Математика – это одна из сфер культуры, взаимодействие с которой способствует органичному вхождению ребенка в современный мир. Когда ведется речь об изучении дошкольниками математики, то имеем в виду, что математику рекомендуется максимально связать с окружающей жизнью.
В дошкольном возрасте освоение математического содержания направлено, прежде всего, на развитие познавательных и творческих способностей детей, умение обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности, связи и отношения в повседневной окружающей жизни, решать проблемы, выдвигать их, предвидеть результат и ход решения творческой задачи.
В старшем возрасте дети проявляют повышенный интерес к выполнению арифметических действий с числами, к знаковым системам, моделированию, к самостоятельности в решении творческих задач и оценке результата.
Актуальность.
Практика дошкольного воспитания показала, что на успешность обучения детей, влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность детей и познавательную активность. В предлагаемых разработках программы «Занимательная математика» сделаны акценты на то, как педагог может помочь ребенку усвоить математический материал, реализовать творческие возможности в познании окружающего в более интересной и увлекательной форме, с использованием метода игры. Весь материал программы основан на включение занимательных, игровых элементов в организацию воспитательно-образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений.
Такая организация непосредственно образовательной деятельности детей способствует созданию устойчивой положительной мотивации у дошкольников к изучению математики.
Цель: Создание условий для интеллектуального развития детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Развитие интеллектуальной сферы: мышления, внимания, памяти, восприятия.
Задачи:
Развивающие:
Развитие логического мышления ребёнка - (умение сравнивать, доказывать, анализировать, обобщать, конструктивного мышления - (на геометрическом материале).
Развитие памяти, внимания, творческого воображения.
Образовательные:
Ознакомление с числовым рядом и составом чисел, получение представления задачи, умение вычленять её части, решать и составлять задачи.
Воспитательные:
Воспитание у детей дошкольного возраста интереса к занимательной математике, формирование умения работы в коллективе
Отличительные особенности программы:
Деятельность представляет систему развивающих игр, упражнений, в том числе электронных дидактических пособий математического содержания,
которые помогают совершенствовать навыки счета, закрепляют понимание отношений между числами натурального ряда, формируют устойчивый интерес к математическим знаниям, развивают внимание, память, логические формы мышления. Дети непосредственно приобщаются к материалу, дающему познавательный материал воображению, затрагивающую не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка.
Разделы программы:
Количество и счет
Ознакомление с геометрическими фигурами
Ориентировка в пространстве
Ориентировка во времени
Участники: дети 5 -7 лет
Общие принципы и содержание программы:
Содержание программы ориентировано на развитие мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих способностей и качеств личности.
Новизна программы
использование новых форм работы педагога по формированию элементарных математических представлений посредствомдидактической игры: различными методами моделирования занятия (сериационный, пространственный, мнемотехнику, через математические понятия - форма, величина, использование условной мерки и др.),
использование детьми своего жизненного опыта в придумывании способов решения игровой задачи.
Творческая направленность:разработка формулы успеха, состоящей из 4-х этапов:
1) помощь ребенку в осознании, зачем ему нужно это делать;
2) обучение в увлекательной игровой форме;
3) мотивация к самостоятельному выполнению;
4) включение дидактической игры в процесс воспитания и обучения (непосредственно образовательная деятельность, игровая деятельность).
Взаимопроникновение: интеграция познавательной, коммуникативной, игровой деятельности.
Полезность: одновременное развитие интеллектуальных способностей детей, получение ими знаний об окружающем мире, приобщение к социально-нравственной действительности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Занимательная математика». »
Подпрограмма «Занимательная математика».
Пояснительная записка
Математика – это одна из сфер культуры, взаимодействие с которой способствует органичному вхождению ребенка в современный мир. Когда ведется речь об изучении дошкольниками математики, то имеем в виду, что математику рекомендуется максимально связать с окружающей жизнью.
В дошкольном возрасте освоение математического содержания направлено, прежде всего, на развитие познавательных и творческих способностей детей, умение обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности, связи и отношения в повседневной окружающей жизни, решать проблемы, выдвигать их, предвидеть результат и ход решения творческой задачи.
В старшем возрасте дети проявляют повышенный интерес к выполнению арифметических действий с числами, к знаковым системам, моделированию, к самостоятельности в решении творческих задач и оценке результата..
Актуальность.
Практика дошкольного воспитания показала, что на успешность обучения детей, влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность детей и познавательную активность. В предлагаемых разработках программы «Занимательная математика» сделаны акценты на то, как педагог может помочь ребенку усвоить математический материал, реализовать творческие возможности в познании окружающего в более интересной и увлекательной форме, с использованием метода игры. Весь материал программы основан на включение занимательных, игровых элементов в организацию воспитательно-образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений.
Такая организация непосредственно образовательной деятельности детей способствует созданию устойчивой положительной мотивации у дошкольников к изучению математики.
Цель: Создание условий для интеллектуального развития детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Развитие интеллектуальной сферы: мышления, внимания, памяти, восприятия.
Задачи:
Развивающие:
Развитие логического мышления ребёнка - (умение сравнивать, доказывать, анализировать, обобщать, конструктивного мышления - (на геометрическом материале).
Развитие памяти, внимания, творческого воображения.
Образовательные:
Ознакомление с числовым рядом и составом чисел, получение представления задачи, умение вычленять её части, решать и составлять задачи.
Воспитательные:
Воспитание у детей дошкольного возраста интереса к занимательной математике, формирование умения работы в коллективе
Отличительные особенности программы:
Деятельность представляет систему развивающих игр, упражнений, в том числе электронных дидактических пособий математического содержания,
которые помогают совершенствовать навыки счета, закрепляют понимание отношений между числами натурального ряда, формируют устойчивый интерес к математическим знаниям, развивают внимание, память, логические формы мышления. Дети непосредственно приобщаются к материалу, дающему познавательный материал воображению, затрагивающую не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка.
Разделы программы:
Количество и счет
Ознакомление с геометрическими фигурами
Ориентировка в пространстве
Ориентировка во времени
Участники: дети 5 -7 лет
Общие принципы и содержание программы:
Содержание программы ориентировано на развитие мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих способностей и качеств личности.
Новизна программы
использование новых форм работы педагога по формированию элементарных математических представлений посредствомдидактической игры: различными методами моделирования занятия (сериационный, пространственный, мнемотехнику, через математические понятия - форма, величина, использование условной мерки и др.),
использование детьми своего жизненного опыта в придумывании способов решения игровой задачи.
Творческая направленность:разработка формулы успеха, состоящей из 4-х этапов:
1) помощь ребенку в осознании, зачем ему нужно это делать;
2) обучение в увлекательной игровой форме;
3) мотивация к самостоятельному выполнению;
4) включение дидактической игры в процесс воспитания и обучения (непосредственно образовательная деятельность, игровая деятельность).
Взаимопроникновение: интеграция познавательной, коммуникативной, игровой деятельности.
Полезность: одновременное развитие интеллектуальных способностей детей, получение ими знаний об окружающем мире, приобщение к социально-нравственной действительности.
Универсальность: возможное использование данной программы, как педагогами в процессе воспитания и обучения детей, так и родителями в повседневной жизни.
Целевые ориентации:
1) Формирование потребности в приобретении знаний в области математики: “Хочу быть умным”.
2) Приобретение нравственных качеств: “Я знаю, как поступить”.
3) Воспитание уверенности в собственных знаниях: “Я справлюсь с любой задачей”.
Практическая значимость:
Представленная программа «Занимательная математика» апробирована в практической деятельности и может быть рекомендована для внедрения в воспитательно-образовательный процесс в дошкольных образовательных учреждениях различного вида.
Практическая значимость определяется возможностью использования разработанных планов взаимодействия с участниками воспитательно-образовательного процесса, конспектов непосредственно образовательной деятельности, пособий, игр, дидактических материалов, консультативных и методических рекомендаций в работе воспитателей дошкольных учреждений и родителей.
Программа «Занимательная математика» обеспечивает ДОУ методическими разработками по формированию у дошкольников элементарных математических представлений посредством дидактической игры.
Принципы построения программы
Принцип развития отражает четкое влияние поисково-познавательной деятельности на развитие личности.
Принцип дифференциации и индивидуализации предполагает создание условий для полного проявления способностей каждого ребенка и соответствующей воспитательно-образовательной работы.
Принцип природосообразности свидетельствует о том, что образовательный процесс соответствует как внутренней природе, так и внешним условиям.
Принцип диалогического общения как неотъемлемого условия взаимодействия субъектов поисково-познавательной деятельности, который отражает тесную связь между взаимной и встречной открытостью, искренностью, взаимопониманием воспитателя и ребенка, и проецирует установку на разумное усвоение.
Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
Принцип последовательности заключается в постепенном повышении требований в процессе поисково-познавательной деятельности.
Принцип непрерывности заключается в формировании у подрастающего поколения устойчивого интереса к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.
Принцип системного подхода. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования математических представлений и нравственных чувств ребенка в различных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
Принцип стимулирования активности, способствующей обеспечению практического применения полученных знаний.
Методы и приемы работы:
Поисковые (моделирование)
Игровые (развивающие игры, соревнования, конкурсы, развлечения, досуги)
Информационно - компьютерные технологии (электронные пособия, презентации)
Практические (упражнения)
Интегрированный метод (проектная деятельность)
Использование занимательного материала (ребусы, лабиринты, логические задачи)
Ожидаемые результаты
При реализации программы «Занимательная математика»посредством дидактической игры будут достигнуты следующие результаты:
Повысится интерес дошкольников к изучению математики, дети будут активно использовать математические понятия в познавательно – речевой, творческой и игровой деятельности, в повседневной жизни.
Сформируется активное отношение дошкольников к собственной познавательной деятельности в области математических представлений, умение выделять в ней цель, основы и способы достижения, рассуждать о них, объективно оценивать свои результаты.
Повысится уровень математических способностей старших дошкольников – будущих первоклассников.
Будет сформирована общая готовность к дальнейшему успешному обучению в школе.
Будут созданы условия для усвоения дошкольниками элементарных математических представлений, обеспечивающие успешное развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Повысится компетентность родителей в вопросах математического развития детей посредством игры.
Повысится уровень практических знаний и умений педагогов по применению игры в формировании элементарных математических представлений детей.
Планируемые результаты, как ориентиры освоения подпрограммы «Занимательная математика»
Ребенок различает, из каких частей составлена группа предметов, называет их характерные особенности (цвет, форму, величину);
Ребенок считает в пределах натурального ряда чисел(количественный счет), отвечает на вопрос «Сколько всего?»;
Ребенок сравнивает две группы путем поштучного соотнесения предметов (составления пар);
Ребенок группирует / раскладывает/ 3—5 предметов различной величины (длины, ширины, высоты) в возрастающем (убывающем) порядке;
Ребенок умеет рассказывать о величине каждого предмета в ряде;
Ребенок различает и называет треугольник, круг, квадрат, прямоугольник; шар, куб, цилиндр; знает их характерные отличия;
Ребенок умеет находить в окружающей обстановке предметы, похожие на знакомые фигуры;
Ребенок ориентируется в окружающем пространстве и определяет направление движения от себя (направо, налево, вперед, назад, вверх, вниз);
Ребенок различает левую и правую руки;
Ребенок определяет части суток.
Ребенок понимает независимость числа от величины, пространственного расположения предметов и направлений счета;
Ребенок умеет преобразовывать одни геометрические фигуры в другие путем складывания, разрезания, моделировании.
Ребенок понимает игровое задание и выполняет его самостоятельно.
Ребенок проводит самоконтроль и самооценку выполненной работы.
Ребенок ориентируется на листе бумаги.
Ребенок владеет приемами с использованием логических приемов: анализ, сравнение, классификация.
Ребенок участвует в дидактической игре, поддерживает игровое общение, владеет приемами математической речи.
Средства реализации программы
Непосредственно образовательная деятельность программы «Занимательная математика» включена в реализацию задач образовательной области “Познание” раздел “Формирование элементарных математических представлений” примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования “От рождения до школы”под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой и проводятся 4 раза в месяц по перспективно-тематическому плану.
Темы программы интегрированы в различные режимные моменты: игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность детей.
Организация предметно - развивающей среды в соответствии с федеральными государственными требованиями к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования способствующей математическому развитию детей старшего дошкольного возраста.
Педагогическое обследование по разделу “Формирование элементарных математических представлений”, разработано авторами примерной основной общеобразовательной программы “От рождения до школы” под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.