kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Особенности современного урока в рамках введения ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».
  2. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
  3. Урок строится в рамках системно - деятельностного подхода:
  • необходимо развивать у учащихся способности самостоятельно  ставить учебную задачу;
  • проектировать пути их реализации;
  • контролировать и оценивать свои достижения.

 

Известно, что часто внедрение нового вызывает у человека настороженность и даже протест. Не удивительно, что учителя, которые многие годы (а большинство учителей в наших школах – это люди старше 35 лет) работали по традиционной методике, сегодня не могут сразу перейти на новые образовательные технологии. Учителю необходимо время и условия, чтобы научиться работать так, как этого требует новый образовательный стандарт.

 

« Если мы будем учить сегодня так,

как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».

Джон Дьюи

 

Просмотр содержимого документа
«Особенности современного урока в рамках введения ФГОС»

Деятельностный подход в реализации системы подготовки выпускников основной школы к ГИА по математике



С введением стандартов второго поколения в развитии российской образовательной системы начинается новый этап. В частности, инновационный характер этого этапа выражается в переориентации системы образования на критериально-ориентированный подход к оценке результатов, в том числе, в использовании системы объективных измерителей качества подготовки выпускников. В этом отношении итоговая аттестация в 9 классе в новой форме полностью удовлетворяет требованиям стандартов второго поколения.

Работа по введению новой формы ГИА выпускников основной школы ведется министерством науки и образования РФ с 2004 года. По официальным данным с экзаменом по математике в 9-м классе в ряде регионов не справляются более 20% школьников [3]. Объективно математика – одна из самых сложных школьных дисциплин и вызывает трудности у многих учащихся. В тоже время есть дети, которые имеют явно выраженные способности к этому предмету. Как сделать так, чтобы каждый ребенок наиболее полно раскрыл свой потенциал и был успешен на государственной итоговой аттестации по математике?

Предлагаю свою систему подготовки учащихся к новой форме ГИА. Эта система складывалась в течение нескольких лет, начиная с введения единого государственного экзамена в 11-ом классе.

Успешные результаты ГИА обеспечиваются целостной моделью математического образования, сложившейся в нашем образовательном учреждении. Именно она создает условия для последовательной системной подготовки учащихся к новой форме итоговой аттестации, начиная с первого класса.

Основой является “Образовательная программа школы”, в которой заложено непременное соблюдение преемственности содержания, применяемых технологий, учебно-методических комплектов на всех ступенях обучения. Главным приоритетом всей деятельности провозглашено создание условий для максимального развития природных задатков и способностей каждого ребёнка. Модель математического образования в школе – это фундамент, без которого, на мой взгляд, невозможно в полной мере подготовить выпускников к новой форме итоговой аттестации.

В 9 классе для подготовки к экзамену использую 1 дополнительный час в неделю в течение года (он включен в учебный план за счет часов школьного компонента) и часы итогового повторения в 4-ой четверти.

В основу системы моей работы положены следующие принципы:

  • Деятельностный метод обучения.

Технология деятельностного метода обучения, разработанная ЦСДП “Школа 2000…” под руководством Л. Г. Петерсон, является ведущей в нашем ОУ и принятой всеми педагогами школы, в первую очередь учителями математики. Мы понимаем, что развитие и уровень знаний учащихся зависят от овладения ими методом познания. Именно деятельностный метод позволяет построить учебный процесс так, чтобы ребенок сам “открывал” знания через самостоятельные деятельностные шаги, организованные учителем. Это позволяет не только обеспечить необходимый уровень подготовки учащихся, но и способствует формированию у них универсальных учебных действий, воспитывает устойчивый интерес к обучению, развивает творческие способности. Обучаясь с 1-ого класса по технологии деятельностного метода, мои ученики учатся осознавать собственные пробелы в знаниях и под руководством учителя видеть пути устранения этих пробелов. Они умеют анализировать и классифицировать свои ошибки – “не знаю”, “невнимательность” или “не понимаю”, а, значит, и смогут их устранить. Владение навыками самостоятельной работы, методами самопроверки и самоконтроля является основой для успешного прохождения ГИА.

  • Дифференцированный подход в обучении.

Задача учителя – в условиях “обучения всех”, прежде всего, научить каждого на максимально возможном для него уровне. Дифференциация обучения позволяет обоснованно и эффективно вести работу с учащимися, выстраивать индивидуальные траектории их обучения и развития. В основе уровневой дифференциации лежат два основных принципа. Первый – это достижение всеми учащимися уровня обязательной подготовки, второй – создание условий для усвоения материала на более высоких уровнях теми школьниками, которые проявляют интерес к математике и желание освоить больше.

  • Педагогика успеха, сотрудничества, где учитель выступает в роли организатора процесса.

  • Принцип совместного прогнозирования результатов.

Важно, чтобы каждый ученик определил для себя планируемый результат, на какую отметку он должен сдать экзамен. Это не означает, что “потолок” должен занижаться, или оставаться неизменным, но на него нужно ориентироваться как ученику, так и учителю. Учителю необходимо ставить опережающую цель: дать “на выходе” для ребенка результат выше, чем планировалось.

  • Принцип системности отслеживания уровня подготовки выпускников.

Подготовку к новой форме итоговой аттестации в 9 классе провожу в несколько этапов.

Работу начинаю с этапа мотивации. Прежде всего, обучающихся необходимо убедить, что экзамен в новой форме показывает истинную картину знаний, умений и навыков, где не у кого списать или воспользоваться решебником, а, значит, нужно надеяться только на себя и свои знания.

В начале учебного года подробно знакомлю учащихся и их родителей с нормативными документами по проведению ГИА, особенностями содержания и оценивания экзаменационной работы, бланками и правилами их заполнения. В кабинете математики оформляю стенд “Готовимся к экзаменам”. На нем можно разместить демонстрационный вариант экзаменационной работы, кодификаторы элементов её содержания и спецификацию, бланки с правилами их заполнения и описание системы оценивания результатов выполнения работы.

Перейдем к следующему этапу. Считаю, что наиболее эффективный принцип выстраивания подготовки – по темам и начинаю её с сентября 9 класса. Это база для решения заданий первой части экзаменационной работы.

Исходя из содержания и спецификации экзаменационной работы, выделяю следующие 9 тем для повторения:

  • числа и вычисления;

  • алгебраические выражения;

  • задачи на проценты;

  • чтение графиков реальных зависимостей, таблиц и диаграмм;

  • функции и их графики;

  • уравнения, системы уравнений;

  • неравенства, системы неравенств;

  • текстовые задачи;

  • вероятность и статистика.

На повторение каждой темы планирую 2 часа, всего 18 часов, то есть тематическое повторение должно быть завершено к концу первого полугодия. Повторение каждой темы выстраиваю по следующему алгоритму:

На первом занятии через фронтальную работу повторяем основные понятия, формулы и алгоритмы, разбираем различные типы заданий по теме, акцентируя внимание на те из них, где чаще всего допускаются ошибки.

Затем учащиеся выполняют тренировочный тест, работая в парах или группах. Все ученики получают один и тот же вариант из 8-9 заданий, содержащий разные типы задач по теме. При выполнении тренировочного теста возможна помощь учителя, так как целью его проведения является не проверка знаний учащихся, а анализ их собственной деятельности, результатом которой должен быть ответ на вопрос: “Умею я решать задачи по этой теме или есть нерешенные проблемы, и какие именно?”.

После завершения работы идет проверка ответов. Далее работа выстраивается по индивидуальным траекториям. Учащиеся, не допустившие ошибок в тесте, уходят с занятия. С остальными выясняем возникшие затруднения, как правило, это одни и те же задания, и разбираем ошибки. При наличии времени предлагаю детям еще один вариант тренировочного теста по теме, в котором они выполняют только те задания, с которыми не справились в первый раз. Если времени на занятии не остается, то даю варианты тренировочных тестов на дом. Правильность их выполнения ребята могут проверить в любой день (в течение недели) до следующего занятия и получить индивидуальную консультацию.

На втором занятии по теме все учащиеся приступают к выполнению контрольного теста. Контрольные тесты даю на 4–6 вариантов. По типу заданий они схожи с тренировочными тестами. При выполнении теста все задания требую прорешивать, без решения работы не принимаю. Задания и тестовые работы на этапе тематического повторения беру из газеты “Математика” [3] и сборника тематических тестов Лысенко Ф.Ф. [5].

Результаты выполнения тематических тестов отражаются в листе текущего контроля в виде отметки. Родители должны быть информированы о подготовке детей к экзамену, поэтому их нужно обязательно знакомить с листом текущего контроля. Если ученик получил неудовлетворительную отметку, ему предоставляется возможность отработать свои ошибки, самостоятельно разбирая подобные задания или с помощью индивидуальной консультации учителя во внеурочное время. По мере готовности, учащийся пересдает тематический тест. Анализ ошибок, допущенных при решении контрольного теста, проводится индивидуально.

На следующем занятии приступаем к повторению очередной темы по этому же алгоритму. Так простраивается вся работа по тематическому повторению.

Такая тщательная проработка каждой темы позволяет достичь обязательного уровня обучения каждому учащемуся и не приводит к стандартизации мышления и подавлению творческих способностей продвинутых детей. Мы понимаем, что выработка различных автоматизированных действий – залог успеха в решении более сложных задач.

Третий этап подготовки к ГИА – это переход к комплексному решению заданий первой части экзаменационной работы. Этот переход лучше осуществлять, когда отработаны все темы курса в отдельности, и у обучающихся уже накоплен опыт способов и приемов решения основных типов задач. Обычно это происходит во втором полугодии.

На занятиях учащиеся пишут тесты, всего 4 варианта в классе. Использую тесты из сборника заданий для подготовки к ГИА в 9 классе Кузнецовой Л.В., Суворовой С.Б., Бунимович Е.А. [4]. Работу следует проводить с жестким ограничением времени и в условиях близких к экзамену. На выполнение первой части экзаменационной работы отвожу 1 урок (45 минут), на партах только тест, ручка и лист бумаги. На первых порах учащимся сложно выдержать этот режим, но, привыкнув к нему, они затем чувствуют себя на экзамене намного спокойнее и собраннее. К тому же, как показывает практика, через несколько занятий сильным учащимся достаточно 15-20 минут для безошибочного выполнения всех заданий первой части. Полезно 2-3 раза выполнить такую работу с заполнением бланков.

При проверке тестов заполняю таблицу с результатами выполнения работы по каждому заданию. Обязательно фиксирую вариант, который выполнял ребенок. Имея такую таблицу, легко найти задания, вызвавшие у учеников наибольшее затруднение. На следующем занятии выдаю проверенные работы, текст теста и фронтально разбираем сначала массовые ошибки, а затем единичные по индивидуальным вопросам учащихся. На очередном занятии даю другие тесты, опять на 4 варианта и далее проводится аналогичная работа. Зная, какие варианты учащийся уже писал, по желанию для дополнительной подготовки могу предложить им те, которых у них не было.

За основу критериев оценивания результатов выполнения тестов беру критерии с экзамена и оцениваю работы следующим образом:

0–7 баллов - отметка “2”;

8–12 баллов - отметка “3”;

13–15 баллов - отметка “4”;

16–18 баллов - отметка “5”.

Мы подошли с вами к четвертому – завершающему этапу подготовки к ГИА. Его начинаю обычно в 4-ой четверти. Как правило, к этому времени заканчивается изучение нового программного материала, поэтому подготовка к экзамену идет уже непосредственно на каждом уроке. После отработки заданий первой части у учащихся сформирована база для более сложных заданий, и можно приступать ко второй части экзаменационной работы. Задания второй части различаются по уровням сложности от двух до четырех баллов. Задания в два-три балла (С1–С3) разбираю со всеми учащимися на уроках. А задания С4, С5 прорешиваем на консультациях с наиболее успешными учениками и желающими.

Для отслеживания уровня усвоения материала и определения сильных и слабых сторон при подготовке к экзамену 2-3 раза в месяц провожу контрольные работы по типу экзаменационной. Для этого использую спаренные уроки (2 часа, включая перемены) и материалы тренировочных и диагностических работ с сайта Московского института открытого образования “Статград” [7]. С учащимися, не набравшими необходимое количество баллов для получения положительной отметки, обязательно планирую индивидуальную работу.

Конечно же, данная система требует большого количества времени учителя на подготовку к занятиям, проверку и анализ работ, проведение индивидуальных консультаций. Но, чтобы результаты обученности выпускников основной школы были объективными при новой форме итоговой аттестации, нам необходимо пересмотреть накопленный опыт подготовки учащихся и работать в ключе новых подходов к ГИА.

Моя цель – привести детей к успеху, и если ребенок шаг за шагом успешно добивается успеха и ощущает его, то это способствует не только овладению базовым уровнем знаний, но и формирует у ребенка интерес к учебе, развивает его математические способности, повышает чувство собственного достоинства и раскрывает его интеллектуально-творческий потенциал.











Библиографический список

  1. Епишева О.Б. Технология обучения математике на основе деятельностного подхода. М: Просвещение, 2003.

  2. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Мазурина С.Е., Зайцева И.В. Что значит “уметь учиться”. М.: АПК и ППРО, УМЦ “Школа 2000…”, 2006.

  3. Кузнецова Л.В., Суворова С.Б., Рослова Л.О. Экзамен для девятиклассников: содержание алгебраической подготовки // газета “Математика”, издательский дом “Первое сентября”, № 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 2010 год.

  4. Кузнецова Л.В., Суворова С.Б., Бунимович Е.А. Сборник заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации в 9 классе. М.: Просвещение, 2009.

  5. Лысенко Ф.Ф. Алгебра. 9 класс. Тематические тесты для подготовки к ГИА-2010. Учебно-методическое пособие. Ростов н/Д: Легион – М., 2009.

  6. Хуторской А. В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? М.: Владопресс, 2005.

  7. http://ege2012.mioo.ru – сайт Московского института открытого образования “Статград”.

  8. http://fipi.ru Кодификаторы элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников IX  классов общеобразовательных учреждений к государственной итоговой аттестации  в 2012 году (в новой форме) по математике.

  9. http://fipi.ru Спецификация экзаменационной работы  для проведения к государственной итоговой аттестации  выпускников IX классов общеобразовательных учреждений в 2012 году (в новой форме) по математике (алгебре).






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Особенности современного урока в рамках введения ФГОС

Автор: Липатова Галина Викторовна

Дата: 03.10.2018

Номер свидетельства: 479520

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "«Особенности современного урока в рамках введения ФГОС»"
    ["seo_title"] => string(57) "osobennosti_sovremennogo_uroka_v_ramkakh_vvedeniia_fgos_2"
    ["file_id"] => string(6) "479577"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1538581083"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Использование ИКТ-технологий на уроках физкультуры в рамках введения ФГОС"
    ["seo_title"] => string(82) "ispol-zovaniie-ikt-tiekhnologhii-na-urokakh-fizkul-tury-v-ramkakh-vviedieniia-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "260344"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448951589"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) ""Особенности современного урока в рамках введения ФГОС" "
    ["seo_title"] => string(61) "osobiennosti-sovriemiennogho-uroka-v-ramkakh-vviedieniia-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "191020"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427263280"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(278) "Педагогический проект: Развитие творческих и исследовательских способностей на уроках технологии и внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС "
    ["seo_title"] => string(172) "piedaghoghichieskii-proiekt-razvitiie-tvorchieskikh-i-issliedovatiel-skikh-sposobnostiei-na-urokakh-tiekhnologhii-i-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-v-ramkakh-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "152205"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420814175"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "«Особенности современного урока в рамках введения ФГОС»."
    ["seo_title"] => string(55) "osobennosti_sovremennogo_uroka_v_ramkakh_vvedeniia_fgos"
    ["file_id"] => string(6) "479517"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1538513531"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства