Обучение старших дошкольников математическому счету с помощью дидактических игр
Обучение старших дошкольников математическому счету с помощью дидактических игр
Формирование и развитие у дошкольников представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени и др.)/
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Обучение старших дошкольников математическому счету с помощью дидактических игр»
РАБОТА
по методике формирования элементарных математических представлений
на тему: ОБУЧЕНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ МАТЕМАТИЧЕСКОМУ СЧЕТУ С ПОМОЩЬЮ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР.
Воспитатель: Павлюк И.Ю
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….
3
ГЛАВА 1. ПРИМЕНЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ОБУЧЕНИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ МАТЕМАТИЧЕСКОМУ СЧЕТУ………..
6
1.1.
Теоретические аспекты обучения дошкольников математическим представлениям……………………………………………………………
6
1.2
Дидактические игры в практике обучения старших дошкольников математическому счету………………………………………………….
10
1.3
Возможности дидактических игр в обучении старших дошкольников математическому счету…………………………………………………..
14
Глава 2. ИССЛЕДОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СЧЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ…………………...............................
28
2.1
Определение уровня сформированности счетной деятельности у старших дошкольников…………………………………………………..
28
2.2
Методические рекомендации воспитателям по организации обучения старших дошкольников математическому счету с помощью дидактических игр………………………………………………………..
41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...
47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...
49
ВВЕДЕНИЕ
Формирование и развитие у дошкольников представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени и др.), является одной из задач математической подготовки дошкольников в соответствии с Законом ЛНР «Об образовании». В соответствии с Государственным образовательным стандартом Дошкольного образования Луганской Народной Республики, дошкольная образовательная организация, является первой образовательной ступенью и выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.
Прочитав и проанализировав по этому вопросу различные источники, а именно: Типовую образовательную программу образования ЛНР под редакцией Устименко В.Г., примерную основную общеобразовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» М.А. Васильевой, Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, программу «Математические ступеньки» Е.В. Колесниковой, программу «Развитие» Л.А. Венгера, О.М. Дьяченко, можно прийти к выводу, что существует проблема, заключающаяся в частичном отсутствии разработанной системы применения дидактических игр, направленных на формирование математических представлений, умений и навыков в отдельно взятой программе.
Таким образом, дополнением к образовательному процессу стали бы следующие дидактические игры и материалы: палочки Кюизенера, блоки Деньеша, лабиринты Воскобовича, логические игры Столяра.
Началась работа с обозначения актуальности, вытекающей из поставленной проблемы: математика занимает особое место в интеллектуальном развитии детей, должный уровень которого определяется качественными особенностями усвоения детьми таких исходных математических представлений и понятий, как счет, число, измерение, величина, геометрические фигуры, пространственные отношения [13, с.62].
Важное место в формировании математических представлений у детей дошкольного возраста занимает овладение счетом. В современных психологических и педагогических исследованиях, посвященных формированию счетной деятельности дошкольников, показано, что обучение детей должно опираться на чувственно-предметную деятельность, в процессе которой дошкольникам раскрывается значение счета и обеспечивается осознанное усвоение математики (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.М. Леушина и др.) [18,с.54].
Одной из таких форм и методов активизации познания окружающей действительности является дидактическая игра, которая с успехом используется в обучении дошкольников. Дидактическая игра является одним из способов формирования счетной деятельности детей дошкольного возраста. Она является универсальным средством знакомства детей с понятиями числа и счета, сложения и вычитания.
Проблема использования дидактической игры в обучении дошкольников математике довольно широко освещена в отечественной литературе, к ней обращались такие авторы как: Л.А. Венгер, А.М. Леушина и мн. др. В этих исследованиях выявлена взаимосвязь обучения и игры, определена структура игрового процесса, основные формы и методы руководства математическими дидактическими играми.
Важность данной проблемы для практики обучения дошкольников и определяет актуальность исследования.
Цель исследования: использование дидактических игр при обучении старших дошкольников математическому счету.
Объект исследования: обучение старших дошкольников математическому счету
Предмет исследования: дидактическая игра как средство обучения счётной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Основные задачи:
- изучить проблему развития элементарных математических представлений в психолого-педагогической и методической литературе;
раскрыть роль дидактических игр в обучении счётным умениям и навыкам детей дошкольного возраста;
рассмотреть дидактические игры как средство обучения счётным умениям и навыкам дошкольников;
провести диагностику на определение уровня сформированности счетной деятельности у старших дошкольников;
разработать методические рекомендации воспитателям по обучению старших дошкольников математическому счету с помощью дидактических игр.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
• теоретический анализ научно-методической литературы по проблеме исследования
ГЛАВА 1 ПРИМЕНЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ОБУЧЕНИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ МАТЕМАТИЧЕСКОМУ СЧЕТУ
Теоретические аспекты обучения дошкольников математическим представлениям
Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений (о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях), которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий.
Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Математическое развитие - значимый компонент в формировании «картины мира» ребенка.
В связи с проблемой развития способностей следует указать, что целый ряд исследований психологов направлен на выявление структуры способностей дошкольников к различным видам деятельности. При этом под способностями понимается комплекс индивидуально-психологических особенностей человека, отвечающих требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного выполнения. Таким образом, способности - сложное, интегральное, психическое образование, своеобразный синтез свойств, или, как их называют, компонентов [8, с. 15].
Способности не есть нечто раз и навсегда предопределённое, они формируются и развиваются в процессе обучения, в процессе упражнения, овладения соответствующей деятельностью, поэтому нужно формировать, развивать, воспитывать, совершенствовать способности детей и нельзя заранее точно предвидеть, как далеко может пойти это развитие.
Говоря о математических способностях как особенностях умственной деятельности, следует, прежде всего, указать на несколько распространенных среди педагогов заблуждений.
Во-первых, многие считают, что математические способности заключаются, прежде всего, в способности к быстрому и точному вычислению (в частности в уме). На самом деле вычислительные способности далеко не всегда связаны с формированием подлинно математических (творческих) способностей.
Во-вторых, многие думают, что способные к математике школьники отличаются хорошей памятью на формулы, цифры, числа. Однако, как указывает академик А.Н.Колмогоров, успех в математике меньше всего основан на способности быстро и прочно запоминать большое количество фактов, цифр, форму
Наконец, считают, что одним из показателей математических способностей является быстрота мыслительных процессов. Особенно быстрый темп работы сам по себе не имеет отношения к математическим способностям. Ребенок может работать медленно и неторопливо, но в то же время вдумчиво, творчески, успешно продвигаясь в усвоении математики.
Очень важно привить ребенку умения и навыки, необходимые для написания цифр. Что такое умения и навыки, насколько принципиальна разница между этими понятиями?
«Словарь практического психолога» предлагает такие формулировки: «умения - освоенный субъектом способ выполнения действий, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков»[10,с.261].«Навык - автоматизированное действие, сформированное путем повторения»[10,с.119].
Очевидно, что навык здесь рассматривается как базовый элемент, на основе которого формируется умение.
Однако данная точка зрения не единственная. Многие педагоги считают, что навык - это более высокий уровень овладения способом выполнения действия, чем умение. Умение - это способность выполнять действие, уже достигшая наивысшего уровня.
То есть, способность выполнять какое-либо счётное действие формируется у ребёнка сначала как умение: он выполняет его поэтапно, осознавая каждый свой шаг. В процессе обучения и тренировки это умение совершенствуется, промежуточные шаги перестают фиксироваться сознанием, действие автоматизируется и превращается в навык. В данной трактовке умение первично по отношению к навыку.
Простое математическое действие, такое, как устный счет формируется как навык и может применяться при выполнении более сложных счётных действий - выделение главной мысли, решение задачи и т.п. Сложные же счётные действия формируются как умения, состоящие из ряда навыков. Таким образом, связь между понятиями «умения» и «навыки» заключается в следующем. Если речь идет о простом счётном действии, то первоначальный уровень овладения этим действием - «умение», которое по мере совершенствования переходит в «навык». А в случае сложного счётного действия, «умение» выполнять его состоит из нескольких автоматизированных «навыков». По-видимому, не стоит разделять понятия «умения» и «навыки», особенно применительно к счётным умениям и навыкам, поскольку в ежедневной деятельности они выступают как единый комплекс «инструментов» учебы, которыми пользуется ребёнок.
В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к школе важно познакомить ребенка с основами счета [4, с.123].
