда имею возможность вернуться к предыдущему этапу урока и повторить ключевые моменты занятия, зайдя на нужную страницу. Все это помогает планировать урок и благоприятствует течению занятия. При подготовке к обычному уроку часто сталкиваюсь с проблемой построения геометрических фигур и различных функций, работой с координатной плоскостью на обычной доске. Эти вопросы решаю с помощью встроенных шаблонов. Сейчас всем понятно, что компьютер не может заменить живое слово учителя, диалог с программой лишен эмоциональности, часто однообразен, не обеспечивает развития речевой культуры учащихся, зато поможет облегчить труд учителя, заинтересовать детей, обеспечить более наглядное, совершенно новое восприятие материала. Поэтому появление и широкое распространение технологий мультимедиа и Интернета позволяют нам использовать ИКТ в качестве средства обучения и воспитания.
Процесс организации обучения школьников с использованием ИКТ позволяет:
сделать этот процесс интересным, с одной стороны, за счет новизны и необычности такой формы работы для учащихся, а с другой, сделать его увлекательным и ярким, разнообразным по форме за счет использования мультимедийных возможностей современных компьютеров;
эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся;
индивидуализировать процесс обучения за счет наличия разноуровневых заданий, за счет погружения и усвоения учебного материала в индивидуальном темпе, самостоятельно используя удобные способы восприятия информации, что вызывает у учащихся положительные эмоции и формирует положительные учебные мотивы;
раскрепостить учеников при ответе на вопросы, т.к. компьютер позволяет фиксировать результаты (в т.ч. без выставления оценки), корректно реагирует на ошибки; самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки, корректировать свою деятельность благодаря наличию обратной связи, в результате чего совершенствуются навыки самоконтроля;
выиграть время для более интенсивного обучения;
осуществлять самостоятельную учебно-исследовательскую деятельность (моделирование, метод проектов, разработка презентаций, публикаций и т.д.), развивая тем самым у школьников творческую активность.
Таким образом, применение ИКТ на уроках математики не только способствует повышению эффективности современного урока, достижению высоких предметных результатов, но дает возможность сформировать метапредметные и личностные результаты, индивидуализировать процесс обучения, реализовать ФГОС.
Применение информационных технологий в обучении базируется на данных физиологии человека: в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик активно участвует в процессе. Использование ИКТ на уроках математики дает возможность сократить время на изучение материала за счет наглядности и быстроты выполнения работы (отсутствие письменных заданий), проверить знания учащихся в интерактивном режиме, гораздо больше заданий выполняется при устной работе, что повышает эффективность обучения, помогает реализовать весь потенциал личности – познавательный, морально-нравственный, творческий, коммуникативный и эстетический, способствует развитию интеллекта, информационной культуры учащихся. При условии систематического использования электронных обучающих программ в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения и педагогическими инновациями значительно повышается эффективность обучения детей с разноуровневой подготовкой.
С использованием информационных технологий обучения повышается интерес у ребят к математике, обеспечивается объективность в оценке знаний учащихся, снижается трудоемкость процесса составления контрольных и экзаменационных работ. Использование информационных технологий на уроке способствует повышению качества знаний, расширяет горизонты школьной математики.
Применяю ИКТ на уроках не только в старших классах, но и в среднем звене. Учащиеся среднего звена находят и отбирают необходимую для урока информацию в различных источниках, готовят более индивидуальные сообщения, иллюстративный материал для урока и т. д. Учащиеся старших классов более активно используют ИКТ для выполнения творческих заданий, создания собственных проектов и презентаций.
К экзаменам по математике ЕГЭ и ОГЭ нужно подготовить всех, невзирая на склонности, способности и знания детей, да и средне – специальные учебные заведения и вузы предъявляют высокие требования к математической подготовке учащихся. На консультациях огромную помощь оказывают ИКТ при подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ:
1) Выполнение тестов и заданий по изученным темам по типу экзаменационных заданий ОГЭ и ЕГЭ.
2) Использование Интернета для проведения тестирования в формате ЕГЭ в on - line режиме позволяет оценить уровень подготовки учащихся.