Методические рекомендации по подготовке к самостоятельной внеаудиторной работе
Методические рекомендации по подготовке к самостоятельной внеаудиторной работе
Методические рекомендации по подготовке к самостоятельной внеаудиторной работе по дисциплине «Элементы математической логики» содержат материал для различных видов и форм студенческой самостоятельной деятельности. Они включают в себя подробные описания и рекомендации по работе с источниками информации, подробно объясняют: как делать выписки из литературы, как составлять тезисы, как выполнять и оформлять презентации, рефераты.
В приложении даются образцы титульных листов для выполнения доклада, реферата и образец оформления презентации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по подготовке к самостоятельной внеаудиторной работе»
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 24
(ГАПОУ ТК № 24)
Методические рекомендации
по подготовке к самостоятельной внеаудиторной работе
по дисциплине «Элементы математической логики»
по специальности 09.02.04Информационные системы (по отраслям)
Москва
2015
Рассмотрено предметной цикловой
методической комиссией отделения ОД-ЕН
протокол № 1 от «28» августа 2015 г.
Председатель __________Н.В. Шонхорова
Составитель:
преподаватель математики _________ Г.Б. Чернышова
Рецензент:
Настоящие методические рекомендации определяют общие требования, структуру и правила оформления практических работ в соответствии с действующими стандартами, предназначены для использования студентами при выполнении самостоятельных внеаудиторных практических работ по дисциплине «Элементы математической логики».
Для студентов колледжей, обучающихся по специальности 09.02.04 «Информационные системы (по отраслям)».
Содержание
Введение……………………………………………………………..
4
Виды и формы самостоятельной внеаудиторной работы………..
4
Критерии оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы студентов……………………………………………………
Самостоятельная работа – это задание практического характера, при выполнении которого надо не только четко и логично изложить свои мысли публично или письменно, но и отстоять выдвинутые положения в ходе дискуссии или обсуждения письменной работы.
Самостоятельная работа определяется как индивидуальная или коллективная учебная деятельность, осуществляемая без непосредственного руководства педагога, но по его заданиям и под его контролем. Самостоятельная работа студентов является одной из основных форм внеаудиторной работы при реализации учебных планов и программ.
Студент в процессе обучения должен не только освоить учебную программу, но и приобрести навыки самостоятельной работы, научиться планировать и выполнять свою работу.
Для организации самостоятельной работы необходимы следующие условия:
- готовность студентов к самостоятельному труду;
- наличие и доступность необходимого учебно-методического и справочного материала;
- консультационная помощь.
Цели самостоятельной внеаудиторной работы:
- углубление и расширение теоретических знаний;
- систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
- формирование умений использовать различные информационные источники;
- развитие познавательных способностей и активности студентов;
- формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
- развитие исследовательских умений.
Виды и формы самостоятельной работы студентов:
Самостоятельная внеаудиторная творческая работа – высшая форма самостоятельной работы студента по дисциплине, которая включает не только выполнение заданий из предложенного перечня, но и предполагает самостоятельное конструирование студентом различных видов и форм творческой работы с максимальной степенью самовыражения и в соответствии с его интересами.
Обязательная самостоятельная внеаудиторная работа по дисциплине «Элементы математической логики» выполняется студентом в установленной форме и предоставляется для проверки в письменном виде (см. прил. 1) преподавателю в установленные сроки или по согласованию с ним. Ее виды и формы это:
- отработка изучаемого материала по рекомендованным печатным и электронным источникам, конспектам лекций;
- подготовка докладов на заданные темы и их слайдового сопровождения;
- подготовка и написание реферата;
- завершение практических работ и их оформление;
- создание материала-презентации.
Рекомендованные печатные и электронные источники.
1. Математическая логика и теория алгоритмов. Игошин В.И. М.: Издательский центр «Академия», 2012.
2. Судоплатов С.В., Овчинникова Е.В., Дискретная математика. Москва – Новосибирск ИНФРА–М – НГТУ, 2011.
3. Игошин В.И. Задачи и упражнения по математической логике и теории алгоритмов. М.: Издательский центр «Академия», 2011.
4. Чернышова Г.Б. Методические рекомендации по проведению и оформлению практической работы по дисциплине «Элементы математической логики» для студентов специальности 09.02.04 «Информационные системы (по отраслям)», 2014.
Качество выполнения внеаудиторной самостоятельной работы студентов оценивается посредством текущего контроля самостоятельной работы, проводимого на практических и семинарских занятиях и во время консультаций преподавателя.
Максимальное количество баллов «отлично»студент получает, если:
обстоятельно с достаточной полнотой излагает соответствующую тему;
дает правильные формулировки, точные определения, понятия терминов;
может обосновать свой ответ, привести необходимые примеры;
правильно отвечает на дополнительные вопросы преподавателя, имеющие целью выяснить степень понимания студентом данного материала.
Оценку «хорошо» студент получает, если:
неполно, но правильно изложено задание;
при изложении были допущены 1-2 несущественные ошибки, которые он исправляет после замечания преподавателя;
дает правильные формулировки, точные определения, понятия терминов;
может обосновать свой ответ, привести необходимые примеры;
правильно отвечает на дополнительные вопросы преподавателя, имеющие целью выяснить степень понимания студентом данного материала.
при изложении были допущены существенные ошибки, т.е. если оно не удовлетворяет требованиям, установленным преподавателем к данному виду работы.
Работа с источником
Приемы умственной обработки читаемого текста:
1. Составление простейшего плана при обработке текста:
- чтение текста целиком:
- деление его на смысловые части;
- озаглавливание частей (на первых порах - заголовки, отражающие содержание части);
- воспроизведение текста по составленному плану.
2. Составление логической схемы материала при обработке текста.
Логическая схема материала - это отражение логической последовательности материала.
- чтение, анализ содержания по ходу восприятия и определение конца смыслового куска;
- выделение смыслового опорного пункта в прочитанном куске:
- установление смысловой связи между выделенными опорными пунктами смысловых кусков.
Благодаря такой активной умственной работе над текстом осмысление происходит по ходу чтения, а запоминание - одновременно с пониманием прочитанного текста.
Как делать выписки
Выписка - выписанная из источника нужная мысль.
Основные правила.
- вчитайтесь в название статьи, осмыслите ее;
- внимательно читайте текст и по ходу чтения коротко выписывайте основные мысли;
- стремитесь к краткой записи;
- отделяйте одну мысль от другой;
- закончив работу, выпишите все данные источника.
Как составлять тезисы
Тезис - положение, кратко излагающее какую-либо идею, а также одну из основных мыслей доклада.
- познакомьтесь с содержанием материала, обратите внимание на шрифтовые выделения, эта подсказка вам поможет в работе;
- разбейте текст на смысловые блоки (с помощью плана или отчеркивания);
- определите главную мысль каждой части (можно подчёркиванием);
- осмыслите суть выделенного текста, сформулируйте своими словами или найдите подходящую формулировку в тексте;
- тезисы пронумеруйте - это позволит сохранить логику авторских суждений;
- отделяйте пробельной строкой один тезис от другого - это облегчит последующую работу с ним.
Подготовка и презентация доклада
Доклад - это сообщение по заданной теме, с целью внести знания из дополнительной литературы, систематизировать материл, проиллюстрировать примерами, развивать навыки самостоятельной работы с научной литературой и познавательный интерес к научному познанию (см. прил. 3,5).
Деятельность преподавателя:
- выдаёт темы докладов: «Происхождение рекурсивных функций» и «Основные понятия рекурсивных функций и тезис Чёрча»;
- определяет сроки подготовки доклада;
- оказывает консультативную помощь студенту: по графику проведения консультаций;
- определяет объём доклада: 5-6 листов формата А4, включая титульный лист и содержание;
- указывает основную литературу:
а) Игошин В.И. Математическая логика и теория алгоритмов.
- оценивает доклад и презентацию в контексте занятия.
Деятельность студента:
- собирает и изучает литературу по теме (по выбору);
- выделяет основные понятия;
- вводит в текст дополнительные данные, характеризующие объект изучения;
- оформляет доклад письменно и иллюстрирует компьютерной презентацией;
- сдаёт на контроль преподавателю и озвучивает в установленный срок: занятие №35.
Инструкция докладчику:
Докладчик - основное действующие лицо. Он во многом определяет содержание, стиль, активность данного занятия.
Докладчик должен знать и уметь:
- сообщать новую информацию;
- использовать технические средства;
- знать и хорошо ориентироваться в теме всей презентации;
- уметь дискутировать и быстро отвечать на вопросы;
- четко выполнять установленный регламент: 5-10 мин.
Необходимо помнить, что выступление состоит из трех частей: вступление, основная часть и заключение.
Вступление помогает обеспечить успех выступления по любой тематике. Вступление должно содержать:
- название презентации (доклада);
- сообщение основной идеи;
- современную оценку предмета изложения;
- краткое перечисление рассматриваемых вопросов;
- живую интересную форму изложения;
- акцентирование оригинальности подхода.
Основная часть, в которой выступающий должен раскрыть суть затронутой темы. Задача основной части - представить достаточно данных для того, чтобы слушатели заинтересовались темой и захотели ознакомиться с материалами. При этом логическая структура теоретического блока должны сопровождаться иллюстрациями разработанной компьютерной презентации.
Заключение - это ясное четкое обобщение и краткие выводы.
Материалы-презентации готовятся студентом в виде слайдов с использованием мультимедийной компьютерной программы Microsoft PowerPoint (см. прил. 5).
Общие требования к презентации:
- не должна быть меньше 10 слайдов;
- первый лист это титульный лист, на котором обязательно должны быть представлены: полное название колледжа; название проекта; фамилия, имя, автора; группа, курс;
- следующим слайдом должно быть содержание, где представлены основные этапы (моменты) - презентации. Желательно, чтобы из содержания по гиперссылке можно перейти на необходимую страницу и вернуться вновь на содержание;
- дизайн - эргономические требования: сочетаемость цветов, ограниченное количество объектов на слайде, цвет текста:
- последними слайдами презентации должны быть глоссарий и список литературы.
Затраты времени на создание презентаций зависят от степени трудности материала по теме, его объема, уровня сложности создания презентации, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем.
Согласно программе самостоятельной работы студентов по дисциплине «Элементы математической логики» предусмотрено выполнение материала-презентации к докладам по теме: «Происхождение рекурсивных функций» и «Основные понятия рекурсивных функций и тезис Чёрча».
Деятельность преподавателя:
- рекомендует литературу:
а) Игошин В.И. Математическая логика и теория алгоритмов.
- помогает в выборе главных и дополнительных элементов темы;
- консультирует при затруднениях.
Деятельность студента:
- изучает материалы темы, выделяя главное и второстепенное;
- устанавливает логическую связь между элементами темы;
- представляет характеристику элементов в краткой форме;
- выбирает опорные сигналы для акцентирования главной информации и отображает в структуре работы;
- оформляет работу и предоставляет к установленному сроку: занятие №35.
Критерии оценки:
- соответствие содержания теме;
- правильная структурированность информации;
- наличие логической связи изложенной информации;
- эстетичность оформления, его соответствие требованиям;
- представление работы в срок.
Подготовка реферата
Реферат по теме «Эквивалентность различных теорий алгоритмов» сдается на проверку преподавателю за 1-2 недели до зачетного занятия.
При оценке реферата преподаватель учитывает:
- соответствие содержания теме;
- грамотность и полноту использования источников:
- связность, логичность и грамотность составления;
- оформление в соответствии с требованиями ГОСТ.
Защита тематического реферата по дисциплине «Элементы математической логики» проводится на занятии в рамках часов учебной дисциплины и предусматривает доклад по реферату не более 5-7 минут, ответы на вопросы.
На защите запрещено чтение текста реферата.
Общая оценка за реферат выставляется с учетом оценок за работу, умение вести дискуссию и отвечать на вопросы.
Содержание и оформление разделов реферата
- Титульный лист. Является первой страницей реферата и заполняется по строго определенным правилам (см. прил.4).
