kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обучение решению арифметических задач учащихся коррекционной школы VIII вида

Нажмите, чтобы узнать подробности

Арифметическая задача в курсе математики в школе VIII вида занимает значительное место. Однако для учащихся с интеллектуальной недостаточностью, вследствии нарушения у них всех компонентов познавательной деятельности относится к наиболее сложным видам работы и поэтому является самым "нелюбимым". Каким же образом привить детям интерес к решению задач?

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обучение решению арифметических задач учащихся коррекционной школы VIII вида»



Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с особыми возможностями здоровья «Вачская школа – интернат VIII вида»










Доклад

Тема: Обучение решению арифметических задач учащихся специальной

(коррекционной) школы VIII вида.













Подготовила учитель математики

Тюрина Татьяна Викторовна








2010 год


Главными задачами специальной (кор­рекционной) школы VIII вида являются максимальное преодоление недо­статков познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы школьни­ков с нарушением интеллекта и подготовка их к самостоятельной жизни и труду.

Основная общеобразовательная зада­ча обучения математике — прочное овла­дение учащимися системой доступных математических знаний, умений и навы­ков, необходимых в повседневной жиз­ни и в будущей профессии.

Арифметические текстовые задачи в курсе математики в школе VIII вида за­нимают значительное место. Они помо­гают раскрыть основной смысл арифметических действий, конкретизировать их, связать с определенной жизненной ситуацией. При решении задач у школь­ников развиваются произвольное внимание, наблюдательность, логическое мы­шление, речь, сообразительность; учащиеся учатся планировать и контроли­ровать свою деятельность.

Однако для учащихся с интеллектуаль­ной недостаточностью, вследствие нару­шения у них всех компонентов познава­тельной деятельности, решение задач от­носится к наиболее сложным видам рабо­ты и поэтому зачастую является самым «нелюбимым», нежеланным занятием.

Началом любой деятельности являет­ся мотивация. «Зачем я буду это делать?», «Для чего мне это нужно?», «А не смогу ли я без этого обойтись?» — такие вопро­сы мы, взрослые, часто задаем себе, прежде чем начать какое-либо дело. И такой подход более чем разумен. При­близительно такие же вопросы задает себе ребенок с нарушением интеллекта: «Зачем мне решать эту задачу? Какая мне от нее польза?» Несомненно, что такой подход к решению задачи не обеспечит успешность ее решения.

Для учащихся школы VIII вида харак­терны низкий уровень осознанности мотивов; быстрая сменяемость, неустой­чивость ведущих мотивов; затруднен­ность процесса опосредования мотивов, связанная с неумением поставить и осо­знать цель; нарушения смыслообразования мотивов, при которых мотив остает­ся лишь известным и не побуждает к действию. Мотивы детей с нарушением интеллекта бедны по содержанию. Кро­ме того, у таких детей недостаточно раз­вита любознательность, низка потреб­ность в приобретении знаний.

Каким же образом привить детям ин­терес к решению задач?

В качестве одного из способов повы­шения интереса к урокам математики и, в частности, к процессу решения ариф­метических задач я использую задачи с содержанием, отражающим интересы, потребности детей. Такие задачи мотивационно значимы, содержат факты и яв­ления, знакомые и близкие детям. Это позволяет пробудить у них интерес к данному виду работ, мобилизовать их возможности и, как следствие, сделать процесс обучения решению арифметических задач более эффективным.

В настоящее время в учебниках ма­тематики для школ VIII вида задачи не всегда отвечают потребностям ребенка. В основном это задачи на установление межпредметных связей, личностно не значимых для умственно отсталого школьника, и задачи, лишь отдаленно отражающие современную жизнь.

Обучение решению арифметических задач должно осуществляться в ситуаци­ях, личностно значимых для школьников с нарушением интеллекта.

Чтобы вызвать интерес у учащихся, текст задач нужно делать конкретным, доступным для понимания, вводить в их условие некоторые реальные названия, фамилии, имена, близкие детям, а также такие слова, как «у нас», «наш», «у них» и т.д. Например, предложите детям ре­шить задачу о своей школьной библио­теке, пусть в ней фигурирует ваш библи­отекарь, посчитайте с детьми те книги, которые заклеили во внеурочное время или на уроке труда.

Самой первой ступенькой в решении задачи является понимание детей: «А за­чем я буду это делать? Нужно ли мне решать эту задачу? Как мне пригодится умение решать задачу?»

Необходимо с 1 класса учить детей, что задача — это не некое навязанное учителем и им же придуманное задание, а важная проблема, которую придется решать сейчас, сегодня, завтра, на этой неделе. Дети должны воспринимать зада­чу не как набор слов и предложений, за­писанных на доске или в учебнике, а как рассказ, взятый из реальной жизни, из игры, книги, мультфильма и предложен­ный детям для разрешения важного во­проса.

Позиция ребенка после решения ин­тересной, значимой для него задачи бу­дет такой: «Сегодня, когда я пойду в ма­газин, я смогу сдачу посчитать», «Я сес­тре расскажу, что посчитал, сколько ве­сит медвежонок. Она удивится» или «Когда мы будем делать в классе (дома) ремонт, я буду знать, сколько потребует­ся рулонов обоев». Один из распростра­ненных ответов детей на вопрос: «Как ты думаешь, зачем нужно уметь решать та­кую задачу? (на определение цены, сто­имости, количества)» звучит так: «Чтобы в магазине не ошибиться».

Одним из важных аспектов формиро­вания мотивационной стороны деятель­ности при решении задач является учет групповых интересов детей класса. Нужно использовать принцип дифференцированного подхода при подборе задач. Поделите детей класса на группы с учетом их интересов. Например, трое мальчиков увлекаются футболом — пусть решают задачи о футбольных мячах, соревнованиях, призах. Две девочки увлекаются рисованием — им подойдут задачи о красках, карандашах, рисунках.

После появления у учащихся желания решать задачу можно перейти к следующему этапу — ознакомлению с ее содержанием. На практике очень часто приходится сталкиваться с тем, что дети в силу своих интеллектуальных нарушений просто не понимают содержания задачи, не знают некоторые слова, обороты речи. Посмотрите на задачу глазами умственно отсталого ребенка: сначала перед его взором, а затем в сознании предстает такая картина — безличный текст с непонятными словами, в котором встречаются отдельные знакомые слова и цифры. Ясно, что такая задача вызовет лишь беспокойство и раздражение, а порой и отторжение. Нужно добиться полного понимания каждым учеником смысла слов и содержания задачи в целом. Так, в учебнике для 2 класса есть задача о фермере, который приобрел технику для хозяйства. Слово «фермер» для детей 2 класса безлико и непонятно. А решать задачу ни о чем — неинтересно. Если же объяснить значение этого слова наглядно и образно, то у школьников возникнет интерес к решению задачи.

Более глубокому пониманию содержания способствует краткая запись задачи. При формировании умения составлять краткую запись развиваются анализ, синтез, обобщение, умение выделять главное, существенное.

Нужно объяснить ученикам, что краткая запись — это запись самого важного в условии задачи и коротко записанный вопрос. Можно сравнить краткую запись задачи с пересказом рассказа или сказки, при котором выбирается самое главное, без чего рассказ или сказка потеряет смысл. Поиграйте с детьми в игру «Разведчики» — предложите им на время урока стать разведчиками и вместе «за­шифруйте» содержание задачи, то есть составьте краткую запись. А затем «рас­шифруйте», то есть по краткой записи восстановите текст задачи. Очень важно, чтобы учащиеся при составлении крат­кой записи задачи не упустили значимые моменты в условии или вопросе задачи. Для этого после составления краткой запи­си соотнесите каждое слово, число, сим­вол в краткой записи и в тексте задачи.

Эффективным приемом при работе над краткой записью задачи является цветовое выделение условия и вопроса; например, в тексте задачи можно выде­лить синим цветом ее условие, а жел­тым — вопрос, в краткой записи сделать то же самое, а затем соотнести краткую запись и текст задачи.

Итак, краткая запись составлена. Да­лее следует разбор задачи, т.е. поиск ре­шения и составление плана решения. Традиционная методика обучения ариф­метике предлагает два способа разбора условия задачи: синтетический и анали­тический (разбор от числовых данных к вопросу или от вопроса к числовым дан­ным).

Следующий этап — решение задачи. При поиске учащимися решения, при выборе арифметического действия нуж­но опираться не только на слова («всего», «осталось», «больше», «меньше»), но и учить детей видеть зависимость между искомой величиной и данными. С этой целью можно использовать задачи-дра­матизации для конкретизации и обыгры­вания сюжета задачи. Это помогает учащимся выбрать арифметическое дей­ствие.

Формулировка ответа не должна яв­ляться формальным завершением зада­чи. После решения и формулирования ответа необходимо продолжить работу над задачей с целью более глубокого по­нимания ее содержания, зависимости между числовыми данными и искомым. Это значит, что после решения одной задачи нужно решить другую, аналогич­ную ей, но с измененными числовыми данными, вопросом, отношениями между предметами. Такая работа позволяет детям глубже понять закономерности решения задач определенного типа.

Так как я обучаю детей младшего школьного возраста, то и задачи подби­раю или составляю, учитывая их веду­щую деятельность — игровую. Работая в первом классе, я заметила, что мои уче­ники живо интересуются миром живой природы. Они задают вопросы о живот­ных и растениях, выбирают в классной библиотечке соответствующие книги. Во время прогулки дети любят наблюдать за птицами, собаками, кошками, а затем с удовольствием рассказывают о том, что видели. Я составила подборку задач, объ­единенных общей темой: «Задачи о жи­вотном и растительном мире». Задачи подразделяются на две группы.

В первую группу входят задачи для 1 и 2 классов со сказочным, игровым со­держанием. Пример такой задачи: «На день рождения к Зайчонку пришли 4 бель­чонка и 3 ежонка. Сколько гостей пришло к Зайчонку?»

Очень важно научить детей отличать текст задачи от обычного текста, загадки, рассказа. Для отработки этого умения используются следующие упражнения.

  • Среди двух текстов найди задачу и докажи, что это задача: «Впереди летят 2 птицы, а за ними еще 8» и «Лягушка пой­мала 6 мух и 4 стрекозы. Сколько всего насекомых поймала лягушка?» (Первый текст задачей не является, так как в нем нет вопроса.)

  • Определи неверную задачу и ис­правь ошибку: «Заяц сорвал на огороде 10 оранжевых морковок, а желтых на 3 мень­ше. Куда заяц положил морковки?» и «От волка убегали лиса и енот. Сколько животных убегало от волка?» (В первом слу­чае вопрос сформулирован неверно.)

  • Среди двух текстов, содержащих вопрос, найди задачу и докажи, что это задача: «Четыре братца под одной крышей живут. Что это?» и «В лубяном домике жили 5 братьев-зайцев, а в ледяном – 3 лисички-сестрички. Сколько животных жили в двух домиках?» (Первый текст является не задачей, а загадкой.)

Вторую группу составляют задачи для 3 и 4 классов, содержание которых включает точную информацию об окружающем мире, например: «Медвежонок весит 50 кг, а зайчонок на 49 кг меньше. Сколько они весят вместе?»

Такие задачи развивают у учащихся не только математические навыки и умения, но и любознательность, расширяют кругозор, формируют адекватное представление об окружающей действительности.

При работе над задачами я использую приемы, предупреждающие традиционные для учащихся ошибки в последовательности действий при их решении.

При формировании умения самостоятельно решать задачу я предлагаю детям пользоваться «Памяткой для решения задачи»:

  1. Внимательно читаю задачу.

  2. Смотрю, что известно в задаче.

  3. Что нужно узнать в задаче?

  4. Составляю краткую запись задачи.

  5. Решаю задачу.

  6. Пишу ответ.

Такая памятка есть у каждого учени­ка в математическом справочнике, и дети пользуются ею на контрольных и самостоятельных работах.

Чтобы дети лучше запомнили последо­вательность действий при решении задач, я использую мнемонический прием: «5 пальцев на руке — 5 узелков на память».

  • Мизинец — «Что нам известно в задаче?»

  • Безымянный палец — «Что нужно узнать в задаче?»

  • Средний палец — «Я составляю краткую запись задачи».

  • Указательный — «Я решаю задачу».

  • Большой палец — «Я пишу ответ».

На уроках я использую упражнения, позволяющие привлечь внимание ребенка к условиям и вопросу задачи, подходить к ее решению неформально, вникать в ее содержание.

  • Найди, что общего в двух задачах и чем они отличаются, то есть сравни их.

  • Исправь ошибки в тексте задачи (в краткой записи).

  • Вставь в текст задачи числовые данные.

  • Подбери вопрос к условию задачи.

  • Подбери условие задачи к вопросу.

  • Составь задачу по иллюстрации.

  • Составь задачу по готовому решению.

  • Составь задачу по краткой записи.

  • Найди ошибку в краткой записи, решении задачи и т.д.

Все вышеперечисленное позволяет мне не только успешно обучать детей решать задачи, но и формировать математические и общеучебные умения и навыки.

Использование задач с содержанием, отражающим интересы и потребности учеников, формирует у детей желание решать задачи, которые воспринимаются ими как личностно значимые. Содержание задачи, отражающее потребности ребенка, активизирует его потенциальные возможности.

Литература

Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. — М.: Просвещение, 1983.

Перова М.Н. Методика преподавания математики во вспомогательной школе. — М., 1989.

Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталого школьника. — М.: Академия, 2002.

Шикова Р.Н. Особенности работы над задачами по системе развивающего обучения Л.В.Занкова // Начальная школа. — 1999. — № 4.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Обучение решению арифметических задач учащихся коррекционной школы VIII вида

Автор: Тюрина Татьяна Викторовна

Дата: 03.04.2018

Номер свидетельства: 464843

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(215) "Доклад на тему: "Устный счет - этап урока для развития у учащихся математических способностей и логического мышления" "
    ["seo_title"] => string(135) "doklad-na-tiemu-ustnyi-schiet-etap-uroka-dlia-razvitiia-u-uchashchikhsia-matiematichieskikh-sposobnostiei-i-loghichieskogho-myshlieniia"
    ["file_id"] => string(6) "144033"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418646412"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Адаптированная образовательная программа по математике 5-9 классов "
    ["seo_title"] => string(72) "adaptirovannaia-obrazovatiel-naia-proghramma-po-matiematikie-5-9-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "122004"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1414136222"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) ""Рабочая программа по математике, 5 класс, 8 вид. Для детей с умеренной  умственной отсталостью (F-71)""
    ["seo_title"] => string(107) "rabochaia-proghramma-po-matiematikie-5-klass-8-vid-dlia-dietiei-s-umieriennoi-umstviennoi-otstalost-iu-f-71"
    ["file_id"] => string(6) "294774"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1455719603"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Математика 2 класс периметр прямоугольника "
    ["seo_title"] => string(47) "matiematika-2-klass-pierimietr-priamoughol-nika"
    ["file_id"] => string(6) "242831"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1445541827"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства