kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методические рекомендации "Особенности подготовки учащихся 5 - 8 классов к участию в конкурсах и олимпиадах по математике"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации для учителей "Особенности подготовки учащихся 5 - 8 классов к участию в конкурсах и олимпиадах по математике" будут полезны прежде всего молодым учителям. Но когда я работала над этой проблемой,то обнаружила много нового и интересного для себя, хотя мой педагогический стаж более 10 лет, правда с перерывом в 12 лет.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации "Особенности подготовки учащихся 5 - 8 классов к участию в конкурсах и олимпиадах по математике" »


СОДЕРЖАНИЕ

Введение

2


  1. Роль внеклассной работы в подготовке учащихся, проявляющих к изучению математики повышенный интерес и способности

4

  1. Общая характеристика математических конкурсов, олимпиад

5

  1. Методические требования к подготовке учащихся к математическим конкурсам, олимпиадам

6

  1. Организационные формы и методы подготовки к участию в конкурсах, олимпиадах учащихся 5-8 классов

  2. Методические рекомендации учителю для подготовки учащихся 5-8 классов к конкурсам, олимпиадам по математике

  3. Заключение

  4. Библиографический список

11


14



16

17















Введение

Одной из задач образовательной политики в России является обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Сегодня общеобразовательная школа ориентирована не только на усвоение определенной суммы знаний учащимися, но и на развитие личности, ее познавательных и созидательных способностей.

Наиболее эффективным средством развития, выявления способностей и интересов учащихся являются конкурсы и олимпиады разных уровней.

Большой вклад в становление и развитие олимпиадного движения в России, в разработку методик организации и вопросов проведения олимпиад внесли такие ученые и педагоги, как П.С. Александров, М.И. Башмаков, Б.Н. Делоне, Г.В. Дорофеев, Г.И. Зубелевич, А.Н. Колмогоров, Н.Н. Константинов, Г.Г. Левитас, И.С. Петраков и многие другие.

Значительно продвинулось развитие конкурсов, олимпиад благодаря использованию новых информационных и коммуникационных технологий. Несмотря на то, что современная школа накопила богатый опыт проведения кружковых занятий по математике, неразрывно связанных с подготовкой к участию в конкурсах, олимпиадах, в этом направлении имеются свои проблемы, которые волнуют в настоящее время педагогическую общественность страны, о чем свидетельствуют мониторинги, беседы с учителями, публикации в печати.

Недостаточно разработан вопрос участия и подготовки к конкурсам, олимпиадам школьников младшего и среднего звена, хотя в последнее время наблюдается тенденция снижения возраста участников. Как показывают результаты проведенных исследований, интерес к математическим олимпиадам, конкурсам, кружковым занятиям у учащихся 3-8 классов очень высок. Вместе с тем, существующие на данный момент олимпиады, конкурсы проходят разрозненно, нет единого комплексного подхода к их подготовке и проведению.

Уровень задач, предлагаемых на математических конкурсах, олимпиадах, заметно выше того, что изучают учащиеся массовых школ на уроках, факультативах, занятиях математических кружков. Учителя таких школ не видят перспектив участия своих учеников в математических конкурсах, олимпиадах района, края и т.д. из-за большой конкуренции с учащимися из школ нового типа (лицеев, гимназий и т.д.). В существующей учебно-методической литературе по подготовке к олимпиадам также не в полной мере учитывается уровень подготовки учащихся массовых школ.

Учителя осуществляют подготовку учащихся к олимпиадам, опираясь на свой собственный опыт, взгляды, т.е., как правило, работа ведется на эмпирическом уровне без должной теоретической основы. Одним из наиболее сложных моментов в обучении остается вопрос: как научить учащихся решать нестандартные задачи? Между тем обучение решению нестандартных задач на раннем этапе при подготовке к конкурсам, олимпиадам могло бы развивать математические способности и интерес к предмету у учащихся и повышать квалификацию учителей массовой школы.

Цель работы - разработка методических подходов к подготовке учащихся 5-8 классов к участию в математических конкурсах, олимпиадах.

Исходя из цели работы, были поставлены следующие задачи:

1. Провести анализ теоретических и методических исследований по рассматриваемой проблеме.

2. Выявить психолого-педагогические особенности развития познавательного интереса и способностей у школьников 5-8 классов.

3. Определить основные направления и требования к совершенствованию подготовки учащихся 5-8 классов к математическим конкурсам, олимпиадам.

1. Роль внеклассной работы в подготовке учащихся, проявляющих к изучению математики повышенный интерес и способности

Требования к современной школе, предъявляемые сегодня программой по математике, школьными учебниками и методикой обучения, перестают быть ориентированными на так называемого "среднего" ученика. Новыми задачами современного образования стали: отход от ориентации на "среднего" ученика, повышенный интерес к одаренным, способным детям, раскрытие и развитие внутреннего потенциала, способностей каждого ребенка в процессе образования. Ведь уже с первых классов начинается расслоение коллектива учащихся: на тех, кто легко и с интересом усваивают программный материал по математике, на тех, кто добивается при изучении математики лишь удовлетворительных результатов, и тех, кому успешное изучение математики дается с большим трудом. Все это приводит к необходимости индивидуализации обучения математике, одной из форм которой является внеклассная работа.

Внеклассная работа по математике формирует и развивает способности и личность ребёнка. Управлять этим процессом - значит не только развивать и совершенствовать заложенное в человеке природой, но формировать у него потребность в постоянном саморазвитии и самореализации, так как каждый человек воспитывает себя прежде всего сам, добытое лично - добыто на всю жизнь.

Нередко участие во внеклассной работе по математике может явиться первым этапом углубленного изучения математики и привести к выбору факультатива по математике, к поступлению в математическую школу, к самостоятельному изучению заинтересовавшего материала и т.п.



2. Общая характеристика математических конкурсов, олимпиад

В современной дидактике всё более утверждается компетентностно - деятельностный подход, суть которого заключается в том, чтобы сделать ребёнка активным соучастником учебного процесса. Умение владеть знаниями, применять их на практике, интерпретировать и выражать своё отношение к ним - вот ключевая цель педагога в работе с учениками. Знаю→могу применить→владею способами применения (знаю как применить)→имею своё отношение – эта логическая цепочка определяет развитие детей.

Математические конкурсы, олимпиады школьников являются одной из важных форм внеклассной работы по предмету. Они не только помогают выявить одаренных, способных учащихся, но и стимулируют углубленное изучение предмета, служат развитию интереса к математической науке. Кроме того, конкурсы, олимпиады способствуют пропаганде научных знаний, укреплению связи общеобразовательных учреждений, созданию необходимых условий для поддержки одаренных, способных детей.

Конкурс, олимпиада – это, прежде всего интеллектуальные соревнования способных учащихся. Данное определение достаточно точно отражает их суть.

Основными целями и задачами предметных конкурсов, олимпиад являются:                                                                         

- пропаганда научных знаний и развитие у обучающихся интереса к научной деятельности;                             

- создание необходимых условий для выявления одаренных детей;                                                                          

- организации работы факультативных занятий, кружков;                                                                                

- активизация (мотивация, привлечение) к деятельности учащихся в научном обществе учащихся.

У учащихся имеется большое желание проверить свои силы, способности, умение ре­шать нестандартные задачи. Их привлекает возможность добро­вольного участия в соревновании, необычность всей обстановки на конкурсе, олимпиаде.

Олимпиады дают уникальный шанс добиться признания не только в семье и в учительской среде, но и у одноклассников. Последнее особенно важно.

Для тех школьников, которые впервые сталкиваются с более интересными, чем задания из учебника, задачами, участие в олимпиаде, конкурсе - первый шаг к научной деятельности. Особенно это важно для школьников, живущих вдали от крупных городов. Следовательно, математические конкурсы, олимпиады содействуют научно - техническому прогрессу.

3. Методические требования к подготовке учащихся к математическим конкурсам, олимпиадам

Способный ребенок, участвуя в конкурсах, олимпиадах, оказывается в среде себе равных. Он стремится соревноваться с другими, доказать свое превосходство, желает побед – и это неудивительно. Поэтому огромное внимание необходимо обращать на подготовку учащихся к интеллектуальным соревнованиям. Не жалея ни времени, ни сил готовимся к конкурсам: повторяем изученный ранее материал, решаем олимпиадные задачи, изучаем научную литературу. Для целенаправленной подготовки учащихся к конкурсам, олимпиадам необходимо знакомить их с типичными приемами рассуждений и расчетов, которые применяются при выполнении многих усложненных, в том числе и олимпиадных, конкурсных заданий.

Подготовка к конкурсам, олимпиадам делится на системную и интенсивную.

Системная работа прово­дится через кружки, факультативные занятия, обучение в заочных школах, через индивидуальные задания с учащимся и т.п.

Интенсивная подготовка проводится непосредственно перед конкурсами, олимпиадами.

Таким образом, учащиеся, которые постоянно участвуют в конкурсах, олимпиадах, проходят системную, непрерывную подготовку. При интенсивной подготов­ке к конкурсам, олимпиадам важную роль играет правильная расстановка сил и учет возможностей каждого ученика.

В работе со способными детьми, с детьми, принимающими участие в конкурсах, олимпиадах, можно выделить несколько этапов:

1 этап: Прежде всего, необходимо просто отыскать таких детей, разглядеть среди множества учеников несколько «звездочек», восприимчивых к новой информации, не боящихся трудностей, умеющих находить нетривиальные способы решения поставленных перед ними задач.

2 этап: Разработка личностно - ориентированного подхода к обучению одаренных, способных детей.

3 этап: Развитие в способных учащихся психологию лидера, осторожно чтобы это не привело к появлению «звездной болезни». Они должны не стесняться показывать свои способности, не бояться выражать свои мысли, хотя бы потому, что они нестандартны и не имеют аналогов.

Для успешного раскрытия и развития способностей учащихся применяют технологии:

1) личностно-ориентированного обучения;

2) информационно – коммуникационные технологии;

3) технологию дифференцированного обучения;

4) технологию исследовательской деятельности;

5) технологию групповой творческой деятельности;

6) технологию модульного обучения;

7) проблемно – поисковая технология (проблемное обучение).

Математический кружок - одна из наиболее действенных и эффективных форм по подготовке учащихся к участию в конкурсах, олимпиадах.

Также основным видом подготовки учащихся к участию в предметных соревнованиях являются факультативные занятия по математике. Вызывая интерес учащихся к предмету, факультативы способствуют развитию математического кругозора, творческих способностей учащихся. Факультативные занятия по математике ведутся в школах с 5 класса.

Исследовательская деятельность помогает развить у школьников следующие ключевые компетентности:

- автономизационную - быть способным к саморазвитию, самоопределению, самообразованию;

- коммуникативную - умение вступить в общение;

- информационную - владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации;

- продуктивную – уметь работать, быть способным создавать собственный продукт.

Исследовательская деятельность, как никакая другая, позволяет одаренным, способным учащимся реализовать свои возможности, продемонстрировать весь спектр своих способностей, раскрыть таланты, получить удовольствие от проделанной работы.

Проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, где они могут быть самостоятельными при принятии решения и ответственными за свой выбор, результат труда, создание творческого продукта.

Проблемное обучение - это тип развивающего обучения. Основополагающее понятие проблемного обучения - проблемная ситуация. Это такая ситуация, при которой учащемуся необходимо решить какие-то трудные для себя задачи, но ему не хватает данных и он должен сам их искать.

Каждое занятие должно содержать проблемные вопросы или задания. Знания, добытые собственным трудом намного прочнее и ценнее, чем знания преподнесенные учителем в готовом виде.

Индивидуальная и групповая работа с учащимися по подготовке к математическим конкурсам, олимпиадам обычно начинается с участия в школьном конкурсе, целями которого являются:

  • расширение кругозора учащихся;

  • развитие интереса учащихся к изучению математики;

  • выявление учащихся, проявивших себя по математике, для участия их в районных, краевых и т.д. конкурсах, олимпиадах и для организации индивидуальной работы с ними.

Если школьные конкурс, олимпиада подразумевают участие только учащихся, способных, одаренных по предмету, то естественно им необходима подготовка к этому туру, желательно самостоятельная, учитель со своей стороны может предоставить вспомогательную литературу и сборники задач для самостоятельного изучения. На данном этапе очень важно проверить собственные возможности и потенциал конкретного учащегося, а не заниматься с ним разбором нестандартных задач.

Возникает вопрос: какие же индивидуальные особенности личности учащегося следует учитывать в первую очередь?

  1. Уровень умственного развития школьника. Это понятие включает в себя как предпосылки к учению (обучаемость), так и приобретенные знания, умения и навыки (обученность). Обучаемость, или способность к учению, представляет собой понятие, характеризующее умственные способности учащегося, то есть способность достигать в более короткий срок более высокого уровня усвоения.

  2. Личные черты характера (волевые качества), которые непосредственно отражаются на развитии ребенка (трудолюбие, отношение к учению, эмоциональные и волевые качества, самостоятельность, инициативность и пр.). Все эти особенности (и уровень развития, и черты характера) сказываются на школьных успехах.

  3. Типологические особенности - динамическая сторона психической жизни (такие характеристики, как быстрота (акселерация, ретардация), темп, работоспособность, сосредоточенность, переключаемость, отвлекаемость внимания, скорость восприятия, запоминания и т.д.)

  4. Возрастные закономерности психологического развития.

Например, в интересующем нас среднем школьном возрасте отмечается повышенная активность, неутомимость в приложении сил, разнообразие увлечений, склонность к смене видов деятельности.

  1. Состояние здоровья ребенка.

Болезни, в зависимости от их характера, оказывают на учащегося временное или постоянное отрицательное воздействие.

Поскольку задача учителя - не усложнять, а облегчать учебную деятельность детей, знание природных особенностей своих учеников и умение учитывать их в педагогической деятельности и есть основа индивидуализации обучения.

Дистанционные олимпиады и конкурсы проводятся с целью:

- подготовки школьников к участию в районных, краевых и Всероссийских предметных олимпиадах, конкурсах

- стимулирования самостоятельной исследовательской деятельности учащихся в рамках предметных, экспериментальных заданий,

- привлечения внимания школьников к углубленному изучению предметов,

- активизацию внеклассной и внешкольной работы по предмету,

- предоставление участникам возможности соревноваться в масштабе,

- использования в учебной сфере современных информационных технологий.

Особо стоит отметить, что включиться в участие в такие конкурсы, олимпиады может любой ученик, не зависимо от его успеваемости по предмету. Такие мероприятия позволяют практически осуществлять пропаганду научных знаний, развивать у школьников творческие способности и интерес к научной деятельности, а так же развивать информационную компетентность учащихся и выявить наиболее способных учащихся для дальнейшей их поддержки и реализации индивидуальной образовательной траектории.


4. Организационные формы и методы подготовки к участию в конкурсах, олимпиадах.

Что необходимо школьнику для успешного участия в интеллектуальном состязании?

Учитывая особенности математики как естественной науки, можно выделить три составляющих такого успеха:

  • развитый математический кругозор;

  • умение решать нестандартные задачи, владение необходимым для этого математическим аппаратом;

  • практические умения и навыки, знание основных приемов, способов решения математических задач.

Эти ключевые моменты и определяют основные направления подготовки школьника.

Немаловажным моментом подготовки учащихся к олимпиадам по математике является формирование умения определять уровень сложности задачи, для распределения времени при выполнении заданий на самом конкурсе. Учителю математики, занимающемуся подготовкой учащихся к олимпиадам, также необходимо учитывать, что такая субъективная характеристика как трудность задачи, прежде всего, зависит от наличия практики в решении подобного рода задач.

При подготовке необходимо обращать особое внимание на отработку основных направлений и разделов таких как:

  • Ребусы, криптограммы.

  • Текстовые задачи.

  • Теория чисел.

  • Планиметрия.

  • Стереометрия.

  • Уравнения, неравенства и их системы.

  • Доказательства числовых неравенств.

  • Задачи на взвешивание.

  • Логические задачи.

  • Комбинаторные задачи.

  • Построение графика сложной функции.

  • Тригонометрические преобразования.

Из каждого раздела не стоит рассматривать случайную выборку задач, нужно выделить основные темы, методы, способы.

Помимо традиционной формы постановки математической задачи необходимо знакомить учащихся с вариантами различных конкурсов, олимпиад в тестовой форме, обращая внимание на их специфику: в некоторых заданиях все-таки можно оттолкнуться от предложенных вариантов ответов и выстроить собственное решение.

Несмотря на то, что основной формой подготовки школьников к конкурсам, олимпиадам является индивидуальная работа, наличие творческой группы имеет большое значение. Она позволяет реализовать взаимопомощь, передачу опыта участия в конкурсах, психологическую подготовку новых участников. Наличие группы школьников, увлеченных общим делом, служит своеобразным центром кристаллизации, привлекающих новых участников. Это позволяет также уменьшить нагрузку учителя, так как часть работы по подготовке младших могут взять на себя старшие, и, обучая других, они будут совершенствовать и свои знания. Наконец, в такой группе будет работать принцип "соленого огурца" (В.Ф. Шаталов): постоянно находясь в атмосфере решения проблем, методов решения задач, обсуждения, любой школьник будет даже неосознанно впитывать новые знания, умения, психологические установки.

При непосредственной подготовке учащихся к математическим конкурсам и олимпиадам необходимо акцентировать внимание учащихся на следующих моментах:

  • в качестве одной из задач конкурса любого уровня может быть задача, в условии которой фигурирует год проведения конкурса, олимпиады;

  • как правило, в числе конкурсных задач отсутствуют задачи с длительными выкладками, на использование трудно запоминающихся формул, на использование справочных таблиц, однако конкурсные задачи требуют нестандартного мышления и оригинального подхода;

  • при оформлении конкурсной задачи необходимо помнить про тип задачи, если задачу требуется решить, то достаточно четкости в этапах решения с кратким обоснованием, а если это задача на доказательство, то необходимо доказывать утверждения с полным обоснованием, иначе неминуема частичная или даже полная потеря баллов;

  • если в условии требуется указать все возможные способы решения задачи, то от полноты количества указанных способов зависит и количество полученных баллов;

  • если в условии задачи фигурирует вопрос «Можно ли...?», то для того чтобы доказать, что «можно» достаточно привести всего один положительный пример, а для того чтобы ответить, что «нельзя», необходимо рассмотреть все возможные случаи, обобщая их в стройное доказательство;

  • необходимо привыкнуть к самостоятельному анализу условия задачи, уметь самостоятельно разбираться во всех своих сомнениях и выполнять задания согласно тому, как ты понял условие, не задавая бесконечных вопросов ассистентам очных конкурсов, которые по положению конкурса, олимпиады могут отвечать только на организационные вопросы, не касаясь содержания варианта;

  • всегда помнить, что задания составляются компетентными специалистами, и «некорректных формулировок условий задач», как правило, в конкурсных вариантах не встречается, а непонятные и непривычные формулировки как раз и характеризуются категорией нестандартности задачи;

  • необходимо изучить задачу на предмет применения наиболее рационального метода, ускоряющего решение для экономии времени на конкурсе (например, функциональный метод решения уравнений и неравенств).

Совершенствование системы подготовки учащихся к конкурсам, олимпиадам по математике может быть осуществлено по трем основным направлениям:

  • систематическое проведение занятий  во внеуроч­ное время при активном привлечении учащихся к ним и доступности обучения;

  • регулярное проведение школьных конкурсов и   олимпиад на основе мотивированного содержания и разнообразных форм организации;

  • сочетая  в процессе подготовки к олимпиаде индивидуальную работу и работу в разновозраст­ных группах (начиная с 5 класса) предо­став­лять учащимся возможность соревноваться.

5. Методические рекомендации учителю для подготовки учащихся 5-8 классов к конкурсам, олимпиадам по математике

  • необходимо усилить теоретическую подготовку школьников по всем разделам геометрии;

  • при подготовке уделять особое внимание геометрическим нестандартным задачам, векторному методу, методу доказательства от противного и смешанным задачам (например, с комбинаторикой и теорией чисел);

  • усилить подготовку учащихся по внепрограммному материалу:

  • каждому учителю, прежде чем готовить учащегося к конкурсу, олимпиаде по математике, выработать педагогическую систему подготовки;

  • готовить учащихся методом изменения условий типовых задач;

  • развивать логическое мышление, алгоритмическую культуру, пространственное воображение и творческие способности учащихся;

  • на уроках и во внеурочное время прививать учащимся исследовательские навыки;

  • использовать возможности кружковой работы, факультативных занятий по математике для подготовки к решению конкурсных, олимпиадных задач;

  • на занятиях кружков разбираются подготовительные задания к предстоящему конкурсу, олимпиаде и задания, предложенные на прошлых конкурсах, олимпиадах;

  • отбор задач необходимо начать заблаговременно;

  • обычно это задачи, требующие для своего решения проявления смекалки, самостоя­тельной мысли, хорошего пространственного воображения, из­вестных навыков к логическому мышлению, твердого, неформаль­ного знания основных понятий и методов школьного курса. 












Заключение.

Математические конкурсы, олимпиады имеют большое значение при решении ряда вопросов относящихся проблеме математического образования в общеобразовательных школах. Они пробуждают у детей интерес и любовь к предмету, учат их оригинально мыслить, принимать решения в сложных жизненных ситуациях.

Поэтому проведение математических конкурсов, олимпиад и подготовка к ним через математические кружки, факультативные занятия и часы для дополнительной работы по математике должны привлекать детей своей индивидуальностью и интересными методами их проведения.

Роль учителя в этом деле огромная. В первую очередь учитель обязан создать благоприятные условия для того, чтобы ученик смог постигать новое в интересующей его науке. С помощью знаний учителя, умением методически правильно поставить перед учеником задачу посильную ученику, он добьется успеха. Интерес ученика к получению знаний в той или иной области позволяет развить у него нестандартность мышления, что является очень актуальным на данном уровне развития общества. Умение логически нестандартно мыслить поможет учащемуся в дальнейшем занять достойное место в этом обществе.

Подводя итог, хочется сказать, о проблемах, которые могут возникнуть при дальнейшей работе. Что же все-таки может помешать достичь более высоких результатов?

  • Отсутствие четких критериев определения одаренных детей;

  • Недостаточность материалов по проблеме диагностики и развития одаренности: принято считать, что диагностика одаренности – дело психологов, а обучение, воспитание и развитие – обязанность педагогов. Поэтому диагностика существует автономно от педагогической практики. Необходимы методики диагностики для преподавателей на предмет выявления у детей признаков одаренности.


Библиографический список

1. Методика преподавания математики в средней школе: Общая методика / Ю.М. Колягин, Г.Л. Луканкин, В.А. Оганесян, В.Я. Санницкий. - М.: Просвещение, 1980. - 367с.

2. Епишева О.Б. Общая методика преподавания математики в средней школе / Тобольск, Изд-во ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 1997

3. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. - М.: Просвещение, 1985

4. Битуова Д.Р. Одаренные дети: проблемы и перспективы. // Исследовательская деятельность школьников. - №3. – 2005. - 157с.

5. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. - М.: Педагогика, 1990

6. Селевко Г.К. Современные общеобразовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998

7. Волкова М.Г. Развитие способностей у детей - основа жизненного успеха. - М.: НИИВШ, 1989. - 119с.

8. Гусев В. А., Орлов А.И., Розенталь А.Л. Внеклассная работа по математике в 6-8 классах: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1984. - 286с.




17



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Мик Ирина Алексеевна

Дата: 25.03.2015

Номер свидетельства: 191311

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(207) "Научный проект по теме : " Использование средств ИКТ в процессе подготовки учащихся к математическим олимпиадам" "
    ["seo_title"] => string(126) "nauchnyi-proiekt-po-tiemie-ispol-zovaniie-sriedstv-ikt-v-protsiessie-podghotovki-uchashchikhsia-k-matiematichieskim-olimpiadam"
    ["file_id"] => string(6) "110701"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1406465883"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "План работы ШМО учителей начальных классов МОБУ СОШ с. Новофёдоровское"
    ["seo_title"] => string(78) "plan_raboty_shmo_uchitieliei_nachal_nykh_klassov_mobu_sosh_s_novofiodorovskoie"
    ["file_id"] => string(6) "393097"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1487401786"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Олимпиадные развития как инструмент поддержки творческих способностей младших школьников "
    ["seo_title"] => string(100) "olimpiadnyie-razvitiia-kak-instrumient-poddierzhki-tvorchieskikh-sposobnostiei-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "129478"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1415716201"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства