Портфолио учителя математики как средство оценки уровня его профессиональной компетенции.
Портфолио учителя математики как средство оценки уровня его профессиональной компетенции.
Изменения в социально экономической сфере, развитие техники, увеличение объёма информации привели к перестройке системы образования, в частности, прослеживается приоритет мотивации учащихся.
В связи с этим я выбрала тему своей профессиональной деятельности «Личностно-ориентированное обучение обучающихся на уроках математики». Заявленная тема соответствует учебно-методической теме школы Личностно-ориентированный подход в обучении как средство развития школы и саморазвития личности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Портфолио учителя математики как средство оценки уровня его профессиональной компетенции.»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №11»
Г. ЧИТА
Учителя математики
Нуштаевой Ольги Викторовны
Общие сведения.
ФИО
Нуштаева Ольга Викторовна
Дата рождения
22.01.1970
Образование
1.Высшее. Читинский государственный пединститут им. Н.Г.Чернышевского
2.НОУ «Компьютерный колледж»
3. АНО ДПО «Московская академия профессиональных компетенций»
Специальность
1.Педагогика и методика начального обучения.
2.Автоматизированные системы обработки информации и управления.
3. Педагогическое образование: математика в общеобразовательных организациях и организациях профессионального образования».
Место работы
Г. Чита,
Муниципальное общеобразовательное учреждение «СОШ №11»
Занимаемая должность
Учитель математики
Стаж педагогической работы
24
Стаж в данной должности
24
Сведения о повышении квалификации
2016г.
Квалификационная категория
1 квалификационная категория
Повышение квалификации
Название
Где прослушаны курсы
Дата
Кол
часов
Проблематика
Документ
Профессиональная переподготовка
АНО ДПО «Московская академия профессиональных компетенций»
Ноябрь 2015 - Май 2016
576 ч.
Педагогическое образование: математика в общеобразовательных организациях и организациях профессионального образования».
Диплом ПП 026-004 №180000116384
Повышение квалификации
«Евразийский открытый институт»
18.01. 2016 – 31.05. 2016
72ч.
«Формирование основ культуры питания и здорового образа жизни у школьников и воспитанников детских садов»
Удостоверение 261 – УПК /16 №772403972222
Повышение квалификации
Московский городской психолого – педагогический университет
20.08 – 20.09 2014г.
72 ч
«Методология и технология реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ в условиях общеобразовательной и специальной (коррекционной) школы»
Удостоверение У – 14-12965 №180000247471
Повышение квалификации
Институт развития образования Забайкальского края
02.12. 2013 – 14.12.
2013
72 ч
«Актуальные проблемы гражданского образования и воспитания в условиях перехода на ФГОС»
Удостоверение №2424
Повышение квалификации
Институт развития образования Забайкальского края
22.10.
2012 –
02.11.
2012
74 ч.
«Организация воспитательного процесса в условиях перехода образовательного учреждения на ФГОС»
Удостоверение № 2330
Повышение квалификации
«Институт информационных технологий»
17.09.2012 – 22.10.2012
72ч.
«Использование ЭОР в процессе обучения»
Удостоверение № 02886
Наградной материал
Российский уровень
Благодарность Министерства образования и науки Российской федерации за значительные успехи в организации и совершенствовании учебного и воспитательного процессов, формирование интеллектуального, культурного, нравственного развития личности, большой личный вклад в практическую подготовку учащихся и воспитанников, разработку учебно – методической литературы и многолетний плодотворный труд.
Приказ Министерства образования РФ от 24.06.2016 г. №534/к-н
Региональный уровень
Благодарственное письмо губернатора Заб. Края за добросовестный труд, большой личный вклад в организацию и проведение ГФ «Забайкальцы – Забайкалью» в 2015 году.
Распоряжение от 13.11.2015 №421-р
Благодарственное письмо Министерства образования науки и молодежной политики Забайкальского края за активное участие в организации и проведении II межрегиональной научно – практической конференции 2актуальные проблемы современного детства: изменяющееся воспитание в изменяющемся мире»
Распоряжение от 22.02.2013 № 243
Благодарственное письмо территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Забайкальскому краю за подготовку победителей регионального конкурса постеров 2015 года в рамках международного проекта повышения статистической грамотности населения.
Декабрь, 2015г.
Диплом за занятое 2 место в муниципальном конкурсе «Разговор о правильном питании»
Приказ Министерства образования Забайкальского края от 14.04.2016 №268
Муниципальный уровень
Благодарственное письмо МАУ «Городской – методический центр за подготовку победителя научно – практической конференции.
Март, 2015 г.
1. Общие сведения
II. Самоанализ
Я, Нуштаева Ольга Викторовна , 22.01.1970 года рождения, образование высшее, закончила ЧГПИ в 1991году по специальности теория и методика начального обучения. С октября 2010 года работаю в МОУ «СОШ №11», с 1996-2009 работала в МБОУ «СОШ №24». С 2009 г. И по настоящее время работаю в МБОУ «СОШ №11» . Стаж педагогической деятельности 24 года. По итогам предыдущей аттестации 26.12.2011г имела первую квалификационную категорию. С 2015 года учитель математики. Прошла курсы профессиональной переподготовки в АНО ДПО «Московская академия профессиональных компетенций», по специальности: Педагогическое образование: математика в общеобразовательных организациях и организациях профессионального образования», присвоена квалификация учитель, преподаватель математики. Обучение осуществляю по программе УМК Математика для общеобразовательных учреждений Дорофеев Г.В., Шарыгин И.Ф.
Изменения в социально экономической сфере, развитие техники, увеличение объёма информации привели к перестройке системы образования, в частности, прослеживается приоритет мотивации учащихся.
В связи с этим я выбрала тему своей профессиональной деятельности «Личностно-ориентированное обучение обучающихся на уроках математики». Заявленная тема соответствует учебно-методической теме школы Личностно-ориентированный подход в обучении как средство развития школы и саморазвития личности.
Целями деятельности образовательного учреждения являются:
создание оптимальных условий для личностно-ориентированного обучения и воспитания саморазвивающейся личности на основе использования здоровьесберегающих технологий как одного из ведущих направлений повышения эффективности работы школы для достижения высокого уровня индивидуального развития ребенка;
активизация работы по созданию условий для повышения профессиональной компетентности учителей школы;
создание постоянно действующей системы информирования преподавателей о передовом педагогическом опыте и новых педагогических технологиях;
обеспечение преемственности между всеми ступенями образования.
Каждый учитель в своей педагогической деятельности ставит определённую цель профессионального развития. Ключевая идея цели моего профессионального развития: целостное гармоничное развитие личности, формирование общих способностей, эрудиции обучающихся в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями каждого ребёнка на основе его субъектного опыта.
Таким образом, поставленная цель моей профессиональной деятельности согласуется с целями деятельности образовательного учреждения. Основной стратегией педагогической деятельности по достижению поставленной цели является повышение качества образования.
Возникает необходимость преобразования начальной, средней и высшей педагогической школы в единое творчески развивающее образовательное пространство, способствующее становлению и развитию у учителя творческой компетентности как фактора успешной самореализации в профессии и предпосылки компетентной поддержки творческого развития учащихся.
Установлено, что у учащихся со временем наблюдается снижением учебной мотивации, повышается неудовлетворённость, появляется разочарование к внеурочной и учебной деятельности.
Как сделать учение с увлечением, творческим, захватывающим, одним словом, чем мотивировать учащихся? Это одна из главных проблем, волнующая учителей. Преподавание - это искусство. Успешность преподавания нельзя оценить только с педагогической точки зрения (методов), необходимо учитывать способность создать вокруг себя спокойную, доброжелательную рабочую обстановку. Искусство преподавания не так-то просто изучить. Оно зависит от личности преподавателя и ученика, сложности человеческих взаимоотношений, атмосферы в классе.
В жизни школьников достаточно много мотивов, которые тормозят учение, отрицательно влияют на процесс усвоения знаний, учебные интересы и отношения к школе. Большое преимущество имеют отсутствие желания учиться, неумение организовать свой учебный труд, отставание в учёбе, недостаточные знания, умения и навыки, недисциплинированность, отрицательное влияние товарищей (чаще в старшей школе) и семейной обстановке. Мотивация - это внутреннее побуждение, идущее от потребностей личности, а мотивы - это то, что создает мотивацию. Мотив -это « мотор деятельности»! (А.Н.Леонтьев).
В ходе реализации учебного процесса мне удалось решить ряд актуальных проблем:
Проведение диагностики ребёнка с целью выявления роста неуспешных и проблемных детей. Имеется в виду, прежде всего, выявление психолого-педагогических, социальных особенностей учащихся, исследования их состояния здоровья, взаимоотношений в семье.
Диагностика уровня школьной тревожности
количество ожидаемых совпадений
реальные совпадения
Обработка результатов
факторы
количество ожидаемых совпадений
реальные совпадения
общая тревожность в школе
100%
45%
переживание социального стресса
100%
36%
фрустрация потребности в достижении успеха
100%
54%
страх самовыражения
100%
50%
страх ситуации проверки знаний
100%
17%
страх не соответствовать
100%
40%
низкая физиологическая сопротивляемость стрессу
100%
40%
проблемы и страхи в отношениях с учителями
100%
25%
Мотивация несёт физиологический характер, а физиологические изменения сопровождают эмоции. Эмоциональная атмосфера в классе, в котором я работаю неординарная, т.е. «от слез до всплеска бурных эмоций». Что этому способствует? Пошла методом исключения. Решила провести диагностику по методике Филлипса «Диагностика уровня школьной тревожности». Результаты меня привели в «шоковое состояние». Казалось бы дети, большая часть из благополучных семей, почему же такой результат?
Проведенная диагностика показывает несовпадений по всему тесту 50% , что указывает на повышенную тревожность. Анализ проведенного теста показывает, что у детей выражена повышенная общая тревожность, которая переходит в стрессовое состояние. Это состояние ведет к большему контакту со сверстниками. В большей степени выражена агрессивностью и насмешками среди детей. Учащиеся не могут развивать свои потребности в достижении хороших результатов, так как у них имеется неблагоприятный психический фон.
Тревожность плохо влияет на обучение. Однако особо тревожные ученики лучше обучаются в структурированных подходах, где не требуется активность и взаимодействие со стороны ученика.
Таким образом, высокая тревожность не всегда отрицательно влияет на результаты контрольных, самостоятельных работ, не всегда, но часто.
Как же предотвратить тревожность? Вопрос, который волнует меня всё больше и больше. Для себя решила определиться в следующих направлениях:
Сместить акцент обучающих и оценивающих стратегий на ожидание положительного результата, таким образом, снизить ожидание неудачи.
Увеличить время выполнения заданий с целью избавиться от эффекта давления времени или объяснить ребятам, как полезно использовать время, отведенное на выполнение контрольной работы, самостоятельной и т.д.
Изменить уровень сложности проверочных работ, в соответствии с реальными возможностями детей.
При организации учебно–воспитательного процесса руководствуюсь соответствием учебной нагрузки и индивидуальными особенностями учащихся. Организую режим занятий с учетом динамики умственной работоспособности, поддерживаю двигательную активность детей.
Каждый урок я начинаю с положительного эмоционального настроя на работу, стараюсь обогатить образовательный процесс позитивными эмоциями, это способствует снятию психологического и физического напряжения.
Для активизации детей, на протяжении всего учебного занятия применяю разнообразные формы и методы обучения, использую презентации, работаю с интерактивной доской, использую в своей работе «мобильный класс», ввожу элементы новизны, которые вытекают из предыдущего, являясь его продолжением, поднятием на следующую ступень. Стараюсь рационально использовать все этапы урока и приучаю детей дорожить рабочим временем. На уроках математики активно использую словесные, предметные, схематические, символические модели, что способствует развитию логического, абстрактного мышления. Для проверки усвоения материала провожу рейтинговые контрольные работы, составленные по принципу «от простого к сложному». Каждый ребенок знает, сколько номеров он должен выполнить для того, чтобы получить «3», «4», «5» и может самостоятельно оценить свои возможности. Также для проверки усвоения детьми теоретических знаний и практических навыковпровожууроки-зачеты, уроки – тренажеры. Эти уроки полезны тем, что они помогают учащимся поверить в свои силы, в свои возможности.
Проводятся такие уроки в конце изучения темы или раздела.
Организую режим занятий с учетом динамики умственной работоспособности, поддерживаю двигательную активность детей. При формировании детского коллектива добиваюсь доброжелательных и творческих отношений между детьми. Этому способствуют беседы, классные часы, участие в общешкольных мероприятиях.
На большинстве своих уроков в процессе обучения стараюсь решать проблемы нравственного воспитания, которые считаю актуальными в наши дни. По своему предмету добиваюсь полной успеваемости. На уроках четко прослеживаю органическое слияние обучающих, развивающих и воспитывающих задач. На своих уроках стараюсь усовершенствовать методику урока, ищу новые формы и методы обучения, постоянно веду работу по повышению качества знаний.
В своей работе главный упор делаю на качество знаний, на развитие логического мышления и творчества у школьников. Различными формами и методами развиваю познавательную активность у учащихся и стремление овладеть знанием самостоятельно.
Важнейшим средством развития детей, я считаю, является творческая деятельность. Поэтому часто на уроках использую задания творческого характера, на развитие внимания, памяти, наблюдательности, на формирование обще- интеллектуальных умений, которые оживляют учебный процесс, активизируют мыслительную деятельность. В своей педагогической работе использую не только классические формы уроков, но и нетрадиционные: урок-путешествие, урок-соревнование, урок открытых мыслей, урок-турнир, урок-игра, урок КВН, урок- экскурсия.
С целью повышения качества образовательной деятельности по предмету математики успешно использую диалоговые, игровые , здоровьесберегающие, групповые технологии обучения.
Использование разнообразных форм уроков способствуют развитию творческой активности учащихся, формированию общеучебных и профессиональных умений и навыков учащихся. Таким образом, разнообразные приемы помогают мне не только активизировать познавательный интерес учащихся, но и способствуют эффективному использованию времени на уроке.
Использование данных технологий, приемов обучения, рейтинговая система контроля, позволило мне достигнуть хороших результатов в учебной деятельности учащихся:
Средний балл по математике составляет от 3,4 до 3,9 балла; качество знаний 2014-2015 уч.год - 56,5 %., 2015 -2016 – 52,6%, на 1 четверть 2016 -2017 уч.года -59,3%.
Провела открытый урок по математике с применением системно-деятельностной технологии обучения (урок и презентация опубликованы на сайте «4Stypeni.ru». Подготовила подборку материала по контрольным работам, которые опубликовала на сайте pedsovet.su и получаю положительные отзывы (см.приложение ).
Активно участвую в работе кафедры естественно- математических наук, а именно собираю в копилку различные материалы (презентации с разработками уроков), разрабатываю различные конкурсы для предметной недели, например : «Своя игра», «Что? Где? Когда?» и др..
Провожу открытые занятия в рамках предметных недель и мероприятий школы.
Но не все так замечательно конечно, одной из основных проблем является снижение уровня вычислительных навыков.
Думаю, что на уроках математики нужно больше применять разные приемы и методы развивающего обучения. Проводить индивидуальную работу, как на уроках, так и внеклассных занятиях не только со слабоуспевающими, но и с хорошистами, сильными обучающимися, так называемыми «звездочками».
Исходя из результатов мониторинга, необходимо направить работу в следующем учебном году на создание системы контрольных работ различного уровня сложности. Их следует оформлять как в традиционной, так и тестовой форме, так как последняя получила в настоящее время особенное распространение. Наши же дети к такой форме работы зачастую оказываются не готовы, а значит, показывают результаты ниже реального уровня знаний.
Внеклассная работа
Практически каждый учитель в школе, как известно, является классным руководителем. Задача классного руководителя не только обучать, но и воспитывать. Так как мои сегодняшние дети уже в 6 классе, а я являюсь классным рук. с 1 класса, выявление индивидуальных потребностей и интересов я начала до знакомства с первоклассниками на первом родительском собрании. Выясняла, чем дети любят заниматься, что им лучше удается, какие способности у них есть, что бы родители хотели развить в своих детях, какие навыки привить. Стремилась получить максимальную информацию о характере ребенка, о взаимоотношениях в семье. На первом родительском собрании провела анкетирование родителей, в котором вопросы личностного индивидуального развития ребенка, а также вопросы, затрагивающие их потребности в дальнейшем образовании и развитии. Выстраила свою работу с учетом полученной информации и на основании других психолого-педагогических методов изучения личности обучающегося. Главная задача на данный период – помочь детям безболезненно адаптироваться в новой для них среде – школе. Начинают закладываться азы коллектива и самоуправления в классном сообществе. Поэтому первый год обучения проходит под девизом «Давайте познакомимся». Во 2 классе продолжается знакомство детей друг с другом, устанавливаются дружеские взаимоотношения. Дети узнают об увлечениях, хобби одноклассников, ведут анкеты для друзей. Девизом данного года является «Я и мои друзья». В 3 классе приоритетным направлением работы является укрепление дружбы и товарищеских отношений среди одноклассников, совместные дела и внеклассные мероприятия, способствовали сплочению детского коллектива. Девиз этого года «Вместе весело шагать». К 4 классу дети ведущим видом деятельности является познавательно – коммуникативная деятельность, «Мир моего «я»?» В этом возрасте, по утверждению психологов, ребенок становится интересен себе сам: какой я по сравнению с другими? В чем я могу себя проявить?
В 5 классе работа строилась по программе «Мы разные, но мы вместе», которая рассчитана на 5 лет. Я воспитываю детей и на уроках и во время проведения различных внеклассных мероприятий. Провела много интересных мероприятий. Это разнообразные утренники, конкурсы, беседы, КВН и многое другое. Все дети принимают в них активное участие и с большим удовольствием.
Я постоянно веду диагностическую работу с семьями учащихся (изучаю состав семьи, материально-бытовые условия, воспитательные возможности, психологический климат). Мои уроки и внеклассные мероприятия всегда открыты для родителей. Это помогает им увидеть результаты своего домашнего воспитания, выяснить причины успехов и неудач в учебном труде своих детей.
Встречи на дому, в школе, приглашения на классные и общешкольные родительские собрания, беседы и индивидуальные консультации, совместная подготовка праздников помогают мне создать единую систему педагогического воздействия на каждого ребенка класса и добиться положительных результатов в воспитании и обучении обучающихся.
В классном коллективе выбраны органы самоуправления. Каждый из детей смог сам выбрать поручение себе по душе и проявлял своё творчество при подготовке и проведении классных мероприятий, концертов, изготовлений поделок и рисунков на выставки.
Моими помощниками являются члены родительского комитета. Они организуют досуг детей в классе, ремонт, участвуют в других организационных вопросах. Одним словом, родители интересуются школьной жизнью своих детей, помогают мне и словом и делом, и сами довольны жизнедеятельностью в классе. Особо хочется отметить, проведение родительских собраний. Сообщение информации об учебных достижениях школьников происходит разными способами: в виде словесных характеристик успеваемости каждого ученика; организация выставки проверочных работ; с помощью графического представления информации об учебных достижениях класса; просмотр родителями контрольных и проверочных тетрадей детей. В ходе организации сотрудничества семьи и школы происходит совместная постановка целей и коррекция учебных достижений школьников. Проведение родительских собраний фиксируется с помощью протоколов.
В кружковой деятельности заняты 60% детей. В качестве классного руководителя веду работу по сохранению и укреплению здоровья обучающихся: физкультминутки на уроках, динамические паузы, профилактические беседы и классные часы, спортивные эстафеты, встречи с медицинскими работниками. Для повышения эффективности такой работы ежегодно совместно с медицинским работником школы провожу мониторинг заболеваемости обучающихся класса.
Школьные программы, стремятся дать максимум для развития интеллекта ребёнка, а уже попутно реализуют цель сохранения здоровья ребёнка. Перед педагогами встала проблема по поиску наиболее эффективных методов и форм «оздоровления» учебно-воспитательного процесса в школе.
Мною для оздоровления учащихся используются эффективные, не сложные в осуществлении, направления, обеспечивающие максимально полный охват и в то же время не нарушающие учебного процесса в школе.
С 2011 года мною была подготовлена программа «Разговор о правильном питании», осуществляю её реализацию. Результаты:
2012г. 2 место, краевой уровень.
2013 г.- 3 место, краевой уровень,
2014 г. – 2 место, краевой уровень.
2016г. – 2 место, краевой уровень.
Больший эффект для закрепления полученных знаний даёт интеграция тем программы с темами других предметов на уроках и во внеклассной работе. Содержание программы «Разговор о правильном питании» становится ярче, предмет математика его расширяет и дополняет.
Таким образом, разработка программы «Разговор о правильном питании» продиктована объективной необходимостью повышения роли правильного питания в образовании и воспитании детей и подростков, укреплении их здоровья.
Дети активно участвуют во всех школьных и классных мероприятиях. Награждаются сертификатами, грамотами за активное участие в школьных мероприятиях. Стараюсь сочетать индивидуальные и групповые формы работы. 65% детей активно участвуют в школьных и классных мероприятиях. С 2011 года 57% детей класса принимали активное участие во всероссийской игре по русскому языку «Русский медвежонок», математической игре «Кенгуру», в конкурсе «ЧиП».
Название мероприятия
Темы
Уровень
Лучшие
«Я -исследователь»
конкурс
Школьный
участие
Конкурс «Медвежонок»
олимпиада
международ
Попова Катя
Туровец Юра
Милова Мария
Конкурс «Кенгуру»
олимпиада
международ
Милова Мария
Конкурс «ЧиП»
олимпиада
международ
Попова Катя
Никитин Дмитрий
Основное направление своей будущей деятельности вижу в повышении качества образования за счет максимального использования на уроках исследовательских, информационно-коммуникативных технологий обучения, сохранение и укрепление здоровья обучающихся при помощи здоровьесберегающих технологий.