Использование элементов технологии самосовершенствования личности на уроках математики в классах коррекционно – развивающего обучения
Использование элементов технологии самосовершенствования личности на уроках математики в классах коррекционно – развивающего обучения
В данной работе описывается опыт работы учителя математики Каиль Г. К. в коррекционных классах VII вида, Если оценивать опыт организации таких классов в отдельной общеобразовательной школе, то, действительно, не менее 50—60% учащихся начальных классов коррекционно-развивающего обучения (КРО) могут перейти в традиционную систему и продолжить обучение в 5—9 классах по общеобразовательным программам. Однако другие 40—50% детей с ЗПР после начальной ступени обучения остаются в классах КРО; они должны усвоить обязательный минимум образования, несмотря на недостаточную математическую или лингвистическую подготовку, в связи этим и приведены конкретные формы работы в таких классах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование элементов технологии самосовершенствования личности на уроках математики в классах коррекционно – развивающего обучения »
«Использование элементов технологии самосовершенствования личности на уроках математики в классах коррекционно – развивающего обучения»
Обобщение опыта учителя математики МБОУ СОШ №10 Каиль Гузель Катибовны
1. Введение В настоящее время всех детей можно разделить на три большие группы: нормально развивающиеся дети; одаренные дети; дети с нарушениями в развитии. Группа детей с нарушениями в развитии по статистическим данным ряда стран составляет от 4,5 до 11℅ в зависимости от того, какие нарушения учитываются. Число таких детей из года в год возрастает, ибо возрастают факторы риска, среди которых наиболее опасны: отягощенная наследственность, патология беременности или родов у матери, хронические заболевания у родителей, неблагоприятные экологические ситуации, курение матери во время беременности, алкоголизм родителей, неблагоприятный психологический микроклимат в семье и школе По данным НИИ детства, ежегодно рождается 5 - 8℅ детей с наследственной патологией, 8 – 10 % имеют выраженную врождённую или приобретенную патологию, 4 – 5% составляют дети – инвалиды, значительное число детей имеют стертые нарушения развития.
Если оценивать опыт организации таких классов в отдельной общеобразовательной школе, то, действительно, не менее 50—60% учащихся начальных классов коррекционно-развивающего обучения (КРО) могут перейти в традиционную систему и продолжить обучение в 5—9 классах по общеобразовательным программам. Однако другие 40—50% детей с ЗПР после начальной ступени обучения остаются в классах КРО; они должны усвоить обязательный минимум образования, несмотря на недостаточную математическую или лингвистическую подготовку .
На уроках математики, как и на других создаю оптимальные условия для усвоения программного материала. Важное внимание уделяю отбору базового материала, который осуществляется в соответствии с принципом доступности. Дифференцированный подход предполагает оптимальное приспособление учебного материала и методов обучения к индивидуальным особенностям каждого ученика. Использую на уроках разноуровневые карточки. На каждом уроке применяю занимательные элементы, тем самым пробуждаю интерес к предмету, развиваю задатки самосовершенствования личности – побуждать ученика работать самому, а не только впитывать готовую информацию.
В классах коррекционно-развивающего обучения ежеурочно систематически возвращаюсь к ранее изученному материалу сначала через короткие, а затем через длительные промежутки времени, постоянно контролирую и оцениваю знания учащихся, иначе, как бы хорошо ни усвоили учащиеся материал, через некоторое время они его забывают. Наиболее удобной формой закрепления и повторения учебного материала являются задания в виде математического диктанта. Выбираю систему повторения, к примеру, через 1, 3, 5, 7, 9 уроков.
Чтобы удержать внимание учащихся в течение всего урока, общую оценку выставляю в конце урока. В течение урока каждый ученик получает три-четыре отметки, оценку «2» практически не получает никто из учащихся. Оценивая ученика важно помнить, что отметка используется правильно лишь в том случае, когда она способствует достижению успеха и в целом развитию учащихся.
Психолого – педагогическая характеристика детей с ЗПР
ЗПР конституционного присхождения
ЗПР соматогенного происхождения
ЗПР психогенного происхождения
ЗПР церебрально – органического присхождения.
ЗПР конституционного присхождения
Состояние задержки психического развития определяется наследственностью. Дети с данным типом ЗПР отличаются гармоничной незрелостью одновременно телосложения и психики, что дает основание обозначить такую форму задержки, как гармонический психофизический инфантилизм. У детей данной группы наблюдается значительное отставание психического развития от паспортного возраста, что проявляется преимущественно в эмоционально-волевой сфере при относительно сохраненной (хотя и замедленной по сравнению с нормой) познавательной деятельностью.(Хаматова Ольга)
ЗПР соматогенного происхождения
Дети этой группы рождаются у здоровых родителей. Задержка развития - следствие перенесенных в раннем детстве заболеваний, влияющих на развитие мозговых функций: хронических инфекций, аллергии, дистрофии, стойкой астении, дизентерии. Длительные, тяжело протекающие, часто хронические заболевания резко снижают психический тонус детей. (Григоренко Влада)
ЗПР психоденного происхождения
Дети этой группы имеют нормальное физическое развитие, соматически здоровы. По данным исследований, у большинства таких детей имеется мозговая дисфункция. Их психический инфантилизм обусловлен социально-психологическим фактором - неблагоприятными условиями воспитания. (Домрачев Андрей)
ЗПР церебрально – органического происхождения
Нарушение темпа развития интеллекта и личности обусловлено в данном случае более грубым и стойким локальным нарушением созревания мозговых структур. (Грехова Катя)
Основные принципы обучения детей с ЗПРнужна адаптация объема и характера учебного материала к познавательным возможностям учащихся, для чего необходимо систему изучения того или иного раздела программы значительно детализировать: учебный материал преподносить небольшими порциями, усложнять его следует постепенно, необходимо изыскивать способы облегчения трудных заданий:дополнительные наводящие вопросы;наглядность - картинные планы, опорные, обобщающие схемы, «программированные карточки», графические модели, карточки-помощницы, которые составляются в соответствии с характером затруднений при усвоении учебного материала;приемы-предписания с указанием последовательности операций, необходимых для решения задач;помощь в выполнении определенных операций;образцы решения задач;поэтапная проверка задач, примеров, упражнений.
Основные технологические требования для формирования индивидуально-коррекционного подхода к учащимся при развитии у них мыслительной деятельности.
Общая коррекционная направленность всего процесса обучения, обеспечивающая учащимся режим жизнедеятельности
Развитие у учащихся воспроизводящих способов мышления, которые являются основой для усвоения знаний
3. Использование проблемных заданий, которые всегда предполагают частично-поисковый метод обучения
4.Целенаправленное развитие конкретных мыслительных операций и способов действия на основе их речевого опосредования, проговаривания.
Формирование у ребенка рефлексии, которая в первую очередь связана с мотивацией учения, осознанием действий и контроль хода выполнения действий.
Практика показывает высокую отзывчивость детей с ЗПР на коррекционную работу, которая определяет следующие пути и средства педагогической поддержки детей с ослабленным вниманием, памятью:
микроалгоритмическая организация деятельности учащихся на уроке (выслушать устное задание еще раз);
дополнительный контроль за занятостью ребенка; при признаках истощения внимания смена деятельности на другую, более легкую;
использование разнообразных видов занятий, игровых моментов;
применение красочного наглядного дидактического материала вместо комплексных занятий, сложных инструкций, требующих переключения внимания на последовательную постановку одноцелевых заданий;
организация самопланирования и самопроверки как обязательных этапов любой самостоятельной работы ученика на уроке, оречевление учеником своей деятельности.
Для формирования положительного отношения к учению можно выделить следующие направления в работе учителя. Прежде всего |учитель должен:
заботиться о создании общей положительной атмосферы на уроке, I
постоянно снижать тревожность детей, исключая упреки, выговор, иронию, насмешку, угрозы и т. д., стремясь исключить страх школьника перед риском ошибиться, забыть, смутиться, неверно ответить;
создавать ситуации успеха в учебной деятельности, формирующие чувство удовлетворенности, уверенности в себе, объективной самооценки и радости;
шире опираться на игру как ведущую деятельность ребенка с ЗПР, включая интеллектуальные игры с правилами, активно используя игротехнику на каждом этапе урока, делать игру естественной формой организации быта детей на уроке и во внеурочное время;
целенаправленно эмоционально стимулировать детей на уроке, предупреждая опасные для учения ощущения скуки, серости,
монотонности посредством включения разных видов деятельности.
.Материалы для диагностики некоторых составляющих интеллектуальной сферы учащихся
Натуральные числа и шкалыАнализ отношений В каждом задании курсивом напечатаны пять слов. Под этим списком должны стоять еще четыре слова, разбитые на две пары. Из этих четырех слов даны только три. Выберите из списка одно слово, которое нужно поставить вместо знака вопроса, чтобы найденное четвертое слово находилось с третьим в таком же отношении, что и первое со вторым. 1.Величина, количество, цифра, счет, номер. Слово - буква. Натуральное число — ? II Цифра. 2. Числа, девять, символы, десять, бесконечное множество. Алфавит - тридцать три. Цифры - ? || Десять. 3.Температура, масса, цифра, количество предметов, величина. Слово—суть. Натуральное число — ? || Количество предметов.
Классификация1. Даны числа: 12, 0, 15, 1, 8, 5, 2, 3, 44. Распределите их по следующим признакам: однозначные числа двузначные числа натуральные числа в порядке возрастания целые числа цифры В каждом из четырех данных ниже списков подчеркните лишнее слово.Отрезок, прямая, луч, треугольник, фигура, квадрат. |Фигура. Сантиметр, миллиметр, дециметр, длина, метр, километр. || Длина. Тонна, центнер, масса, грамм, пуд. || Масса. Треугольник, прямоугольник, многоугольник, квадрат, пятиугольник. Многоугольник.
В каком отношении находится подчеркнутое вами слово в каждом из списков к заданию 2 с остальными словами из списка? В каждом списке лишним предполагается обобщающее слою. 4.Слова из данного ниже списка расставьте в окошки схемы на рис. 1.Треугольник, четырехугольник, пятиугольник, шестиугольник, прямоугольник, квадрат, многоугольник.
Действия с натуральными числамиКлассификация1.Разбейте данные ниже слова на два столбика и озаглавьте каждый столбик. Слагаемое, вычитаемое, сумма, частное, множитель, уменьшаемое, делитель, произведение, разность. Один столбик можно озаглавить «действие», а другой - «результаты действий». 2. Даны три ряда чисел. Укажите, по какому правилусоставлен каждый ряд чисел, и продолжите его еще на три числа в соответствии с этим правилом.а )1, 3, 5, 7, 9, 11,.... б)2. 4. 6. 8. 10… в) 1. 2. 4. 5. 7. 8. 10. 11. 13….
Развитие смысловой памяти Учитель читает по блокам пары слов, предварительно нацелив детей на запоминание. Блок 1 Блок 2 Буквенное выражение. Корень уравнения. Значение буквы. Неизвестное слагаемое. Подставить число. Верное равенство. Решить уравнение. Периметр треугольника. Затем учитель повторно читает первые слова в парах, а ученики записывают в своих тетрадях второе слово каждой пары. Проверка проходит так: учитель читает третий раз первое слово каждой пары, а кто-либо из учеников добавляет второе
Корректировка восприятия.Найти и исправить ошибки, если они есть в следующих действиях: а) 3,2 4 + 8 = 4,0; г) 29 + 7,1 = 100; б) 16,6 - 5 = 16,1; д) 25,16 + 0,4 =25,56; Действия с обыкновенными дробями
КлассификацияI. Выделение существенного признака объекта.Подчеркните два слова из слов, данных в скобках, которые находятся в наибольшей связи с обобщающим словом, стоящим перед скобками. Доля (апельсин, часть, целое, чеснок). Дробь (половина, треть, числитель, четверть, знаменатель) . Круг (арена, центр, солнце, колесо, радиус). Окружность (диаметр, колесо, кольцо, центр, бублик).
4.2.Упражнение для усвоения учащимися 5-6 классов приемов составления задач1.Составьте задачу, обратную следующей: «На одной ферме 847 коров, а на другой—на 309 коров больше. Сколько коров на двух фермах?» 2.Составьте задачу по краткой записи:— Зт — на 1 т больше, чем — в 2 раза меньше, чем — 3.Составьте задачи по выражениям:a. 12∙64 b. 18∙79-12∙64 c. (18 ∙79 – 12∙64): 3
4. «Купили 3 кг картофеля, 3 кг свеклы, 4 кг моркови, 5 кг яблок, 6 кг капусты,2 кг груш и 4 кг слив. Сколько было куплено килограммов овощей и сколько килограммов фруктов?» Составьте задачу, решаемую тем же способом, но с другим сюжетом.5.Составьте задачи, при решении которых:a. по известным частям находят целое; b. по целому и его частям находят другую часть. 6.Составьте задачи, используя слова:a. «ехали, проехали, осталось»; b. «было, изменили, стало»; c. «дороже» — «дешевле»; d . «легче» — «тяжелее».
Нестандартные виды домашних заданий, как элемент технологии саморазвития личности
1 VI класс, тема «Координаты точки на плоскости».
Карточка №1 А (-5; 1); М (2;-4) В(-3;1); N(0;-4) С (-2; 3); Т (0;-3) D(0;4); P(-2;-3) E(2;3); H(-3;-2) G(3;1); L(-1;-1); F(3;-1); S(-3;-1) К (2;-2); R (-3; 0) Карточка №2 A (-4; 4); В (-3; 4); С (-3; 3); D (-1; 2); E (4; 1); G (7; 0); L (4; 0); К (4; -4); M (3; -4); N (3; -2); P (-1; -1); S (-1;-1); T (-1; -4); R (-2; -4); H (-2; -1); Q (-4; 1); U (-6; 1); X (-6; 2); Y (-5; 2); 7 (-4; 3),
Карточка №2 A (-4; 4); В (-3; 4); С (-3; 3); D (-1; 2); E (4; 1); G (7; 0); L (4; 0); К (4; -4); M (3; -4); N (3; -2); P (-1; -1); S (-1;-1); T (-1; -4); R (-2; -4); H (-2; -1); Q (-4; 1); U (-6; 1); X (-6; 2); Y (-5; 2); 7 (-4; 3),
2.Задание на отработку вычислительных навыков. Если каплю крови рассмотреть в микроскоп, то в ней станут видны очень мелкие тельца красного цвета. ВIмм3 крови, т. е. в одной капле, заключается примерно...красных телец. Сколько же их всего в вашем теле? Если вы весите 40 кг, то в вашей крови примерно ... триллионов красных кровяных телец. Представим себе, что эта армия кружочков выложена друг за другом. Длина такого ряда составила бы ... км. Нитью такой длины можно было бы обмотать земной шар по экватору более ... раз.
Выполнив дома такое задание, ученики часто не могут дождаться следующего урока математики. Они подходят и спрашивают: «Действительно ли такое может быть? Мы несколько раз перерешали эти примеры. Могут ли быть такие большие числа?». Отсюда следует, что ученик не только сосчитал, но еще и несколько раз проверил расчеты, тем самым, это значит, что закрепление навыков проходит успешно.