После титульного листа помещают оглавление, в котором приводятся все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Сокращать их или давать в другой формулировке и последовательности нельзя.
Все заголовки начинаются с прописной буквы без точки на конце. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием / …………… / с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.
Заголовки одинаковых ступеней рубрикации необходимо располагать друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени смещают на три - пять знаков вправо по отношению к заголовкам предыдущей ступени.
Введение. Здесь обычно обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содержание реферата, указывается объект (предмет) рассмотрения, приводится характеристика источников для написания работы и краткий обзор имеющейся по данной теме литературы. Актуальность предполагает оценку своевременности и социальной значимости выбранной темы, обзор литературы по теме отражает знакомство автора реферата с имеющимися источниками, умение их систематизировать, критически рассматривать, выделять существенное, определять главное.
Основная часть. Содержание глав этой части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать. Эти главы должны показать умение исследователя сжато, логично и аргументировано излагать материал, обобщать, анализировать, делать логические выводы.
Заключительная часть. Предполагает последовательное, логически стройное изложение обобщенных выводов по рассматриваемой теме. Список использованной литературы составляет одну из частей работы, отражающей самостоятельную творческую работу автора, позволяет судить о степени фундаментальности данного реферата.
Литература в списке указывается в алфавитном порядке (или фамилии авторов в алфавитном порядке), после указания фамилии и инициалов автора указывается название литературного источника, место издания (например, Москва - М.), название издательства (например, Мир), год издания (например, 2008), можно указать страницы (например, с. 54-67). Страницы можно указывать прямо в тексте, после указания номера, под которым литературный источник находится в списке литературы (например, 7). Номер литературного источника указывается после каждого нового отрывка текста из другого литературного источника.
Приложение. В приложении помещают вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают текст основной части работы (таблицы, графики, и т.д.). Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова "Приложение" и иметь тематический заголовок. При наличии в работе более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами без знака "№", например, "Приложение 1". Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного текста. Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки, которые заключается вместе с шифром в круглые скобки - (см. прил. 1).
Приложение 1
Памятка для выполнения самостоятельной работы
Памятка «Учись правильно выражать свои мысли»
Чтобы научиться грамотно говорить, надо научиться читать и слушать.
Читая, не только вникайте в смысл написанного, но постарайтесь увидеть, услышать, понять и запомнить художественные особенности языка, речевые обороты.
Накопите активный запас слов с помощью специальной работы: заведите словарь для записи новых слов, тренируйте себя в их запоминании и произнесении, подбирайте к словам антонимы и синонимы, изучайте слова, употребляемые в переносном смысле.
Стремитесь не только понять смысл речи оратора, но и запоминайте приёмы её построения.
Следите затем, чтобы в рассказе не встречались слова-паразиты, не допускайте ненужных повторов - это обедняет речь.
Следите за построением предложений, избегайте особенно сложных конструкций.
Практикуйте чтение вслух, вникайте в смысл текста, определяйте, где нужно сделать ударение, паузу, какой оттенок придать речи.
Памятка «Как проводить сравнение»
Сравнить - поставить рядом, сопоставить для установления сходства и различия.
Порядок сравнения
Найдите ответ на вопрос: Кто такой? Что такое?
Сопоставьте определение двух предметов или явлений. Найдите основное сходство.
Выделите существенные признаки каждого предмета.
Сопоставьте оба или несколько сравниваемых предметов по одним и тем же выделенным признакам.
Выясните все признаки сходства и различия объектов.
Найдите и объясните причины сходства и различия.
Памятка «Как проводить анализ»
Анализ - процедура мыслительного и реального расчленения предмета (явления, процесса), а также выделения отдельных частей, признаков, свойств.
Порядок анализа
Мысленно расчлените объект, предмет, явление на определённые составные части, имеющие определённое функциональное значение.
Постарайтесь обнаружить в выделенных частях характерные особенности, детали изучаемого предмета.
Подумайте о причинах такого разделения на части (блоки).
Памятка «Как проводить синтез»
Синтез - мысленное соединение отдельных элементов, частей, признаков в единое целое.
Порядок синтеза
Синтез начните с нахождения ответа на вопрос: на основе чего произойдет соединение изучаемых частей в единое целое?
Дня ответа на этот вопрос проведите подробный анализ изучаемых явлений.
Найдите связи между отдельными частями явления, объедините их, обобщите полученные сведения.
Памятка «Какпроводитьобобщение»
Обобщение - мысленный процесс, который приводит к нахождению общего в заданных предметах или явлениях.
Порядок обобщения
Найдите наиболее важные моменты в рассматриваемых фактах или явлениях.
Определите их сходство.
Установите связь между ними.
Сформулируйте общий вывод.
Приложение 2
Перечень самостоятельных работ
по дисциплине «Элементы математической логики»
Номер работы
Наименование темы
Вид и наименование работы
Количество часов
1.
Тема 1.1 Основы теории множеств
Работа с источниками информации, решение задач
2
2.
Тема 1.1 Основы теории множеств
Подготовка к практическим занятиям, оформление работы
2
3.
Тема 2.1 Логические операции. Формулы логики. Таблица истинности
Работа с источниками информации, построение таблиц истинности
2
4.
Тема 2.1 Логические операции. Формулы логики. Таблица истинности
Решение задач
2
5.
Тема 2.1 Логические операции. Формулы логики. Таблица истинности
Подготовка к практическим занятиям, оформление работы
2
6.
Тема 2.2 Законы логики. Равносильные преобразования
Работа с источниками информации, упрощение формул логики.
2
7.
Тема 2.2 Законы логики. Равносильные преобразования
Оформление таблицы «Законы логики».
2
8.
Тема 2.2 Законы логики. Равносильные преобразования
Подготовка к практическим занятиям, оформление работы
2
9.
Тема 3.1 Функции алгебры логики
Работа с источниками информации, решение задач
2
10.
Тема 3.1 Функции алгебры логики
Решение задач, с использованием, конъюнктивно-нормальной и дизъюнктивно-нормальной форм формул
2
11.
Тема 3.1 Функции алгебры логики
Подготовка к практическим занятиям, оформление работы
2
12.
Тема 3.2 Операция двоичного сложения. Многочлен Жегалкина
Методика представления булевой функции в виде многочлена Жегалкина.
2
13.
Тема 3.3 Основные классы функций. Полнота множества. Теорема Поста
Проверка булевой функции на принадлежность к классам Т0, T1, S, L, М; проверка множества булевых функций на полноту.
1
14.
Тема 3.3 Основные классы функций. Полнота множества. Теорема Поста
Подготовка к практическим занятиям, оформление работы
1
15.
Тема 4.1 Предикаты
Определение логического значения для высказываний, построение отрицаний к предикатам.
2
16.
Тема 4.1 Предикаты
Подготовка к практическим занятиям, оформление работы
2
17.
Тема 5.1 Вычислимые функции и алгоритмы
Доклад по теме: Происхождение рекурсивных функций.
2
18.
Тема 5.1 Вычислимые функции и алгоритмы
Доклад по теме: Основные понятия рекурсивных функций и тезис Чёрча.
2
19.
Тема 5.1 Вычислимые функции и алгоритмы
Подготовка к практическим занятиям, оформление работы
2
20.
Тема 5.2 Нормальный алгоритм Маркова. Машина Тьюринга
Реферат на тему: «Эквивалентность различных теорий алгоритмов»
2
21.
Тема 5.2 Нормальный алгоритм Маркова. Машина Тьюринга
Подготовка к практическим занятиям, оформление работы
и другие способы наглядного отображения информации
Литература
Соломко Л.Г. Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся учреждений начального и среднего профессионального образования. Практическое пособие. М.: ФИРО, 2010. 712 с.
Баскаков М.И. От реферата до дипломной работы. рекомендации студентам по оформлению текста. Ростов-на-Дону, 2011
Герцов Г.Г. Работа с книгой: рациональные приемы. - М.: ИД Академия, 2011
Методические рекомендации по разработке методических указаний по проведению практических занятий обучающихся. М.: ГАОУ СПО ТК №24, 2012.