Повышение качества образования в условиях реализации ФГОС ДО через использование инновационных образовательных технологий
Повышение качества образования в условиях реализации ФГОС ДО через использование инновационных образовательных технологий
В статье представлены описание используемых инновационных технологий, помогающие повысить качества образования дошкольников, согласно требованиям ФГОС ДО.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Повышение качества образования в условиях реализации ФГОС ДО через использование инновационных образовательных технологий»
Повышение качества образования в условиях реализации ФГОС ДО через использование инновационных
образовательных технологий
Николаева Н.А., воспитатель
МДОУ д/с «Солнышко»
г. Новоалександровск
Чем с меньшим принуждением учатся дети,
тем метод лучше, чем с большим, тем хуже. Л.Н.Толстой
В дошкольном образовании сегодня происходят большие перемены, основа которых была заложена государством. В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование впервые стало самостоятельным уровнем общего образования.[1,с.27].
Главная цель политики в сфере дошкольного образования - качественное образование.[2.стр.2]. Качество образования - один из важных показателей здоровья общества. Изначально человечество нуждалось в грамотных, физически, морально и духовно совершенных гражданах. Только такие люди могут обеспечить развитие России, могут сделать её конкурентоспособной в мире, а значит, могут обеспечить и её национальную безопасность, независимость.
Качество знаний не всегда определяется объемом выученного материала, скорее - это умение пользоваться этим материалом.
В последнее время широко обсуждаются вопросы качества дошкольного образования, которое напрямую зависит и от качества квалификации воспитателей, и от качества методической работы, и от качества внутри детсадовского управления.
У каждого из нас бывают моменты, когда хочется остановиться, оглянуться, проверить – насколько мы успешны, результативны в своей работе? Насколько качественно мы выполняем свои задачи? Чтобы получить на эти вопросы объективные и конструктивные ответы мы, педагоги детского сада «Солнышко», часто собираемся за одним рабочим столом, обсуждаем, анализируем, делимся опытом и пытаемся решить одну из важнейших проблем в наше время – как сделать так, чтобы обучение для ребёнка было не в тягость, а в радость. Как сделать так, чтобы ребёнок не утратил своей эмоциональности, непосредственности, не стал пассивным и равнодушным, а стремился к знаниям, был активной, творческой личностью на протяжении всего пребывания в дошкольной организации? Что же способствует этому успеху? В целях совершенствования воспитания и образования дошкольников были введены следующие нормативно-правовые документы: федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования(ФГОС ДО), СанПин к устройству, содержанию и организации режима в дошкольных организациях. В связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленное на выявление и развитие познавательных способностей детей, а так же выравнивание стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений при переходе на новый возрастной этап систематического обучения в школе. Стандарт ставит во главе индивидуальный подход к ребенку, с целью сохранения самооценки дошкольного детства
«Ребенку не надо готовиться к жизни, он уже живет, поэтому важно на государственном уровне понимать, что необходимо, по словам президента РФ В.В.Путина «инвестировать в человека»».
Реализуя требования ФГОС ДО перед собой мы поставили задачу: спланировать образовательную деятельность таким образом, чтобы это был целенаправленный процесс взаимодействия взрослых и детей, носящий личностно-ориентированный характер, направленный на достижение социально-значимых результатов, обеспечивающий каждой отдельной личности возможность удовлетворять свои потребности в развитии, сохранять свою индивидуальность, умение самореализовываться.
Прежде всего постарались организовать правильное рабочее пространство при проведении НОД, уходя от школьно-урочной формы, где взрослый-учитель и за детьми жестко закреплены рабочие места, запрещено перемещение и свободное общение детей. Образовательный процесс осуществляется в условиях развивающего взаимодействия между участниками образовательного процесса и управлением его качеством и предполагает воздействие на его компоненты – целевой, содержательный, деятельностный, результативный. Это значит, что повышение эффективности проводимых нами мероприятий стал зависеть от качества воспитательно-образовательной работы взрослых (педагогов и родителей) и собственной деятельности ребенка на каждом этапе образовательного процесса.
Развитие дошкольного образования, его переход на новый качественный уровень не могут осуществляться без разработки инновационных технологий. Современные образовательные технологии ориентированы на индивидуализацию, дистанционность и вариативность образовательного процесса. В детском саду представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий: личностно-ориентированные технологии, метод проектов, технология исследовательского обучения, информационно - коммуникационные технологии, теория решения изобретательских задач, технология развития критического мышления, проблемного обучения, игровые, здоровьесберегающие технологии, Квест- технология.
Образовательные технологии используем как на НОД, а также в дополнительном образовании, в совместной деятельности взрослого и детей, в проектной деятельности. В детском саду на мини-конференциях детьми были защищены проекты: «Удивительный мир камня», «Моя малая родина», «Числа в сказках», исследовательские проекты: «Мыльные пузыри», «Превращения пластиковой бутылки», «Простое яйцо» и другие.», Реализуя задачу повышения качества образования, мы осознаем, что сегодня невозможно обойтись только внутренними ресурсами собственным потенциалом, необходим выход детского сада за пределы собственного образовательного пространства.
Поэтому мы активно привлекаем и используем внешние ресурсы:
Проекты «В каждом доме торжество – наступило Рождество», «День защитника Отечества», «Спасибо деду за победу» представлены на районных мероприятиях.
Регулярная работа по реализации педагогических проектов позволила представить опыт работы « Исследовательская деятельность одаренных детей» на практической конференции в городе Ставрополе и получило положительный отзыв среди коллег.
Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий. Интерактивная среда, созданная в ДОУ, позволила использовать в работе с детьми ИКТ- технологию. Применение компьютерной техники сделало непосредственную образовательную деятельность привлекательной и по-настоящему современной, помогла решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность. В своей работе используем презентации для того, чтобы иметь возможность рассмотреть сложный материал поэтапно. Это касается нового материала по ознакомлению детей с окружающей действительностью. Также можно более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения у ребят. Задача разного рода слайд-шоу и видеофрагментов – показать детям те моменты из окружающего мира, наблюдение которых непосредственно вызывает затруднения. Например, можно наглядно представить процессы в неживой природе, такие, как смена времен года, круговорот воды в природе, свойства веществ, наблюдение за движением планет и др. Внедрение ИКТ как средства интерактивного обучения позволило стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний.
Для повышения качества образования используем в работе с детьми проблемные ситуации. Проблемная ситуация-это такая ситуация, при которой ребенок хочет сам решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных и он должен сам их найти. На первых этапах ребята находят возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно. Предлагаем проводить погружение в проблемную ситуацию по технологии «трёх И».
Первое «И»-Известно (Что мы знаем о …..?).
Второе «И» - Интересно узнать (Что мы хотим узнать о…?).
Третье «И»- Изучили (Что мы узнали о ….?).
Правильно созданная проблемная ситуация способствует тому, что ребенок сам формулирует поставленную задачу, сам находит ее решение, а также решает и самоконтролирует правильность данного решения.
Основными целями повышения качества образования являются: накопление и использование детьми необходимого личностного опыта, самостоятельное добывание знаний, а для этого педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить её находить. С этой целью используем теорию решения изобретательских задач – это программа коллективных игр и занятий. Они учат детей выявлять противоречия в объекте, явлении. Например, исследование объекта:
- что в нем хорошо, что плохо,
-что вредное, что мешает, а что нужное.
Дети также учатся разрешать противоречия, например, как пронести воду в решете?
Широкое применения в работе дошкольной организации нашли инновационные технологии, обеспечивающие открытость, сетевое взаимодействие- это Дни самоуправления, Квест – игра.
Образовательная деятельность в формате квест замечательно вписывается в концепцию, заданную ФГОС ДО и становится отличной возможностью для педагога и детей увлекательно и оригинально организовать жизнь в детском саду. Образовательные квесты проходят на территории детского сада, в групповых помещениях. Для составления маршрута мы используем разные варианты:
Маршрутный лист (на нем могут быть просто написаны последовательно станции и где они расположены; а могут быть загадки, ребусы, зашифрованное слово, ответ на которые и будет то место, куда надо последовать);
«Волшебный клубок» (на клубке ниток последовательно прикреплены записки с названием того места, куда надо отправиться. Постепенно разматывая клубок, дети перемещаются от станции к станции);
Карта (схематическое изображение маршрута);
«Волшебный экран» (планшет или ноутбук, где последовательно расположены фотографии тех мест, куда должны последовать участники)
Участники могут узнавать о том, куда дальше идти после того, как выполнят задание на станции (от организатора; ответ на задание и есть название следующей станции; нужно найти спрятанную подсказку на определенной территории) и т.п. Расположение зон и маршрут каждой команды организуются таким образом, чтобы избежать их пересечения друг с другом. Прохождение каждого этапа позволяет команде игроков перейти на следующий этап. Команда получает недостающую информацию, подсказку, снаряжение и т.п. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию. Также в ходе выполнения заданий дети получают бонусы (фишки) и штрафы.
Самое главное, это то, что квесты помогают нам активизировать и детей, и родителей, и педагогов. Это игра, в которой задействуется одновременно и интеллект участников, их физические способности, воображение и творчество. Здесь необходимо проявить и смекалку, и наблюдательность, и находчивость, и сообразительность, эта тренировка памяти и внимания, это развитие аналитических способностей и коммуникативных качеств. Участники учатся договариваться друг с другом, распределять обязанности, действовать вместе, переживать друг за друга, помогать. Интересно проходят квест – игры: Служба спасения» , «Детективное агенство», «В поисках пиратского сокровища» и другие.
Квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является основным требованием ФГОС ДО.
Одним из путей повышения качества дошкольного образования можно видеть в установлении прочных связей с социумом. Развитие социальных связей нашего дошкольного образовательного учреждения с культурными центрами дает дополнительный импульс для духовного развития и обогащения личности ребенка с первых лет жизни, совершенствует конструктивные взаимоотношения с родителями, строящиеся на идее социального партнерства. Одновременно этот процесс способствует росту профессионального мастерства всех педагогов детского сада, повышает имидж учреждения, указывает на особую роль его социальных связей в развитии каждой личности и тех взрослых, которые входят в ближайшее окружение ребенка.
Нами была разработана модель социального партнерства дошкольной образовательной организации и семьи, которая позволила выстроить систему взаимодействия «Родитель – Ребенок - Педагог», где ребенок выступает ведущим субъектом внимания, а взаимоотношения взрослых - эмоционально ровными, взаимно приемлемыми, свободными независимыми, но содружественно -конструктивными.
Над решением задач социального развития воспитанников через социальное партнерство образовательное учреждение работает в нескольких направлениях:
Первое из них - установление долговременных, постоянных связей с ближайшими социальными партнерами с целью конкретного знакомства воспитанников с их возможностями.
Второе направление – это взаимодействие с родителями дошкольной организации, которые являются не только социальными заказчиками, но и активными социальными партнерами.
Участие заинтересованных родителей и представителей различных организаций и учреждений в решение актуальных вопросов финансирования и развития дошкольного учреждения делает управленческую модель открытой и прозрачной для контроля качества организации, жизнедеятельности детского сада.
Разрабатывая систему взаимодействия с семьями воспитанников, наш педагогический коллектив ориентировался на последние исследования по данной проблеме, проведённые в Центре «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца, работы учёных Института развития дошкольного образования РАО (А.Кошелева, М.Медведева, В.Кудрявцева), федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
На сегодняшний момент такая форма взаимодействия с родителями, как «День самоуправления» зарекомендовала себя положительно и дала хороший результат, видно что позиция родителей стала более гибкой. Участвуя в различных мероприятиях, позволило не только родителям увидеть положительные стороны ребёнка, но и детям - воспринимать родителей по-новому – как союзников. Ведь родитель, участвующий во всех мероприятиях, знает проблемы и пути их преодоления, старается понять чувства ребёнка, его точку зрения. А у детей, которые постоянно чувствуют поддержку, понимание родителей, повышается самооценка и уверенность в себе.
Социальное партнёрство способствовало сплочению не только детского коллектива, но и родительского сообщества, улучшило детско-родительские отношения., укрепились и сформировались доверительные взаимоотношения детский сад-семья, а также позволило нам решать такую стратегическую задачу, как повышение качества воспитательно - образовательной работы с воспитанниками.
Во всех используемых технологиях присутствуют:
- включение воспитанника в деятельность за счёт специальных заданий аналитического или проектного характера;
- групповые, дискуссионные формы работы;
-возможность выбора задания или способа, режима его выполнения, формата представления;
-возможность (и необходимость) формировать свою позицию, формулировать мнение;
-презентация продукта образовательной деятельности (проекта, исследования, эссе, модели)
-рефлексия результата и процесса.
Как показывает практика, постепенный отход от традиционного объяснительно-иллюстративного метода к использованию инновационных методов в профессионально-ориентированном обучении, дают возможность более быстрыми темпами получить нужный результат - повысить качества образования. Использование разнообразных методов и приемов активного обучения пробуждает у ребят интерес к самой учебно-познавательной деятельности, что позволяет создать атмосферу мотивированного, творческого обучения и одновременно решать целый комплекс образовательных,, воспитательных, развивающих задач.
Таким образом, введение в образовательный процесс инновационных, педагогических технологий создает мотивацию учебной деятельности. Позволяет осуществлять в игровой форме руководство детской деятельностью и ее оценку, вызывает у детей желание овладеть предполагаемым учебным содержанием, доставляет воспитанникам удовольствие от полученного результата, что способствует повышению качества дошкольного образования.
Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе. Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.
Литература:
Атемаскина Ю. Б. Современные педагогические технологии в ДОУ. Детство — Пресс, 2012 г.
Вербенец А. М. Планирование образовательного процесса дошкольной организации. Современные подходы и технологии. Детство — Пресс, 2015 г.
Справочник старшего воспитателя № 9 за 2015 г. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года от 29.05.2015 г.
Управление инновационными процессами в ДОУ. — М., Сфера, 2008 г.