Особенности развития познавательной активности младших школьников
Особенности развития познавательной активности младших школьников
Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал — одна из основных задач современной школы. Школа должна расширить круг преподаваемых знаний, умений и навыков, чтобы удовлетворить высокие требования к организации и методике обучения учащихся. Успешная реализация этой задачи во многом зависит от сформированности у учащихся познавательной деятельности, которая имеет свои особенности. Так, младший школьный возраст является очень важным периодом в становлении личности ребёнка, развитии его мыслительных процессов, интенсивном формировании познавательной активности, умения учиться
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Особенности развития познавательной активности младших школьников»
Особенности развития познавательной активности младших школьников
Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал — одна из основных задач современной школы. Школа должна расширить круг преподаваемых знаний, умений и навыков, чтобы удовлетворить высокие требования к организации и методике обучения учащихся. Успешная реализация этой задачи во многом зависит от сформированности у учащихся познавательной деятельности, которая имеет свои особенности. Так, младший школьный возраст является очень важным периодом в становлении личности ребёнка, развитии его мыслительных процессов, интенсивном формировании познавательной активности, умения учиться. Детский возраст открыт и восприимчив к процессам познания, к умению удивляться. Психологические особенности младших школьников, их природная любознательность, отзывчивость, особая расположенность к усвоению нового, готовность воспринимать всё, что даёт учитель, создают благоприятные условия для развития познавательной деятельности.
Поскольку каждый ребенок обладает свойственным только ему набором талантов и способностей, перед школой встала проблема и необходимость в выработке новых форм и методов обучения, активизирующих познавательную деятельность учащихся, которые вовлекали бы и учеников, и учителей в процесс познания. Долгое время процесс обучения был недостаточно индивидуализирован, учебный материал был ориентирован на среднего ученика. Личность одарённого ученика не получала должного развития. Использование на уроках новых форм и методов обучения, активизирующих познавательную деятельность учащихся, должны были решить данную проблему.
В современной школе учитель, работающий в школе, должен постоянно стимулировать и поддерживать интерес детей к изучаемым предметам, в том числе и к математике, их желание узнать что-то новое. Многие психологи отмечают, что проблема понижения интереса к математике возникает вследствие того, что учителя начальных классов сводят проведение уроков математики к использованию только стандартных заданий. Такой подход значительно ограничивает возможности повышения эффективности учебного процесса, а также понижает результативность обучения математике. Умение заинтересовать математикой зависит от того, как поставить даже очевидный вопрос, и от того, как вовлечь всех учащихся в обсуждение сложившейся ситуации. Творческая активность учащихся, успех урока целиком зависит от методических приемов, которые выбирает учитель[9].
Приёмы активизации познавательной деятельности очень разнообразны и имеют специфические особенности. Развитие познавательной активности учеников начальных классов тесно связано с их возрастными, эмоционально-психологическими особенностями. Поэтому важно грамотно подобрать ту или иную педагогическую технологию, которая позволитобучающемуся развиваться, участвовать в таких видах деятельности, как игровой, познавательной, трудовой и общении.
Одной из основных технологий является технология коллективного обучения, когда вырабатывается самостоятельность, коллективизм: все учат каждого и каждый учит всех. Работа в парах позволяет развивать самостоятельность, коммуникативные умения, речь, память, логическое мышление, формируется адекватная оценка личности.
Существует ряд других технологий, которые способствуют развитию познавательной активности при обучении младших школьников:
Технологию полного усвоения, когда все дети осваивают материал, но для каждого выбираются свои методы, формы, условия, время;
Технологию разноуровневого обучения. Она предполагает создание педагогических условий в учебном процессе для включения каждого ученика в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития. Эта технология предусматривает уровневую дифференциацию. (Например, задания повышенной трудности – для сильной группы, задания менее трудные – для слабой группы);
Технологию исследовательского обучения – это поиск новых познавательных ориентиров. ( Группы учащихся самостоятельно получают знания, а не готовые от учителя);
Технологию игрового обучения – это тематические игры с учебно – дидактическим материалом. (Например, «Математическая рыбалка», «Математическая эстафета», «Ромашка», «Решето», урок-путешествие, урок-сказка, урок-игра.)
Технологию модульного обучения, когда ребята самостоятельно достигают целей учебно – познавательной деятельности в процессе работы с модулем. Модуль – это функциональный узел, в качестве которого выступает программа обучения. Шаг за шагом идёт работа учащихся. Содержание обучения представлено в блоках: каждый ученик получает от учителя письменные рекомендации о том, как действовать, где искать материал. Обучающийся работает максимум времени самостоятельно, что даёт ему возможность осознавать себя в процессе работы[27].
Одной из особенностей развития познавательной активности младших школьников является тот факт, что усвоить учебный материал можно лишь при достаточной активности у учащихся познавательных процессов и активном психическом состоянии.Важнейшим звеном по активизации познавательной деятельности является создание определённых условий, при которых у детей возникает потребность в познании, в овладении способами человеческого мышления.
Существует многообразие деятельностей, в которые включается ребенок. Остановимся на технологии игрового обучения, так как этот вид деятельности всегда представляет для учащихся интерес. Игра - составная часть деятельности. В школьной практике наибольшее распространение получили дидактические игры, так как они в наибольшей степени способствуют обучению иразвитиюдетей. Амонашвили Ш.А. писал, что без игры на уроке невозможно увлечь ребенка в мир знаний и нравственных переживаний, сделать его активным учеником и творцом урока[18]. Игра в полной мере соответствует активной природе младшего школьника. Знания становятся понятны ребенку в том случае, если усвоение их происходит активно. В связи с этим нами опытно-экспериментальным путем были выделены следующие условия повышения эффективности использования игры на уроках математики, которые способствуют активизации познавательной деятельности младших школьников:
1. Учет возрастных особенностей.
2. Использование материала различной степени трудности.
3. Использование разнообразных физминуток.
4. Построение нетрадиционных уроков.
5. Использование сюжетных игр.
6. Использование простой и емкой наглядности.
7. Применение игр-соревнований.
8. Использование нестандартных занятий.
9. Применение задач в стихах[27].
Таким образом, в современной практике обучения математике соблюдение данных условий позволит не только разнообразить работу на уроке, но и сделать использование игровых технологий наиболее эффективными, что оказывает немаловажное влияние на формирование учебной деятельности младших школьников и активизирует их мыслительную деятельность.
Не менее важной особенностью развития познавательной активности младших школьников является то, что современные дети активно увлекаются всевозможными гаджетами, а, следовательно, чтобы детям в современной школе интересна была математика, нужно использовать на уроках элементы информационных технологий.
Информационно – коммуникативные технологии с каждым днём всё активнее используются в образовательном процессе, являясь необходимым элементом образовательного процесса в начальной школе. С помощью информационных технологий можно максимально полно задействовать фактор наглядности при изучении математики и развивать познавательную мотивацию школьников к получению новых знаний. Ученики хорошо воспринимают урок с использованием ИКТ, так как они помогают создавать условия успешности каждого ученика на уроке, значительно улучшает четкость в организации работы класса или группы учащихся, позволяют создавать информационную обстановку, стимулирующую интерес и пытливость ребенка[36].
Еще одной особенностью развития познавательной активности младших школьников является применение на уроках математики здоровьесберегающих технологий.
Учитывая повышенную двигательную активность учащихся начальных классов, необходимо проводить физкультминутки, имеющих двигательно-речевой характер. Также целесообразно использовать на уроках элементы здоровьесберегающих технологий профессора В. Ф. Базарного: периодическая смена поз, физкультминутки для глаз с помощью расположенных в пространстве ориентиров. Это могут быть разного рода траектории, по которым дети «бегают глазами, бумажные офтальмотренажёры, например, пирамидки или тарелки с разноцветными кружками[13].
Таким образом, можно выделить следующие особенности развития познавательной активности младших школьников:
Учет психолого-возрастных или психофизических особенности младшего школьного возраста, связанных с мыслительными процессами, с формированием познавательной активности, умением учиться.
Использование на уроках математики элементов информационно – коммуникативных технологий.
Подбор педагогической технологии, которая позволит обучающемуся развиваться, участвовать в таких видах деятельности, как игровая, познавательная, трудовая и коммуникативная.
Применение на уроках математики здоровьесберегающих технологий.