Просмотр содержимого документа
«Мотивация к учению (из опыта работы)»
Приемы повышения мотивации к учению
(из опыта работы)
«Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться»
В. А. Сухомлинский
Мотивация учения – общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, к активному освоению содержания образования. Образы мотивации держат в своих руках совместно преподаватели, учащиеся и, я бы добавила, родители.
Методические приемы, которые влияют на формирование мотивации:
Апелляция к жизненному опыту детей
Создание проблемной ситуации
Ролевые и деловые игры
Решение нестандартных задач на смекалку и логику
Элементы занимательности (софизмы, парадоксы, задачи со скрытой ошибкой)
Использование аналогий, сравнений, противопоставлений
Использование исторического материала
Кроссворды, сканворды, ребусы, творческие работы и т. п.
Стимулы для формирования мотивации к учебной деятельности:
Ситуация удивления.
Ассоциации вместо правил
Презентации, творческие домашние задания
Накопительная система оценок, рефлексия
Доброжелательный настрой урока, благоприятный и продуктивный микроклимат на уроке
Особенно важны эмоциональные методы мотивации: поощрение, порицание, создание ярких наглядно-образных представлений, стимулирующее оценивание, свободный выбор заданий, удовлетворение желания быть значимой личностью.
Мотивация учения в рамках урока представляет собой завершенный цикл и проходит ряд этапов: от мотивации начала работы (готовность, включенность) к мотивации хода выполнения работы и затем к мотивации завершения работы (удовлетворенность или неудовлетворенность результатами, постановка дальнейших целей и т. д.)
Очень важен первый этап формирования мотивации: возникновение мотивации (готовность, включенность).
Необходимо:
Зафиксировать мотивы предыдущих достижений – «Мы хорошо поработали над предыдущей темой…»
Вызвать мотивы относительной неудовлетворенности – «Но не усвоили еще одну сторону этой темы…»
Усилить мотивы ориентации на предстоящую деятельность – «А между тем для вашей будущей жизни это будет необходимо, например, в таких-то ситуациях…»
На этапе мотивации хода выполнения работы необходим правильный и исчерпывающий инструктаж, четкие целевые установки на выполнение задания.
1. Очень важно использование жизненного опыта учащихся. Изучаем единицы объема. Как вы понимаете фразу: «На даче стоит с водой емкость в два куба»? Сколько ведер воды вмещает такая емкость…
2. Создание проблемной ситуации. Решаем задачу расчета денежных средств на ремонт комнаты, план которой дети до этого вычертили. Выбирают разные виды ремонта: меняют обои или линолиум…
3. Использую прием «Самооценка». «Что ты сам себе за ответ поставишь? И почему?»
4. «Авансирование». До контрольной дается ее тематика. Даю подготовительный вариант для домашней работы. У ребенка всегда есть возможность исправить оценку, которая нас с ним не устраивает, есть возможность улучшить свой результат.
5. «Эмоциональное поглаживание». Видеть личность в каждом ученике. Мотивировать каждого, опираясь на его достигнутые успехи: поощрять, направлять, контролировать.
6. Стараюсь на уроках часто использовать интерактивные компьютерные средства.
7. Для мотивации старшеклассников приходится изучение темы урока начинать с демонстрации заданий из вариантов ЕГЭ.
…Мотивацию учения нельзя тренировать у учащихся непосредственно, как, например, навыки чистописания, нельзя и мотивации научиться, как таблице умножения, ее можно лишь стимулировать, развивать, повышать…(А. Б. Орлов)