Определение числовой функции. Область определения, область значения функции
Определение числовой функции. Область определения, область значения функции
Из опыта работа учителя математики первой квалификационной категории по теме "Определение числовой функции. Область определения, область значения функции"
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Определение числовой функции. Область определения, область значения функции»
Из опыта работа учителя математики первой квалификационной категории Дьячишиной Т.И.
по теме «Определение числовой функции. Область определения, область значения функции»
Оренбург, 2018г.
В 9 классе на тему «Числовые функции» отводится по программе 25 часов. За 2 года изучения школьного курса алгебры учащиеся уже привыкли к тому, что термин «функция» используется практически постоянно. Но точного определения функции пока нет, поэтому первый урок по данной теме начинаю с повторения материала 7-8 классов:
- какие функции в 7кл. мы с вами изучали?
линейная, прямая пропорциональность, квадратичная и постоянная функции.
- какая же функция называется линейной?
Это уравнение особого вида y=kx+m
- каким уравнением задается функция прямая пропорциональность? y=kx, k≠0
- квадратичная функция задается уравнением…
и
- частный случай линейной функции:
если k=0, то y=m – это постоянная функция
- назовите графики данных функций
В 8кл. продолжили изучать функции, вспомним их.
Это обратная пропорциональность, кусочная функция, функции , y=, квадратичная y=ax2+bx+c, а≠0
Теперь вспомним графики каждой из названных вами функций. На экране показаны графики функций. Ваша задача дать название функций и их графиков, если оно имеется, конечно, записать формулу для каждой из данных функций (см.рисунок).
Функции по №7, 8, 10, 11 нам еще предстоит изучить в 9 классе.
Мы с вами уже знаем 8 функций, их графики, формулы.
А что же такое функция? Запишите в справочник
Определение 1. Если даны числовое множество X и правило f, позволяющее поставить в соответствие каждому элементу x из множества X определенное число y, то говорят, что задана функция y=f(x) с областью определения X. При этом x называют независимой переменной или аргументом, а переменную y – зависимой переменной.
Определение 2. Область определения Д(f) – это все значения, которые принимает аргумент (если функция задана графически, то смотри на ось Ох).
Определение 3. Область значений Е(f) - это все значения, которые принимает y (если функция задана графически, то смотри на ось Оy).
В школьном курсе математики 5 ограничений, 5 запретов. Какие действия нельзя выполнять в математике?
- Делить на 0;
- под корнем четной степени должно быть число неотрицательное;
- , ≠0, x≠900
, ≠0, x≠00, x≠1800
2 ограничения будет изучать в 11 классе.
Сегодня на уроке изучаем первый тип ограничений – делить на 0 нельзя.
Далее работа по учебнику стр.57 №8.2-8.8 (г), например:
y=, где Д(f): 8+5x≠0
5x≠-8 Д(f)= (-∞;-1,6)ᵁ(-1,6;+∞)
x≠-1,6
y=, где Д(f):
решаем уравнение, знаменатель дроби приравниваем к нулю, а затем его корни исключаем.
Д(f)= (-∞;0.8)ᵁ(0.8;19) ᵁ(19;+∞)
На втором уроке изучаем второй тип ограничений, а именно «под корнем четной степени должно быть число неотрицательное», начиная с простых заданий, например:
y=, где Д(f): 2-x≥0
-x≥-2 Д(f)= (-∞;
x≤2
на третьем уроке рассматриваем более сложные задания, в которых встречаются оба типа ограничений, например,
y=, где Д(f):≥0
Решаем первое неравенство методом интервалов, выполнив преобразования для того, чтобы коэффициент при x был равен 1.
На четвертом уроке закрепляем умения и вырабатываем навыки нахождения области определения функций.
Проверяю уровень усвоения данной темя с помощью тестов:
Вариант I.
№1. Для каждой функции, заданной графически, укажите ее формулу, заполнив таблицу:
y=x
y=x-1
y=-x
y=x2
y=x2-1
y=-x2
y=-
y=
y=
а
б
в
№2. Укажите область определения функций, графики которых изображены
на рисунках а, б, в
(-∞; +∞)
(-∞; 0)
(0; +∞)
(-∞; +∞)
(-1; +∞)
(0; +∞)
(-∞;
а
б
в
№3. Запишите область значений выше указанных функций
(-∞; 0)
(0;+∞ )
(-∞; +∞)
(-∞;
(-∞; -1)
(-∞;
(0; ∞)
а
б
в
№4. Найдите Д(f)
а)
(-∞; +∞)
2) (0; +∞)
3)
б) y=
(-∞; -5)
(-∞;)
(-5; +∞)
в) y=
(5; +∞)
(-∞;)
а
б
в
Вариант II.
№1. Для каждой функции, заданной графически, укажите ее формулу, заполнив таблицу:
а
б
в
№2. Укажите область определения функций, графики которых изображены на рисунках а, б, в
(-∞; 0)
(-∞;
3) (-∞; +∞)
(-∞; +∞)
(-∞;
(-∞;0) ᵁ(0; +∞)
(-∞; +∞)
(-∞; 0)
(0; +∞)
а
б
в
№3. Запишите область значений выше указанных функций