Просмотр содержимого документа
«Особенности развития внимания глухих школьников»
Особенности развития внимания глухих школьников.
Изучение проблемы внимания основывается на теории интериоризации высших психических функций. Выдвинутое Л.С. Выготским и разработанное в трудах А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, А.Р. Лурия и др. положение, относящееся к данной проблеме, состоит в следующем: непроизвольное внимание является элементарным процессом внимания, осуществляемым посредством наследственных нервных механизмов. Этот вид внимания свойственен как человеку, так и животным. Произвольное внимание качественно отлично от непроизвольного как по механизму происхождения, так и по способам реализации. Произвольное внимание - это процесс, являющийся главным образом продуктом социального развития. Отмечаются определенные особенности в развитии внимания детей с нарушением слуха. Избирательное восприятие исходной информации в силу нарушения функции слухового анализатора у глухих детей происходит медленнее, чем у слышащих. Объем внимания, развитие его устойчивости у неслышащих детей формируется в более медленном темпе, чем у слышащих сверстников, глухие школьники значительно чаще, чем слышащие, совершают ошибки при вычленении необходимой информации. Обнаруживается своеобразие и в развитии такого свойства внимания, как переключаемость, обусловленного характером новой деятельности, на которую оказывает влияние предыдущая деятельность и другие системы связей. У глухих школьников значительные затруднения возникали при усвоении новых инструкций; обнаруживается снижение скорости переработки информации, увеличение числа ошибок. В различных возрастных группах продуктивность внимания значительно ниже, чем у слышащих сверстников. Отмечается у глухих школьников тенденция к более "замедленному" вхождению в работу и, в целом, более медленный темп выполнения заданий, чем у слышащих сверстников, а также они быстрее утомляются. С возрастом наблюдается развитие основных свойств внимания, однако различия полностью не исчезают. В условиях специально организованного обучения неслышащих детей учитываются особенности их внимания. В основном, используются приемы и средства обучения, адресованные к зрительному вниманию. В связи с этим особым образом (полукругом) располагаются парты в классе, чтобы дети могли видеть друг друга и учителя, используются разнообразные наглядные средства. Также придается большое значение развитию слухового внимания детей, имеющих различную степень потери слуха, что достигается использованием звукоусиливающей аппаратуры и специальными коррекционными занятиями. Для развития всей познавательной сферы неслышащих обучающихся, в том числе и внимания, огромное значение имеет развитие речи, с помощью которой формируется произвольное внимание детей. У людей, имеющих различные остатки слуха, возникают определенные слуховые ощущения, но они являются недостаточными для адекватного и полного отражения действительности.
У детей с нарушением слуха выявлено снижение скорости приема и переработки информации через различные анализаторы. Так, отмечается замедленность восприятия зрительных сигналов, тактильной информации. Однако с возрастом эти особенности сглаживаются в значительной степени. Нарушения слуха препятствуют восприятию речи окружающих и развитию речи самого неслышащего ребенка, что отрицательно сказывается на его общем психическом развитии, в том числе на развитии и сенсорно-перцептивной сферы. В определенной степени нарушается характер и динамика словесных обобщений, недоразвитие речи затрудняет вербализацию вырабатываемых условных связей. Способы восприятия, формирующиеся через овладение словесными обобщениями, у глухих детей развиваются замедленно, обнаруживаются трудности в анализе и синтезе воспринимаемого материала. Эти особенности проявляются на начальном этапе развития неслышащих детей, с возрастом они преодолеваются. Вырабатываются новые связи между анализаторами. Так, при глухоте функцию слуха при восприятии устной речи выполняет зрительный анализатор, хотя его собственная функция оказывается недостаточной для приема речевой информации. В связи с этим огромное значение приобретает рече-двигательный анализатор. В зависимости от степени нарушения слуха зрительное восприятие устной речи дополняется слуховым. Особенности в развитии внимания детей с нарушениями слуха связаны с тем, что для них большее значение имеет зрительное восприятие, а значит, основная нагрузка по переработке поступающей информации ложится на зрительный анализатор. Например, восприятие словесной речи посредством считывания с губ требует полной сосредоточенности на лице говорящего человека, восприятие дактильной речи — на положениях пальцев рук. Эти процессы возможны только при устойчивом внимании, напряжении ребенка. Поэтому глухие дети быстрее и больше утомляются, чем нормально слышащие, следствием этого является усиление неустойчивости внимания. У глухих детей отмечаются трудности переключения внимания, им требуется больше времени на «врабатывание», что приводит к снижению скорости выполняемой деятельности, увеличению числа ошибок. Продуктивность внимания у глухих школьников в большей степени, чем у их слышащих сверстников, зависит от изобразительной выразительности воспринимаемого материала. При увеличении выразительности глухие школьники точнее устанавливают информативные признаки объектов, делают меньше ошибок. Например, при работе с корректурными таблицами разного типа (буквенными, цифровыми, фигурными) глухие дети на протяжении всех лет обучения (с I по XII классы) успешнее действуют с фигурными таблицами. В этом случае они показывают лучшую продуктивность, т. е. просматривают большее число знаков и допускают меньше ошибок; несколько хуже работают с цифровыми пробами; самое большое количество ошибок дети допускают в работе с буквенными пробами. Внимание детей с нарушениями слуха в большей степени, чем у слышащих, зависит от выразительности материала: они легче различают фигурный материал, поэтому и работают с ним лучше всего; хуже — буквы, поэтому работают медленнее и делают больше ошибок. В связи с этим при обучении детей с нарушенным слухом широко используются различные средства наглядности: одни — для привлечения непроизвольного внимания (например, яркая картинка), другие — для развития произвольного внимания (схемы, таблицы). В процессе школьного обучения у детей с нарушенным слухом произвольное внимание развивается, формируются основные его свойства. Существенное отличие от нормально слышащих детей заключается в том, что наибольший темп развития произвольного внимания приходится на подростковый период (у слышащих оно формируется на 3 — 4 года раньше). Задача формирования внимания у школьников с нарушениями слуха решается благодаря правильно организованной учебной деятельности. К общим условиям, способствующим формированию произвольного внимания, можно отнести организацию учебного материала, его структурирование, подбор ярких примеров; формирование мотивации учебной деятельности, устойчивых познавательных интересов; организацию деятельности самого учителя (особенно — оптимальное соотношение устной, дактильной и письменной форм речи, правильное дозирование нагрузки, использование разнообразных методов педагогического воздействия); формирование у учащихся навыков учебной деятельности, в частности контроля и самоконтроля.
К специфическим условиям можно отнести такие, как использование специальных технических средств (звукоусиливающей аппаратуры индивидуального и коллективного пользования); широкое применение наглядных средств обучения, с помощью которых можно привлекать непроизвольное внимание и развивать произвольное (для этого используются средства определенного уровня абстрактности — схемы, диаграммы, таблицы). Важным фактором, который всегда следует учитывать, является своеобразный способ восприятия глухими детьми устной речи — постоянная фиксация внимания на лице и губах говорящего, требующая особой сосредоточенности. Поэтому, с одной стороны, нужно дозировать речевую нагрузку, с другой — формировать и автоматизировать навык считывания с губ. Чем лучше глухой ребенок считывает с губ, тем легче ему сосредоточить внимание на говорящем, тем меньше он будет утомляться. Для человека, общающегося с неслышащими людьми, обязательны определенные правила поведения — нужно стоять или сидеть лицом к глухому человеку, избегать ненужных хождений, жестикуляций. В процессе обучения глухих детей для привлечения и регуляции внимания важно использовать различные виды чувствительности, например тактильную и вибрационную.
Таким образом, развитие внимания у глухих детей заключается в становлении произвольного внимания как сознательного и контролируемого, в формировании основных свойств внимания, таких, как устойчивость, распределение, переключаемость. Важную роль в развитии внимания глухих детей играет словесная регуляция, тесная связь деятельности с чувствами, интересами, прошлым опытом.
Произвольное внимание глухих детей оказывается более устойчивым при:
- правильной организации учебного процесса;
- соответствующей методике преподавания;
- информационной насыщенности материала;
- эмоционально положительных взаимоотношениях;
- наличии интеллектуального фона класса.
Можно сделать урок занимательным. Но в средних и старших классах от детей требуется проявление волевых усилий в большей степени. Учитель должен контролировать ход мыслей ребенка, содержание речевой деятельности, качество восприятия материала, искать индивидуальный подход к развитию внимания непоседливых детей. Развитие внимания - это коррекционно-развивающая задача каждого урока. Назовем приблизительные формулировки таких задач:
- развивать способность концентрировать внимание на материале;
- содействовать концентрации внимания точностью установок;
- содействовать формированию и распределению внимания при рассматривании картины;
- добиваться осознанного переключения внимания при смене видов работ;
- развивать умение переключать внимание при чередовании устных и письменных работ;
- обеспечить распределение внимания в условиях взаимодействия слова и наглядности на уроке;
- преодолевать отвлечение внимания на уроке;
- активизировать произвольное внимание средством пересказа по цепочке;
- формировать произвольное внимание учеников, опираясь на непроизвольное в условиях дидактической игры;
- обеспечить развитие произвольности внимания путем четкой организации учебного процесса.
