kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Опыт работы учителя математики

Нажмите, чтобы узнать подробности

опыт работы учителя математики. Развитие ключевых компетенций.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Опыт работы учителя математики»

ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Развитие ключевых компетенций учащихся на основе применения на уроках математики инновационных методов и технологии электронного обучения»

Слинько Любовь Алексеевна, учитель математики

1. Информационный блок

1.1. Название темы опыта

Тема опыта «Развитие ключевых компетенций учащихся на основе применения на уроках математики инновационных методов и технологии электронного обучения»

1.2. Актуальность опыта

Одна из важнейших задач, которая стоит перед современной школой – это необходимость формирования и развития ключевых компетенций - формирование "новой системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся". Отсюда и компетентностный подход в обучении. В его основе лежит задача научить людей самостоятельно решать жизненные проблемы, применять те умения, которые помогают человеку ориентироваться в новых условиях личной и общественной деятельности, достигая поставленных целей.

Тема является актуальной, так как в современных условиях качество образования зависит не от объема фактических знаний обучающегося, а от уровня владения ключевыми компетенциями.

Проблемность выбранной темы заключается в том, что усвоение обучающимися ключевых компетенций – это длительный процесс, который опирается на возрастные особенности интеллектуального развития и познавательные способности личности. Результаты многочисленных диагностик, проведенных известными психологами, свидетельствуют, что формирование способностей рассуждать, используя гипотезы, формулировать и работать с абстрактными понятиями заканчивается к 15 годам. В 10-м классе только половина обучающихся применяют в своей деятельности абстрактный способ мышления. Кроме того, у них формируется такой логический прием, как классификация. И только в 11-ом классе укрепляется способность к обобщениям, умение составления развернутых характеристик объектов изучения. Поэтому задача учителя создать условия и контролировать зону ближайшего развития ученика, оказать ему максимум помощи, чтобы в зоне актуального развития ученики самостоятельно дополняли полученные знания, вырабатывали умения и навыки.

1.3. Цель опыта

Способствовать повышению качества образования, развитию ключевых компетенций обучающихся через систематическое применение на уроках математики инновационных методов и технологии электронного обучения.





1.4. Задачи опыта

-повысить качество обучения, развития  и  воспитания  обучающихся за счёт совершенствования организационных форм образовательного процесса,  совершенствования методики обучения;

- проанализировать результативность использования инновационных методов и электронных технологий как средства формирования ключевых компетенций обучающихся.

1.5. Длительность работы над опытом

Продолжительность работы по данной теме составляет 4 года. Основные этапы работы следующие:

  1. Изучение психолого-педагогической литературы по теме. Одновременно с изучением литературы рассматривался практический опыт по классификации компетенций А. В. Хуторского.

  2. Подбор и обоснование форм, методов и приёмов по развитию ключевых компетенций подростков на уроках математики. Также на данном этапе проводилась опытно-экспериментальная работа по включению в процесс обучения форм, методов и приёмов по развитию ключевых компетенций обучающихся.

  3. Проведение уроков математики, подготовка обучающихся к сдаче ГИА с использованием разработанных материалов.

  4. Рефлексия

2. Описание технологии опыта

2.1. Ведущая идея опыта

Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые им надо решить».

Роджер Левин

Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. Сама жизнь заставляет нас активно использовать инновационные методы и технологии электронного обучения в образовательном процессе, прежде всего, чтобы снять различные негативные тенденции, облегчить процесс усвоения суммы знаний по каждому конкретному предмету. Основная идея опыта – работу с учебным материалом на уроке необходимо сделать средой для развития ключевых компетенций обучающихся.

Исходя из основных целей образования, а также структуры социального опыта, опыта личности, основных видов деятельности ученика А.В.Хуторской выделяет семь групп ключевых компетенций:

1. Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами обучающегося, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика, программа его жизнедеятельности в целом.

2. Общекультурные компетенции. Это круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности. Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира.

3. Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности.

4. Информационные компетенции. Это совокупность компетенций в сфере информационной деятельности с использованием комплекса современных информационно-компьютерных технологий. Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

5. Коммуникативные компетенции. Это совокупность компетенций в сфере коммуникативной деятельности. Они включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.

6. Социально-трудовые компетенции. Это совокупность компетенций в различных сферах социальной и трудовой деятельности человека. Сюда входят знания и опыт в сфере гражданско-общественной деятельности, социально-трудовой сфере, в сфере семейных отношений, в сфере экономики и права, в области профессионального самоопределения.

7. Компетенции личностного самосовершенствования. Это совокупность компетенций, направленных на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Учащийся овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения.

Несомненно, что компетентностный подход требует внесения изменений в условия реализации процесса обучения, корректировки всех его компонентов – целей, содержания, методов и форм обучения. Для его реализации принципиально необходимыми условиями являются следующие:

-изменение роли педагога — от транслятора знаний и способов деятельности к организатору образовательного процесса, к проектированию индивидуальной траектории интеллектуального (личностного) развития каждого обучающегося;

- изменение подхода к целеполаганию как процессу самостоятельной внутренне мотивированной процедуре постановки целей;

- определение общепредметного содержания образования и ключевых, общепредметных, предметных компетенций (определение и отбор содержания образования, необходимого для формирования компетентности учащегося);

- изменение методов обучения, которое должно содействовать выявлению и формированию образовательных компетенций в зависимости от личных склонностей обучающихся;

- применение принципиально иных (альтернативных) оценочных процедур, которые должны учитывать особенности приобретаемого опыта (набора компетенций), который у каждого обучающегося будет своим;

- создание образовательной среды, стимулирующей к формированию ключевых компетенций.

Современные обучюащиеся, как участники информационного общества – это люди экранной динамичной информации. Психологи утверждают, что информация на экране монитора, проектора воспринимается ими намного лучше, чем печатная книжная информация. Анимация, видеоизображение, звук делают изучаемые события и явления более наглядными, а, значит, и доступными, таким образом, превращая процесс обучения в более комфортный для обучающегося. Использование ИКТ на уроке позволяет рационально организовать рабочее время учителя и обучающихся, т.к. учителю не нужно писать на доске мелом, отвернувшись от класса, развешивать таблицы, менять демонстрируемый материал и т.д. Заранее подготовленная информация к уроку появляется в нужно время, в эстетичной форме, в заранее продуманном темпе и объеме.

2.2 Описание сути опыта

Главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся и развивающемся обществе, формирование у него способностей к саморазвитию. Сущность такого обучения состоит в ориентации учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию. Образование должно развивать механизмы инновационной деятельности, находить творческие способы решения жизненно важных проблем, способствовать превращению творчества в норму повседневной жизни человека, которая применима во всех сферах его деятельности.

Развитие умения мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, формирование творческого «нешаблонного» мышления, развитие обучающихся за счет максимального раскрытия их природных способностей, используя новейшие достижения науки и практики, - основные цели применения инновационных технологий в образовательном процессе.

Использование ресурсов сети Интернет

При изучении геометрии в 10 классе обучающиеся сталкиваются с пространственным воображением буквально с первых уроков.

Для повышения эффективности учебного процесса в целом, используя электронные средства обучения, особое значение приобретают методы визуализации, адекватные зрительному восприятию и удобные для однозначного толкования полученных результатов. Образовательной виртуальной средой с насыщенным мультимедийным контентом являются виртуальные лаборатории, которые предоставляют возможность просмотра построения различного вида сечений тел в пространстве.

Например, на уроках геометрии применяю виртуальную образовательную лабораторию Построение вариационных сечений в зависимости от места положения выбранных точек», «Вид сечения и его свойства»и др.). Благодаря использованию мультимедиа-ресурсов я также могу предложить учащимся виртуальные экскурсии в природу, в музей.

Главное их преимущество – они позволяют проводить такие эксперименты, которые в реальности были бы невозможны по соображениям безопасности, временным характеристикам и т.п. Главный недостаток подобных программ – естественная ограниченность заложенной в них модели, за пределы которой обучаемый выйти не может в рамках своего виртуального эксперимента.

Использование ИКТ в сочетании с методом проектов, презентациями

Чтобы сделать учебный процесс наиболее познавательным и эффективным, применяю метод творческих проектов, который способствует развитию творческой, интеллектуальной, активно действующей личности. Учащимися при подготовке к уроку созданы проекты по правилам построения сечений и использованием их в окружающем нас мире. С презентациями учащиеся выступают на обобщающих уроках, уроках-лекциях, уроках-семинарах, научно-практических конференциях.

На уроке целью презентации может быть: актуализация знаний, сопровождение объяснения учителем нового материала, первичное закрепление знаний; обобщение и систематизация знаний.

Данная форма позволяет мне представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией. В этом случае задействуются различные каналы восприятия материала, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память учащихся.

Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения. Это становится возможным благодаря свойствам интерактивности электронных учебных приложений, которые наилучшим образом приспособлены для организации самостоятельной познавательной деятельности обучающихся.

Adobe Flash (ранее Macromedia Flash), или просто Flash – мультимедийная платформа компании Adobe для создания веб-приложений, мультимедийных презентаций, анимаций. В основе анимации во Flash лежит векторный морфинг, то есть плавное «перетекание» одного ключевого кадра в другой. Программирование во Flash позволяет создавать интерактивные тесты и более сложные задания, при выполнении которых ученик может ввести ответ с клавиатуры или выбрать его из предложенного множества ответов, а затем проверить правильность выполнения задания. Разрабатываемые учебные материалы можно использовать на уроках для фронтальной работы на интерактивной доске, для групповой или парной работы в компьютерном классе, для самостоятельной работы учеников дома на собственных персональных компьютерах, материалы удобно применять во внеурочной работе при подготовке учащихся к сдаче ГИА. Первым видом заданий, которые используются наиболее часто и могут быть созданы в разных оболочках, являются интерактивные тесты с выбором одного или нескольких правильных ответов, интерактивность заключается в возможности проверить правильность каждого ответа и подсчете общего количества правильных ответов. Во Flash легко создавать тесты соответствия, причем можно использовать как прием введения последовательности ответов с клавиатуры, так и прием «перетаскивания» объектов, в ходе которого правильный ответ совмещается с соответствующим вопросом. После выполнения задания возможно осуществить проверку.

Преимущество таких электронных интерактивных продуктов, самостоятельно разработанных учителем, заключается в том, что они позволяют учесть особенности как самого педагога, так и уровень подготовки учеников, позволяют включить ученика на этапе работы за компьютером в процесс диалогового взаимодействия с программой, дают возможность расширить набор педагогических приемов и методов учителя, повысить эффективность его педагогического труда за счет увеличения доли самостоятельной работы учащихся по предмету и могут быть легко адаптированы к любым педагогическим методам и технологиям.

В своей практике применяю имеющиеся учебные электронные пособия на различных этапах урока: при изучении нового материала, для закрепления полученных знаний, контроля знаний, выполнения лабораторных и практических работ, получения дополнительной информации на уроке.

Коррекция и контроль знаний учащихся

Для коррекции и контроля знаний учащихся использую как готовые, так и самостоятельно составленные тесты.

Электронное тестирование упрощает поиск пробелов в усвоении материала, позволяет определить слабые стороны учебной программы, позволяет акцентировать внимание на особо значимых аспектах. Структура тестов обусловлена принципами «от теории к практике», «от простого к сложному». Сначала идут вопросы с множественным выбором – установление соответствий между группой понятий и определений, за ними следуют вопросы на понимание основных элементов рассматриваемой темы. Используются как вопросы с единственно правильным ответом, так и с упорядоченной последовательностью ответов по критериям выборки.

Программные системы контроля знаний, к которым относятся опросники и тесты. Главное их достоинство – быстрая удобная, беспристрастная и автоматизированная обработка полученных результатов. Главный недостаток – негибкая система ответов, не позволяющая испытуемому проявить свои творческие способности. По таким программам тренажерам ученики могут готовиться к тематическому контролю, к сдаче ГИА по математике.

Использование сайта

Используя сайт, имею возможность поместить дополнительную текстовую информацию по основным темам курса, видеоматериалы, задания, тесты, вопросы к зачету на повторение и т.д. Удобен в работе с учащимися на период каникул, когда необходимо продолжить работу по той или иной теме курса, подготовку к зачётам, ГИА и т.д.

Таким образом, применение инновационных методов и электронных технологий способствует повышению интереса обучающихся к обучению, развивают их всесторонне, показывают значение математики как прикладной науки.

2.3. Результативность и эффективность опыта

Результаты работы по формированию компетенций предстают перед нами в виде учебных и личностных достижений обучающихся на различных уровнях:

– результаты контроля знаний в любой форме, выполнение обучающимися творческих заданий на учебных занятиях и презентация результатов своей деятельности, в том числе на ГИА;

- участие учащихся в конкурсах, проектах на уровне школы, района и т.д.

Таким образом, представленные методы обучения способствуют:

  • активизации познавательной деятельности;

  • возникновению новых мотивов познавательной деятельности и, как следствие, росту интереса к предмету;

  • формированию творческого мышления;

  • развитию коммуникативных способностей;

  • выполнению заданий исследовательского характера;

  • применению полученных знаний в жизни.

Заключение

На основании опыта можно сделать следующие выводы:

1. Благодаря электронным средствам обучения усвоение материала происходит быстро, непринужденно, с интересом. Это подтверждает и анализ качества знаний.

2. Правильно подобранная форма обучения способствует эффективному сочетанию учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с творческой деятельностью школьников.

3. Использование в процессе обучения компьютерных технологий способствует: эффективному усвоению учебного материала; помогает сделать процесс обучения более разнообразным и увлекательным, личностно-развивающим; позволяет принципиально расширить возможности учителя в выборе и реализации средств и методов обучения.

4. Грамотно организованная деятельность на уроке ориентирует учащихся на овладение определенными компетенциями:

познавательной – проявляется в возрастании интереса к предмету, развитии умения учиться и оперировать своими знаниями;

информационной – характеризуется быстротой получения нужной информации, способностью владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации, умением критически оценивать полученные для работы медиа источники;

коммуникативной - в ходе работы обучающиеся обращаются за консультациями к специалистам, при защите своих работ не только представляют структурированные материалы, но и отвечают на вопросы по затронутой проблеме, отстаивают собственную точку зрения на данную проблему;

самоорганизации - при работе над проектом или исследовательской работой обучающиеся ставят учебные цели и задачи, самостоятельно составляют план работы, распределяют время на выполнение того или иного вида деятельности;

самообразовательной - способность к самообразованию, организации собственных приемов самообучения, высокий уровень ответственности за уровень личной самообразовательной деятельности, гибкость применения знаний, умений и навыков в новых нестандартных условиях.

5. Актуальность применения инновационных методов и технологии электронного обучения заключается в:

появлении качественно нового типа урока (его значимые характеристики - динамика, информативность, большой спектр наглядных пособий, в том числе для возможности качественной проверки знаний обучающихся с помощью тестов, тренажеров, динамических моделей);

ускорении учебного процесса благодаря более тесному взаимодействию между учителем и обучающимися, развитию способности к самообразованию, организации собственных приемов самообучения, высокому уровню ответственности за уровень личной самообразовательной деятельности, гибкости применения знаний, умений и навыков в новых нестандартных условиях.

Опыт может быть интересен учителям, которые любят свой предмет, имеют высокий уровень самообразования и стремятся развивать ключевые компетенции обучающихся.

Приложение 1.

Литература:

  1. Анатова Н.Я. Информационные технологии в школьном образовании / Н.Я.Анатова. - Москва, 1994.

  2. Запрудский Н. И. Моделирование и проектирование авторских дидактических систем / Пособие для учителей. – Мн.: Сэр-Вит, 2008. – 340 с.

  3. Запрудский Н. И. Современные школьные технологии-2. Мн: Сэр-Вит, 2010. 252 с.

  4. Запрудский Н. И. Педагогический опыт:  обобщение и формы представления: Пособие для учителя. – Минск.: Сэр-Вит, 2014.  256 с.

  5. Кашлев С.С. Интерактивные методы обучения [Текст] : учебно-методическое пособие / С. С. Кашлев ; рец. Л. П. Гимпель. - Минск: ТетраСистемс, 2011. - 224 с

  6. Кашлев С.С. Современные технологии педагогического процесса: Пособие для педагогов. – Мн.: Высшая школа, 2002. – 93 с.

  7. О путях внедрения компетентностного подхода в образовательную практику: дидактический и управленческий аспекты / Компетентностный подход в образовании: история и современность: тезисы докладов Междунар. Науч.-практ. Конф / гл. ред. Т.И. Мороз и др. – Минск: МГИРО, 2013. С. 5-7.

  8. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образо­вания/ Е.С.Полат. — Москва,1999.

  9. Тюко В.В. Диагностика и коррекция уровня сформированности общеучебных интеллектуальных умений школьников/ В.В.Тюко/– 2013. -№12. – С.53-58.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Опыт работы учителя математики

Автор: Слинько Любовь Алексеевна

Дата: 09.12.2019

Номер свидетельства: 531037

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Опыт работы учителя математики Оганесян Раи Сергеевны по теме: «Интернет- территория творчества »"
    ["seo_title"] => string(80) "opyt_raboty_uchitielia_matiematiki_oghaniesian_rai_sierghieievny_po_tiemie_intie"
    ["file_id"] => string(6) "421932"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1497516752"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Предметные недели в школе. Математика. "
    ["seo_title"] => string(44) "priedmietnyie-niedieli-v-shkolie-matiematika"
    ["file_id"] => string(6) "109914"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1405230351"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(256) "Использование элементов технологии самосовершенствования  личности на уроках математики в классах коррекционно – развивающего обучения "
    ["seo_title"] => string(156) "ispol-zovaniie-eliemientov-tiekhnologhii-samosoviershienstvovaniia-lichnosti-na-urokakh-matiematiki-v-klassakh-korriektsionno-razvivaiushchiegho-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "243241"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445681277"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(259) "Методические рекомендации "Организация индивидуальной работы обучающихся на уроке математики как средство повышения качества образования""
    ["seo_title"] => string(80) "metodicheskie_rekomendatsii_organizatsiia_individualnoi_raboty_obuchaiushchikhsi"
    ["file_id"] => string(6) "594884"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1639568788"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(191) "Развитие познавательных интересов учащихся на уроках математики через технологию проектного обучения "
    ["seo_title"] => string(125) "razvitiie-poznavatiel-nykh-intieriesov-uchashchikhsia-na-urokakh-matiematiki-chieriez-tiekhnologhiiu-proiektnogho-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "245575"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1446143917"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства