kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Повышение качества образования в условиях реализации ФГОС ДО через использование инновационных образовательных технологий

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье представлены описание  используемых инновационных технологий, помогающие повысить качества образования дошкольников, согласно требованиям ФГОС ДО.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Повышение качества образования в условиях реализации ФГОС ДО через использование инновационных образовательных технологий»

Повышение качества образования  в условиях реализации ФГОС ДО  через использование инновационных

образовательных технологий


Николаева Н.А., воспитатель

МДОУ д/с «Солнышко»

г. Новоалександровск


Чем с меньшим принуждением учатся дети,

тем метод лучше, чем с большим, тем хуже.
Л.Н.Толстой


В дошкольном образовании сегодня происходят большие перемены, основа которых была заложена государством. В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование впервые стало самостоятельным уровнем общего образования.[1,с.27].

Главная цель политики в сфере дошкольного образования - качественное образование.[2.стр.2]. Качество образования - один из важных показателей здоровья общества. Изначально человечество нуждалось в грамотных, физически, морально и духовно совершенных гражданах. Только такие люди могут обеспечить развитие России, могут сделать её конкурентоспособной в мире, а значит, могут обеспечить и её национальную безопасность, независимость.

Качество знаний не всегда определяется объемом выученного материала, скорее - это умение пользоваться этим материалом.

В последнее время широко обсуждаются вопросы качества дошкольного образования, которое напрямую зависит и от качества квалификации воспитателей, и от качества методической работы, и от качества внутри детсадовского управления.

У каждого из нас бывают моменты, когда хочется остановиться, оглянуться, проверить – насколько мы успешны, результативны в своей работе? Насколько качественно мы выполняем свои задачи? Чтобы получить на эти вопросы объективные и конструктивные ответы мы, педагоги детского сада «Солнышко», часто собираемся за одним рабочим столом, обсуждаем, анализируем, делимся опытом и пытаемся решить одну из важнейших проблем в наше время – как сделать так, чтобы обучение для ребёнка было не в тягость, а в радость. Как сделать так, чтобы ребёнок не утратил своей эмоциональности, непосредственности, не стал пассивным и равнодушным, а стремился к знаниям, был активной, творческой личностью на протяжении всего пребывания в дошкольной организации? Что же способствует этому успеху? В целях совершенствования воспитания и образования дошкольников были введены следующие нормативно-правовые документы: федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования(ФГОС ДО), СанПин к устройству, содержанию и организации режима в дошкольных организациях. В связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленное на выявление и развитие познавательных способностей детей, а так же выравнивание стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений при переходе на новый возрастной этап систематического обучения в школе. Стандарт ставит во главе индивидуальный подход к ребенку, с целью сохранения самооценки дошкольного детства

«Ребенку не надо готовиться к жизни, он уже живет, поэтому важно на государственном уровне  понимать, что необходимо, по словам президента РФ В.В.Путина «инвестировать в человека»».

Реализуя требования ФГОС ДО перед собой мы поставили задачу: спланировать образовательную деятельность таким образом, чтобы это был целенаправленный процесс взаимодействия взрослых и детей, носящий личностно-ориентированный характер, направленный на достижение социально-значимых результатов, обеспечивающий каждой отдельной личности возможность удовлетворять свои потребности в развитии, сохранять свою индивидуальность, умение самореализовываться.

Прежде всего постарались организовать правильное рабочее пространство при проведении НОД, уходя от школьно-урочной формы, где взрослый-учитель и за детьми жестко закреплены рабочие места, запрещено перемещение и свободное общение детей. Образовательный процесс осуществляется в условиях развивающего взаимодействия между участниками образовательного процесса и управлением его качеством и предполагает воздействие на его компоненты – целевой, содержательный, деятельностный, результативный. Это значит, что повышение эффективности проводимых нами мероприятий стал зависеть от качества воспитательно-образовательной работы взрослых (педагогов и родителей) и собственной деятельности ребенка на каждом этапе образовательного процесса.

Развитие дошкольного образования, его переход на новый качественный уровень не могут осуществ­ляться без разработки инновационных технологий. Современные образовательные технологии ориентированы на индивидуализацию, дистанционность и вариативность образовательного процесса. В детском саду представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий: личностно-ориентированные технологии, метод проектов, технология исследовательского обучения, информационно - коммуникационные технологии, теория решения изобретательских задач, технология развития критического мышления, проблемного обучения, игровые, здоровьесберегающие технологии, Квест- технология.

Образовательные технологии используем как на НОД, а также в дополнительном образовании, в совместной деятельности взрослого и детей, в проектной деятельности. В детском саду на мини-конференциях детьми были защищены проекты: «Удивительный мир камня», «Моя малая родина», «Числа в сказках», исследовательские проекты: «Мыльные пузыри», «Превращения пластиковой бутылки», «Простое яйцо» и другие.», Реализуя задачу повышения качества образования, мы осознаем, что сегодня невозможно обойтись только внутренними ресурсами собственным потенциалом, необходим выход детского сада за пределы собственного образовательного пространства.

Поэтому мы активно привлекаем и используем внешние ресурсы:

Проекты «В каждом доме торжество – наступило Рождество», «День защитника Отечества», «Спасибо деду за победу» представлены на районных мероприятиях.

Регулярная работа по реализации педагогических проектов позволила представить опыт работы « Исследовательская деятельность одаренных детей» на практической конференции в городе Ставрополе и получило положительный отзыв среди коллег.

Мир, в котором развивается современный  ребенок,  коренным образом отличается от мира,   в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий. Интерактивная среда, созданная в ДОУ, позволила использовать в работе с детьми ИКТ- технологию. Применение компьютерной техники сделало непосредственную образовательную деятельность привлекательной и по-настоящему современной, помогла решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность. В своей работе используем презентации для того, чтобы иметь возможность рассмотреть сложный материал поэтапно. Это касается нового материала по ознакомлению детей с окружающей действительностью. Также можно более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения у ребят. Задача разного рода слайд-шоу и видеофрагментов – показать детям те моменты из окружающего мира, наблюдение которых непосредственно вызывает затруднения. Например, можно наглядно представить процессы в неживой природе, такие, как смена времен года, круговорот воды в природе, свойства веществ, наблюдение за движением планет и др. Внедрение ИКТ как средства интерактивного обучения позволило стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний.

Для повышения качества образования используем в работе с детьми проблемные ситуации.  Проблемная ситуация-это такая ситуация, при которой ребенок хочет сам решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных и он должен сам их найти. На первых этапах ребята находят возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно. Предлагаем проводить погружение в проблемную ситуацию  по технологии «трёх И».  

Первое «И» - Известно (Что мы знаем о …..?).

Второе «И» - Интересно узнать (Что мы хотим узнать о…?).

Третье «И»- Изучили (Что мы узнали о ….?).

Правильно созданная проблемная ситуация способствует тому, что ребенок сам формулирует поставленную задачу, сам находит ее решение, а также решает и самоконтролирует правильность данного решения.

Основными целями повышения качества образования являются: накопление и использование детьми необходимого личностного опыта, самостоятельное добывание знаний, а для этого педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить её находить. С этой целью используем теорию решения изобретательских задач – это программа коллективных игр и занятий. Они учат детей выявлять противоречия в объекте, явлении. Например, исследование объекта:

- что в нем хорошо, что плохо,

-что вредное, что мешает, а что нужное.

Дети также учатся разрешать противоречия, например, как пронести воду в решете?

Широкое применения в работе дошкольной организации нашли инновационные технологии, обеспечивающие открытость, сетевое взаимодействие- это Дни самоуправления, Квест – игра.

Образовательная деятельность в формате квест замечательно вписывается в концепцию, заданную ФГОС ДО и становится отличной возможностью для педагога и детей увлекательно и оригинально организовать жизнь в детском саду. Образовательные квесты проходят на территории детского сада, в групповых помещениях. Для составления маршрута мы используем разные варианты:

 Маршрутный лист (на нем могут быть просто написаны последовательно станции и где они расположены; а могут быть загадки, ребусы, зашифрованное слово, ответ на которые и будет то место, куда надо последовать);

 «Волшебный клубок» (на клубке ниток последовательно прикреплены записки с названием того места, куда надо отправиться. Постепенно разматывая клубок, дети перемещаются от станции к станции);

 Карта (схематическое изображение маршрута);

 «Волшебный экран» (планшет или ноутбук, где последовательно расположены фотографии тех мест, куда должны последовать участники)

 Участники могут узнавать о том, куда дальше идти после того, как выполнят задание на станции (от организатора; ответ на задание и есть название следующей станции; нужно найти спрятанную подсказку на определенной территории) и т.п. Расположение зон и маршрут каждой команды организуются таким образом, чтобы избежать их пересечения друг с другом. Прохождение каждого этапа позволяет команде игроков перейти на следующий этап. Команда получает недостающую информацию, подсказку, снаряжение и т.п. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию. Также в ходе выполнения заданий дети получают бонусы (фишки) и штрафы.

Самое главное, это то, что квесты помогают нам активизировать и детей, и родителей, и педагогов. Это игра, в которой задействуется одновременно и интеллект участников, их физические способности, воображение и творчество. Здесь необходимо проявить и смекалку, и наблюдательность, и находчивость, и сообразительность, эта тренировка памяти и внимания, это развитие аналитических способностей и коммуникативных качеств. Участники учатся договариваться друг с другом, распределять обязанности, действовать вместе, переживать друг за друга, помогать. Интересно проходят квест – игры: Служба спасения» , «Детективное агенство», «В поисках пиратского сокровища» и другие.

Квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является основным требованием ФГОС ДО.

Одним из путей повышения качества дошкольного образования можно видеть в установлении прочных связей с социумом.  Развитие социальных связей нашего дошкольного образовательного учреждения с культурными центрами дает дополнительный импульс для духовного развития и обогащения личности ребенка с первых лет жизни, совершенствует конструктивные взаимоотношения с родителями, строящиеся на идее социального партнерства. Одновременно этот процесс способствует росту профессионального мастерства всех педагогов детского сада, повышает имидж учреждения, указывает на особую роль его социальных связей в развитии каждой личности и тех взрослых, которые входят в ближайшее окружение ребенка.

Нами была   разработана модель социального партнерства дошкольной образовательной организации и семьи, которая  позволила выстроить систему  взаимодействия «Родитель – Ребенок - Педагог»,  где ребенок выступает ведущим субъектом внимания, а взаимоотношения взрослых - эмоционально ровными, взаимно приемлемыми, свободными независимыми, но содружественно -конструктивными.

Над решением задач социального развития воспитанников через социальное партнерство образовательное учреждение работает в нескольких направлениях:

Первое из них - установление долговременных, постоянных связей с ближайшими социальными партнерами с целью конкретного знакомства воспитанников с их возможностями.

Второе направление – это взаимодействие с родителями дошкольной организации, которые являются не только социальными заказчиками, но и активными социальными партнерами.

Участие заинтересованных родителей и представителей различных организаций и учреждений в решение актуальных вопросов финансирования и развития дошкольного учреждения делает управленческую модель открытой и прозрачной для контроля качества организации, жизнедеятельности детского сада.

Разрабатывая систему взаимодействия с семьями воспитанников, наш педагогический коллектив ориентировался на последние исследования по данной проблеме, проведённые в Центре «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца, работы учёных Института развития дошкольного образования РАО (А.Кошелева, М.Медведева, В.Кудрявцева), федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

На сегодняшний момент такая форма взаимодействия с родителями, как «День самоуправления» зарекомендовала себя положительно и дала хороший результат, видно что позиция родителей стала более гибкой. Участвуя в различных мероприятиях, позволило не только родителям увидеть положительные стороны ребёнка, но и детям  - воспринимать родителей по-новому – как союзников. Ведь родитель, участвующий во всех мероприятиях, знает проблемы и пути их преодоления, старается понять чувства ребёнка, его точку зрения. А у детей, которые постоянно чувствуют поддержку, понимание родителей, повышается самооценка и уверенность в себе.

Социальное партнёрство способствовало сплочению не только детского коллектива, но и родительского сообщества, улучшило детско-родительские отношения., укрепились и сформировались доверительные взаимоотношения детский сад-семья, а также позволило   нам решать такую стратегическую задачу, как повышение качества воспитательно - образовательной работы с воспитанниками.

Во всех используемых технологиях присутствуют:

- включение воспитанника в деятельность за счёт специальных заданий аналитического или проектного характера;

- групповые, дискуссионные формы работы;

-возможность выбора задания или способа, режима его выполнения, формата представления;

-возможность (и необходимость) формировать свою позицию, формулировать мнение;

-презентация продукта образовательной деятельности (проекта, исследования, эссе, модели)

-рефлексия результата и процесса.

Как показывает практика, постепенный отход от традиционного объяснительно-иллюстративного метода к использованию инновационных методов в профессионально-ориентированном обучении, дают возможность более быстрыми темпами получить нужный результат - повысить качества образования. Использование разнообразных методов и приемов активного обучения пробуждает у ребят интерес к самой учебно-познавательной деятельности, что позволяет создать атмосферу мотивированного, творческого обучения и одновременно решать целый комплекс образовательных,, воспитательных, развивающих задач.

Таким образом, введение в образовательный процесс инновационных, педагогических технологий создает мотивацию  учебной деятельности. Позволяет осуществлять в игровой форме руководство детской деятельностью и ее оценку, вызывает у детей желание овладеть предполагаемым учебным содержанием, доставляет воспитанникам удовольствие от полученного результата, что способствует повышению качества дошкольного образования. 

Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе. Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.

Литература:

Атемаскина Ю. Б. Современные педагогические технологии в ДОУ. Детство — Пресс, 2012 г.

Вербенец А. М. Планирование образовательного процесса дошкольной организации. Современные подходы и технологии. Детство — Пресс, 2015 г.

Справочник старшего воспитателя № 9 за 2015 г. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года от 29.05.2015 г.

Управление инновационными процессами в ДОУ. — М., Сфера, 2008 г.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Николаева Нина Андреевна

Дата: 02.05.2017

Номер свидетельства: 412717

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(202) "Основные направления совершенствования образовательного процесса по математике в условиях реализации ФГОС. "
    ["seo_title"] => string(122) "osnovnyie-napravlieniia-soviershienstvovaniia-obrazovatiel-nogho-protsiessa-po-matiematikie-v-usloviiakh-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "227805"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1440953105"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Инновационная деятельность в  дошкольном образовательном учреждении "
    ["seo_title"] => string(76) "innovatsionnaia-dieiatiel-nost-v-doshkol-nom-obrazovatiel-nom-uchriezhdienii"
    ["file_id"] => string(6) "245540"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446139608"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Повышение профессиональной компетентности в работе учителя - логопеда в условиях ФГОС."
    ["seo_title"] => string(87) "povyshieniieprofiessionalnoikompietientnostivrabotieuchitielialoghopiedavusloviiakhfgos"
    ["file_id"] => string(6) "285737"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454241483"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "План работы ШМО учителей начальных классов МОБУ СОШ с. Новофёдоровское"
    ["seo_title"] => string(78) "plan_raboty_shmo_uchitieliei_nachal_nykh_klassov_mobu_sosh_s_novofiodorovskoie"
    ["file_id"] => string(6) "393097"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1487401786"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Анализ деятельности  ШМО учителей гуманитарного цикла за 2015-2016 учебный год"
    ["seo_title"] => string(90) "analiz-dieiatiel-nosti-shmo-uchitieliei-ghumanitarnogho-tsikla-za-2015-2016-uchiebnyi-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "338472"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1470131602"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства