kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Особенности развития внимания глухих школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенности развития внимания глухих школьников.

Просмотр содержимого документа
«Особенности развития внимания глухих школьников»

Особенности развития внимания глухих школьников.

Изучение проблемы внимания основывается на теории интериоризации высших психических функций. Выдвинутое Л.С. Выготским и разработанное в трудах А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, А.Р. Лурия и др. положение, относящееся к данной проблеме, состоит в следующем: непроизвольное внимание является элементарным процессом внимания, осуществляемым посредством наследственных нервных механизмов. Этот вид внимания свойственен как человеку, так и животным. Произвольное внимание качественно отлично от непроизвольного как по механизму происхождения, так и по способам реализации. Произвольное внимание - это процесс, являющийся главным образом продуктом социального развития. Отмечаются определенные особенности в развитии внимания детей с нарушением слуха. Избирательное восприятие исходной информации в силу нарушения функции слухового анализатора у глухих детей происходит медленнее, чем у слышащих. Объем внимания, развитие его устойчивости у неслышащих детей формируется в более медленном темпе, чем у слышащих сверстников, глухие школьники значительно чаще, чем слышащие, совершают ошибки при вычленении необходимой информации. Обнаруживается своеобразие и в развитии такого свойства внимания, как переключаемость, обусловленного характером новой деятельности, на которую оказывает влияние предыдущая деятельность и другие системы связей. У глухих школьников значительные затруднения возникали при усвоении новых инструкций; обнаруживается снижение скорости переработки информации, увеличение числа ошибок. В различных возрастных группах продуктивность внимания значительно ниже, чем у слышащих сверстников. Отмечается у глухих школьников тенденция к более "замедленному" вхождению в работу и, в целом, более медленный темп выполнения заданий, чем у слышащих сверстников, а также они быстрее утомляются. С возрастом наблюдается развитие основных свойств внимания, однако различия полностью не исчезают. В условиях специально организованного обучения неслышащих детей учитываются особенности их внимания. В основном, используются приемы и средства обучения, адресованные к зрительному вниманию. В связи с этим особым образом (полукругом) располагаются парты в классе, чтобы дети могли видеть друг друга и учителя, используются разнообразные наглядные средства. Также придается большое значение развитию слухового внимания детей, имеющих различную степень потери слуха, что достигается использованием звукоусиливающей аппаратуры и специальными коррекционными занятиями. Для развития всей познавательной сферы неслышащих обучающихся, в том числе и внимания, огромное значение имеет развитие речи, с помощью которой формируется произвольное внимание детей. У людей, имеющих различные остатки слуха, возникают определенные слуховые ощущения, но они являются недостаточными для адекватного и полного отражения действительности.

У детей с нарушением слуха выявлено снижение скорости приема и переработки информации через различные анализаторы. Так, отмечается замедленность восприятия зрительных сигналов, тактильной информации. Однако с возрастом эти особенности сглаживаются в значительной степени. Нарушения слуха препятствуют восприятию речи окружающих и развитию речи самого неслышащего ребенка, что отрицательно сказывается на его общем психическом развитии, в том числе на развитии и сенсорно-перцептивной сферы. В определенной степени нарушается характер и динамика словесных обобщений, недоразвитие речи затрудняет вербализацию вырабатываемых условных связей. Способы восприятия, формирующиеся через овладение словесными обобщениями, у глухих детей развиваются замедленно, обнаруживаются трудности в анализе и синтезе воспринимаемого материала. Эти особенности проявляются на начальном этапе развития неслышащих детей, с возрастом они преодолеваются. Вырабатываются новые связи между анализаторами. Так, при глухоте функцию слуха при восприятии устной речи выполняет зрительный анализатор, хотя его собственная функция оказывается недостаточной для приема речевой информации. В связи с этим огромное значение приобретает рече-двигательный анализатор. В зависимости от степени нарушения слуха зрительное восприятие устной речи дополняется слуховым. Особенности в развитии внимания детей с нарушениями слуха связаны с тем, что для них большее значение имеет зрительное восприятие, а значит, основная нагрузка по переработке поступающей информации ложится на зрительный анализатор. Например, восприятие словесной речи посредством считывания с губ требует полной сосредоточенности на лице говорящего человека, восприятие дактильной речи — на положениях пальцев рук. Эти процессы возможны только при устойчивом внимании, напряжении ребенка. Поэтому глухие дети быстрее и больше утомляются, чем нормально слышащие, следствием этого является усиление неустойчивости внимания. У глухих детей отмечаются трудности переключения внимания, им требуется больше времени на «врабатывание», что приводит к снижению скорости выполняемой деятельности, увеличению числа ошибок. Продуктивность внимания у глухих школьников в большей степени, чем у их слышащих сверстников, зависит от изобразительной выразительности воспринимаемого материала. При увеличении выразительности глухие школьники точнее устанавливают информативные признаки объектов, делают меньше ошибок. Например, при работе с корректурными таблицами разного типа (буквенными, цифровыми, фигурными) глухие дети на протяжении всех лет обучения (с I по XII классы) успешнее действуют с фигурными таблицами. В этом случае они показывают лучшую продуктивность, т. е. просматривают большее число знаков и допускают меньше ошибок; несколько хуже работают с цифровыми пробами; самое большое количество ошибок дети допускают в работе с буквенными пробами. Внимание детей с нарушениями слуха в большей степени, чем у слышащих, зависит от выразительности материала: они легче различают фигурный материал, поэтому и работают с ним лучше всего; хуже — буквы, поэтому работают медленнее и делают больше ошибок. В связи с этим при обучении детей с нарушенным слухом широко используются различные средства наглядности: одни — для привлечения непроизвольного внимания (например, яркая картинка), другие — для развития произвольного внимания (схемы, таблицы). В процессе школьного обучения у детей с нарушенным слухом произвольное внимание развивается, формируются основные его свойства. Существенное отличие от нормально слышащих детей заключается в том, что наибольший темп развития произвольного внимания приходится на подростковый период (у слышащих оно формируется на 3 — 4 года раньше). Задача формирования внимания у школьников с нарушениями слуха решается благодаря правильно организованной учебной деятельности. К общим условиям, способствующим формированию произвольного внимания, можно отнести организацию учебного материала, его структурирование, подбор ярких примеров; формирование мотивации учебной деятельности, устойчивых познавательных интересов; организацию деятельности самого учителя (особенно — оптимальное соотношение устной, дактильной и письменной форм речи, правильное дозирование нагрузки, использование разнообразных методов педагогического воздействия); формирование у учащихся навыков учебной деятельности, в частности контроля и самоконтроля.

К специфическим условиям можно отнести такие, как использование специальных технических средств (звукоусиливающей аппаратуры индивидуального и коллективного пользования); широкое применение наглядных средств обучения, с помощью которых можно привлекать непроизвольное внимание и развивать произвольное (для этого используются средства определенного уровня абстрактности — схемы, диаграммы, таблицы). Важным фактором, который всегда следует учитывать, является своеобразный способ восприятия глухими детьми устной речи — постоянная фиксация внимания на лице и губах говорящего, требующая особой сосредоточенности. Поэтому, с одной стороны, нужно дозировать речевую нагрузку, с другой — формировать и автоматизировать навык считывания с губ. Чем лучше глухой ребенок считывает с губ, тем легче ему сосредоточить внимание на говорящем, тем меньше он будет утомляться. Для человека, общающегося с неслышащими людьми, обязательны определенные правила поведения — нужно стоять или сидеть лицом к глухому человеку, избегать ненужных хождений, жестикуляций. В процессе обучения глухих детей для привлечения и регуляции внимания важно использовать различные виды чувствительности, например тактильную и вибрационную.

Таким образом, развитие внимания у глухих детей заключается в становлении произвольного внимания как сознательного и контролируемого, в формировании основных свойств внимания, таких, как устойчивость, распределение, переключаемость. Важную роль в развитии внимания глухих детей играет словесная регуляция, тесная связь деятельности с чувствами, интересами, прошлым опытом.

Произвольное внимание глухих детей оказывается более устойчивым при:

- правильной организации учебного процесса;

- соответствующей методике преподавания;

- информационной насыщенности материала;

- эмоционально положительных взаимоотношениях;

- наличии интеллектуального фона класса.

Можно сделать урок занимательным. Но в средних и старших классах от детей требуется проявление волевых усилий в большей степени. Учитель должен контролировать ход мыслей ребенка, содержание речевой деятельности, качество восприятия материала, искать индивидуальный подход к развитию внимания непоседливых детей. Развитие внимания - это коррекционно-развивающая задача каждого урока. Назовем приблизительные формулировки таких задач:

- развивать способность концентрировать внимание на материале;

- содействовать концентрации внимания точностью установок;

- содействовать формированию и распределению внимания при рассматривании картины;

- добиваться осознанного переключения внимания при смене видов работ;

- развивать умение переключать внимание при чередовании устных и письменных работ;

- обеспечить распределение внимания в условиях взаимодействия слова и наглядности на уроке;

- преодолевать отвлечение внимания на уроке;

- активизировать произвольное внимание средством пересказа по цепочке;

- формировать произвольное внимание учеников, опираясь на непроизвольное в условиях дидактической игры;

- обеспечить развитие произвольности внимания путем четкой организации учебного процесса.

Особенности в развитии внимания детей с нарушениями слуха связаны с тем, что для них большее значение имеет зрительное восприятие, а значит, основная нагрузка по переработке поступающей информации ложится на зрительный анализатор. Поэтому глухие дети быстрее и больше утомляются, чем нормально слышащие, следствием этого является усиление неустойчивости внимания. У глухих детей отмечаются трудности переключения внимания, им требуется больше времени на «врабатывание», что приводит к снижению скорости выполняемой деятельности, увеличению числа ошибок. В процессе школьного обучения у детей с нарушенным слухом произвольное внимание развивается, формируются основные его свойства. Процесс запоминания у глухих опосредован анализом деятельности с предметами по соотнесению вновь воспринятого с удерживаемым ранее. На эффективность образной памяти существенное воздействие оказывает умение глухих детей выделять в воспринимаемых объектах общие и частные признаки, обращать внимание на отдельные явления, однако эти явления могут быть несущественными. Глухие дети в основном выделяют яркие, запоминающиеся явления. Они начинают распознавать в предметах сначала частное, а потом общее, вначале формируется умение видеть несущественное, а лишь потом выделять особенности существенного. При непроизвольном запоминании предметов наглядного характера глухие дети отстают по всем показателям от нормально слышащих. Так, в дошкольном возрасте дети хуже запоминают места расположения предметов. В младшем школьном возрасте глухие имеют менее качественные характеристики образной памяти, поэтому путают нахождение и изображение предметов, сходных по внешнему виду или назначению. Сами изображения предметов глухие дети запоминают менее точно, чем их нормально слышащие сверстники. По характеру произвольного запоминания наглядного материала можно сделать вывод о том, что у глухих детей образы предметов менее систематизированы. Глухие дети почти не пользуются приемами образного запоминания, что наносит серьезный урон процессу запоминания. В процессе обучения глухих детей для привлечения и регуляции внимания важно использовать различные виды чувствительности, например тактильную и вибрационную.Таким образом, развитие внимания у глухих детей заключается в становлении произвольного внимания как сознательного и контролируемого, в формировании основных свойств внимания, таких, как устойчивость, распределение, переключаемость.

В целях обеспечения большей продуктивности внимания глухих школьников необходимо возможно более полная их информированность об условиях предстоящей деятельности. Большое значение для повышения эффективности внимания глухих школьников имеет стимулирование с помощью дополнительных установок. Установка на повышение качественных показателей деятельности приводит к сокращению числа ошибок и обычно не снижает темп работы. При педагогическом воздействии, направленном на повышение продуктивности внимания, необходимо учитывать индивидуальный стиль работы каждого ученика.



Литература

  1. Алишаускас А. Исследование словесной памяти глухих школьников // Дефектология. 1980. № 6. С. 20.

  2. Богданова Т.Г. Сурдопсихология. М., 2002.

  3. Выготский Л. С. К психологии и педагогики детской дефективности // Дефектология. 1974. № 3. С. 24.

  4. Гоголева А. В. Особенности развития внимания глухих школьников // Дефектология. 1981. № 3. С. 11.

  5. Григорьева Н. М. Коррекционная технология развития наглядно-образного мышления детей со слуховой депривацией /Психолого-педагогические проблемы развития речемыслительной деятельности детей с особенностями психофизического развития: Материалы Междунар. науч. – практ. конф., посвящённой 75-летию со Дня рождения К.Г. Ермиловой. Мн.: НИО, 2004. С. 72-74.

  6. Григорьева Т. А. Формирование логического мышления глухих детей. Мн., 1990.

  7. Григорьева Т.А. Сурдопсихологические исследования в Беларуси (в ретроспективе и перспективе) /История психологии в Беларуси: состояние и перспективы развития: Материалы II Междунар. науч. конф. Мн., 2003. С. 296-299.

  8. Добрынин Н. Об исследовании воображения детей // Дефектология. 1980. № 4.

  9. Ермолович З. Г. Тифлопсихология: чувственное отражение мира в условиях визуальной депривации: Учеб.-метод. пособие. Мн.: БГПУ, 2004.

  10. Лебедев Д. И. Особенности словесных ассоциативных связей у слабослышащих учащихся 1 отделения // Дефектология. 1984. № 4. С. 17.

  11. Нудельман М. М. О некоторых особенностях формирования мечты у глухих школьников // Дефектология. 1981. № 4. С. 7.

  12. Обухова Т. И. Организация работы по развитию наглядного мышления в детском саду для глухих детей: Метод. рекомендации. Мн.: РИИУ, 1982.

  13. Олерон Пьер. Психологическая оценка глухого ребенка // Дефектология. 1977. № 1. С. 23.

  14. Переслени Л. И. Некоторые особенности внимания у детей с отклонениями в развитии // Дефектология. 1972. № 4. С. 37.

  15. Психология глухих детей /Под ред. И. М. Соловьева и др. М., 1978.

  16. Pay М. Ю. Развитие воображения средствами изобразительной деятельности // Дефектология. 1984. № 5.

  17. Розанова Т. В. Развитие памяти и мышления глухих детей. М., 1978.

  18. Розанова Т. В. Условия развития понятийного мышления у глухих детей // Дефектология. 1981. № 5. С. 27.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Особенности развития внимания глухих школьников

Автор: Скопкарева Маргарита Николаевна

Дата: 24.02.2019

Номер свидетельства: 501236

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Интенсивное расширение возможностей слухового восприятия неслышащих школьников"
    ["seo_title"] => string(89) "intiensivnoierasshirieniievozmozhnostieislukhovoghovospriiatiianieslyshashchikhshkolnikov"
    ["file_id"] => string(6) "291613"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455148211"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "«Экскурсия - способ социализации неслышащих учеников". "
    ["seo_title"] => string(60) "ekskursiia-sposob-sotsializatsii-nieslyshashchikh-uchienikov"
    ["file_id"] => string(6) "130118"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415818772"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Реализации принципа коммуникации на уроках предметно-практического обучения. "
    ["seo_title"] => string(88) "riealizatsii-printsipa-kommunikatsii-na-urokakh-priedmietno-praktichieskogho-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "203385"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1429467833"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Нарушения письма у младших школьников с умственной отсталостью "
    ["seo_title"] => string(70) "narushieniia-pis-ma-u-mladshikh-shkol-nikov-s-umstviennoi-otstalost-iu"
    ["file_id"] => string(6) "236281"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444022365"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(218) "Педагогическая консультация на тему: "Развитие навыка фонетически правильного письма у школьников с нарушениями речи""
    ["seo_title"] => string(117) "piedaghoghichieskaiakonsultatsiianatiemurazvitiienavykafonietichieskipravilnoghopismaushkolnikovsnarushieniiamiriechi"
    ["file_id"] => string(6) "289941"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454888651"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства