Организация исследовательской работы в учебной деятельности при преподавании математики и информатики
Организация исследовательской работы в учебной деятельности при преподавании математики и информатики
Актуальным для каждого учителя сегодня является вопрос: «Как учить?». Как включить учеников в самостоятельную учебно-познавательную творческую деятельность, чтобы они сами «открывали» новые свойства и отношения, а не получали их от учителя в готовом виде? Исследовательская деятельность учащихся и использование ИКТ помогают развитию важнейших компетенций для современной жизни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Организация исследовательской работы в учебной деятельности при преподавании математики и информатики»
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ МАТЕМАТИКИ И ИНФОРМАТИКИ
Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе.
А. Н. Колмогоров
Развитие информационного общества, научно-технические преобразования, рыночные отношения требуют от каждого человека высокого уровня профессиональных и деловых качеств, предприимчивости, способности ориентироваться в сложных ситуациях, быстро и безошибочно принимать решения.Поэтому актуальным для каждого учителя сегодня является вопрос: «Как учить?». Как включить учеников в самостоятельную учебно-познавательную творческую деятельность, чтобы они сами «открывали» новые свойства и отношения, а не получали их от учителя в готовом виде? Совершенно очевидно, что школа не в состоянии обеспечить ученика знаниями на всю жизнь, но она может и должна вооружить его методами познания, сформировать познавательную самостоятельность.
В моей практике одним из методов повышения интереса к предмету является вовлеченность учащихся в исследовательскую работу. Исследовательской деятельностью называют один из видов творческой деятельности учащихся, которая характеризуется рядом особенностей:
1. Исследовательская деятельность связана с решением учащимися творческой задачи с заранее неизвестным решением. Этим она отличается от проектной деятельности, которая предполагает четкое прогнозирование результата и ясное представление о конечном продукте деятельности.
2. Несмотря на то, что исследовательская деятельность является самостоятельным творческим процессом приобретения новых знаний, она обязательно должна проходить под руководством специалиста, т.к. её целью является уяснение сущности явления, достижение истины.
Итак, исследовательская работа является одним из форм самостоятельной работы учащихся по добыванию знаний под руководством учителя. При этом учащийся действует в соответствии со своими интересами и предпочтениями, занимает творческую, авторскую позицию при выполнении исследования, т. е. самостоятельно ставит цели своей деятельности.
Исследовательские работы имеют структуру, приближенную к подлинным научным исследованиям. Такие работы предполагают аргументацию актуальности темы, определения проблемы, предмета, объекта, целей и задач учебного исследования. Обязательны выдвижение гипотезы исследования, обозначение методов (наблюдение, лабораторные эксперименты, моделирование, социологический опрос и др.) Заканчивается исследовательская работа оформлением результатов и публичной защитой.
Обучение приёмам научно – исследовательской деятельности способствует развитию творческого склада мышления, творческого подхода к явлениям действительности, формированию умений давать объективную оценку этим явлениям и способности ориентироваться в дополнительных источниках знаний и ресурсов. Отсюда чрезвычайно важно показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребёнка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые ещё предстоит приобрести. Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания иногда из разных областей, получить реальный и ощутимый результат.
Приведу примеры исследовательских работ учащихся из моей практики. В работе «Симметрия в красоте чувашских узоров» Ярушева Ангелина на основополагающийвопрос: «В чем красота и гармония чувашских национальных узоров?» выдвинула гипотезу: «Симметрия - как уникальное средство познания красоты, сочетая талант мастера с его геометрическими умениями, придает чувашским узорам порядок, гармонию, совершенство». Применяя различные методы исследования:наблюдение, сравнение, опрос, изучение и анализ литературных источников, она сумела показать, что национальные чувашские узоры являются продуктом длительного исторического развития. Используя свойства симметрии можно создавать узоры на компьютере с помощью простейших программ. А это значит, что интерес детей к компьютерным технологиям можно направить в конструктивное русло по изучению отечественных духовных и национальных традиций. Работа заняла на районном уровне второе место, на VII Региональной научной конференции учащихся в Набережночелнинском КФУ – 3 место. Автор работы «Графы в исследовании моей родословной» Федорова Виктория для исследования своей родословной использует теорию графов. Рассматривает 7 вопросов для подтверждения своей гипотезы: «Использование теории графов способствует четкому и наглядному представлению родословной семьи». Ученице на примере своей родословной удалось показать, что представление генеалогического древа семьи в виде графа придает наглядность и простоту. В программах Paint и Microsoft Word строит восходящее и нисходящее древо родословной. В построенном родословном древе, заменив имя каждого члена семьи на название места проживания ученица указывает на демографическую проблему в своем населенном пункте. Изучает свою фамилию. Изображая граф по терминам родства, показывает, как велика роль семьи в жизни человека. А по задачам на родственные отношения, решенных с помощью графов, можно сделать вывод о том, что составление родословной пробуждает интерес школьника не только к своим корням, но и изменяет взгляды на математику, развивает умение применять теорию графов в реальной жизни.
Результаты участия в конкурсах: I Республиканская научно-практическая конференция учащихся «Интеллект 21 века » имени В. И. Андреева. СОШ №143, г. Казань – 3 место. 2018 год. Районная научно – практическая конференция школьников по физике и математике «Исследуем и проектируем». 1 место. Научно-практическая конференция «Мой первый шаг в науку», Альметьевский государственный нефтяной институт – 2 место, денежный сертификат. В рамках этой же конференции благотворительный фонд «ТАТНЕФТЬ» по программе «Одаренные дети» отметил доклад ученицы: «Графы в исследовании моей родословной» дипломом и ценным подарком. 2019 год.
Таким образом, исследовательская деятельность учащихся и использование ИКТ помогают развитию важнейших компетенций для современной жизни: способность делать выбор, брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решения, владеть навыками взаимодействия с окружающими людьми, владеть устным и письменным обобщением, а также информационными технологиями. А для того чтобы ученик хотел активно развивать свои творческие способности, ему непременно нужна помощь доброго и умного педагога, который заметит творческую индивидуальность своего ученика и позволит ей раскрыться в самых различных видах деятельности.