Применение технологии развивающего обучения в рамках реализации ФГОС
Применение технологии развивающего обучения в рамках реализации ФГОС
Применение технологии развивающего обучения в рамках реализации ФГОС.
Статья раскрывает значимость технологии развивающего обучения для формирования исследовательской компетенции учащихся на уроках математики и во внеурочное время в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов. В статье приводятся примеры исследовательских работ, которые можно провести на уроках математики. Также раскрывается работа пореализации проектной деятельности учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Применение технологии развивающего обучения в рамках реализации ФГОС »
Применение технологии развивающего обучения в рамках реализации ФГОС.
Чаплина Г. И.
На сегодняшний день в рамках концепции развивающего обучения разработан ряд технологий развивающего обучения, отличающихся целевыми ориентациями, особенностями содержания и методики. В 1996 г. Министерство образования России официально признало существование системы Л.В. Занкова и Д. Б. Эльконина – В.В. Давыдова. Остальные развивающие технологии имеют статус авторских, альтернативных.
Под развивающим обучением понимается новый активно-деятельностный способ обучения, идущий на смену объяснительно – иллюстративному способу.
В психологии и методике установлено, что при изучении математики школьник должен усвоить не только содержание знаний, но и способы их получения. Возникает вопрос: как организовать обучение математике, чтобы усвоение математических понятий, аксиом, теорем, алгоритмов и способов получения математических знаний происходило в комплексе, одновременно?
Психологи утверждают, что воспитание и обучение формируют развивающую личность в том случае, если педагог организует собственную деятельность ребёнка по усвоению знаний. В. В. Давыдов считает: обучение в школе нужно вести так, чтобы оно в сжатой, сокращённой форме воспроизводило действительный исторический процесс рождения и становления знаний. С точки зрения зарождения, развития и становления математического знания математическая деятельность не сводится лишь к воспроизведению полученных кем-то знаний, а включает в себя процесс поиска, открытия новых фактов и закономерностей.
Процесс познания математики может быть представлен схемой: накопление фактов → выдвижение гипотезы→ проверка истинности доказательством → построение теории → выход на практику.
В соответствии с ней деятельность школьников по изучению теории на уроке может быть организована по следующей схеме: «самостоятельное» открытие математической закономерности → выдвижение гипотезы → поиск средств для подтверждения её истинности или для опровержения → доказательство.
Для разработки технологии развивающего обучения учителю важно знать, какие методы научного познания характерны для каждого этапа:
- накопление фактов происходит через вычисление, построение, измерение, моделирование;
- выдвижение гипотезы происходит при помощи анализа, обобщения, неполной индукции, аналогии.
Неполная индукция – это умозаключение, которое делается на основе рассмотрения некоторых фактов. Естественно, что полученное таким образом умозаключение может быть только гипотезой. В курсе математики деятельность учащихся по выдвижению гипотез организуется через измерение, вычисление, рассмотрение хорошо выполненных рисунков. Например, измерение я использую при изучении теоремы о сумме углов треугольника, при изучении признаков равенства треугольников, при определении отношения длины окружности к диаметру, при определении суммы углов выпуклого четырёхугольника, свойства высоты равнобедренного треугольника, проведённой к основанию, при изучении теоремы Пифагора. Теорему Виета помогаю учащимся «открыть» самим, с помощью определённым образом подобранных вычислений. А вот то, что биссектрисы, медианы и высоты треугольника пересекаются в одной точке, учащиеся могут увидеть на чертеже. Перед выводом формулы для вычисления суммы углов выпуклого многоугольника (n – 2) 180° провожу небольшую исследовательскую работу: на сколько треугольников разбивается многоугольник диагоналями, проведёнными из одной вершины к остальным вершинам. Начинаем исследовать треугольник, затем четырёхугольник, пятиугольник, шестиугольник, семиугольник. В результате делаем вывод, что если число сторон n, то треугольников получается на 2 меньше, т. е. n -2.
Особое место в обучении математики занимают исследовательские задачи, которые нужно вводить начиная с младших классов. Полезно начинать с самого простого, с вещей, доступных даже несильным учащимся. Для решения исследовательской задачи детей можно объединить в группы.
Приведу пример задачи на исследование: «Расстояние между двумя машинами, едущими по шоссе, равно 80 км. Скорости машин равны 60 км/ч и 90 км/ч. Чему будет равно расстояние между машинами через 1 ч.». Много исследовательских задач содержит учебник «Наглядная геометрия» авторы И. Ф. Шарыгин, Л. Н. Ерганжиева.
Ученик привыкает, что с основными законами математики его знакомит учитель, а решая исследовательскую задачу, он должен открыть их сам. Поэтому оставлять его без ориентиров нельзя. Цель исследовательской работы состоит в том, чтобы делать математические открытия на уровне, доступном ученику. Например, при изучении темы «Параллельные прямые» для установления свойств параллельных прямых предлагаю учащимся предварительно выполнить ряд упражнений на построение. И уже глядя на рисунки, учащиеся пробуют эти свойства формулировать сами.
Одним из эффективных способов формирования исследовательской компетенции учащихся считаю проектно- исследовательскую деятельность. Она предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, формирует развитие социальных навыков школьников в процессе группового сотрудничества. Именно это и предполагает формирование универсальных учебных действий. Чтобы добиться высоких результатов в обучении, необходимо развивать способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, планировать действия. Однако в современной российской школе большая часть знаний преподносится в готовом виде и не требует дополнительных поисковых усилий, и основной трудностью для учащихся является самостоятельный поиск информации. Поэтому одним из важнейших условий повышения эффективности учебного процесса является организация проектной деятельности и развитие её основного компонента – поисковых умений, которые не только помогают школьникам лучше справиться с требованиями программы, но и развивают у них логическое мышление, создают внутренний мотив учебной деятельности. Каждый участник может ощутить собственную значимость и необходимость.
Современный проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развитие креативности и одновременно формирование определённых личностных качеств. Учебный проект – познавательная работа учащихся. Под этим видом деятельности я понимаю систему различных приёмов, учитывающих индивидуальность учащегося (уровень обученности, интересы, личностные качества) и позволяющих решать какую-либо проблему с обязательным образовательным продуктом.
Откуда берутся темы исследовательских работ. Бывает, что тема вырастает из кружковой или олимпиадной задачи, бывает, что она неожиданно возникает при подготовке к уроку или на самом уроке. Тема работы – это задача с перспективой, с продолжением, иными словами – это серия таких задач, которые естественно получаются из некоторой задачи обобщением, увеличением параметра и т. д. Обычно первые задачи решаются сравнительно легко. Затем разные ученики доходят до разных степеней общности, каждый останавливается там, докуда смог добраться сам. При таком движении активно используется индукция и аналогия: рассматриваются несколько частных случаев, указывается закономерность, ставится аналогичная задача.
Для того, чтобы организовать данный вид деятельности, я делаю следующее:
предлагаю выбрать тему (учащиеся выбирают её самостоятельно или предлагаются варианты на выбор);
разрабатываем проект (учитель консультирует, учащиеся осуществляют поиск);
оформляем проект;
осуществляем представление проекта.
В заключении замечу, реализация развивающих целей должна проводиться не случайно и хаотически, а целенаправленно и систематически начиная с V класса.
Литература
Педагогика и психология. Под редакцией М. Б. Булановой – Топорковой. Учебное пособие. Ростов «Феникс» 2000.
Т А. Иванова. Методология научного поиска – основа технологии развивающего обучения. Журнал «Математика в школе» №5 1995 г.
А. Сгибнев. Исследовательские задачи для начинающих. Журнал «Математика» №8 2012 г.
Сведения об авторе
Чаплина Галина Ивановна, МКОУ «Давыдовская СОШ с УИОП», учитель математики первой категории.
Адрес: Воронежская область Лискинский район гп. Давыдоака улица Почтовая д.64, 397940, chap-lin@yandex.ru, телефон: 89515567724.