Просмотр содержимого документа
«Организация проектной деятельности, как средство развития УУД»
Организация проектной деятельности как средство развития УУД
Как тут не вспомнить слова А.Н. Толстой
«В человеке заложены безграничные источники творчества, иначе бы
он не стал человеком. Нужно их освободить и вскрыть, ставя
человека в подходящие общественные и материальные условия.»
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности.
Проблема компетентностного подхода в образовании на сегодняшний день является одной из самых актуальных. Тип человека современности и ближайшего будущего - самостоятельный, коммуникабельный, умеющий работать в группе, готовый и способный постоянно учиться новому, самостоятельно добывать и применять нужную информацию.
Что же такое "проект"? В дидактическом аспекте - это план, замысел. Метод проектов - система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий-проектов.
Этот метод возник во второй половине XIX века в США.
• Размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы.
• Принимать самостоятельные аргументированные решения.
• Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.
Виды классификации проектов
По доминирующей деятельности учащихся
1) Практико-ориентированный проект нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика. Эти проекты отличаются четко обозначенным с самого начала результатом деятельности участников, который может быть использован в жизни класса, школы, района, города и др. Форма конечного продукта при этом разнообразна – от учебного пособия до пакета рекомендаций. Ценность проекта - в реальности использования продукта на практике и его способности решить заданную проблему.
2) Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов. При выполнении проекта должны использоваться методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и др.
3) Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры и возможности ее коррекции по ходу работы.
4) Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть альманахи, театральные постановки, спортивные игры, произведения изобразительного и прикладного искусства, видеофильмы, радиопередачи и др.
5) Ролевой проект. Разработка и реализация подобного проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут себе роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев с целью создания различных социальных или деловых отношений через игровые ситуации. Результат проекта остается открытым до самого конца.
По комплексности
1) Монопроекты реализуются, как правило, в рамках одного учебного предмета или одной области знания. Руководителем такого проекта выступает учитель-предметник. Интеграция осуществляется лишь на этапе подготовки продукта к презентации: например компьютерная верстка альманаха, музыкальное оформление спортивного праздника.
2) Межпредметные проекты выполняются только во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знаний. Они требуют глубокой содержательной интеграции уже на этапе постановки проблемы. Например, проект по теме «Золотое сечение в искусстве, геометрии, природе» требует одновременно художественный, геометрический, биологические аспекты.
По продолжительности
1) Мини-проекты могут укладываться в один урок или часть урока.
2) Краткосрочные проекты требуют выделения 4-6 уроков, которые используются для координации деятельности групп учащихся. Основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации выполняется вне урока.
3) Долгосрочные проекты могут выполнятся как в группах, так и индивидуально. Весь цикл реализации годичного проекта – от определения темы до презентации – выполняется во внеурочное время.
7. Проект строится по принципу «пять П».
1.Проблема.
Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной проблемы. Нет проблемы – нет деятельности. или применением данной темы в различных жизненных ситуациях.
2.Планирование действий.
В ходе разбора и обсуждения проекта вырабатывается план совместных действий ученика и учителя. Создаётся банк идей и предложений.
3.Поиск информации
обязательное условие каждого проекта. Большую поддержку в этом оказывают Интернет ресурсы. Найденная информация, обрабатывается, осмысливается. После совместного обсуждения выбирается базовый вариант. 4.Продукт.
например: памятка по методам решения задач, сборник ключевых задач по изучаемой теме, мультимедийные продукты
5. Презентация результатов
представление готового продукта. Иными словами, защита самого проекта,
Метод проектов можно использовать в учебном процессе для решения различных небольших проблемных задач в рамках одного-двух уроков. В этом случае тема проекта связана с темой урока я использую информационные проекты, которые направлены на сбор информации о каком-то объекте с целью ее анализа, обобщения и представления для учащихся класса
Для работы над проектом формируется группа из 4- 5 человек. В каждой группе распределяются роли: генератор идей, презентатор, дизайнер, критик, энциклопедист, секретарь потом дается проблемная задача
Для 5 класса можно организовать проектные работы по следующим темам
Тема
Исследование
Натуральные числа
Когда возникли, первые обозначения, разряды, классы.
Отрезок. Длина отрезка
Мера длины в разных странах, сравнение с мерой длины в России
Площади и объемы
Единицы измерения площадей, когда возникла метрическая система мер
Обыкновенные дроби
Почему возникла необходимость введения
Десятичные дроби
История возникновения, кто впервые ввел
Проценты
Где, когда, зачем ввели, какова необходимость
По теме: «Прямоугольные треугольники» можно организовать исследование:
Взаимосвясь признаков равенства произвольного и прямоугольного треугольников. Что такое признаки, кто ввел, как использовались прямоугольные треугольники в древности, связь признаков.
Подробнее хочу остановиться на учебном проекте «Разложение многочленов на множители»
1П – что такое разложение на множители, где применяется, способы разложения на множители
2П – обсуждаем, какая литература понадобится, распределяем роли работу
3П – на уроке каждая группа предоставляет информацию о значимости этого приема, объяснила принцип выполнения заданий
4П - приходим к единому выводу и зафиксируем его в тетрадях
5П - каждая группа дает задания по своему пункту
Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, школьники учатся самостоятельно добывать знания, получают навыки ориентирования в потоке информации, учатся анализировать, обобщать, сопоставлять факты, делать выводы и заключения. У учащихся формируется научно- теоретическое, нестандартное мышление, развивается способность к рефлексии.
В заключение провожу рефлексию. Предлагаю следующие вопросы для обсуждения:
-Появились ли у вас новые знания, умения в процессе работы над проектом?
-Что в работе над проектом было наиболее интересным?
- Каковы были основные трудности и как вы их преодолевали?
-Какие можете сделать себе замечания и предложения на будущее?
Благодарю учеников и обязательно их награждаю, вручая диплом разработчика проекта, научного исследователя, лучшего дизайнера и т.д. Каждому из участников проекта ставлю отметку по математике за данную тему. Естественно, что этой отметкой является "пять". Положительные эмоции и успех учеников рождают желание работать дальше.
Таким образом, проектная деятельность формирует социальный опыт школьников в труде и общении, способствует их интеллектуальному росту, расширяет кругозор, как в области своего предмета, так и в окружающей действительности, даёт возможность лучше раскрыть собственный потенциал, что развитие познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий.