kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Организация проектной деятельности по математике"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на тему"Организация проектной деятельности по математике"

Просмотр содержимого документа
«"Организация проектной деятельности по математике"»

Выступление на тему: «Организация проектной деятельности по математике»

«Скажи мне - и я забуду,

учи меня - и я могу запомнить,

вовлекай меня - и я научусь»

 Бенджамин Франклин

Тема выступления «Проектная деятельность на уроках математики» выбрана мной не случайно. В последние десятилетия, в связи с внедрением и использованием информационных технологий в процесс образования, метод проектов в обучении школьников становится популярным.

В мировой практике этот метод не является новым, он возник в США во второй половине 19 века. Американский ученый Джон Дьюи предложил вести обучение через целесообразную деятельность ученика, с учетом его личных интересов и целей

Метод проектов привлек внимание и русских педагогов в начале 20 века и стал применяться сначала в опытных, а затем и в массовых школах. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. В 30-х годах Шульгин и Крупенина разработали проектные программы, в которых учебные предметы заменили работой по выполнению заданий-проектов, таких, как «Поможем ликвидировать безграмотность». Но в 1931 году Постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден и в России больше не предпринималось серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике. Вместе с тем в зарубежной школе метод проектов нашел широкое распространение и приобрел большую популярность из-за рационального сочетания теории и практики.

В конце 20 века для решения задачи воспитание инициативных, творчески мыслящих, коммуникативных людей в образовании стали использовать активные методы обучения, в том числе и метод проектов, который не только обучает, но и дает умение работать с информацией.

Этот метод изначально использовался больше учителями технологии, как организация специальной исследовательской деятельности учащихся, а на уроках математики традиционно считалось и считается, что проще подробно объяснить и порешать определенное количество примеров и задач, чем заниматься проектной деятельностью. Поэтому в процессе обучения процесс познания и открытия остается за рамками учения.

В современном обществе возникла проблема - оно остро нуждается в людях, которые готовы к саморазвитию, социализации. Для её решения необходимо сделать учебный процесс более интересным, раскрыть перед учащимися значение получаемых в школе знаний и их практическое применение в жизни. В этом помогает организация исследовательской и проектной деятельности, которая позволяет решать задачи личностно-ориентированного подхода в обучении подрастающего поколения. Вероятность внести определенный вклад в развитие науки учащимися не слишком велика, и немногие из них смогут стать учеными-исследователями, но, тем не менее, значение использования данного метода трудно переоценить.

Во время выполнения проекта ученики разбиваются на группы, распределяют роли, самостоятельно добывают знания, учатся свободно ориентироваться в информационном поле, развивают память, мышление, получают опыт познавательной и учебной, исследовательской деятельности, учатся представлять результат проделанной работы, живут творческой жизнью.

Что такое творчество?

Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее, ценное не только для одного человека, но и для других.

Что такое проект? Это слово заимствовано из латыни, оно означает «выступающий», «бросающийся в глаза», «то, что предшествует действию», в словарях трактуется как замысел, план. В современной трактовке проект – технология, которая включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути.

Творческий проект − это «шесть П»:

  • Проблема

  • Планирование

  • Поиск информации

  • Продукт

  • Презентация.

  • Портфолио

Работа над проектом ведется поэтапно. Исходя из такого понимания, можно сформулировать основные требования к учебному проекту, определить деятельность учеников и учителя:

1-П. Подготовка к выполнению проекта: формирование групп, выделение проблемы, выдача заданий. Роль учителя на этом этапе – посеять (не навязать) разумное зерно, т.к. проект не должен быть мыльным пузырем, он должен иметь практическое решение и применение в жизни, поэтому тема проекта определяется на основе практики.

Что вызывает трудность у учителя на этом этапе? Выбор темы, которая была бы интересна и ученику, и учителю, соответствовала бы возрасту учащегося и была бы нова.

2-П. Планирование работы. Учитель распределяет обязанности, определяет время индивидуальной работы. Здесь необходимо помнить, что надо постараться избежать разочарований детей в работе, т.к. это может отбить желание в будущем приниматься за какие-либо исследования.

3-П. Поиск информации, исследование: учащиеся осуществляют поиск, отбор и анализ нужной информации; экспериментируют, находят пути решения возникающих проблем. Учитель корректирует ход выполнения работы.

4-П. Продукт-обобщение результатов. Они должны быть, что называется, «осязаемыми». Если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая − конкретный результат, готовый к использованию. Продукт проектирования − учебный проект, в качестве которого могут выступать буклет, сборник задач или загадок, рисунки, текст выступления, реферат, доклад, мультфильм, презентация.

5-П. Презентация, представление готового продукта.

6-П. Создание портфолио. Сегодня словом портфолио называют список работ или достижений ученика, представляющих его умения, навыки и знания с лучших сторон.

Приведу примеры из практики своей деятельности.

В настоящее время я нахожусь на этапе осмысления и творческого освоения метода учебного проекта: внедрением и апробацией проектно-исследовательской деятельности в образовательное пространство с учащимися данной школы я занимаюсь 2-й год. Вместе с 8 классом мы осваивали этот метод. Принцип работы над проектами созвучен эпиграфу: я помогу тебе сделать это самому! И мы начали делать, творить.

Изучив методику, типы, требования к проектам, я пришла к выводу, что нам подойдут мини-проекты или краткосрочные, на 2-3 урока, внутри классные. Дети еще маленькие, уровень умений исследовательской деятельности не высокий и долгосрочные проекты им не под силу. Краткосрочные проекты вызывают интерес, активность, дают возможность проявить творческую индивидуальность. Просмотр и оценку проектов мы производим всем классом, что позволяет школьникам учиться на собственном опыте и опыте других. Это стимулирует познавательные интересы учащихся, дает возможность получить удовлетворение от результатов своего труда, осознать ситуацию успеха в обучении.  

Я считаю, что очень важно положительно оценить результаты работы детей над проектом, подчеркнуть их индивидуальный вклад в проект. Я оцениваю не объём освоенной информации, а применение информации.

Чтобы заинтересовать учащихся, учителю требуется постоянно совершенствовать свои знания, вносить в работу элементы творчества, осуществлять исследовательский подход к решению проблем, возникающих в учебно-воспитательном процессе. Учитель становится научным руководителем, который исследует вместе с детьми, ищет доказательства, помогает сделать выводы.

Темы проектных работ учащимся были предложены мною, но некоторые были подсказаны ситуациями на уроках.

Например, при прохождении темы «Натуральные числа» (5 класс) мы готовили групповой проект: учащиеся сочиняли сказки о числах, нарисовали раскраски для младших школьников, составили кроссворды, которые мы объединили в одну проектную работу «Натуральные числа» (игровой вид проекта). Каждый выбирал занятие по душе: кто-то проводил исследование истории возникновения чисел, подбирал материал, кто-то готовил материал о значении числа в жизни, творческие дети сочиняли сказки, рисовали раскраски, картинки к сказкам. Работа над проектом побудила к творчеству и тех ребят, которые не полностью осваивают учебный материал. Получился очень интересный проект с элементами исследования, творчества.

Изучение темы «Параллелепипед» подтолкнуло нас создать проект практико-ориентированного типа. Данная тема относится к разряду краткосрочных проектов. Задание на проект заключалось в разработке развертки и создания макета параллелепипеда. Такой вид проекта показал математическую сущность окружающего мира.

Тема «Обыкновенные дроби» тоже не осталась без внимания. Проекты «Дроби в нашей жизни» и «История возникновения дробей» добавились в нашу копилку (информационный и практико-ориентированный тип). Цели проекта: способствовать качественному росту математических компетенций учащихся при изучении тем «Действия с обыкновенными дробями», формированию умения применять полученные на уроках математические знания при решении нестандартных практических задач.

К 8 марта ученица подготовила проект «Женщины-математики» (информационный тип проектов).

В заключении отмечу, что особенность метода проектов очевидна – в ходе проектной деятельности у учащегося возникает личная заинтересованность в получении новых знаний. снимается страх «плохой оценки», создаётся положительная мотивация к учебной деятельности, что очень важно в практико-ориентированном обучении. Поэтому сегодня проектная и исследовательская деятельность занимает особое место в процессе обучения. А закончить выступление хотелось моим любимым стихотворением

Дети – это чудо света.

Я увидел это сам

И причислил чудо это

К самым чудным чудесам.

Мы пред будущим в ответе:

Наша радость, боль и грусть,

Наше будущее дети!

Трудно с ними, и пусть!

В наших детях – наша сила,

Внеземных миров огни.

Лишь бы будущее было

Столь же светлым, как они.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Организация проектной деятельности по математике"

Автор: Баланова Людмила Викторовна

Дата: 13.02.2020

Номер свидетельства: 539442

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Организация проектной деятельности учащихся с использованием ИКТ на уроках математики"
    ["seo_title"] => string(80) "orghanizatsiia_proiektnoi_dieiatiel_nosti_uchashchikhsia_s_ispol_zovaniiem_ikt_n"
    ["file_id"] => string(6) "351280"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1477140957"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Организация проектной деятельности обучающихся "
    ["seo_title"] => string(60) "orghanizatsiia-proiektnoi-dieiatiel-nosti-obuchaiushchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "107535"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403286748"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) ""Организация проектной деятельности в начальной школе" "
    ["seo_title"] => string(62) "orghanizatsiia-proiektnoi-dieiatiel-nosti-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "125313"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414949254"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Использование метода интеллект -карт при организации проектной деятельности учащихся "
    ["seo_title"] => string(99) "ispol-zovaniie-mietoda-intielliekt-kart-pri-orghanizatsii-proiektnoi-dieiatiel-nosti-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "215097"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1432571108"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(191) "ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ. "
    ["seo_title"] => string(119) "organizatsiia-proiektnoi-dieiatiel-nosti-uchashchikhsia-kak-usloviie-formirovaniia-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii"
    ["file_id"] => string(6) "135104"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416851820"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства