Шмарыгина Светлана Николаевна работает в МКОУ СОШ№5 с. Сергиевское Грачёвского муниципального района с 1987 года, имеет высшую квалификационную категорию с 2004 года. Стаж работы – 27 лет. Все годы своей педагогической деятельности она проработала в данной школе. Награждена нагрудным знаком « Почетный работник общего образования Российской Федерации», грамотами, дипломами, благодарственными письмами отдела образования, главы Грачёвского муниципального района и губернатора края.
Высокий квалификационный уровень Шмарыгиной С.Н. обеспечивается знанием основных документов об образовании (Закона РФ «Об образовании», Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года и др.), государственных программ, внедрением в учебный процесс теоретических положений деятельного и личностно ориентированного обучения учащихся, использованием проектно-исследовательских технологий.
Тема, над которой работает учитель на протяжении нескольких лет: «Формирование творческих способностей учащихся через проектную деятельность». Тема отражена в тематическом планировании и разработана в соответствии с практической деятельностью учителя математики, дает положительные результаты в оценке уровня знаний, умений и навыков учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Портфолио учителя математики »
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5» С.СЕРГИЕВСКОЕ
ГРАЧЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
ПОРТФОЛИО
НА ВЫСШУЮ КВАЛИФИКАЦИОННУЮ КАТЕГОРИЮ
УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ
МКОУ СОШ №5 С.СЕРГИЕВСКОЕ
ГРАЧЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ШМАРЫГИНОЙ СВЕТЛАНЫ НИКОЛАЕВНЫ
Содержание портфолио.
Общие сведения об учителе
4
Представление-характеристика
5-6
Рецензия на опыт работы учителя
7
Аналитическая справка по итогам проверки преподавания математики
8
Мониторинг качества знаний учащихся
9
Раздел 1.Качество предметной подготовки и здоровья детей.
6.
Позитивная динамика учебных достижений
10
7.
Достижения детей по данным внешних аттестаций различного типа.
11
8.
Достижение детей в олимпиадах, конкурсах, исследовательских работах.
12 - 13
9.
Аналитическая справка об использовании здоровьесберегающих технологий
14
Раздел 2. Уровень профессиональной подготовки педагога.
7.
Аналитическая справка о наличии системы работы с одарёнными детьми.
15 - 16
8.
Аналитическая справка о реализации разноуровневогоподхода в освоении общеобразовательных программ
17
9.
Разработка рабочих образовательных программ, позволяющих осуществлять преподавание на различных уровнях обученности и развития обучающихся.
18
10.
Методическая проблема по теме.
19
11.
Наличие ИКТ – компетентность педагога.
20 - 21
12.
Создание ситуаций необходимости поиска дополнительной информации для решения учебных задач. Аннотации к программам и проектам.
22 - 25
13.
Использование интерактивных возможностей информационного пространства на уроках математики.
Аспектный анализ урока с применением ИКТ « Умножение и деление алгебраических дробей», 8 класс
Конспект урока с применением ИК и интерактивной доски « Движение в пространстве, 11 класс
26 - 33
14.
Аналитическая справка о дифференцированной работе с разными категориями учащихся ( слабоуспевающими детьми, группы риска, и т.д.)
34
15.
Аналитическая справка об использовании технологий индивидуального и группового обучения.
35 - 36
16.
Повышение квалификации
37
Раздел 3.Внеурочная деятельность педагога
17.
Организация и охват учащихся разными формами внеурочной работы по предмету.
38 - 39
18.
Охват учащихся ( от общего числа обучающихся у данного учителя) формами внеурочной деятельности.
Разработка внеклассного мероприятия для учащихся 6 – 7 классов « Великолепная семерка».
40 - 44
Раздел 4.Научно-методическая деятельность педагога.
19.
Работа в методическом объединении.
45 - 46
20.
Работа над собственным педагогическим исследованием. Описание опыта работы ««Использование методов компьютерного и интерактивного обучения в процессе преподавания математики как средство развития познавательной активности учащихся».
Приложение 4 ( копии свидетельств о повышении квалификации)
49 - 53
1.Сведения об учителе.
Ф.И.О.Шмарыгина Светлана Николаевна
Дата рождения: 12 мая 1966 года
Образование: высшее, Ставропольский государственный педагогический институт 1990 год
Специальность и квалификация:
математика, учитель математики
Стаж:
трудовой - 27 лет,
педагогический -27 лет,
в данном ОУ - 27 лет
Повышение квалификации: «Ставропольский краевой институт повышения квалификации работников образования» 15 сентября – 8 октября 2010 года
по программе «Преподавание математики в школе в условиях модернизации общего образования» (108 часов),
Квалификационная категория: высшая 2004 год
Награды: Почетная грамота главы Грачевского муниципального района. Благодарственное письмо начальника отдела образования Грачевского муниципального района, ветеран труда.
В аттестационную комиссию
Министерства образования
Ставропольского края
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
Шмарыгину Светлану Николаевну,
учителя математики
Муниципального казенного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №5» с. Сергиевское
Грачевского муниципального района.
Шмарыгина Светлана Николаевна работает в МКОУ СОШ№5 с. Сергиевское Грачёвского муниципального района с 1987 года, имеет высшую квалификационную категорию с 2004 года. Стаж работы – 27 лет. Все годы своей педагогической деятельности она проработала в данной школе. Награждена нагрудным знаком « Почетный работник общего образования Российской Федерации», грамотами, дипломами, благодарственными письмами отдела образования, главы Грачёвского муниципального района и губернатора края.
Высокий квалификационный уровень Шмарыгиной С.Н. обеспечивается знанием основных документов об образовании (Закона РФ «Об образовании», Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года и др.), государственных программ, внедрением в учебный процесс теоретических положений деятельного и личностно ориентированного обучения учащихся, использованием проектно-исследовательских технологий.
Тема, над которой работает учитель на протяжении нескольких лет: «Формирование творческих способностей учащихся через проектную деятельность». Тема отражена в тематическом планировании и разработана в соответствии с практической деятельностью учителя математики, дает положительные результаты в оценке уровня знаний, умений и навыков учащихся.
В основе опыта работы Светланы Николаевны – точное и одновременно творческое использование традиционных и новых приёмов, методов, технологий, выполнение программно-методических требований к уроку, правильное определение типа урока и его места в теме. Её уроки направлены на развитие творческих способностей каждого ученика, на формирование умений и навыков учебного труда, на воспитание потребности и умения пополнять и обновлять свои знания.
Одной из задач своего труда педагог видит в том, чтобы научить детей осознанно получать знания по математике, воспитывая творческую личность, умеющую логически мыслить, анализировать, применять полученные знания в своей практической деятельности.
Уроки Шмарыгиной С.Н. отличаются нестандартностью и тщательным отбором наиболее оптимальных форм и методов организации учебной деятельности учащихся. Дидактический материал, созданный и систематизированный учителем (таблицы, схемы, стенды), помогает интенсифицировать учебно-воспитательный процесс, повысить эффективность урока.
Учитель использует различные формы работы, применяет ИКТ-технологии: уроки-презентации, исследовательские уроки, виртуальные экскурсии, творческие проекты (в бумажном или компьютерном вариантах); работа в парах, группах, дифференцированные задания и т. д.
Она умело связывает преподавание математики с жизнью, проблемами, характерными для края, района, села.
В изложении нового учебного материала прослеживается четкость и логическая последовательность. Уроки Светланы Николаевны отличаются глубокой продуманностью, вызывают интерес учащихся.
Для учащихся, проявляющих особый интерес к математике, педагог, проводит дополнительные занятия по применению теоретических знаний на практике, проводит научно-исследовательскую работу с учащимися, результаты которой представляются на районных научно-практических конференциях.
Ученики Светланы Николаевны ежегодно участвуют во Всероссийский, краевых и районных олимпиадах по математике, занимая призовые места. Преподавательская деятельность учителя не ограничивается только уроками. Она активно участвует в организации и проведении «Недели математики» в школе, дает открытые уроки. Ведет спецкурсы в 8 и 11 классах. Учитель активно повышает свое педагогическое мастерство и уровень профессиональной подготовки через курсы повышения квалификации при СКИПКРО, через предметные журналы и газеты. Светлана Николаевна делится своим мастерством с молодыми коллегами, выступает на методических объединениях в школе, районе, на педсоветах, помещает свои материалы на сайте школы в интернете.
О результатах и продуктивности педагогической деятельности учителя свидетельствуют следующие факты: среднее качество знаний учащихся в 2011-2012 уч.году составляет - 47%, в 2012 -2013 уч.году составляет – 50%, в 2013-2014 уч.году составляет -56% при 100% обученности.
В своей работе педагог во всем опирается на классный коллектив, стимулирует самостоятельность школьников, строит уважительные отношения, пользуется любовью и привязанностью своих воспитанников. Поддерживает связи со своими выпускниками на протяжении многих лет. В работе с родителями придерживается принципа сотрудничества, проводит консультации, выступает на родительских собрания. Пользуется уважением коллег, учеников и их родителей.
Директор МКОУ СОШ №5
с. Сергиевское _____________________ / С.А.Луценко /
Ознакомлен ___________________ / С.Н.Шмарыгина /
Дата _____________
РЕЦЕНЗИЯ
на опыт работы учителя математики МКОУ СОШ №5
с. Сергиевское Грачевского муниципального района
Шмарыгиной Светланы Николаевны.
Шмарыгина Светлана Николаевна работает в МКОУ СОШ №5 с. Сергиевское Грачевского муниципального района Ставропольского края учителем математики двадцать семь лет.
Светлана Николаевна считает, что важнейшим предметом в школе, развивающим активную мыслительную работу, логическое и абстрактное мышление, является математика. Поэтому педагог рассматривает традиционные методы дифференцированного обучения на примере обучения математике. Главная задача такого обучения состоит в уровневой дифференциации, то есть в дифференциации заданий, подходов, требований к знаниям, умениям и навыкам учеников. Опыт работы педагога доказывает, что самостоятельная проектная работа разноуровнего характера облегчает организацию занятий в классе, создает атмосферу успеха, доброжелательности и развивает индивидуальные способности учащихся.
Разноуровневые проектные подходы работы, применяемые учителем, отличаются вариативностью формулировок, возможностью действовать различными способами, необходимостью привлекать ранее усвоенные знания, умения и навыки. Они требуют активного использования приемов умственных действий.