Психологические исследования показывают, что «детский путь» вхождения в математику требует качественно иного содержательного. Это большая ошибка думать, что ребёнок приобретает понятие числа и другие математические понятия непосредственно в обучении. Наоборот, в значительной степени он развивает их самостоятельно, независимо и спонтанно. Когда взрослые пытаются навязать ребёнку математические понятия преждевременно, он выучивает их только словесно. Ребёнок ещё не различает, что можно считать само собой разумеющимся, а что нет.
Таким образом, можно сказать, что ребёнок-дошкольник не обладает достаточными способностями для того, чтобы связывать друг с другом временные, пространственные и причинные последовательности и включать их в более широкую систему отношений. Он отражает действительность на уровне представлений, а эти связи усваиваются им в результате непосредственного восприятия вещей и деятельности с ними.
Работа с числовым материалом, сопровождаемая наглядно воспринимаемыми внешними опорами, обычно выглядит как бесконечное рисование воспитателем статичных изображений конкретных объектов и ситуаций (для счета или задачи «про зайцев» нужны зайцы, а для задачи про «морковки» нужны морковки). Главным, действующим лицом на таком занятии является педагог, который действует перед детьми с этой наглядностью, а ребенку разрешается в лучшем случае показать на объекты, о которых идет речь. И чем ярче и забавнее изображения, тем больше они уводят воображение ребенка от сути самого процесса и его характеристик (с математической точки зрения). [25, с.95]
Таким образом, изучив теоретические аспекты обучения дошкольников счетной деятельности, мы приходим к выводу, что эмоциональная устойчивость является важнейшим условием нормальной учебной деятельности.
Обобщив особенности развития ребёнка 6-7 лет, можно заключить, что дети старшего дошкольного возраста способны понять познавательную задачу, поставленную педагогом и действовать в соответствии с его указаниями.
Развитию операций умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение) в старшем возрасте уделяется большое внимание. Все эти действия дети выполняют с опорой на наглядность.
Усложнения и вариативность приемов работы, смена наглядности и ситуаций стимулируют проявление детьми самостоятельности. Активизируют их мышление.
Дидактические игры в практике обучения старших дошкольников математическому счету.
Согласно Типовой образовательной программы под редакцией Устименко В.Г. в старшей группе детского сада дошкольники знакомятся со счётом и приобретают понятия о порядковом счёте в пределах 10, определяют независимость числа предметов от их величины и пространственного расположения, учатся составлять равночисленные группы по заданному числу и т.д.
Все эти представления последовательно, на протяжении учебного года дети получают на занятиях по математике.
Практическое использование знаний, приобретённых на занятиях, существенным образом зависит от того, в какой мере перед ребёнком возникает реальная необходимость в определении количества, насколько жизненные требования и бытовая деятельность побуждают его выполнять соответствующие операции. Следовательно, и в дидактические игры счётные действия включаются тогда, когда по ходу развития сюжета они необходимы.
Выбор сюжета и соответствующего вида деятельности взрослых, которую можно отобразить в содержании игры, определение ролей и игровых правил должны зависеть от математических представлений, которые дети получили перед этим на занятиях. Так, например, счёт до 10 и отсчитывание предметов по заданному числу лучше проводить в игре «Магазин». В ней продавцы, кассиры и покупатели определяют количество требуемых предметов посредством счёта.
Рассмотрим подробнее эту игру. Она даётся по следующей схеме: название игры, её цель, подготовка к игре, материал, усложнение заданий в процессе игры, её результативность. Такая схема поможет воспитателю более успешно организовать детскую игру.
«Магазин». Цель игры: упражнение в считывании и отсчитывании предметов, их условных изображений (палочек, кружков) в пределах 10. Развитие интереса и уважения к профессии продавца. Знакомство с правилами поведения в магазине. [20, с. 16]
Подготовка к игре: С детьми организуется экскурсия в ближайший магазин, где они узнают, как обслуживают покупателей продавцы и кассиры, сколько надо платить, чтобы купить нужное количество конфет и печенья, увидят, как кассир получает за названный товар соответствующую сумму и даёт сдачу, как взвешивает товар продавец.
Раскрывая детям специфику работы сотрудников магазина, характер их взаимоотношений, воспитатель особое внимание обращает на то, что качество и результат их деятельности зависят от умения правильно считать, отсчитывать, взвешивать товар ит.д.
Игровые роли и правила: в игре выделяют роли заведующего магазином, продавцов, кассиров, покупателей, шофёров, рабочих. Выполнение ролей кассира, продавца и покупателя предполагает обязательное использование счёта. Так, кассир должен спросить у покупателя, что он хочет купить и сколько, нарисовать на чеке соответствующее количество палочек. Выдать чек и сказать покупателю, чтобы он повторил заказ продавцу. Покупатели (ими могут быть все желающие) перечисляют кассиру, что они хотят купить и сколько, расплачиваются кружками (деньгами) по числу названных предметов, а получив продукты от продавца, проверяют их количество. Продавец прежде, чем выдать товар покупателю, должен спросить, что он хочет купить и сколько, сверяя по чеку правильность его ответов. Заведующий магазином организует работу сотрудников магазина, делает заявки на получение товаров, обращает внимание на правильность и аккуратность работы продавцов и кассиров, беседует с покупателями (какие покупки они хотят купить и сколько). Шофёры доставляют определённое количество разнообразных товаров, а рабочие помогают сгружать полученный товар.
В процессе игры легко обнаруживаются различия в счётных умениях и навыках детей. Одни участники уверенно пересчитывают как реальные предметы, так и их изображения (палочки, кружки), правильно отвечают на вопрос «сколько?». Другие пропускают числительные, не называют итоговое число, затрудняются объяснить, что они делают. Не редко приходится наблюдать, что дети легко запоминают названия всех числительных, однако значения всех числительных не понимают и, как правило, не могут ответить на вопрос «сколько?» На этих ребят надо обращать особое внимание. Помощь им оказывает как воспитатель, так и дети, хорошо владеющие счётом. [6, с. 86]
Дети, правильно производя счёт отдельных совокупностей, не всегда правильно осознают взаимообусловленность и последовательность операций счёта, но постепенно, по мере выполнения подобных заданий, играющим становятся привычными некоторые связи числа с предметом (его цветом, размером и пространственным расположением), у них развивается память на числа, ошибки в счёте практически исчезают.
Ира «Магазин» показывает, что ребёнок обращается к счёту тогда, когда в этом появляется потребность. В данной игре при выполнении разнообразных ролей перед детьми возникает практическая необходимость в счёте предметов, в назывании конечного результата («Сколько купил конфет (печенья, яблок и т.д.)?». Заданный ребёнку вопрос ставит его перед необходимостью не только сосчитать, но и выразить словом результат счёта. Покупатель, допустив ошибку в пересчёте предметов, вынужден заново начать счёт - иначе продавец не отпустит нужный товар или не хватит купленных продуктов для гостей, пришедших на день рождения, для всех членов команды и.т.п.).
Игра, отображающая деятельность взрослых, а также совместные действия с партнёром по игре, побуждает дошкольников более ответственно относиться к счётной задаче и более настойчиво добиваться правильного результата, преодолевая возникшие трудности. «Я снова пересчитаю», способствует глубокому осмыслению счётного действия. Дети сами начинают выводить правила и сами убеждаются в их достоверности. Наблюдая за действиями играющих, можно отметить тенденцию к свертыванию материальных действий: они считают предметы взглядом, не дотрагиваясь до них, не указывая на предметы счёта, быстро переводят взгляды с одного предмета на другой. Лишь иногда дети возвращаются к использованию указательного жеста и проговариванию числительных вслух.
На каждом занятии, где дети используют цифры, необходимо вводить дидактические игры «Какой цифры не стало?», «Путаница», «Убираем цифры», «Назови соседей» и т. д.
В игре «Путаница» цифры раскладывают на столе или выставляют на доске. В тот момент, когда дети закрывают глаза, цифры меняют местами. Дети находят эти изменения и возвращают цифры на свои места. Ведущий комментирует действия детей.
В игре «Какой цифры не стало?» также убираются одна-две цифры. Играющие не только замечают изменения, но и говорят, где какая цифра стоит и почему. Например, цифра 5 сейчас стоит между 7 и 8 (или она исчезла). Это неверно. Ее место между цифрами 4 и 6, потому что число 5 больше 4 на один, 5 должна стоять после 4.
Игрой «Убираем цифры» можно заканчивать занятие или часть занятия, если в дальнейшем цифры не понадобятся. Перед всеми на столах разложены цифры первого десятка. Дети по очереди загадывают загадки про числа. Каждый ребенок, догадавшийся, о какой цифре идет речь, убирает из числового ряда эту цифру. Загадки могут быть самые разнообразные. Например:
убрать цифру, которая стоит перед цифрой 6, после цифры 4;
убрать цифру, которая показывает число на 1 больше 7;
убрать цифру, которая показывает, сколько раз я хлопну в ладоши (хлопнуть 3 раза);
убрать цифру, которая встречается в названии сказки о Белоснежке, и т. д.
Используя цифры на занятиях, важно не путать понятия «число» и «цифра». Цифра – это знак числа. Число – это количество предметов. На одном из занятий, когда дети познакомились со всеми числами и цифрами первого десятка, можно познакомить их с историей возникновения чисел и цифр. После рассказа о числах можно предложить детям в свободное время нарисовать то, что они узнали, что им больше всего запомнилось. А затем сделать выставку рисунков о числах и цифрах: «История числа в картинках». [28, с.56]
В течение всего года дошкольники упражняются в счете в пределах известных им уже чисел. Они пересчитывают предметы, игрушки. Для того чтобы сформировался правильный навык пересчета, необходимо учить соотносить числительное с предметом, не пропуская предметы и не пересчитывая их дважды, в нужном порядке, последовательно называть числительные. Дети должны научиться согласовывать слова-числительные с существительными при пересчете предметов и назывании итогового числа: семь грибов, девять кукол, четыре пирамидки. [5, c. 208]:
Чтобы эти упражнения доставляли ребенку удовольствие, лучше всего использовать дидактические игры «Что изменилось?», «Исправь ошибку», «Чудесный мешочек», «Сколько?», «Считай — не ошибись!» и так далее.
Таким образом, считая в процессе игры одинаковые предметы разной формы, величины, цвета и т.д., а так же их условные обозначения, дети начинают выходить за пределы чисто наглядного способа счёта, подходят к пониманию числа, при помощи которого отображается количественная характеристика предметов объективной действительности.
1.3. Возможности дидактических игр в обучении старших дошкольников математическому счету.
Значение практического применения математических знаний в различных видах деятельности хорошо понимали многие прогрессивные педагоги еще в прошлых столетиях. Разрабатывая вопросы развития у детей математических представлений, они обязательно заботились об их использовании в жизни. Так, например, К.Д.Ушинский писал: «При первоначальном обучении счету также не должно спешить и идти дальше не иначе, как овладев прежним, а овладев чем-нибудь, никогда не оставлять его без постоянного приложения к делу».
При этом он подчеркивал, что применять изученное лучше всего в новых условиях, противоположных тем, в которых ребенок их получал. Мысли великого русского педагога не утратили своего значения и в настоящее время: они учитываются при разработке методов обучения детей элементам математики.
Отечественные психологи и педагоги рассматривают усвоение и применение знаний как две стороны единого, активного процесса обучения, в ходе которого не только выявляется качество знаний, но и происходит их обобщение, раскрываются новые существенные связи и отношения, появляется возможность их использования в различных незнакомых ситуациях.
Исходя из материалистического толкования происхождения математических понятий, отечественная дошкольная педагогика включает в процесс обучения началам математики предметные действия с разными объектами, которые обеспечивают чувственную основу для формирования знаний и представлений, а также различные виды детской деятельности для практического их применения. Такая форма образовательного процесса помогает ребенку приобрести прочные знания, навыки и умения, обеспечивает развитие самостоятельности, уверенности, формирует интерес к количественной стороне деятельности, оказывает положительное влияние на дальнейшее усвоение математического материала в школе. При этом нужно учитывать, что процесс применения математических знаний в дошкольном возрасте имеет свои особенности, а именно: связь с жизнью у маленьких детей ограничена их возможностями; их жизнь – это игра, труд, занятия, поэтому приобретаемые знания по счету следует использовать именно в этих видах деятельности; использование же знаний в разных условиях делает их более значимыми и прочными.
Формирование у детей умения использовать приобретенные знания в новых, бытовых условиях следует рассматривать в качестве специальной цели обучения и направлять усилия на разработку и дальнейшее совершенствование методов практического применения математических знаний в деятельности, привлекательной для дошкольников.
Педагогический процесс детского сада предполагает углубленное формирование представлений о количестве, счете. Это можно продемонстрировать на примере таких видов деятельности, как трудовая, изобразительная, игровая, когда ставится задача пересчитать, отсчитать или измерить нужное количество предметов и материалов. Так, во время сервировки стола дежурные сопоставляют количество приборов и число детей (столовых предметов должно быть столько, сколько детей); на занятиях по аппликации ребята убеждаются в том, что количество предметов не зависит от места их расположения (девять уточек остаются девятью уточками независимо от того, наклеиваются они кучкой или вряд, друг за другом); во время игры на участке детского сада дошкольники измеряют расстояние между деревьями, сравнивают разные виды оборудования по длине, ширине, высоте ит. д. [29, с. 91].
Однако не редки случаи, когда указанные действия включаются лишь как дополнительное средство достижения основной цели деятельности (нарисовать, вырезать, построить, вымыть и.т.д.), и этот процесс осуществляется эпизодически, т.е. при условии, если воспитатель специально ставит перед детьми математическую цель. Подобная практика, носящая кратковременный характер, не создает достаточных условий для прочного закрепления математических знаний, полученных каждым ребенком на коллективных занятиях.
Рассмотрим подробнее, какова роль одной из самых привлекательных форм деятельности дошкольников – игры в использовании счетно-измерительных умений и навыков.
В детских садах накоплен достаточный опыт применения дидактических игр для уточнения и закрепления представлений детей, о последовательности чисел, об отношениях между ними, о составе каждого числа и.т.д. При обучении началам математики, педагоги все чаще начинают использовать игры, в которых у детей формируются новые математические знания, умения и навыки (например, игры типа «лото», «домино» и др.). Дошкольники совершают большое число действий, учатся реализовывать их в разных условиях, на разных объектах, тем самым повышается прочность и осознанность усвоения знаний.
Однако в процессе умственных упражнений, которые так отчетливо выступают в существующих играх, дети имеют возможность отрабатывать и закреплять лишь отдельные счетные операции (количественный или порядковый счет, составление числа из единицы и др.), не связывая, их друг с другом. Поэтому дошкольники не понимают взаимозависимости выполняемых действий, их роль в качестве способа познания количественной стороны действительности.
Иногда значение дидактических игр уменьшается, и от того, что воспитатели плохо владеют методикой их проведения, вследствие чего, активность играющих затормаживается (например, один ребенок действует, а остальные ждут своей очереди) или дидактические игры подчас превращаются в занятие, где воспитатель выступает в роли руководителя, диктующего, что нужно делать, а не в качестве партнера по игре – в результате ограничивается и самостоятельность детей. Наличие в дидактической игре двух элементов (познавательного и игрового) приводит к тому, что первый часто подавляет второй – это обедняет игры, снижает интерес детей к ним, и самостоятельно в эти игры они почти не играют.
Наряду с дидактическими, в детских садах бывают увлекательные игры «в кого-нибудь» или «во что-нибудь»: в строителей, космонавтов, моряков, хлеборобов; в больницу, магазин, школу, завод. Этим сюжетно-ролевым, творческим, играм присуща свобода, активная, по личной инициативе ребенка предпринимаемая деятельность, насыщенная положительными эмоциями. В сюжетно-ролевой игре знания не только уточняются и расширяются, но и силу их неоднократного, практически-действенного воспроизведения преобразовываются, качественно изменяются, приобретают сознательный и обобщенный характер. Поэтому советские психологи и педагоги характеризуют игру как форму практического познания окружающей действительности, как способ перехода от незнания к знанию. Отражая в играх деятельность взрослых, в которой ребенок практически еще не может участвовать, он действительно воспроизводит наиболее для него интересные, запечатлевающиеся трудовые процессы взрослых. «Игра, - писал выдающийся психолог А. В. Запорожец,— дает возможность воссоздать в активной наглядно-действенной форме неизмеримо более широкие сферы действительности, далеко выходящие за пределы личной практики ребенка.
В игре дошкольники с помощью своих движений и действий с игрушками активно воссоздает труд и быт окружающих взрослых, способов их жизни, отношения между ними и.т. д. Тем самым складываются необходимые условия для осознания ребенком этих новых областей действительности, а вместе с тем и для развития соответствующих способностей». [29, с. 21]
Может ли количественная сторона действительности стать содержанием сюжетно-ролевой игры? На первый взгляд ответ прост: да, может. Действительно, дошкольники в сюжете и содержании игр, а также в игровых действиях отражают знакомую им область действительности: быт семьи, детского сада, события общественной жизни, различные виды труда взрослых. В таких играх иногда создаются ситуации, в которых, выполняя взятую на себя роль, ребенок может производить разнообразные счетные и измерительные действия. Например, в игре «Магазин», он пересчитывает предметы, записывает свои подсчеты, измеряет ткань, ленты, веревочки и др.
В игре «Транспорт», устанавливает маршруты и рейсы поездов, самолетов, автобусов и.т.д. [5, с. 61]
Но, как показывают наблюдения, подобные действия дети включают в игры крайне редко, от случая к случаю, и выполняют их неточно. Почему?
Для того чтобы дошкольник мог развернуть сюжет игры, смоделировать ту или иную деятельность взрослых, он должен понять ее смысл, мотивы, задачи и нормы отношений, существует между взрослыми. Самостоятельно сделать это ребенок не может.
Лишь подготовленное воспитателем ознакомление с доступными детям дошкольного возраста видами труда раскрывает им смысл трудовых взаимоотношений взрослых значение выполняемых ими действий. На этой основе возникает игра, и ребенок, реализуя взятую роль, начинает глубже вникать в смысл, понимать мотивы и задачи деятельности людей, а также значение своей роли и своих действий.
Что касается количественных отношений, то самостоятельно, непосредственно воспринять действия взрослого с числом, счетом, измерением дошкольник так же не может. Область количественных отношений как бы выпадает из поля его зрения. Он в своем опыте обычно не сталкивается с необходимостью практического использования этих отношений, и потому они не отражаются в его играх. Выделить в деятельности взрослых количественные отношения и способы их определения ребенок может только с помощью воспитателя.
Счет и измерение — действия взаимозависимые, они должны выполняться не приблизительно, а точно, правильно и в определенной последовательности. Поэтому в творческой игре, где используются счет или измерение, воспитатель должен брать на себя такую роль, которая позволила бы ему контролировать правильность и точность выполнения каждым ребенком математических действий. Однако при авторитарном руководстве воспитателя возникает опасность нарушения самостоятельного характера детской игры. Следовательно, чтобы сохранить саму природу игры и в тоже время успешно осуществлять обучение ребят математическим основам, а именно операциям счета и действиям с мерами, необходимы игры особого рода. Они должны быть организованны так, чтобы в них: во-первых, в качестве способа выполнения игровых действий возникала объективная необходимость в практическом применении счета и измерения; во-вторых, содержание игры и практические действия были бы интересными и предоставляли возможность для проявления самостоятельности и инициативы детей.
Иначе говоря, в такой игре должен быть развернутый сюжет, включающий разнообразие роли, и необязательно с математическим содержанием, но определенные игровые задачи должны решаться непосредственно на основе усвоенных на занятиях математических знаний, и предлагаться ребенку в виде игровых правил. Речь идет о сюжетно – дидактических играх, в которых дети, играя в профессии, постигают смысл труда и воспроизводят трудовую деятельность взрослых, а также одновременно учатся точному выполнению правил и математических действий в бытовой обстановке.
Чтобы развернуть эти игры со старшими дошкольниками, воспитателю надо, прежде всего, познакомиться с принципами их организации. К таковым относятся:
Отбор математических знаний, полученных на занятиях, для последующего отражения их в играх старших дошкольников. Для реализации этого положения необходимо:
Определить возможность применения знаний о счете в детских играх;
Обеспечить преемственность между содержанием занятий по математике с последующей игровой деятельностью;
Включать в игры специфические действия, направленные на формирование первоначальных математических представлений и понятий.
Ознакомление детей с деятельностью взрослых, в которую органически входят действия счета. Для построения игр надо ориентироваться на такую деятельность взрослых, которая отвечала бы следующим требованиям:
Она должна быть общественно значимой доступной для наблюдения и понимания детей.
Действия счета должны выполнять в ней одну из ведущих функций и являться средством достижения социально значимых результатов.
Профессиональная деятельность взрослых должна быть наглядной как по процессу счета и измерения, так и по получаемому продукту.
Содержание трудовых действий и отношений взрослых должно быть доступным для воспроизведения в игровых ролях.
Сообщаемым знаниям следует придавать эмоциональную окраску, чтобы у детей легче и яснее складывались представления о данном виде труда, о взаимосвязях людей в трудовом процессе, о применении счета в разных сферах жизни, о точности выполнения людьми указанных действий, обеспечивающих успешность деятельности чтобы у ребят возник интерес к трудовым процессиям и желание включать их в игры.
Необходимо использовать разнообразные методы и приемы, позволяющие знакомить детей с разными видами труда.
Отражение знакомой детям деятельности взрослых в сюжете и содержании игр. Для реализации этого принципа необходимо соблюдать следующие условия:
дети должны хорошо ориентироваться в деятельности взрослых, отображаемой в игре. Тогда, решая игровую задачу, они будут целенаправленно и достоверно воспроизводить в игре счетно-измерительные действия;
при отображении труда следует включать в игру действия счета и измерения не как одноразовое поручение, а как действия, закрепленные за данной ролью. В этом случае они будут выступать как практическая необходимость в применении математических знаний;
последовательность выполняемых ребенком действий с реальными предметами, а затем их изображениями должна приводить к результату, который является проверкой правильности выполнения действий счета или измерения. Тем самым будет раскрываться смысл и значение реальных действий. [29, с. 97]
Организация коллективных игр привлечение каждого ребенка к выполнению ролей, включающих математические действия. Осуществления этого принципа создает условия для практического применения и развития математических представлений каждого дошкольника, для формирования эмоционально-положительного отношения к указанным знаниям, для развития самодеятельности и активности всех участников игры. Чтобы реализовать данные положения, необходимо:
обогащать игры по тематике, сюжетам, игровым ролям, взаимоотношениями детей. В этом случае усвоенные правила, и способы действия детей будут переносить в другие игры с новыми объектами. Сфера применения знаний значительно расширится;
готовить вместе с детьми необходимый материал и атрибуты для игры. В совместном труде у детей появится интерес к содержанию игры, к будущим ролям и развертыванию сюжета;
игры, предполагающие использование счета и измерения, следует организовывать наряду с существующими в группе другими играми. Это позволит удовлетворить интересы всех детей.
Непосредственное участие в игре воспитателя, выполняющего наряду с детьми игровую роль. Это положение имеет принципиальное значение как с точки зрения организации самой игры, так и с точки зрения направленности и руководства ею. Необходимость участия взрослого в игре диктуется следующими соображениями:
Счетно-измерительные действия нужно выполнять не приблизительно, а правильно и точно, иначе допущенные ошибки будут закрепляться.
Беря на себя ведущую роль, воспитатель имеет возможность, естественно (изнутри) видеть всю игру, контролировать правильность выполнения игровых действий, связанных со счетом и измерением, при затруднениях оказывать помощь в виде вопросов, разъяснений, советов и т.п., влиять на распределение ролей, подсказывать и создавать новые ситуации игры, подчеркивать, одобрять успехи детей, привлекать внимание коллектива, вызывать положительное эмоциональное настроение, стимулировать инициативу и творчество.
Индивидуальный подход к детям (учет знаний, интересов, способностей, игровых навыков и умений каждого ребенка). Целенаправленное взаимодействие воспитателя на поведение ребенка является важным условием для достижения всеми детьми определенного уровня овладения математическими знаниями, обеспечивающими подготовку их к учебной деятельности в школе. С этой целью воспитателю необходимо:
подбирать роли, соответствующие возможностям ребенка, его игровым интересам и навыкам;
предлагать решение посильных для ребенка задач, приводящих к развитию уверенности в своих силах, к проявлению активности и самостоятельности;
создавать игровые проблемные ситуации, последовательно усложняющиеся и вызывающие у детей радость поиска;
удивляться догадкам детей, их сообразительности, поддерживая атмосферу доброжелательности, творчества, создавая специальные ситуации для застенчивых и неуверенных в себе детей.
Переход от практического счета предметов к действиям счета в плане представлений, а затем к операциям с числами. Пути реализации этого принципа следующие:
осуществления в игровых ситуациях постепенного перехода от счета реальных предметов к их заместителям, а затем к устному счету;
создание по ходу игры ситуаций взаимодействия с партнером, в которых возникает необходимость словесного обозначения количества (постановки задачи или вопроса, сообщения результата);
постепенное повышение уровня трудности задач, решения которых требует сравнения, рассуждения и обобщения знаний.
Итак, при проведении дидактических игр воспитатель должен руководствоваться указанными выше принципами, которые взаимосвязаны и взаимообусловлены. В разных детских садах игры могут быть различными по тематике и содержанию, но принципы их организации остаются теми же. Так, если детский сад находится на территории совхоза и дети постоянно наблюдают работу животноводов, полеводов, то, безусловно, быт и труд людей этих профессий послужит поводом для подражания им в игре. В городских условиях содержанием детских игр может стать труд строителей, кондитеров, рабочих и т.д. Но, несмотря на специфику местных условий, в любом случае игра должна быть организована так, чтобы в ней возникла объективна необходимость в практическом применении математических знаний. [28, с. 93]
Педагогу, организующему игры, следует хорошо знать и свободно ориентироваться в методах и приемах руководства этими играми.
Воспитатель, руководя играми детей старшей группы должен учитывать их возрастные возможности. В этом возрасте детям свойственны любознательность, наблюдательность, интерес ко всему новому, необычному: самому отгадать загадку, высказать суждение, найти правильное решение задачи.
С расширением объема знаний меняется и характер умственной деятельности детей. Возникают новые формы мышления. В основе выполнения ребенком умственной работы – понимание, процесс, который строиться на анализе и синтезе. С развитием мышления анализ становиться все более детальным, и синтез все более обобщенным и точным. Дети способны понять связь между окружающими предметами и явлениями, причины наблюдаемых явлений, их особенности. Главным в умственной деятельности становиться стремление узнать новое: приобрести новые знания, новые способности умственных действий.
При отборе игр главное внимание обращается на степень трудности игровых правил и действий, чтобы при их выполнении дети проявляли усилия ума и воли. Отбирая предметы, материал для игр, воспитатель также должен учитывать изменение в мыслительных процессах детей, поэтому основные признаки различия предметов для игр менее заметны, иногда скрыты за внешней их сложностью и, наоборот, за внешними различиями предметов необходимо бывает обнаружить их сходство. [5, с. 17]
В играх детей важное место занимают мотивы соревнования, или предоставляется большая самостоятельность, как в выборе игры, так и в творческом решении ее задач.
При проведении самой игры роль воспитателя тоже меняется. Но и здесь он четко, эмоционально знакомит детей с новой игрой, ее содержанием, правилами и условиями, и действиями, уточняет их понимание играющими, вместе с ними участвует в игре, чтобы выяснить, насколько ее правила усвоены. Затем предлагает детям поиграть самостоятельно, при этом на первых порах следит за ходом игры, выступает в качестве арбитра в конфликтных ситуациях.
Однако не все игры требуют такого активного участия воспитателя. Иногда можно ограничиться лишь объяснением правил игры до ее начала. Дети старшей группы могут действовать самостоятельно без участия воспитателя. Это относиться, в частности, ко многим настольно-печатным играм.
В играх детей старшей группы правила становятся сложнее, их больше и по количеству. Поэтому воспитатель, прежде чем предложить детям игру, должен сам хорошо усвоить эти правила, последовательность игровых действий. [3, c.22-25].
Очень важно самому воспитателю проанализировать игру: удачно ли подобрана, есть ли у детей необходимые знания, представления умения играть в нее, все ли было предусмотрено в организации обстановки и, самое главное, достаточно ли были активны в игре все дети, какие нравственные качества сформировались; например, радость не только от своих успехов, но и от удачных действий товарищей, умение подчинить свое поведение правилам игры, желание общаться со сверстниками.
В конце игры воспитатель должен обязательно оценить как правильные решения детьми игровых задач, так и их нравственные поступки, поведение, отметить успехи, поддержать тех, у кого что-то не получилось.
Организация дидактических игр детей старшей группы требует от воспитателя большой, продуманной работы и в процессе подготовки к их поведению: обогащение детей соответствующими знаниям, подбор материалов, а иногда и его изготовление вместе с детьми, организации обстановки для игры, и в процессе проведения самой игры, где нужно четко определить свою роль от ее начала и до конца.
Дети шестого года жизни готовятся к школьному обучению. От того, как они будут подготовлены к школе, зависит их успешное усвоение знаний. Поэтому воспитатель при проведении дидактических игр особое внимание должен обращать на четкое, обязательное выполнение детьми правил игры и поведения в процессе игровой деятельности: организованности, дисциплинированности, дружелюбия, уважения товарищей по игре, старших. Все эти качества крайне необходимы будущему школьнику.
В обучении и воспитании шестилетних детей игровой метод все еще имеет большое значение. Об этом свидетельствуют и многолетний опыт работы с шестилетними детьми, описанный Ш.А.Амонашвили в его интересной книге «Здравствуйте дети!», и научные исследования в этой области. [1, c. 10]
Резюмируя выше сказанное, можно сделать выводы, что руководя дидактическими играми детей шести лет, воспитатель опирается на их возрастные особенности. Чаще подбирают игры, в которых дети учатся связно и последовательно излагать свои мысли, выразительно рассказывать, в которых развиваются математические представления, способность к слуховому анализу устной речи, сообразительность, выдержка, воля.
Роль ведущего в играх детей 6-7 лет чаще поручается кому-либо из участвующих, они более самостоятельны в выборе дидактических игр, организации обстановки, подборе партнеров по игре. Воспитатель следит за играющими, выступает в случае надобности в качестве советчика, справедливого судьи во время самостоятельной игровой деятельности детей.
Как игровой метод обучения дидактическая игра используется на всех занятиях для усвоения определенных способов умственных действий, систематизации, уточнения знаний детей.
ГЛАВА 2. ИСЛЕДОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СЧЁТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ
2.1 Определение уровня сформированности счетной деятельности
у старших дошкольников
Исследовательская работа по созданию условий для формирования счетной деятельности дошкольников проводилось на базе ГБДОУ - Детский сад комбинированного типа № 7 «Золотая рыбка» г. Алчевск. В ней участвовали дети старшей группы детского сада, в количестве 20 человек. Возраст детей 5-6 лет.
Цель исследования: определить уровень сформированности счетной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Исходя из цели исследования мы выдвигаем следующие задачи:
Определить критерии, показатели и дать характеристики уровней (высокого, среднего и низкого) сформированности счетной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Подобрать задания для диагностики уровней сформированности счетной деятельности у детей.
Провести диагностику детей, обработать полученные результаты и
сделать выводы.
Для решения данной задачи нами определены критерии и показатели, выделенные на основе требований Типовой образовательной программы образования ЛНР под редакцией Устименко В.Г. (таблица 2. 1).
Критерии и показатели для оценки сформированности счетной деятельности у детей старшего дошкольного возраста
Таблица.2.1
Критерии
Показатели
1. Количественные представления. Счет
1. Знание натурального ряда чисел: знание номера чисел, порядкового счета и образования чисел как результата счета. 2. Знание частных случаев отношений эквивалентности и порядка (умение сравнивать отвлеченные числа в пределах 10, сравнивать предметные множества с помощью метода установления взаимно однозначного соответствия). 3.Знание состава однозначных чисел.
2.Арифметические действия
1.Понимание смысла арифметических действий;
2.Умение решать текстовые арифметические задачи.
На основе выделенных критериев и параметров были определены уровни сформированности счетной деятельности у старших дошкольников: высокий, средний и низкий.
Высокий уровень: ребенок знает номер чисел и сам правильно их называет, владеет порядковым счетом от 0 до 10, понимает образование чисел как результат счета, самостоятельно устанавливает отношения эквивалентности и порядка и определяет состав однозначных чисел. Он без ошибок производит арифметические действия сложения и вычитания, понимает принцип построения десятичной системы счисления, самостоятельно и без ошибок решает текстовые арифметические задачи, соответствующие уровню развития у него количественных представления. Понимает и правильно использует математические понятия и термины, знаковые обозначения.
Средний уровень: ребенок старается самостоятельно назвать номер чисел, но допускает 1-2 ошибки при этом и в порядковом счете от 0 до 10, не всегда понимает образование чисел как результат счета, при помощи взрослого устанавливает отношения эквивалентности и порядка и определяет состав однозначных чисел. Он допускает 1-2 ошибки в арифметических действиях сложения и вычитания и при решении текстовых арифметических задач, соответствующих уровню развития количественных представления. Не всегда понимает и правильно использует математические понятия и термины, знаковые обозначения.
Низкий уровень: ребенок не может самостоятельно правильно назвать номер чисел, допускает 3 и более ошибок в порядковом счете, не понимает образование чисел как результат счета, даже при помощи взрослого не может установить отношения эквивалентности и порядка и правильно определить состав однозначных чисел. Он допускает 3 и более ошибок в арифметических действиях сложения и вычитания, при решении текстовых арифметических задач. Не понимает смысла и почти не использует математические понятия и термины, знаковые обозначения.
Методика диагностического исследования включала 5 диагностических заданий, предложенных Л.Г. Петерсон и Н.П. Холиной.
Задание 1.
Цель: определение номера чисел, порядкового счета и образования чисел как результат счета.
Методика проведения.
Взрослый просит ребенка:
назвать самое большое число, которое он знает (при затруднении ребенку предлагается посчитать по порядку, а потом ответить на этот вопрос);
ответить на вопрос: «Если к самому большому числу, которое ты знаешь, прибавить 1, то больше или меньше станет число»;
назвать самое маленькое число, которое он знает, назвать соседей этого числа, ответить на вопрос: «есть ли у него сосед слева?»;
сосчитать количество палочек (10) и найти в цифровом ряду нужную цифру;
показать третью, пятую, восьмую палочки;
показать на карточке самую маленькую цифру, самое большое число.
Задание 2.
Цель: проверить, умеет ли ребенок сравнивать отвлеченные числа в пределах 10, сравнивать предметные множества с помощью метода установления взаимно однозначного соответствия.
Методика проведения.
Каждому ребенку для анализа предлагается конкретный материал:
сравнить, где кубиков больше? где меньше?
чего на картинке больше: машин или кукол? чего меньше?
отсчитать 3 красные палочки и 3 белые, сравнить их количество.
Задание 3.
Цель: проверить знание состава однозначных чисел.
Методика проведения.
Взрослый предлагает ребенку представить состав чисел 3, 5 и 7 в виде двух слагаемых и проиллюстрировать эту операцию на предметных множествах (кубиках, палочках). Для определения сформированности арифметических действий у детей использовались 2 диагностических задания.
соответствующие уровню развития количественных представлений.
Методика проведения.
Взрослый предлагает решить задачи:
Петя нашел 4 гриба, а Ваня - 2 гриба. Мальчики сложили грибы в одну корзинку. Сколько всего грибов стало в этой корзине?
В сумке лежало 10 огурцов. Хозяйка вынула из сумки 1 огурец. Сколько огурцов осталось в сумке?
Возьми пирамидку, в которой на 3 кольца меньше, чем в пирамидке у воспитателя (пирамидка с 7 кольцами).
Оценивание заданий.
За каждое диагностическое задание ребенок может получить от 1 до 3 баллов:
высокий уровень - 3 балла - задание выполнено самостоятельно и без ошибок;
средний уровень - 2 балла - ребенок допускает 1-2 ошибки, пользуется помощью взрослого;
низкий уровень - 1 балл - ребенок допускает 3 и более ошибок, даже при помощи взрослого не может выполнить задание.
Максимальное количество баллов, которое может набрать каждый испытуемый ребенок за выполнение всех диагностических заданий, 15 баллов. Распределение детей по уровням сформированности счетной деятельности осуществлялось на основе следующей шкалы:
высокий уровень - 13-15 баллов;
средний уровень - 8-12 баллов;
низкий уровень - 7 баллов и меньше.
Диагностика детей по этим заданиям проводилась индивидуально с каждым ребенком. Во время диагностики дети выполняли задания старательно, проявляли активность. Никаких нарушений в поведении детей не отмечено. Таким образом, нами определены критерии, параметры и дана характеристика уровней сформированности счетной деятельности у старших дошкольников, подобраны диагностические задания для этого изучения.
В результате диагностики исходные показатели сформированности счетной деятельности у старших дошкольников занесены в таблицу (Таблица 2.2)
Показатели сформированности счётной деятельности у старших дошкольников
Таблица 2.2
№ п/п Имя ребенка
Критерии и параметры
Сумма
баллов
Общий
уровень
Количественные
представления
Арифметические
действия
Зад.1
Зад.2
Зад.З
Зад.4
Зад.5
1 .Маша
3
3
3
3
2
14
высокий
2.Артём
1
1
1
1
1
5
низкий
З.Лера
3
2
3
3
2
13
высокий
4.Саша
2
2
1
1
1
7
низкий
5. Катя
2
2
2
2
1
9
средний
6.Даниил
3
3
2
3
2
13
средний
7.Лев
2
2
1
1
1
7
низкий
8.Полина
2
2
2
2
1
9
средний
9.Миша
2
3
1
2
2
10
средний
10.Кира
3
3
2
1
1
10
средний
11. Максим
2
2
1
1
1
7
низкий
12. Вова
2
2
1
1
1
7
низкий
13. Леся
3
2
2
2
2
11
средний
14. Матвей
2
2
2
1
1
8
средний
15. Ярослав
2
2
2
2
1
9
средний
16.Милана
3
2
2
2
1
10
средний
17. Андрей
3
2
2
2
1
10
средний
18.Богдан
2
2
1
1
1
7
низкий
19. Ярик
1
1
1
1
1
5
низкий
20.Настя
3
3
3
3
2
14
высокий
Уровни сформированности счётной деятельности у старших дошкольников
Табл. 2.3
Кол-во
детей
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
1 задание
20 (100%)
8 (40%)
10 (50%)
2 (10%)
2 задание
20(100%)
5 (25%)
13 (65%)
2 (10%)
3 задание
20 (100%)
3(15%)
9 (45%)
8 (40%)
4 задание
20 (100%)
4 (20%)
7 (35%)
(45%)
5задание
20(100%)
0(0%)
6(30%)
14(70%)
Количественные результаты уровня сформированности счетной деятельности у детей по показателю «знание номера чисел, порядкового счета и образования чисел как результата счета» (задание №1) на контрольном этапе исследовательской работы представлены на рис.2.1.
Рис.2.1 Результаты диагностического обследования «Определение номера чисел, порядкового счёта и образования чисел как результата счёта».
Данные рис. 2.1 показывают, что на контрольном этапе исследовательской работы по показателю «знание номера чисел, порядкового счета и образования чисел как результата счета» (задание №1) детей (40%) имеют высокий уровень, 10 детей (50%) - средний уровень и 2 детей (10%) - низкий уровень счетной деятельности. Таким образом, у детей преобладает средний уровень знания номера чисел, порядкового счета и образования чисел как результата счета.
Количественные результаты уровня сформированности счетной деятельности у старших дошкольников по показателю «умение сравнивать отвлеченные числа в пределах 10, сравнивать предметные множества с помощью метода установления взаимно однозначного соответствия» (задание №2) на контрольном этапе исследовательской работы представлены на рис.2.2.
Рис. 2.2 Результаты диагностического обследования «Сравнение отвлеченных чисел в пределах 10».
Данные, представленные на рис.2.2, показывают, что на контрольном этапе исследовательской работы по показателю «умение сравнивать отвлеченные числа в пределах 10, сравнивать предметные множества с помощью метода установления взаимно однозначного соответствия» (задание №2) 5 детей (25%) имеют высокий уровень, 13 детей (65%) – средний уровень и 2 детей (10%) - низкий уровень счетной деятельности.
Таким образом, у старших дошкольников преобладает средний уровень умения сравнивать отвлеченные числа в пределах 10, сравнивать предметные множества с помощью метода установления взаимно однозначного соответствия.
Количественные результаты уровня сформированности счетной деятельности у старших дошкольников по показателю «знание состава однозначных чисел» (задание №3) на контрольном этапе исследовательской работы представлены на рис.2.3.
Рис.2.3 Результаты диагностического обследования «Знание состава однозначных чисел».
Данные, представленные на рис.2. 3, показывают, что на контрольном этапе исследовательской работы по показателю «знание состава однозначных чисел» (задание №3) 3 детей(15%) имеют высокий уровень, 9детей (45%) – средний уровень и 8детей (40%) – низкий уровень счетной деятельности.Таким образом, у старших дошкольников преобладает средний уровень знания состава однозначных чисел.
Количественные результаты уровня сформированности счетной деятельности у старших дошкольников по показателю «понимание смысла арифметических действий» (задание №4) на контрольном этапе исследовательской работы представлены на рис.2.4
Рис.2.4 Результаты диагностического обследования «Понимание смысла арифметических действий».
Данные, представленные на рис.2.4, показывают, что на контрольном этапе исследовательской работы по показателю «понимание смысла арифметических действий» (задание №4) 4 детей (20%) имеет высокий уровень, 7 детей (35%) – средний уровень и 9 детей (45%) – низкий уровень счетной деятельности. Таким образом, у старших дошкольников преобладает низкий уровень понимания смысла арифметических действий.
Количественные результаты уровня сформированности счетной деятельности у старших дошкольников по показателю «умение решать арифметические задачи, соответствующие уровню развития количественных представлений ребенка» (задание №5) на начальном этапе исследовательской работы представлены на рис.2.5.
Рис.2.5 Результаты диагностического обследования «Умение решать арифметические задачи».
Данные, представленные на рис.2. 5, показывают, что на начальном этапе исследовательской работы по показателю «умение решать арифметические задачи, соответствующие уровню развития количественных представлений» (задание №5) не обнаружено детей с высоким уровнем, 6 детей (30%) имеют средний уровень и 14 детей (70%) - низкий уровень счетной деятельности.
Таким образом, у старших дошкольников преобладает низкий уровень умения решать арифметические задачи, соответствующие уровню развития количественных представлений ребенка. Количественные результаты общего уровня сформированности счетной деятельности у старших дошкольников (по сумме 5 диагностических заданий) на контрольном этапе исследовательской работы представлены на рис.2.6.
Рис. 2.6 Обобщающие результаты диагностики
Данные рис. 2.6 показывают, что на начальном этапе исследовательской работы 3 детей (15%) имеют высокий уровень, 10детей (50%) - средний уровень и 7детей (35%) - низкий уровень. Таким образом, у старших дошкольников преобладают средний уровень счетной деятельности.
Дадим характеристику выделенным группам детей.
1-ая группа с низким уровнем сформированности счетной деятельности (35% - 7 детей). Дети при выполнении диагностических заданий не смогли самостоятельно правильно назвать номер чисел, допустили 3 и более ошибок в порядковом счете, эти дети не понимают образование чисел как результат счета. Даже при помощи взрослого они не смогли правильно определить состав однозначных чисел. В арифметических действиях сложения и вычитания и при решении текстовых арифметических задач эти дети допускали 3 и более ошибок. Они не знают и не понимают смысла многих математических терминов и знаковых обозначений.
2-ая группа со средним уровнем сформированности счетной деятельности (50% - 10 детей). При выполнении этих диагностических заданий дети старались самостоятельно называть номер чисел и осуществлять порядковый счет от 0 до 10, но допускали при этом 1-2 ошибки, которые исправляли при помощи взрослого. Они не всегда понимают, что образование числа - это результат счета, только при помощи взрослого правильно определяли состав однозначных чисел. В арифметических действиях сложения и вычитания и при решении текстовых арифметических задач допускали 1-2 ошибки. Эти дети не всегда понимают и правильно используют математические понятия и термины, знаковые обозначения.
3-я группа с высоким уровнем сформированности счетной деятельности (15% - 3 детей). Эти дети правильно называют номер чисел, отлично владеют порядковым счетом от 0 до 10, понимают образование чисел как результат счета, самостоятельно устанавливают отношения эквивалентности и порядка и определяют состав однозначных чисел. Они без ошибок производят арифметические действия сложения и вычитания, понимают принцип построения десятичной системы счисления, самостоятельно и без ошибок решают текстовые арифметические задачи. Понимают и правильно используют математические понятия и термины, знаковые обозначения.
Итак, на начальном этапе исследовательской работы было установлено, что уровень сформированности счетной деятельности у детей старшего дошкольного возраста оказался невысокий. Это означает, что большинство детей испытывали затруднения в определении номера числа, порядковом счете и образовании чисел как результата счета. У детей недостаточно хорошо сформировано умение сравнивать отвлеченные числа в пределах 10, сравнивать предметные множества с помощью метода установления взаимно однозначного соответствия. Дети испытывают затруднения при определении состава однозначных чисел, недостаточно хорошо понимают смысл арифметических действий, затрудняются решать арифметические задачи.
2.2 Методические рекомендации по организации обучения старших дошкольников математическому счету с помощью дидактических игр.
Проведя анализ полученных результатов, мы разработали методические рекомендации по организации обучения старших дошкольников математическому счету с помощью дидактических игр.
Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
Все виды дидактических игр (предметные, настольно-печатные, словесные и др.) являются эффективным средством и методом формирования элементарных математических представлений у детей во всех возрастных группах. Предметные и словесные игры проводятся на занятиях по математике и вне их, настольно-печатные, как правило, в свободное от занятий время. Все они выполняют основные функции обучения - образовательную, воспитательную и развивающую [19, с. 91].
Все дидактические игры по формированию элементарных математических представлений разделены на несколько групп:
Игры с цифрами и числами;
Игры путешествие во времени;
Игры на ориентировки в пространстве;
Игры с геометрическими фигурами;
Игры на логическое мышление.
Проведя анализ полученных результатов исследовательской деятельности, мы разработали методические рекомендации воспитателю по организации обучения старших дошкольников математическому счёту.
Чтобы развернуть эти игры со старшими дошкольниками, воспитателю надо, прежде всего, познакомиться с принципами их организации. К таковым относятся:
Отбор математических знаний, полученных на занятиях, для последующего отражения их в играх старших дошкольников. Для реализации этого положения необходимо:
Определить возможность применения знаний о счете в детских играх;
Обеспечить преемственность между содержанием занятий по математике с последующей игровой деятельностью;
Включать в игры специфические действия, направленные на формирование первоначальных математических представлений и понятий.
Ознакомление детей с деятельностью взрослых, в которую органически входят действия счета. Для построения игр надо ориентироваться на такую деятельность взрослых, которая отвечала бы следующим требованиям:
Она должна быть общественно значимой доступной для наблюдения и понимания детей.
Действия счета должны выполнять в ней одну из ведущих функций и являться средством достижения социально значимых результатов.
Профессиональная деятельность взрослых должна быть наглядной как по процессу счета и измерения, так и по получаемому продукту.
Содержание трудовых действий и отношений взрослых должно быть доступным для воспроизведения в игровых ролях.
Сообщаемым знаниям следует придавать эмоциональную окраску, чтобы у детей легче и яснее складывались представления о данном виде труда, о взаимосвязях людей в трудовом процессе, о применении счета в разных сферах жизни, о точности выполнения людьми указанных действий, обеспечивающих успешность деятельности чтобы у ребят возник интерес к трудовым процессиям и желание включать их в игры.
Необходимо использовать разнообразные методы и приемы, позволяющие знакомить детей с разными видами труда.
Отражение знакомой детям деятельности взрослых в сюжете и содержании игр. Для реализации этого принципа необходимо соблюдать следующие условия:
дети должны хорошо ориентироваться в деятельности взрослых, отображаемой в игре. Тогда, решая игровую задачу, они будут целенаправленно и достоверно воспроизводить в игре счетно-измерительные действия;
при отображении труда следует включать в игру действия счета и измерения не как одноразовое поручение, а как действия, закрепленные за данной ролью. В этом случае они будут выступать как практическая необходимость в применении математических знаний;
последовательность выполняемых ребенком действий с реальными предметами, а затем их изображениями должна приводить к результату, который является проверкой правильности выполнения действий счета или измерения. Тем самым будет раскрываться смысл и значение реальных действий.
Переход от практического счета предметов к действиям счета в плане представлений, а затем к операциям с числами. Пути реализации этого принципа следующие:
осуществления в игровых ситуациях постепенного перехода от счета реальных предметов к их заместителям, а затем к устному счету;
создание по ходу игры ситуаций взаимодействия с партнером, в которых возникает необходимость словесного обозначения количества (постановки задачи или вопроса, сообщения результата);
постепенное повышение уровня трудности задач, решения которых требует сравнения, рассуждения и обобщения знаний.
Итак, при проведении дидактических игр воспитатель должен руководствоваться указанными выше принципами, которые взаимосвязаны и взаимообусловлены. В разных детских садах игры могут быть различными по тематике и содержанию, но принципы их организации остаются теми же. Так, если детский сад находится на территории совхоза и дети постоянно наблюдают работу животноводов, полеводов, то, безусловно, быт и труд людей этих профессий послужит поводом для подражания им в игре. В городских условиях содержанием детских игр может стать труд строителей, кондитеров, рабочих и т.д. Но, несмотря на специфику местных условий, в любом случае игра должна быть организована так, чтобы в ней возникла объективна необходимость в практическом применении математических знаний.
Для развития счетной деятельности у детей старшего дошкольного возраста рекомендуется использовать такие дидактические игры:
Игры на формирование знания о цифре
«Волшебные ниточки»
«Фотосалон»
«Придите ко мне»
«Найди себе место»
«Найди портрет числа»
Игры на формирование количество и счёт
«На зарядку становись»
«Сосчитай правильно»
«Считаем по порядку»
«Карточки-домики»
«Сколько до и после»
«Сосчитай и назови»
Игры на формирование количественных отношений.
«Угости белочек грибами»
«Морковки для зайчат»
«Жучки на листиках»
«Найди пару»
Игры на формирование счетных операций
«Числовые домики»
«Капитошка»
«С матрешками»
«Найди на 1 меньше»
«Назови число»
Игры с решением арифметических задач.
«Освободим принцессу»
«Поставь блюдце на место»
Педагогу, организующему игры, следует хорошо знать и свободно ориентироваться в методах и приемах руководства этими играми.
Организация дидактических игр детей старшей группы требует от воспитателя большой, продуманной работы и в процессе подготовки к их поведению: обогащение детей соответствующими знаниям, подбор материалов, а иногда и его изготовление вместе с детьми, организации обстановки для игры, и в процессе проведения самой игры, где нужно четко определить свою роль от ее начала и до конца.
Дети шестого года жизни готовятся к школьному обучению. От того, как они будут подготовлены к школе, зависит их успешное усвоение знаний. Поэтому воспитатель при проведении дидактических игр особое внимание должен обращать на четкое, обязательное выполнение детьми правил игры и поведения в процессе игровой деятельности: организованности, дисциплинированности, дружелюбия, уважения товарищей по игре, старших. Все эти качества крайне необходимы будущему школьнику.
В обучении и воспитании шестилетних детей игровой метод все еще имеет большое значение. Об этом свидетельствуют и многолетний опыт работы с шестилетними детьми, описанный Ш.А. Амонашвили в его интересной книге «Здравствуйте дети!», и научные исследования в этой области. [1, c. 10]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к школе важно познакомить ребенка с основами счета. Овладение счётными умениями и навыками имеет большое образовательное, воспитательное и практическое значение.
В данной работе мы раскрыли, что простое математическое действие, такое, как устный счет формируется как навык и может применяться при выполнении более сложных счётных действий – выделение главной мысли, решение задачи и т.п. Сложные же счётные действия формируются как умения, состоящие из ряда навыков. Таким образом, связь между понятиями «умения» и «навыки» заключается в следующем. Если речь идет о простом счётном действии, то первоначальный уровень овладения этим действием – «умение», которое по мере совершенствования переходит в «навык». А в случае сложного счётного действия, «умение» выполнять его состоит из нескольких автоматизированных «навыков». По-видимому, не стоит разделять понятия «умения» и «навыки», особенно применительно к счётным умениям и навыкам, поскольку в ежедневной деятельности они выступают как единый комплекс «инструментов» учебы, которыми пользуется ребёнок.
На старте обучения воспитатель сам ведет процесс счета, а дети повторяют за ним итоговое число. Показывается независимость числа предметов от других признаков предметов. Затем воспитатель учит детей процессу счета и знакомит с образованием каждого числа, учит сравнивать смежные числа. Сначала детей учат считать в пределах 3, а потом в пределах 5, затем – 10.
И родители, и педагоги знают, что математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Самое главное – это привить ребенку интерес к познанию. Для этого занятия должны проходить в увлекательной игровой форме. Игра «Магазин» показывает, что ребёнок обращается к счёту тогда, когда в этом появляется потребность, а на каждом занятии, где дети используют цифры, необходимо вводить дидактические игры «Какой цифры не стало?», «Путаница», «Убираем цифры», «Назови соседей» и т. д.
По результатам исследовательской деятельности можно сделать вывод о том, что уровень обученности счету изучаемой группы недостаточный. Результаты исследовательской деятельности по обучению математическому счету с помощью дидактических игр показывают, что для повышения качества усвоения программного материала, данный раздел можно дополнить, разнообразить, обогатить занимательными дидактическими играми.
В процессе своих исследований мы пришли к выводу, что формированию у ребенка математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр.
На основе результатов исследовательской деятельности нами были разработаны методические рекомендации по обучению старших дошкольников, которые могут быть использованы воспитателями в работе с детьми старшего дошкольного возраста с целью обучения их счету.
Таким образом, в игровой форме прививаются ребенку знания из области математики, умение выполнять различные действия, развивается память, мышление, творческие способности. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, а в развитии этих навыков ребенку помогают близкие люди – его родители и педагог.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Амонашвили Ш. А « Здравствуйте дети!».-М:Просвещение,1983.- 110с.
Бараева Л.Б. Подготовь ребенка к школе. Математика для дошкольников в играх и упражнениях. // Л.Б.Барева – ,2007. – 114с.
Белошистая А.В. Почему ребенку трудно математика уже в начальной школе? Начальная школа // А.В. Белошистая – 2004 – №4 – с.49 – 58с.
Белошистая А.В. Современные программы математического образования дошкольников / А.В .Белошистая. -М: Инфра-М, 2016. – 252с.
Белошистая А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики: // А.В. Белошистая ВЛАДОС, 2004. – 201с.
Богуславская З.М. «Психологические особенности познавательной деятельности дошкольников в условиях дидактической игры», // З.М.Богуславская М., 1966. – 114с.
Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А. «От рождения до школы» Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования‒ М. : Мозаика-Синтез, 2014. ‒ 333с.
Галкина Л.Н. Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Л.Н.Галкина // Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie- matematicheskih -sposobnostey - u-detey-doshkolnogo-vozrasta.
Давидчук А. Н. Обучение и игра: Методическое пособие. – // А.Н. Давидчук М. : Мозаика – Синтез, 2004. – 114 – 116с.
Ерофеева Т.И. «Дошкольник изучает математику». Методическое пособие для воспитателей. // Т.И. Ерофеева.- Москва “Просвещение”, 2006. – 106с.
Звонкин А. К. « Малыши и математика».- МЦНМО, МИОО,2006.-240с.
Иванова А.В., Андреева Л.Д. Формирование математических представлений у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр [Электронный ресурс] / А.В. Иванова, Л.Д.Андреева//Режим доступа: https://scienceforum.ru/2015/article/2015013734
Иванова С.К. Особенности развития математических способностей детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / С.К. Иванова // Режим доступа: https://docplayer.ru/61233867 -Osobennosti-razvitiya-matematicheskih-sposobnostey-detev-doshkolnogo-vozrasta.html
Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики / В.Г. Коваленко. - М: Просвещение, 1990. — 96с.
Колесникова Е. В. Диагностика математических способностей детей 5-6 лет. // Е.В.Колесникова – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 117с.
Леушина А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. - М., 1994.- 232с.
Логинова В. И. Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду / В. И. Логинова. - Л: ЛГУ, 1990. - 236с.
Львов, И. М. Значение игр в деле воспитания детей. // И.М.Львов – Казань, 1892. – 59с.
Мальцева И.В. Математика для дошкольников от А до Я/ И.В. Мальцева. - М: Клевер Медиа Групп, 2015. — 72с.
Мурашова Е.А. Игровые методы и приемы, как средство
Формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Е.А. Мурашова //Режим доступа https://nsportal.ru/detskivsad/matematika/2013/02/1O/konsultatsiya- dlya-pedagogov-igrovve-metodv-i-priemy-kak-sredsПозднякова В.В. Игровые комплексы для занятий по формированию элементарных математических представлений / В.В. Позднякова // Дошкольное воспитание. - 1996. - №2. С. 20с.
Якиманская И. С. Психологические основы математического образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. // И.С. Якиманская – М. : Издательский центр «Академия», 2004. – 320с.