Оценивание образовательных результатов учащихся в современной школе
Оценивание образовательных результатов учащихся в современной школе
В различных учебных заведениях стали апробироваться новые подходы к оцениванию познавательной деятельности школьников. Они заключались в переходе с пятибалльной на многобалльную систему, известную как модульно-рейтинговую. Рейтинговая система оценивания предусматривает переход от констатирующего к накопительному статусу баллов. Как правило, она основывается на интегральной оценке результатов всех видов учебной деятельности учащихся, предусмотренных образовательной программой.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Оценивание образовательных результатов учащихся в современной школе»
ОЦЕНИВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
Николаева Т. М.
Учитель математики
МОУ «Школа №88 г. Донецка»
г. Донецк, ДНР
Изменение образования в соответствии с современными запросами общества должно сопровождаться изменением стратегии обучения, и, соответственно, способов оценки достижений обучающихся. Сегодня необходимо создать благоприятные условия для проявления и стимулирования личностного потенциала всех участников образовательного взаимодействия.
Основные направления модернизации контрольно-оценочной системы не отменяют и не заменяют достойные традиционные формы и методы оценивания, они лишь способствуют эффективной организации многоступенчатого и многофункционального контрольно-оценочного процесса для доведения его характеристик до уровня, адекватного современным задачам модернизации образования.
Ориентация образовательного процесса современной школы на личностное развитие, создание условий для самореализации учащихся в связи с этим выдвигает новые требования к оценке образовательных достижений современных школьников, связанных с:
- отказом от преимущественной ориентации контрольных проверок на оценку результатов зазубривания, на проверку алгоритмических знаний и перейти к оценке уровня владения компетентностями, к интегральным многомерным оценкам, характеризующим способность учащихся к творческой деятельности.
- ориентацией не на абсолютные, фиксированные оценки, а на относительные показатели детской успешности, на сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями.
- внесением изменений в систему оценивания: дифференциация оценивания по видам работы, максимальная объективность оценивания, открытость критериев для учащихся. Отказаться от привычной ориентации на «среднего ученика» и перейти к индивидуализированным методам, формам и средствам контроля.
- изменением практики разовых выборочных проверок на отслеживание динамики изменения личностных достижений каждого ученика, на оценку комплекса работ, выполненных за определенный период.
Перейти на накопительную систему отметок.
Один из новых подходов к оцениванию знаний основан на рейтинговой системе оценки знаний. Пассивность учащихся старших классов вынуждает учителя постоянно искать новые подходы, приемы, средства, формы организации учебного процесса с целью повышения результатов и создания устойчивой мотивации к предмету.
Основная идея рейтинговой системы заключается в создании условий для активации учебно-познавательной деятельности учащихся, усиления их мотивации к исследовательской деятельности старших школьников и повышения объективности оценивания обученности учащихся.
Данная система имеет преимущества:
- осуществляет предварительный, текущий и итоговый контроль;
- текущий контроль является средством обучения и обратной связи;
- развернутая процедура оценки результатов отдельных звеньев контроля обеспечивает его надежность;
- контроль удовлетворяет требованиям содержательности и конструктивной валидности (соответствие формы и целей);
- развернутый текущий контроль реализует мотивационную и воспитательную функции;
- развернутая процедура контроля дает возможность развивать у учащихся навыки самостоятельной работы и формировать навыки и умения самоконтроля в учебе.
Рейтинговая система является организующей образовательный процесс и активно влияющей на его эффективность; стимулирующей познавательную активность, исследовательскую деятельность; формирующей ответственное отношение к своевременному выполнению основных видов работ.
Учащиеся осознанно могут подойти к оценке своих возможностей.
Сегодня в условиях перехода к новой модели образования, соответствующей требованиям информационного общества функция оценивания приобретает новый смысл, меняются цели оценивания. Сегодня оценивание должно быть направлено не просто на выявление недостатков или достоинств, оно должно стать механизмом, обеспечивающим непрерывность процесса совершенствования качества образования, должно обеспечить конструктивную обратную связь для всех субъектов образовательного процесса. Важно подчеркнуть, что речь идет не столько об изменении средств оценивания (хотя инструменты и процедуры оценивания тоже могут меняться), сколько об изменении целей оценивания и философии оценки.
Под системой оценивания понимается не только та шкала, которая используется при выставлении отметок и моменты, в которые отметки принято выставлять, но и в целом механизм осуществления контрольно-диагностической связи между учителем, учеником и родителями по поводу успешности образовательного процесса.
Потребность в объективной оценке результатов деятельности человека всегда была и остается одной из самых значимых в любой сфере человеческой деятельности. И чем разносторонней, многогранней эта деятельность, тем сложнее оценить ее результат.
Объективная оценка уровня достижений учащихся предназначена для:
- получения объективной информации о достигнутых результатах учебной деятельности и степени их соответствия требованиям образовательных стандартов;
- выявления положительных и отрицательных тенденций в деятельности учителя;
Установления причин повышения или снижения уровня достижений учащихся с целью последующей коррекции образовательного процесса.
В документе «Стратегия модернизации структуры и содержания общего образования» подчеркивается, что сложившаяся на сегодняшний день система оценки качества учебных достижений учащихся в общеобразовательной школе трудно совместима с требованиями модернизации образования.
Планируемые преобразования в системе образования не могут быть реализованы без изменения системы оценки качества учебных достижений и качества образования в целом.
В различных учебных заведениях стали апробироваться новые подходы к оцениванию познавательной деятельности школьников. Они заключались в переходе с пятибалльной на многобалльную систему, известную как модульно-рейтинговую. Рейтинговая система оценивания предусматривает переход от констатирующего к накопительному статусу баллов. Как правило, она основывается на интегральной оценке результатов всех видов учебной деятельности учащихся, предусмотренных образовательной программой.
В отличие от традиционной, рейтинговая оценка направлена на дифференциацию уровня знаний ученика, позволяет заметить даже незначительные изменения в усвоении учебного материала каждым учащимся. Рейтинг позволяет стимулировать работу учащихся в течении всего года и обеспечивает объективность диагностики знаний. Также рейтинговая система оценивания позволяет педагогу конкретизировать предмет и дает возможность объективной оценки результатов его труда, что способствует росту его профессионального уровня.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Камалаева А.Р., Моряшина И.В. «Использование рейтинговой системы контроля и оценки знаний» (коллективная монография), Казань, ТГГТУ, 2011. -110 с.
2. Симонов В.П. Издательство УЦ «Перспектива» 2010. -208 с.
3. Моряшина И.В., журнал «В мире научных открытий», Красноярск, 2011. №9 стр. 700-710.
4. История образования и педагогической мысли. Джуринский А.Н. Издательство «Владос-Пресс», 2014. -400с
5. Макаренко А.С. «О воспитании в современной школе» Издательство Дом «Сфера», 2012. -65с