Проектная деятельность как средство развития коммуникативных навыков детей с ЗПР
Проектная деятельность как средство развития коммуникативных навыков детей с ЗПР
В работе рассматривается опыт организации развития коммуникаитивных УУД у учащихся начальной школы в рамках инклюзивного образования через проектную деятельность. Всё это актуально в свете введения с 1 сентября 2016 года СФГОС.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Проектная деятельность как средство развития коммуникативных навыков детей с ЗПР
Федеральный государственный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья планирует результаты обучения, предполагающие формирование универсальных учебных действий, которые означают умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Но дети с ОВЗ имеют ряд психологических и речевых особенностей, затрудняющих формирование УУД.
2) недостаточные: наблюдательность к языковым явлениям; развитие способности к переключению; развитие словесно-логического мышления; способность к запоминанию словесного материала; развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений; сформированность произвольности в общении и деятельности.
Речевые особенности: 1) недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя; развитие связной речи; 2) трудности: овладения учебными понятиями, терминами; формирования и формулирования собственных мыслей.
Современная действительность требует того, чтобы ребенок владел определённым набором коммуникативных навыков, умел творчески и нестандартно мыслить, грамотно свои мысли излагать, умел сотрудничать с окружающими людьми. Очень важны эти умения для учащихся с ОВЗ. Актуальным в данном случае будет то, что дети с ОВЗ, в частности дети с ЗПР, испытывающие некоторые трудности в общении, по мере своих возможностей смогли бы овладеть необходимым, жизненно важным набором этих качеств. Что делало бы их более успешными в окружающем пространстве, давало бы стимул к большему преодолению внутренних комплексов, помогало ориентироваться в различных жизненных ситуациях.
Внеурочная деятельность является тем структурным компонентом ФГОС, который решает целый комплекс проблем у учащихся с ОВЗ, стимулирует развитие коммуникативных навыков.
Большая часть моей педагогической практики направлена на работу с детьми ОВЗ. Это и ребенок-инвалид со множественными пороками развития (слабовидящий, с тяжелой степенью умственной отсталости), также дети-инвалиды (болезни сердца, туберкулез костей), дети с легкой и средней степенью умственной отсталости, дети с задержкой психического развития. В данный период времени работаю в общеобразовательном классе, где наряду с обычными детьми проходит обучение ребенок с задержкой психического развития.
Если говорить о внеурочной деятельности, то следует сказать, что для детей с ОВЗ данная работа является источником положительных эмоций, делает их успешными в глазах окружающих и, прежде всего, для самих себя. Это психологическая сторона вопроса. Что касается развития ребенка, то внеклассная работа – это обширное поле для коррекционной, развивающей деятельности. Если такая работа грамотно организована, то она даст мощный толчок для развития детей с ОВЗ. В своей практике я стараюсь использовать различные формы внеурочной работы. Это, прежде всего, кружковая деятельность: танцевальная студия, литературное кафе, кружок информатики. Сотрудничаю с сельской библиотекой: библиотечные уроки, литературные игры, викторины, презентации книжных выставок, конкурсы. Такая работа часто организуется во время работы группы продленного дня. Проектная деятельность также имеет немаловажное значение в работе с детьми ОВЗ.
Отклонения в развитии ребенка приводят к тому, что он выпадает из социально и культурно обусловленного пространства. Нарушается связь ребенка с социумом, культурой как источником развития, поскольку взрослый носитель культуры не знает, каким образом передать социальный опыт, который каждый нормально развивающийся ребенок приобретает без специально организованных условий воспитания. Поэтому роль школы заключается в создании таких условий, в которых ребенок будет развиваться всесторонне. Что позволит сформировать у него все необходимые социальные компетентности. Целью воспитания детей с ОВЗ в наиболее общем смысле является введение в культуру ребенка, по разным причинам выпадающего из социального пространства. Только полноценно развиваясь в поле своей культуры, ребенок с ОВЗ может получить полезные для него знания, умения и навыки, достичь жизненной компетенции, освоить формы социального поведения, принятые в семье и гражданском обществе.
Хочу представить исследовательский проект «Тайна снежинки», руководителем которого являлась.
С января 2016 года в 3 классе Липчинской СОШ стартовал проект. С помощью анкетирования в классе мы выяснили, что мы знаем о снежинке. Одним из вопросов анкеты был: существуют ли одинаковые снежинки. Мнения разделились, но большинство ребят посчитали, что не существует, но объяснить, почему, не смогли. Возникла проблема: почему в природе не существует одинаковых снежинок.
Целью нашего проекта стало изучить снежинку как объект науки и искусства. Были поставлены следующие задачи:
Задачи:
Формирование научно-практических знаний о снежинке;
Формирование экологических основ через наблюдение, сравнение и анализ данных научных фактов о снежном покрове;
Развитие художественно-творческих способностей через музыкальное, изобразительное, литературное, хореографическое искусство и кинематограф;
Развитие информационных навыков;
Воспитание навыков сотрудничества, взаимопомощи, работы в коллективе, в группе, индивидуально;
В классе заработал творческо-исследовательский центр «Снежинка». В центре было открыто несколько направлений работы, связанных с разными сферами науки и искусства.
Метеорологическая станция
Естественно-научная кафедра
Экспериментальная лаборатория
Конструкторское бюро
Лингвистический факультет
Литературное кафе
Мультипликационная студия
Студия изобразительного искусства
Танцевальная студия
Для каждого из направлений был назначен ответственный. Ответственные назначались с учетом индивидуальных особенностей и способностей ученика. Но идеей открытия данного центра было то, чтобы под началом лидера потрудились все остальные. Таким образом, большинство попробовало себя и в роли лидеров и в то же время проявило себя в разных сферах науки и искусства. Также мы получили определенный продукт в ходе своей работы.
Сотрудник метеостанции фиксировал и анализировал данные о высоте снежных сугробов в разных населенных пунктах. Считал среднюю высоту сугроба в данный период времени.
Сотрудники естественно-научной кафедры искали материал и делились новыми научными изысканиями. Например, объясняли, как зарождается снежинка, решали задачи, в которых присутствовали необычные факты о снежинке.
Продуктом конструкторского бюро были созданные модели разных типов снежинок.
В экспериментальной лаборатории был проведен эксперимент по выращиванию кристаллов. С середины января по середину марта в специальном солевом растворе происходил процесс наращивания кристаллов. Продуктом стали снежинки, выращенные искусственно.
Снежинку также изучали с точки зрения языка. Продуктом стало составление общего кластера всех однокоренных слов с корнем снег-снеж. А также заинтересовавшись этим словом, решили узнать, как оно звучит в других языках.
Работая в литературном кафе, ребята писали сказку «Моя снежинка». Лучшее произведение было отправлено на районный конкурс «Серебряное перышко».
В танце мы попытались показать процесс зарождения снежинки.
Студия изобразительного искусства. Ребята пробовали в рисунке передать красоту снежинок, их неповторимость. И приняли участие в выставке творческих работ «Кружевные фантазии» в Липчинском культурно-досуговом центре.
В год российского кино мы не обошли вниманием кинематограф. Создали мультипликационный фильм «Притча о снежинках».
В ходе работы мы пришли к выводам:
В природе не бывает двух одинаковых снежинок, в редких случаях их форма может совпадать, но на атомном уровне их структура различна.
На форму снежинки влияет множество факторов: скорость падения, температура, солнце, ветер, столкновения с другими снежинками.
Снежинки очищают воздух от вредных примесей.
Снег отражает губительные спектры солнечных лучей. Люди, живущие в снежных районах планеты, не подвержены заболеваниям, которыми страдают южане
Чем выше снежные сугробы, тем лучше сохранятся растения от вымерзания, будет богаче урожай
Слово «снежинка» имеет внутреннюю красоту звучания и значения.
В литературе снежинка представлена в разных амплуа: фея, колдунья, девочка-пушинка, капелька-льдинка и кристально-чистая душа.
В изобразительном искусстве показана разнообразная цветовая гамма снега.
Итогом нашей деятельности стала открытая конференция-праздник «Тайна снежинки», на которую были приглашены родители, коллеги, администрация школы, а также ученики других классов. На конференции ребята представили свои доклады с результатами работы. Проявив свои таланты в разных областях науки и искусства, учащиеся обрели определённый багаж знаний и умений.
Ценность данного проекта для учащегося с ЗПР в том, что ребенок работал наравне с остальными, участвовал во всех направлениях. Для развития коммуникативных навыков учащегося с ЗПР полезным явилась работа по лингвистике (подбор однокоренных слов с корнем снег-снеж), работа в конструкторском бюро (сотрудничество в малой группе, где ребята конструировали модели разных типов снежинок), съемки репортажа с места событий (ребенок учился правильно, четко строить диалог с «журналистом», который брал у него интервью), в коллективных видах деятельности (выращивание кристаллов, разучивание танца) ребенок старался налаживать бесконфликтное общение, партнерские отношения. Над своей письменной речью трудился во время сочинения собственной сказки «Моя снежинка». Самой важной частью проекта стало то, что мальчик наравне с остальными учащимися выступал на итоговой конференции-празднике, где представил свой доклад о разных моделях снежинок.
Проектная деятельность – важная составляющая работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Баранова Ю.Ю., Солодкова М.И., Яковлева Г.В. Программа коррекционной работы. Рекомендации по разработке. Начальная школа. – М.: Просвещение. 2014 г.
Буторина О.В. Формирование универсальных учебных действий у детей с ограниченными возможностями здоровья. // Начальная школа, 2016, № 7, стр. 74-76.
Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. – М.: Просвещение. 2013 г.