Особенности в развитии внимания детей с нарушениями слуха связаны с тем, что для них большее значение имеет зрительное восприятие, а значит, основная нагрузка по переработке поступающей информации ложится на зрительный анализатор. Поэтому глухие дети быстрее и больше утомляются, чем нормально слышащие, следствием этого является усиление неустойчивости внимания. У глухих детей отмечаются трудности переключения внимания, им требуется больше времени на «врабатывание», что приводит к снижению скорости выполняемой деятельности, увеличению числа ошибок. В процессе школьного обучения у детей с нарушенным слухом произвольное внимание развивается, формируются основные его свойства. Процесс запоминания у глухих опосредован анализом деятельности с предметами по соотнесению вновь воспринятого с удерживаемым ранее. На эффективность образной памяти существенное воздействие оказывает умение глухих детей выделять в воспринимаемых объектах общие и частные признаки, обращать внимание на отдельные явления, однако эти явления могут быть несущественными. Глухие дети в основном выделяют яркие, запоминающиеся явления. Они начинают распознавать в предметах сначала частное, а потом общее, вначале формируется умение видеть несущественное, а лишь потом выделять особенности существенного.При непроизвольном запоминании предметов наглядного характера глухие дети отстают по всем показателям от нормально слышащих. Так, в дошкольном возрасте дети хуже запоминают места расположения предметов. В младшем школьном возрасте глухие имеют менее качественные характеристики образной памяти, поэтому путают нахождение и изображение предметов, сходных по внешнему виду или назначению. Сами изображения предметов глухие дети запоминают менее точно, чем их нормально слышащие сверстники. По характеру произвольного запоминания наглядного материала можно сделать вывод о том, что у глухих детей образы предметов менее систематизированы. Глухие дети почти не пользуются приемами образного запоминания, что наносит серьезный урон процессу запоминания. В процессе обучения глухих детей для привлечения и регуляции внимания важно использовать различные виды чувствительности, например тактильную и вибрационную.Таким образом, развитие внимания у глухих детей заключается в становлении произвольного внимания как сознательного и контролируемого, в формировании основных свойств внимания, таких, как устойчивость, распределение, переключаемость.
В целях обеспечения большей продуктивности внимания глухих школьников необходимо возможно более полная их информированность об условиях предстоящей деятельности. Большое значение для повышения эффективности внимания глухих школьников имеет стимулирование с помощью дополнительных установок. Установка на повышение качественных показателей деятельности приводит к сокращению числа ошибок и обычно не снижает темп работы. При педагогическом воздействии, направленном на повышение продуктивности внимания, необходимо учитывать индивидуальный стиль работы каждого ученика.
Литература
Алишаускас А. Исследование словесной памяти глухих школьников // Дефектология. 1980. № 6. С. 20.
Богданова Т.Г. Сурдопсихология. М., 2002.
Выготский Л. С. К психологии и педагогики детской дефективности // Дефектология. 1974. № 3. С. 24.
Гоголева А. В. Особенности развития внимания глухих школьников // Дефектология. 1981. № 3. С. 11.
Григорьева Н. М. Коррекционная технология развития наглядно-образного мышления детей со слуховой депривацией /Психолого-педагогические проблемы развития речемыслительной деятельности детей с особенностями психофизического развития: Материалы Междунар. науч. – практ. конф., посвящённой 75-летию со Дня рождения К.Г. Ермиловой. Мн.: НИО, 2004. С. 72-74.
Григорьева Т. А. Формирование логического мышления глухих детей. Мн., 1990.
Григорьева Т.А. Сурдопсихологические исследования в Беларуси (в ретроспективе и перспективе) /История психологии в Беларуси: состояние и перспективы развития: Материалы II Междунар. науч. конф. Мн., 2003. С. 296-299.
Добрынин Н. Об исследовании воображения детей // Дефектология. 1980. № 4.
Ермолович З. Г. Тифлопсихология: чувственное отражение мира в условиях визуальной депривации: Учеб.-метод. пособие. Мн.: БГПУ, 2004.
Лебедев Д. И. Особенности словесных ассоциативных связей у слабослышащих учащихся 1 отделения // Дефектология. 1984. № 4. С. 17.
Нудельман М. М. О некоторых особенностях формирования мечты у глухих школьников // Дефектология. 1981. № 4. С. 7.
Обухова Т. И. Организация работы по развитию наглядного мышления в детском саду для глухих детей: Метод. рекомендации. Мн.: РИИУ, 1982.