Такая работа имеет не только учебный, но и воспитательный эффект: перед каждым учеником ставится вполне конкретная цель, которую он стремится достичь. Так воспитывается целеустремленность, трудолюбие, настойчивость и повышается интерес к предмету. На уроке все учащиеся заняты активным учебным трудом.
В своей педагогической деятельности Светлана Николаевна активно применяет ИКТ-технологии: уроки-презентации, исследовательские уроки, виртуальные экскурсии; выполнение рефератов, разработка тематических кроссвордов, математических сказок для учащихся 5-6 классов.
На протяжении трех последних лет успешно готовит выпускников 11-х классов к сдаче итоговой аттестации в форме ЕГЭ.
Директор МКОУ СОШ №5 ____________________ / С.А.Луценко /
В течение года администрацией школы посещались уроки математики учителя Шмарыгиной С.Н.. Проверкой установлено, что она проводит изучение учебного материала согласно тематическим планам, тщательно готовится к каждому уроку. Светлана Николаевна в совершенстве владеет материалом своего предмета, современными методиками обучения. Ее уроки насыщены рациональной наглядностью. К самостоятельной работе учащиеся привыкают с первых уроков. Педагог формирует у них чувство уверенности в своих силах, развивает логическое мышление и пространственное воображение, пробуждает интерес к своему предмету.
Посещенные уроки позволяют сделать вывод, что школьники умеют работать самостоятельно как при формировании знаний, так и при их закреплении. Учитель применяет разнообразные формы работы: фронтальная, групповая и индивидуальная. При проверке знаний дает математические диктанты, тесты (готовит к ЕГЭ). При решении задач дает задание составить текст и проект решения задачи по заданным величинам, что позволяет развивать логическое мышление и более осознанно подходить к решению задач. При изучении отдельных тем она отводит время для самостоятельного ознакомления с новым материалом, а затем дети отвечают на вопросы учителя по теме, тем самым уясняют непонятные моменты. Учащиеся умело пользуются справочным материалом, таблицами и сами заполняют сравнительные и обобщающие таблицы. Учитель часто проводит дифференцированные самостоятельные работы обучающего и контролирующего характера. Домашние задания несут интегрированную нагрузку. В конце урока наглядно видна рефлексия и самооценка.
На уроках наблюдается активность учащихся, стремление к знаниям, с целью применения их в практической деятельности. Все чаще учитель использует ИКТ на своих уроках.
Выводы:
Учитель в полной мере на уроках математики прививает навыки самостоятельной и творческой работы школьников.
Педагог осуществляет дифференцированный подход в обучении.
Уроки достигают поставленных целей. До учащихся доведены сведения о важности и необходимости получения прочных знаний по предмету.
На уроках рассматриваются межпредметные связи.
Учитель использует ИКТ на уроках математики.
Предложения:
Шире использовать ИКТ на уроках при проверке домашних заданий.
Продолжить прививать навыки самостоятельной и творческой работы учащихся старших классов при изучении нового материала.
Директор МКОУ СОШ №5
с. Сергиевское
___________________ / С.А.Луценко/
Ознакомлен ____________________ / С.Н.Шмарыгина /
Дата _____________
Мониторинг качества знаний учащихся
МКОУ СОШ№5 с.Сергиевское
за последние 3 года (учитель: С.Н.Шмарыгина)
Класс
предмет
2011 - 2012
2012 - 2013
2013 - 2014
6-8 класс
алгебра
58%
54%
56%
геометрия
62%
64%
9 -11 класс
алгебра
53%
54%
57%
геометрия
60%
63%
65%
Директор МКОУ СОШ №5 ____________________ / С.А.Луценко /
Ознакомлен ____________________ / С.Н.Шмарыгина /
Дата ____________
Раздел 1. Качество предметной подготовки и здоровья детей.
1.1 Аналитическая справка
позитивной динамики учебных достижений учащихся
учителя математики Шмарыгиной С.Н.
за последние три года.
Шмарыгина Светлана Николаевна стремится проводить каждый урок увлекательно, вдумчиво и творчески подходя к обучению и воспитанию школьников. Для нее очень важно не отстать от передовых идей, методов, технологий, найти и определить для себя именно то, что более эффективно служит задачам обучения и воспитания подрастающего поколения, создать благоприятные условия достижения поставленных целей, находить контакт с учениками, вовлекая их в процесс познания. Использование новых эффективных форм и методов обучения способствует развитию познавательной активности и творческого мышления учащихся, о чём свидетельствует позитивная динамика учебных достижений обучающихся за последние три года.
Годы
п
р
е
д
м
е
т
2011 -2012
учебный год
2012 -2013
учебный год
2013 -2014
учебный год
Клас
сы
%
обуч-
ти
%
кач-
ва
Средн.
балл
%
обуч-
ти
%
кач-
ва
Средн.
балл
%
обуч-
ти
%
кач-
ва
Средн.
балл
6-8
алг.
100
39
3,5
100
39
3,6
100
55
3,7
геом
100
47
3,6
100
43
3,7
100
61
3,7
9
Алг.
100
34
3,5
геом
100
42
3,9
10
Алг.
100
49
3,4
геом
100
56
3,6
11
Алг.
100
56
3,8
геом
100
69
4
Директор МКОУ СОШ №5 ____________________ / С.А.Луценко /
Ознакомлен ____________________ / С.Н.Шмарыгина /
Дата ____________
1.2.Аналитическая справка
о достижения детей по данным внешних аттестаций
учителя математики Шмарыгиной С.Н.
Всю подготовительную работы к внешней аттестации Шмарыгина С.Н. ведет на основе разработанного календарно-тематического плана по подготовке к ГИА и ЕГЭ. На занятиях систематически повторяется материал, выполняются тестовые задания, подробно разбираются демонстрационные материалы.
Наблюдается позитивная динамика качества знаний учащихся 11-х классов на итоговой аттестации за курс основного полного среднего образования.
Учебный год
Класс
Форма экзамена
Средний балл
по результатам
экзамена
Средний балл по району
Качество обученности
по итогам года
2010-2011
11
ЕГЭ
44,2 балла
45 балла
55%
2013-2014
11
ЕГЭ
балла
29,8 баллов
56%
Наблюдается позитивная динамика качества знаний учащихся 9-х классов на итоговой аттестации за курс основной школы.
Учебный год
Класс
Форма экзамена
Качество обученности
по итогам года
Средний балл
2008-2009
9 Б
ГИА
48%
3.5
2009-2010
9 А
ГИА
52%
3.7
Директор МКОУ СОШ № 5 _______________________________ /С.А.Луценко /
исследовательской работе учителя математики Шмарыгиной С.Н.
За последние 3 года увеличилось число учащихся Шмарыгиной С.Н.., принявших участие в предметных олимпиадах, и как следствие, число призёров в них. Стали пользоваться популярностью среди школьников школьный и районный этап научной конференции, Интернет – олимпиада СКФИ, краевая олимпиада «Интеллект», Международный конкурс задач « Кенгуру»,Всероссийский молодежный предметный чемпионат Доля обучающихся, принимающих участие в предметных олимпиадах (Всероссийская олимпиада школьников, Интернет-олимпиада, «Интеллект») возросла до 12%.
Победители и призеры предметных олимпиад, конкурсов:
Число желающих заниматься научно-исследовательской деятельностью растёт год от года. Учащимися были выполнены исследовательские работы на темы: « Исследование применения параллелограмма Вариньона при решении геометрических задач», « Исследование свойств пирамиды в жизни и различных предметах», « Исследование методов извлечения квадратного корня», «Исследование топологических фигур», « Исследование информирования жителей села Сергиевское через общественно – политическую газету « Вперед» Грачевского муниципального района», « Исследование замечательных линий в полярных системах координат». Тема каждого исследования актуальна. Обучающиеся стараются качественно анализировать состояние проблемы, учатся использовать известные результаты и факты, знания сверх школьной программы. Изучают специальную литературу по данной теме. Также обосновывают собственные выводы и грамотно отвечают на вопросы в процессе защиты результатов исследования.
Год
ФИО
Название научной работы
Результаты
2012 - 2013
Иноценко Александра, Яценко Александр
«Исследование информирования жителей села Сергиевское через общественно – политическую газету « Вперед» Грачевского муниципального района»
Диплом III степени
Районная научная конференция
2012-2013
Дружбина Анна
« Исследование замечательных линий в полярных системах координат».»
Диплом II степени
Районная научная конференция
2013-2014
Петрунь Алеся,
Курбанов Раджаб
«« Исследование применения параллелограмма Вариньона при решении геометрических задач».
Диплом I степени
Районная научная конференция
Директор МКОУ СОШ № 5 _______________________________ /С.А.Луценко /
В рамках использования здоровьесберегающих технологий на уроках Светланой Николаевной проводятся физкультминутки (для глаз, для мышц плечевого пояса, для снятия напряжения с центральной нервной системы). Физкультурные минутки благотворно влияют на восстановление умственной работоспособности, препятствуют нарастанию утомления, повышают эмоциональный уровень учащихся, снижают статические нагрузки. Также учитель следит за соблюдением временного, теплового и светового режима в кабинете, регулярно проветривает кабинет на переменах, санитарное состояние кабинета хорошее. Во время учебной деятельности педагог строго дозирует учебную нагрузку учащихся, строит урок с учётом особенностей класса. На родительских собраниях и индивидуальных беседах с учащимися и родителями Шмарыгина С.Н. проводит бесед о сохранении здоровья: «Вред и польза интернета», «Влияние режима дня на здоровье ребенка», « Пагубные привычки родителей и их влияние на детей» и др. Даёт методические рекомендации детям и родителям по вопросам снижения уровня тревожности, повышения стрессоустойчивости, развития памяти, внимания, интеллектуальных способностей. Индивидуальные беседы с родителями об индивидуальных психофизиологических особенностях и резервных возможностях организма ребёнка.
Динамика количества детей, пропустивших уроки математики по болезни в течение года.
Класс
Учебный
год
Количество заболевших детей
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май
8
2013-2014
3
6
7
8
5
4
3
3
2
11
2013-2014
2
5
5
6
5
6
4
2
1
Директор МКОУ СОШ № 5 _______________________________ / С.Н.Луценко /
Ознакомлен ______________________________ / С.Н.Шмарыгина/ Дата ____________
Раздел 2. Уровень профессиональной подготовки педагога.
2.1Аналитическая справка
о наличии системы работы с одарёнными детьми.
Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одарённость занимает одно из ведущих мест. Интерес к ней в настоящее время очень высок, что объясняется общественными потребностями, прежде всего, потребностью общества в неординарной, творческой личности. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Что же понимается под термином «одаренность»? В обыденной жизни одаренность - синоним талантливости. Часто про одаренных людей говорят, что в них есть «Искра Божья», но чтобы из этой искры разгорелось пламя, нужно приложить немалые усилия. Именно поэтому на протяжении многих лет своей педагогической деятельности я занимаюсь развитием и воспитанием одаренных детей. Постоянная и кропотливая работа не только с учащимися, но и над собой приносит свои плоды, учащиеся Шмарыгиной С.Н. являются победителями районных, областных, региональных конкурсов, успешно поступают и учатся в ВУЗах. Система работы педагога с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:
выявление одаренных детей;
развитие творческих способностей на уроках;
развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа);
создание условий для всестороннего развития одаренных детей.
Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью работы Светланы Николаевны с одарёнными детьми. Цельработы - активизация познавательной деятельности учащихся и развитие их математических способностей. Программа состоит из 4 ступеней с учётом возрастных особенностей учащихся.
1 ступеньпрограммы– младшие школьники 1-4 классов. В своей педагогической деятельности Светлана Николаевна уделяет большое внимание сохранению преемственности в обучении: выпускники начальной школы (уже её учащиеся) реализуют программу математического кружка «Юные математики». Они проводят занятия с малышами, радуются их успехам, гордятся их достижениями. Благодаря преемственности, дети разных возрастов понимают и уважают друг друга. Этот подход позволяет не только развить творческие способности учащихся, но и способствуют развитию толерантности, уважительного отношения старших и младших школьников, а также влияет на выбор будущей профессии выпускников школы.
2 ступеньпрограммы– учащиеся 5-6 классов, которым она уделяет особое внимание, т.к. именно в этом возрасте важно создать условия для самоопределения и самовыражения, реализации интеллектуальных возможностей, проявления творческих способностей. На этой ступене организует участие во Всероссийском «Молодёжном математическом чемпионате», приглашает к научно-исследовательской деятельности, , ведет занятия спецкурсов « Мир уравнений – мир неравенств», « Решение текстовых задач с практическим применением».
3 ступеньпрограммы– учащиеся 7-8 классов. На этом этапе продолжает развивать устойчивый интерес к своему предмету с помощью спецкурса занятий по адаптированной программе «За страницами учебника». Принимают участие в предметной олимпиаде школьного, муниципального уровня и регионального уровня. Краевой олимпиаде « Интеллект»,Всероссийской олимпиаде «Кенгуру», Всероссийском предметном чемпионате, занимаются исследовательской деятельностью.
4 ступень программы – учащиеся 9, 10, 11 классов. На этой ступени большую роль Светлана Николаевна отводит профильному обучению учащихся. На спецкурсах по математик учащиеся приобретают знания вне рамок школьной программыОбщение с одарёнными детьми требует от учителя гибкости мышления, творчества, профессионализма, позволяет чувствовать себя свободным в рамках школьной программы.
Объединяющим фактором всех возрастных групп и ступеней является:
проведение «Предметной недели по математике», во время которой мои старшеклассники охватывают различными мероприятиями всех учащихся школы с 1 по 11 класс;
конкурс творческих и научно-исследовательская работа по предмету, которая побуждает учащихся интенсивно трудиться. Они должны самостоятельно добывать необходимые знания, работая с различными источниками информации, проводить их анализ, подтверждать теоретические материалы опытно-экспериментальными методами.
Учителем разработана система развивающих заданий - минуток, которые предлагаются учащимся в качестве разминки в начале урока. На решение таких задач она отводит не более 1 минуты. В случае затруднения даёт подсказки, подробно разбирая эти задание. Для некоторых тем курса математики разработаны наглядные схемы-рисунки, которые помогают и слабым ученикам зрительно запомнить теорему, правило, а сильным – придумать к ней объяснения. На всех этапах урока учитель старается использовать дифференциацию: для способных детей предлагает более сложные задачи. Число желающих заниматься научно-исследовательской деятельностью растёт год от года. Учащимися были выполнены исследовательские работы на темы : « Исследование применения параллелограмма Вариньона при решении геометрических задач», «Исследование свойств пирамиды в жизни и различных предметах», « Исследование методов извлечения квадратного корня», «Исследование топологических фигур», « Исследование информирования жителей села Сергиевское через общественно – политическую газету « Вперед» Грачевского муниципального района», « Исследование замечательных линий в полярных системах координат». Тема каждого исследования актуальна. Обучающиеся стараются качественно анализировать состояние проблемы, учатся использовать известные результаты и факты, знания сверх школьной программы. Изучают специальную литературу по данной теме. Также обосновывают собственные выводы и грамотно отвечают на вопросы в процессе защиты результатов исследования.
Директор МКОУ СОШ № 5 _______________________________ /С.А.Луценко /
Пробудить заложенное в каждом ребёнке творческое начало, учить трудиться,найти себя для радостной, счастливой и наполненной жизни– к этому истремится учитель с учениками в меру своих сил и способностей.
В основе опыта работы Светланы Николаевны - точное и одновременно творческое использование традиционных и новых приёмов, методов, технологий, выполнение программно-методических требований к уроку, разнообразие типов уроков. Её уроки направлены на развитие творческих способностей каждого ученика, формирование умений и навыков учебного труда, воспитание потребности и умения пополнять и обновлять свои знания.
Методика обучения С.Н.Шмарыгиной отличается нестандартностью и тщательным отбором наиболее оптимальных форм и методов организации учебной деятельности учащихся.
На своих уроках она реализует разноуровневый подход к обучению. Учитывая интеллектуальные способности детей, создаёт ситуацию успеха. Так сильному ученику предлагается реализовать свои возможности в более трудоемкой и сложной деятельности, а слабому - выполнить посильный объем работы. Использует технологию обучение в сотрудничестве, которая позволяет отстающим ученикам чувствовать себя полноправными членами команды и стимулирует желание учиться. Метод проектов используется учителем как способ актуализации и стимулирования познавательной деятельности учащихся, что так необходимо в работе с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися. При работе над проектом у учащихся не только систематизируются и обобщаются полученные знания на уроках, но и развивается внимание. Проектно-исследовательская деятельность позволяет школьникам на практике применить знания, полученные на уроках. В русле современных подходов к обучению заслуживает внимание построение урока учителем, выдержанное в технологии критического мышления. Применяя её на уроке, Ирина Ивановна старается развить способность понимать и рефлектировать по поводу того, что ученик знает и о чём думает. Разноуровневая дифференциация обучения широко применяется учителем на разных этапах учебного процесса изучение нового материала; дифференцированная домашняя работа; учет знаний на уроке; текущая проверка усвоения пройденного материала; самостоятельные и контрольные работы; организация работы над ошибками; уроки закрепления.
Учитель стремится помочь каждому ребенку осознать свои способности, создать условия для их развития, способствовать сохранению и укреплению здоровья ребенка, осуществляя при этом личностно-ориентированный подход при обучении и воспитании, что является главной задачей педагогического коллектива школы.
Директор МКОУ СОШ № 5 _______________________________ /С.А.Луценко /
2.3.Разработка рабочих программ, позволяющих осуществлять преподавание на различных уровнях обученности и развития обучающихся.
№ п/п
Наименование разработок
Год создания
Кем утверждены
1
Рабочая программа по математике для 7 класса
2012г.
Педагогическим советом школы 30.08.2012г.
2
Рабочая программа по алгебре для 10 класса
2012г.
Педагогическим советом школы 30.08.2012г.
3
Рабочая программа по геометрии для 10 класса
2012г.
Педагогическим советом школы 30.08.2012г.
4
Рабочая программа спецкурса по математике « Учимся решать задачи с практическим содержанием» для 8 класса
2013г.
Педагогическим советом школы 30.08.2012г.
5
Рабочая программа по математике для 8 класса
2013г.
Педагогическим советом школы 30.08.2012г.
6
Рабочая программа по математике для 11 класса
2013г.
Педагогическим советом школы 30.08.2012г.
7
Рабочая программа по математике для 6 класса
2014г.
Педагогическим советом школы 30.08.2012г.
8
Программа спецкурса «Мир уравнений – мир алгебры»
2014г.
Педагогическим советом школы 30.08.2012г.
9
Рабочая программа по геометрии для 9 классов
2014г.
Педагогическим советом школы 30.08.2012г.
10
Рабочая программа по алгебре для 9 классов
2014г.
Педагогическим советом школы 30.08.2012г.
Директор МКОУ СОШ №5 _____________ / С.А. Луценко./ Ознакомлен ____________ / С.Н.Шмарыгина./ Дата _____________
2.4. Методическая проблема по предмету
Период работы над проблемой
Название проблемы
Форма обобщения опыта
Темы открытых уроков
Темы творческих проектов
2011-2014 уч.гг.
«Использование методов компьютерного и интерактивного обучения в процессе преподавания математики как средство развития познавательной активности учащихся».
Открытые уроки, внеклассные мероприятия, выступления на заседаниях МО, педсоветах, районных семинарах.
«Тела вращения»
«Условие короткое – решение оригинальное».
«Координатная плоскость».
«Каждой задаче – вторую жизнь»
«Методы интерактивного обучения»
«Компетентностный подход – основа мастерства современного учителя»
«Развитие исследовательских умений учащихся на уроках и внеурочное время»
«Индивидуализация и дифференциация обучения на уроках математики посредством методов интерактивного обучения»
Директор МКОУ СОШ №5 ____________ / С.А. Луценко./
Ознакомлен _____________ / С.Н.Шмарыгина./
Дата _____________
2.5 Наличие ИКТ- компетентности педагога.
Использование интерактивных возможностей
информационного пространства.
Стремительное развитие информационных и коммуникативных технологий является одним из факторов, определяющих вектор развития мирового сообщества. Современное информационное общество и « Концепция математического образования» ставят перед школой задачу подготовки выпускников интеллектуально развитых, овладевших конкретными математическими знаниями, умениями и навыками, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования. Мир информационных и коммуникативных технологий очень динамичен. Использование их позволяет в кратчайшие сроки решать широкий круг задач, недоступных ранее. В настоящее время происходит внедрение современных компьютерных технологий в преподавании естественных учебных дисциплин, в том числе и в математике. Преподавание математики немыслимо без использования различных методов и средств обучения. Использование информационных технологий в процессе преподавания математики дает то, что учебник дать не может; компьютер на уроке является средством, позволяющим обучающимся лучше познать самих себя, индивидуальные особенности своего учения, способствует развитию самостоятельности.
В своей педагогической деятельности С.Н.Шмарыгина применяет различные виды уроков с использованием информационных технологий: урок-лекция; урок постановки и решения задачи; урок введения нового материала; интегрированные уроки и т.д. Считает, что наиболее эффективно информационные технологии на уроках математики применять при мотивации введения нового понятия; демонстрации; моделировании; отработке определенных навыков и умений; контроле знаний.
При проведении своих уроков Светлана Николаевна применяет следующие приемы использования ИКТ:
-при проведении устного счета – даёт возможность оперативно представлять задания и корректировать результаты их выполнения;
-при изучении нового материала – позволяет иллюстрировать тему разнообразными наглядными средствами;
-при проверке фронтальных самостоятельных работ – обеспечивает быстрый контроль результатов;
-при решении задач обучающего характера – помогает выполнить рисунок, составить план работы, контролировать промежуточный и окончательный результаты работы по плану.
Опыт использования ИКТ на уроках математики показал, что наиболее эффективно проходят уроки геометрии, стереометрии, уроки алгебры при изучении функций и графиков, а также занятия, посвященные материалу, выходящему за рамки школьных учебников.
Опыт Светланы Николаевны использования компьютера на уроках математики показал, что обучающиеся более активно принимают участие в уроке, меняется отношение к работе даже у самых проблемных учеников. А от учителя требуется освоение возможностями ИКТ, тщательное продумывание содержания урока и планирование работы учеников на каждом этапе урока. Также с помощью презентации организуется контроль усвоения материала, причём преподнесённый в игровой форме в виде теста или игры. Учащиеся тоже создают такие тесты. Компьютер даёт широкие возможности и для анализа работы. В программе Microsoft Office Excel созданы шаблоны построения графиков функций, построение диаграмм по результатам различных исследований. С такими возможностями урок становится более разнообразным, насыщенным, на нём используются не только репродуктивные методы, но и эвристические.
Выводы:
Имеется в наличие и применяется на уроках педагогом различный материал по теме программ.
Заметна хорошая готовность учеников к работе с использованием компьютера.
Отмечена высокая возможность учеников использовать компьютерные технологии вне класса ( библиотека, дома).
Предложения:
Шире использовать ИКТ на уроках при проверке домашних заданий.
Продолжить прививать навыки самостоятельной и творческой работы учащихся старших классов при изучении нового материала.
Директор МКОУ СОШ № 5 _______________________________ / С.А.Луценко /
2.6 Создание ситуации необходимости поиска дополнительной информации для решения учебных задач. Аннотация к образовательным программам.
Аннотация программы
Данная программа спецкурса « Мир уравнений – мир алгебры» своим содержанием может привлечь внимание учащихся 9 класса, которым интересна алгебра и ее приложения и которым захочется глубже и основательнее познакомиться с ее методами и идеями. Предлагаемый курс освещает намеченные, ноне имеющие глубокой проработки в общем курсе школьной алгебры вопросы. Стоит отметить, что навыки решения уравнений различной степени совершенно необходимы всякому ученику, желающему хорошо подготовиться и успешно сдать экзамены по алгебре, добиться значимых результатов при участии в математических конкурсах и олимпиадах.
Исторические моменты в рамках курса будут особо привлекательны для учеников с гуманитарными наклонностями. Не исключено, что данный курс поможет ученику найти свое призвание в профессиональной деятельности, требующей использования точных наук или, по крайне мере, приобрести вне профессиональное увлечение, пусть и не на всю оставшуюся жизнь.
Пояснительная записка.
Математическое образование в системе основного общего образования занимает одно из ведущих мест, что определяется безусловной практической значимостью математики, ее возможностями в развитии и формировании мышления человека, ее вкладом в создание представлений о научных методах познания действительности. Актуальным остается вопрос дифференциации обучения математике, позволяющей, с одной стороны, обеспечить базовую математическую подготовку, а с другой - удовлетворить потребности каждого, кто проявляет интерес и способности к предмету.
Рабочая программа спецкурса по математике в 9 классе составлена на основе авторской программы спецкурса по математике Л. Н. Харламовой (Программа спец курса для 9 кл. по математике. - Волгоград: Учитель, 2008).
Рабочая программа ориентирована на использование следующих учебников: Кирис Т.В. Школьный репетитор. Математика 7-11 классы (+ СД с мультимедийной обучающей системой). – СПб.: Питер, 2008, Симонова А.Я. Система тренировочных задач и упражнений по математике.- М.: Просвещение, 1994.; Дорофеев Г.В. «Алгебра 8» кл.,– М.: Дрофа, 2000, «Алгебра 8», для общеобразовательных учреждений авт., Ш. А. Алимов доп.-М.: Мнемозина, 2007, Галицкий М.Л. и др. Сборник задач по алгебре для 8-9 классов- М.: Просвещение 1995., Карп А.П. Сборник задач по алгебре для учащихся 8-9 классов школ с углубленным изучением математики.- С.-Пб.: Образование, 1993
Курс рассчитан на 34 часа, предусматривает проведение самостоятельных работ и контрольного тестирования.
Программа курса « Мир уравнений – мир алгебры» предполагает изучение таких вопросов, которые не входят в школьный курс математики основной школы, но необходимы при дальнейшем ее изучении. Рассматриваемая тема позволяет сделать достаточно полный обзор не только изученных типов уравнений и их систем, а также других задач, решение которых сводится к решению уравнений и систем. Решение таких задач будет способствовать развитию логического мышления, приобретению опыта работы с заданием более высокой по сравнению с обязательным уровнем сложности, формированию математической культуры учащихся.
Целями данного курса являются:
1.Создание условий для самореализации учащихся в процессе учебной деятельности.
1.Приобщить учащихся к работе с математической литературой.
2.Выделять логические приемы мышления и способствовать их осмыслению, развитию образного и ассоциативного мышления.
3.Обеспечить диалогичность процесса обучения математике.
Курс призван помочь ученику оценить как свой потенциал с точки зрения перспективы дальнейшего обучения , так и повысить уровень его общей математической культуры.
Изучение математики в рамках спецкурса направлено на достижение следующих целей:
-формирование представлений об идеях и методах математики; о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов;
-овладение языком математики в устной и письменной форме; математическими знаниями и умениями, необходимыми для изучения школьных естественнонаучных дисциплин для продолжения образования и освоения избранной специальности на современном уровне;
-развитие логического мышления, алгоритмической культуры, пространственного воображения, математического мышления и интуиции, творческих способностей на уровне, необходимом для продолжения образования и для самостоятельной деятельности в области математики и ее приложений в будущей профессиональной деятельности
-помочь повысить уровень понимания и практической подготовки в таких вопросах, как: а) преобразование выражени; б) решение уравнений и неравенств, содержащих модуль; в) построение графиков элементарных функций.
-воспитание средствами математики культуры личности: знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимания значимости математики для общественного прогресса.
Требования к уровню усвоения курса.
В результате изучения курса учащиеся должны знать:
-свободно оперировать аппаратом алгебры при решении задач:
- проводить тождественные преобразования алгебраических выражений.
-решать уравнения и системы уравнений изученным методом.
Аннотация к исследовательской работе.
Тема работы « Исследование значимости параллелограмма Вариньона при решении сложных задач».
Работу выполнила: Петрунь Алеся ученица 11 класса.
Актуальность данной темы заключается в том, что в последние годы в России стало проводиться много различных математических олимпиад.
Данные проводимого исследования являются дополнением и углублением изученного материала в курсе геометрии, а применение опыта полученного при решении планиметрических задач с использованием параллелограмма Вариньона и следствий из нее помогают решать сложные задачи.
Цель работы: исследовать доказательство теоремы Вариньона и показать, что теорема надежный помощник в решении сложных геометрических задач.
Задачи:
1.Провести теоретико – методический анализ научной литературы по проблематике исследования.
2.Изучить теорему Вариньона, ее следствия и применение для различных видов четырехугольников ( выпуклых, вогнутых, пространственных).
3. Установить значимость теоремы Вариньона при решении не стандартных задач.
Объектом исследования является - система научных открытий французского математика Пьера Вариньона.
Гипотеза: параллелограмм Вариньона – надежный помощник в решении задач.
Предметом исследования являлись энциклопедии, словари, научная литература, Интернет.
Основными методами исследования были поиск, наблюдение, описание.
В первой части работы установлено, что создателем знаменитого параллелограмма Вариньона является французский механик и математик, член Парижской академии наук, профессор Пьер Вариньон( 1654 -22.12.1722г, Париж). Он первым обратил внимание на, казалось бы, довольно очевидный факт: середины сторон произвольного четырехугольника являются вершинами параллелограмма. В дальнейшем полученный параллелограмм назвали параллелограммом Вариньона.
В следующей главе исследования была изучена теорема и следствия из теоремы Пьера Вариньона. Узнала, об ее огромных возможностях в применении для выпуклых и невыпуклых четырехугольников, для тетраэдров и самопересекающейся замкнутой ломаной.
Как показывает практика многие задачи, в том числе и олимпиадные, которые были для учащихся не решаемыми, сейчас стали доступны и понятны. И поэтому следующим этапом данной работы стало демонстрация различных сложных задач решенных с использованием полученных знаний.
И сделаны выводы..
1. Изученная литература, интернет – ресурсы помогли понять, что основные понятия изложенные в трудах Пьера Вариньона применяются для различных видов четырехугольников.
2. Установила, что параллелограмм Вариньона – надежный помощник при решении сложных, в том числе и олимпиадных, планиметрических задач.
Директор МКОУ СОШ № 5 _______________________________ / С.А.Луценко /