kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Необычные задачи по математике для любопытных

Нажмите, чтобы узнать подробности

Роль математики в различных областях человеческой деятельности в разное время была различной.

Потребности техники, естествознания, практической деятельности людей ставили перед математикой новые задачи и стимулировали ее развитие.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Необычные задачи по математике для любопытных»

Необычные задачи по математики

Роль математики в различных областях человеческой деятельности в разное время была различной.

Потребности техники, естествознания, практической деятельности людей ставили перед математикой новые задачи и стимулировали ее развитие.

Существенное влияние оказывали два фактора: уровень развития математического аппарата и степень зрелости знаний об изучаемом объекте, возможность описать его наиболее существенные черты и свойства на языке математических понятий или упражнений или другими словами-построить математическую модель изучаемого объекта.

Математические методы давно и весьма успешно применяются в механике, физике, астрономии, химии, технике.

Задача 1.

Составить фрагмент расписания для одного дня занятий с условиями: 1) учитель истории может дать первый или второй или третий урок;

2) учитель литературы может дать только первый урок или только второй урок;

3) учитель математики может дать только первый или только второй уроки;

3) учитель физической культуры может дать только последний урок.

Решение задачи упрощается, если вычертить «дерево»:



Рис. 45


Задача 2.

Построить дорожную сеть так, чтобы любые два из «N» городов были соединены дорогой. Пути при этом должны пересекаться на разных уровнях (либо «над» либо «под»)

С дороги на дорогу можно перейти только в каком-нибудь из городов. Как построить дороги с наименьшей протяженностью? Метод предложил польский математик Г. Штейнгауз: выбрав любой город, его следует соединить с ближайшими соседними городами, а затем то же самое сделать со всеми остальными городами. Если образовалась сеть, охватывающая все города, то задача решена. Если вместо единого «дерева» получается «лес» не связанных друг с другом «деревьев» , то необходимо выбрать одно из них и провести кратчайший путь, соединяющий город на этом «Дереве» с городом другого «дерева». Если решение еще не получено, то с другими «дереьями» следует поступить аналогично. Пусть города расположены так:

Рис. 46.а

Действуем так: город А соединим с городом В, город С с городом Д, город Д – с Е. В результате получаем два «дерева» - одно из них с двумя, второе- с тремя вершинами. В соответствии с алгоритмом соединим эти два дерева кратчайшим путём (А-Д), после чего получилась сеть


(Рис. 46.б)


Общая продолжительность сети 15 км.

Задача 3 о назначениях: Как правильно распределить обязанности между членами бригады? Как найти лучший вариант укомплектования экспедицией?

Как назначить исполнителей на роли в новой пьесе?

Ответ на любой из этих вопросов требует не только смекалки, но и точного расчета, знания методов решения. И в этом случае приходит на помощь математика.

Пример: в составе экспедиции будут 6 специалистов- биолог, врач, синоптик, гидролог, механик, радист. Имеются 8 кандидатов: A, B, C, D, E, F, G, H.

Обязанности биолога могут исполнять E и G, врача- A и D, синоптика – F и G, гидролога – B и F, радиста – C и D, механика – C и H. Каждый выполняет 1 обязанность. F- не может ехать без В, D- без Н и без С, С не может вместе с G, А- вместе с В.

Распределить их можно по (Рис. 47)


Аналогичные задачи можно решать с помощью раскрашивания вершин и ребер «дерева»

Задача ;. На фестивале встретились 6 делегатов. Оказалось, что из любых 3-х по крайней мере 2 могут объясняться на одном из языков.

Доказать, что найдутся 3 делегата, каждый их которых может объясняться с каждым из этой тройки.

Пусть каждому делегату соответствует вершина. Если два делегата могут объясниться между собой, то вершины соединим синим ребром, а если нет-то черным. Пусть делегаты А и В могут объясниться


Рис. 48


Рассмотрим тройки, в которые могут входить Аи В: АВ F, АВС, АВD, АВЕ. Рассмотрим АВС. Вершину С соединим с вершинами А и В черными ребрами. Это означает, что в этой тройке только А и В могут объясняться между собой.

Рассуждая аналогично, ребра (А, D), (В, D), (А,Е), (В,Е), (А, F), (В, F) тоже изобразим черным.

Получим РИС.49.

Рассмотрим тройки, в которые входит вершина А и не входит вершина В, например А F С.

В ней ребро ( F, С) изобразим жирной линией (иначе получится, что в этой тройке нет двух делигатов, которые могум объясняться друг с другом). Аналогично рассуждая относительно вершин В, приходим к необходимости изобразить жирной линией ребра (F, D), (D, С), (F, Е), (Е,С), (F, D). Получим Рис. 50

Вывод три тройки делегатов могут свободно общаться друг с другом.

Это ЕFC, EFD, DFC.

Данные задачи можно рассмотреть на нескольких уроках перед изучением тем по теории вероятности. Можно предложить учащимся подготовить по одной задаче и выступить перед классом, но сначала выслушать варианты ответов на поставленные задачи самих учащихся и предложить рациональное решение.

Подборка задач из издания « «Необычные задачи математики» , автор В.Н.Касаткин.

В задачах уделено особое внимание алгебре логики и теории «дерева» (графов), овладение которыми успешно составлять алгоритмы и программы при изучении информатики.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Необычные задачи по математике для любопытных

Автор: Тетёрко Татьяна Никитична

Дата: 08.11.2022

Номер свидетельства: 616973

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(49) "Урок- сказка по математике "
    ["seo_title"] => string(29) "urok-skazka-po-matiematikie-1"
    ["file_id"] => string(6) "208154"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430745789"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Программа кружка "Вместе с математикой" "
    ["seo_title"] => string(42) "proghramma-kruzhka-vmiestie-s-matiematikoi"
    ["file_id"] => string(6) "221698"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1435557964"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(42) ""Деление нуля на число"."
    ["seo_title"] => string(23) "dielieniienulianachislo"
    ["file_id"] => string(6) "312798"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459403747"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Конспект урока на тему «Свойства Квадратных корней» "
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt-uroka-na-tiemu-svoistva-kvadratnykh-korniei"
    ["file_id"] => string(6) "101656"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402425150"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства