Применение методов технологии проблемного обучения на уроках математики
Применение методов технологии проблемного обучения на уроках математики
Применение методов технологии проблемного обучения на уроках иатематики, из опыта работы. На уроках с применением технологии проблемного обучения создаются условия для получения учащимися опыта формирования таких универсальных учебных действий как сравнение, сопоставление, обобщение, аналогия, умение устанавливать взаимосвязи, моделирование. Кроме того, в ходе эвристического диалога у учащихся формируются умения выдвигать гипотезы, предлагать доказательства и самостоятельные суждения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Применение методов технологии проблемного обучения на уроках математики»
Применение методов технологии проблемного обучения на уроках математики (из опыта работы)
В современных условиях, в образовательной деятельности важны ориентация на развитие познавательной активности, самостоятельности учащихся, формирование умений проблемно-поисковой, исследовательской деятельности. Решить эту проблему старыми традиционными методами невозможно.
Актуальность проблемы определяется противоречием между несовершенством механизма обучения при традиционной системе, приводящего учащихся к безразличному отношению к учебному процессу, и умением выстраивать образовательный процесс, который развивает продуктивную память, позволяющую самостоятельно открывать новые знания при развивающем обучении.
На уроках с применением технологии проблемного обучения создаются условия для получения учащимися опыта формирования таких универсальных учебных действий как сравнение, сопоставление, обобщение, аналогия, умение устанавливать взаимосвязи, моделирование. Кроме того, в ходе эвристического диалога у учащихся формируются умения выдвигать гипотезы, предлагать доказательства и самостоятельные суждения.
В своей практике я использую некоторые методы технологии проблемного обучения
Метод «Альтернатива» я применяю на уроке математики при решении задач различными способами. Школьники получают рабочую карточку, на которой записана определенная задача и ряд альтернативных предложений ее решения (Приложение 1). Каждый учащийся должен самостоятельно выбрать только одну из предложенных альтернатив и объяснить свой выбор. При этом школьники учатся различать компоненты доказательства, то есть тезис, аргументы и форму доказательства. В помощь к высказыванию своего мнения применяется Памятка «Как высказывать мнение», которая помогает формировать уверенность (Приложение 2).
Метод « Классификация» я часто применяю на уроке геометрии при изучении новой темы. Ученики получают рабочие карточки, на которых записаны различные признаки геометрических понятий (Приложение 3).Опираясь на собственный опыт, ученики должны сгруппировать их по определенным признакам или критериям. После заслушивания ответов трех-четырех учеников организую фронтальную беседу, чтобы выйти на основной вопрос урока и перейти к этапу учебно-познавательной деятельности учеников. После этого предлагаю школьникам определить цели работы на уроке, отвечая на вопросы: Что будем изучать? Почему именно этот материал необходимо изучать? В чем заключается важность этого материала для вас лично? Какой результат вы должны получить в конце работы?
При этом школьники учатся определять аспект анализа и синтеза, то есть устанавливать точку зрения, с которой будут определяться существенные признаки изучаемого объекта. В помощь для работы над классификацией можно предложить алгоритм исследования (Приложение 4)
Метод «Мозговой штурм» мною применяется на различных этапах урока, как в начале -для определения целей урока, темы урока, так и в процессе урока. Это коллективная творческая работа, чтобы решить определенную сложную проблему. Всех учеников объединяет совместная работа над поиском решения поставленной проблемы. Обучающиеся могут использовать алгоритм действий в ходе мозгового штурма (Приложение 5). Ребята учатся комбинировать известные средства для нового решения проблем. Они работают в группах, обсуждают проблему, выдвигают предложения, оценивают идеи друг друга, делают вывод о их правильности, целесообразности и оригинальности, защищают итоги своей групповой работы.
Метод «Поединок» я применяю когда необходимо выявить положительные и отрицательные стороны того или иного способа решения (Приложение 6). Класс разделен на несколько групп. В каждой группе назначают дуэлянта, остальные – секунданты. Дуэлянты от каждой группы по очереди сходятся в интеллектуальном поединке. Один высказывает свою точку зрения, другой – наносит «удар», произнося контраргумент. Учитывается умение вести спор, корректность, аргументированность. В этом поединке не будет абсолютного победителя, а будет только найдено решение, которое устроит обе стороны. Секунданты рецензируют поединок и определяют сильнейшего бойца. Школьники учатся осуществлять перенос знаний, умений в новую ситуацию для решения проблем.. Взаимодействовать в различных организационных формах диалога и полилога: планировать совместные действия, обсуждать процесс и результаты деятельности, интервью, дискуссии и полемики. Для четкого формирования данных УУД можно использовать Правила участия в обсуждении (Приложение 7).
Метод «Тема-вопрос» я ввожу когда тему урока задаю в виде вопроса, ученикам необходимо построить план действий, чтобы ответить на этот вопрос (Приложение 8). После того, как ученики узнали его, они выдвигают множество мнений. Чем больше мнений, чем лучше развито у школьников умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, и тем интереснее и быстрее проходит работа. В помощь к высказыванию своего мнения применяется Памятка «Как высказывать мнение», которая помогает формировать уверенность (Приложение 2).
Метод «Цепочка» применяется мною на уроке геометрии при разборе теоремы и ее доказательства. Ученики читают текст теоремы. Каждый по очереди должен составить вопрос к тексту. И одновременно ответить одним словом на заданный ему вопрос. Выигрывает тот, кто предложит интересный ему вопрос и даст удачный ответ. Первый вопрос ставит учитель. Затем первый ученик отвечает на вопрос и предлагает вопрос другому ученику и т. д. (Приложение 9).
Практика показывает, что создание проблемной ситуации, её осознание учащимися возможно при изучении многих тем в математике, так как в большинстве случаев можно поставить перед учеником проблемный вопрос для самостоятельного его решения. Учителю важно продумывать каждое задание и каждое слово, чтобы они вызвали затруднение у учащихся и в то же время не отбили желания это затруднение преодолеть.
Именно в создании проблемной ситуации проявляется мастерство учителя. Подготовленность ученика к проблемному учению определяется, прежде всего, его умением «увидеть» выдвинутую учителем (или возникшую в ходе урока) проблему, сформулировать её, найти пути решения и решить самыми эффективными приёмами.
Приложение 1
Задача. В двух стопках всего 70 журналов, причём в первой стопке на 10 журналов больше чем во второй. Сколько журналов в каждой стопке?
Рядом с действием опишите получившийся результат
1 стопка-?, на 10 жур. больше чем
70жур.
2 стопка-?
1 способ
3способ
1)70-10=60(жур)
2)60:2=30(жур)
3)30+10=40(жур)
Ответ:в 1стопке 40 жур., во 2- 30 жур.
Пусть во второй стопке х журналов, тогда в первой стопке х+10, всего 70 журналов. Составим уравнение: х+(х+10)=70
2х+10=70
2х=70-10
2х=60
х=60:2
х=30(жур)
30+10=40 (жур)
Ответ:в 1стопке 40 жур., во 2- 30 жур.
2 способ
1)70+10=80(жур)
2)80:2=40(жур)
3)40-10=30(жур)
Ответ:в 1стопке 40 жур., во 2- 30 жур.
Приложение 2
Памятка «Как высказывать мнение»:
1. Говорите уверенным тоном.
2. Не волнуйтесь о том, что другие могут думать иначе.
3. Верьте в то, что говорите, не сомневайтесь
Приложение 3
Распределите треугольники по виду углов и длине сторон. Назовите эти треугольники по их признакам
1
2
3
4
5
6
Приложение 4
Алгоритм исследования:
1. Рассмотрите рисунки, чертежи.
2. Определите признаки геометрических фигур.
3. Выделите общий признак для данных фигур.
4. Сформулируйте вывод
Приложение 5
Алгоритм действий в ходе мозгового штурма:
1. Сформулируйте проблему, на ее основании поставьте задачи и определите термины, которые следует изучить и обдумать.
2. Высказывайте суждения и идеи, которые регистрируйте на доске и/или в тетрадях. На этом этапе не отказывайтесь даже от абсурдных идей.
3. Предоставьте возможность каждом обосновать свою идею и в ходе дискуссии оцените каждую идею на правильность, целесообразность и оригинальность.
4. Выберете лучшую идею и обоснуйте выбор.
5. Подведите итоги работы, защищая свою идею перед классом
Приложение 6
Решить систему уравнений:
у-х2=0; 2х+3у=11
у-2х-3=0 3х+2у=9
Алгоритм решения системы двух уравнений с двумя переменными методом подстановки:
1.Из любого (обычно более простого) уравнения системы выразить одно неизвестное через другое, например, x через y из первого уравнения системы;
2. Подставить полученное выражение в другое (второе) уравнение системы вместо x;
3. Решить уравнение с одним неизвестным относительно y (найти y);
4. Подставить найденное на третьем шаге значение y в уравнение, полученное на первом шаге, вместо y и найти x;
5. Записать ответ.
Алгоритм решения системы двух уравнений с двумя переменными методом сложения:
1. Уравнять модули коэффициентов при одном из неизвестных (если необходимо).
2. Сложить или вычесть уравнения.
Решить полученное уравнение с одной переменной, найти неизвестное.
3. Подставить найденное на втором шаге значение переменной
в одно из уравнений исходной системы, найти второе неизвестное.
4. Записать ответ.
Приложение 7
Правила участия в обсуждении:
1. Выслушивайте разные точки зрения.
2. Высказывайте только аргументированные возражения.
3. Уважайте чужую точку зрения, даже если она противоположна вашей
Приложение 8
Вопросы по теме урока «Дроби»:
1)Что такое дроби?
2)Откуда дроби появились?
3)Что способствовало началу применения дробей?
4) Какие действия с дробями можно производить?
5) Где в жизни понадобятся дроби?
6)Какие дроби существуют?
Приложение 9
Теорема:Сумма углов треугольника равна 180°.
Примерные вопросы после прослушивания доказательства теоремы:
Что является условием теоремы? ( Дано)
Что является заключением? ( То, что нужно доказать)
Какие углы образовались при дополнительном построении?
(проведение прямой через одну из вершин треугольника параллельно противоположной стороне)