kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Применение технологии развивающего обучения в рамках реализации ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Применение технологии развивающего обучения в рамках реализации ФГОС.

Статья раскрывает значимость технологии развивающего обучения для формирования исследовательской компетенции учащихся на уроках математики и во внеурочное время в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов. В статье приводятся примеры исследовательских работ, которые можно провести на уроках математики. Также раскрывается работа пореализации проектной деятельности учащихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Применение технологии развивающего обучения в рамках реализации ФГОС »

Применение технологии развивающего обучения в рамках реализации ФГОС.

Чаплина Г. И.

На сегодняшний день в рамках концепции развивающего обучения разработан ряд технологий развивающего обучения, отличающихся целевыми ориентациями, особенностями содержания и методики. В 1996 г. Министерство образования России официально признало существование системы Л.В. Занкова и Д. Б. Эльконина – В.В. Давыдова. Остальные развивающие технологии имеют статус авторских, альтернативных.

Под развивающим обучением понимается новый активно-деятельностный способ обучения, идущий на смену объяснительно – иллюстративному способу.

В психологии и методике установлено, что при изучении математики школьник должен усвоить не только содержание знаний, но и способы их получения. Возникает вопрос: как организовать обучение математике, чтобы усвоение математических понятий, аксиом, теорем, алгоритмов и способов получения математических знаний происходило в комплексе, одновременно?

Психологи утверждают, что воспитание и обучение формируют развивающую личность в том случае, если педагог организует собственную деятельность ребёнка по усвоению знаний. В. В. Давыдов считает: обучение в школе нужно вести так, чтобы оно в сжатой, сокращённой форме воспроизводило действительный исторический процесс рождения и становления знаний. С точки зрения зарождения, развития и становления математического знания математическая деятельность не сводится лишь к воспроизведению полученных кем-то знаний, а включает в себя процесс поиска, открытия новых фактов и закономерностей.

Процесс познания математики может быть представлен схемой: накопление фактов → выдвижение гипотезы→ проверка истинности доказательством → построение теории → выход на практику.

В соответствии с ней деятельность школьников по изучению теории на уроке может быть организована по следующей схеме: «самостоятельное» открытие математической закономерности → выдвижение гипотезы → поиск средств для подтверждения её истинности или для опровержения → доказательство.

Для разработки технологии развивающего обучения учителю важно знать, какие методы научного познания характерны для каждого этапа:

- накопление фактов происходит через вычисление, построение, измерение, моделирование;

- выдвижение гипотезы происходит при помощи анализа, обобщения, неполной индукции, аналогии.

Неполная индукция – это умозаключение, которое делается на основе рассмотрения некоторых фактов. Естественно, что полученное таким образом умозаключение может быть только гипотезой. В курсе математики деятельность учащихся по выдвижению гипотез организуется через измерение, вычисление, рассмотрение хорошо выполненных рисунков. Например, измерение я использую при изучении теоремы о сумме углов треугольника, при изучении признаков равенства треугольников, при определении отношения длины окружности к диаметру, при определении суммы углов выпуклого четырёхугольника, свойства высоты равнобедренного треугольника, проведённой к основанию, при изучении теоремы Пифагора. Теорему Виета помогаю учащимся «открыть» самим, с помощью определённым образом подобранных вычислений. А вот то, что биссектрисы, медианы и высоты треугольника пересекаются в одной точке, учащиеся могут увидеть на чертеже. Перед выводом формулы для вычисления суммы углов выпуклого многоугольника (n – 2) 180° провожу небольшую исследовательскую работу: на сколько треугольников разбивается многоугольник диагоналями, проведёнными из одной вершины к остальным вершинам. Начинаем исследовать треугольник, затем четырёхугольник, пятиугольник, шестиугольник, семиугольник. В результате делаем вывод, что если число сторон n, то треугольников получается на 2 меньше, т. е. n -2.

Особое место в обучении математики занимают исследовательские задачи, которые нужно вводить начиная с младших классов. Полезно начинать с самого простого, с вещей, доступных даже несильным учащимся. Для решения исследовательской задачи детей можно объединить в группы.

Приведу пример задачи на исследование: «Расстояние между двумя машинами, едущими по шоссе, равно 80 км. Скорости машин равны 60 км/ч и 90 км/ч. Чему будет равно расстояние между машинами через 1 ч.». Много исследовательских задач содержит учебник «Наглядная геометрия» авторы И. Ф. Шарыгин, Л. Н. Ерганжиева.

Ученик привыкает, что с основными законами математики его знакомит учитель, а решая исследовательскую задачу, он должен открыть их сам. Поэтому оставлять его без ориентиров нельзя. Цель исследовательской работы состоит в том, чтобы делать математические открытия на уровне, доступном ученику. Например, при изучении темы «Параллельные прямые» для установления свойств параллельных прямых предлагаю учащимся предварительно выполнить ряд упражнений на построение. И уже глядя на рисунки, учащиеся пробуют эти свойства формулировать сами.

Одним из эффективных способов формирования исследовательской компетенции учащихся считаю проектно- исследовательскую деятельность. Она предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, формирует развитие социальных навыков школьников в процессе группового сотрудничества. Именно это и предполагает формирование универсальных учебных действий. Чтобы добиться высоких результатов в обучении, необходимо развивать способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, планировать действия. Однако в современной российской школе большая часть знаний преподносится в готовом виде и не требует дополнительных поисковых усилий, и основной трудностью для учащихся является самостоятельный поиск информации. Поэтому одним из важнейших условий повышения эффективности учебного процесса является организация проектной деятельности и развитие её основного компонента – поисковых умений, которые не только помогают школьникам лучше справиться с требованиями программы, но и развивают у них логическое мышление, создают внутренний мотив учебной деятельности. Каждый участник может ощутить собственную значимость и необходимость.

Современный проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развитие креативности и одновременно формирование определённых личностных качеств. Учебный проект – познавательная работа учащихся. Под этим видом деятельности я понимаю систему различных приёмов, учитывающих индивидуальность учащегося (уровень обученности, интересы, личностные качества) и позволяющих решать какую-либо проблему с обязательным образовательным продуктом.

Откуда берутся темы исследовательских работ. Бывает, что тема вырастает из кружковой или олимпиадной задачи, бывает, что она неожиданно возникает при подготовке к уроку или на самом уроке. Тема работы – это задача с перспективой, с продолжением, иными словами – это серия таких задач, которые естественно получаются из некоторой задачи обобщением, увеличением параметра и т. д. Обычно первые задачи решаются сравнительно легко. Затем разные ученики доходят до разных степеней общности, каждый останавливается там, докуда смог добраться сам. При таком движении активно используется индукция и аналогия: рассматриваются несколько частных случаев, указывается закономерность, ставится аналогичная задача.

Для того, чтобы организовать данный вид деятельности, я делаю следующее:

  • предлагаю выбрать тему (учащиеся выбирают её самостоятельно или предлагаются варианты на выбор);

  • разрабатываем проект (учитель консультирует, учащиеся осуществляют поиск);

  • оформляем проект;

  • осуществляем представление проекта.

В заключении замечу, реализация развивающих целей должна проводиться не случайно и хаотически, а целенаправленно и систематически начиная с V класса.

Литература

  • Педагогика и психология. Под редакцией М. Б. Булановой – Топорковой. Учебное пособие. Ростов «Феникс» 2000.

  • Т А. Иванова. Методология научного поиска – основа технологии развивающего обучения. Журнал «Математика в школе» №5 1995 г.

  • А. Сгибнев. Исследовательские задачи для начинающих. Журнал «Математика» №8 2012 г.


Сведения об авторе

Чаплина Галина Ивановна, МКОУ «Давыдовская СОШ с УИОП», учитель математики первой категории.

Адрес: Воронежская область Лискинский район гп. Давыдоака улица Почтовая д.64, 397940, chap-lin@yandex.ru, телефон: 89515567724.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Применение технологии развивающего обучения в рамках реализации ФГОС

Автор: Чаплина Галина Ивановна

Дата: 28.05.2015

Номер свидетельства: 215865

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(230) "« Формирование у школьников исследовательских навыков  на уроках физики и во внеурочное время в рамках реализации  ФГОС ООО» "
    ["seo_title"] => string(133) "formirovaniie-u-shkol-nikov-issliedovatiel-skikh-navykov-na-urokakh-fiziki-i-vo-vnieurochnoie-vriemia-v-ramkakh-riealizatsii-fgos-ooo"
    ["file_id"] => string(6) "180433"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425195946"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(202) "Основные направления совершенствования образовательного процесса по математике в условиях реализации ФГОС. "
    ["seo_title"] => string(122) "osnovnyie-napravlieniia-soviershienstvovaniia-obrazovatiel-nogho-protsiessa-po-matiematikie-v-usloviiakh-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "227805"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1440953105"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(269) "Изучение и освоение современных педагогических технологий в обучении иностранному языку как средство развития коммуникативных навыков учащихся"
    ["seo_title"] => string(156) "izuchieniieiosvoieniiesovriemiennykhpiedaghoghichieskikhtiekhnologhiivobuchieniiinostrannomuiazykukaksriedstvorazvitiiakommunikativnykhnavykovuchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "267748"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450452394"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Проектирование урока в свете реализации требований ФГОС"
    ["seo_title"] => string(56) "proiektirovaniieurokavsvietieriealizatsiitriebovaniifgos"
    ["file_id"] => string(6) "278360"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1453057055"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(257) "Выступление - обобщение опыта "Технология деятельностного обучения как условие развития УУД младших школьников  на примере УМК «Гармония»" "
    ["seo_title"] => string(157) "vystuplieniie-obobshchieniie-opyta-tiekhnologhiia-dieiatiel-nostnogho-obuchieniia-kak-usloviie-razvitiia-uud-mladshikh-shkol-nikov-na-primierie-umk-garmoniia"
    ["file_id"] => string(6) "111305"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1407336574"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства