kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка «Развитие и применение универсальных учебных действий на ступени основного общего образования».

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной методической разработке помещен теоретический материал «Программа развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования», в которой есть необходимый для работающих учителей материал для использования его при составлении рабочей программы и поурочных планов по предмету. В программе  рассмотрены ценностные ориентиры основного общего образования, дана характеристика личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных универсальных учебных действий. Указаны технологии развития универсальных учебных действий, условия и средства формирования универсальных учебных действий. А к теоретическому материалу добавлена презентация урока в 5 классе по математике «Среднее арифметическое нескольких чисел». Это конструкт урока, который показывает применение указанного выше теоретического материала в работе учителя на конкретной теме. Данная презентация может использоваться и при проведении семинаров учителей при рассмотрении вопросов, связанных с введением ФГОС в основной школе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«УУД осн шк»

1. Программа развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования


1.1. Пояснительная записка

Программа развития универсальных учебных действий конкретизирует требования Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, дополняет традиционное содержание образовательно-воспитательных программ и служит основой для разработки примерных программ учебных предметов, курсов, дисциплин, а так же программ внеурочной деятельности.

Цель программы: обеспечение умения школьников учиться, дальнейшее развитие способности к самосовершенствованию и саморазвитию, а также реализация системно - деятельностного подхода, положенного в основу Стандарта, и развивающего потенциала общего среднего образования.

Задачи:

  • обеспечить внедрение системно - деятельностного подхода в образовательный процесс;

  • способствовать реализации развивающего потенциала среднего общего образования;

  • работать над дальнейшим развитием способностей учащихся к самосовершенствованию и саморазвитию;

  • работать над расширением и переориентацией рефлексивной оценки собственных возможностей — за пределы учебной деятельности в сферу самосознания;

  • работать над формированием умений результативного мышления и работы с информацией;

  • формировать умения конструктивного общения и взаимодействия с окружающими.

Развитие системы УУД в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется с учётом возрастных особенностей развития личностной и познавательной сфер подростка. УУД - целостная система, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.

Содержание и способы общения и коммуникации обусловливают развитие способности обучающегося к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе. Именно поэтому особое внимание в программе развития универсальных учебных действий уделяется становлению коммуникативных универсальных учебных действий.

По мере формирования в начальных классах личностных действий ученика (смыслообразование и самоопределение, нравственно-этическая ориентация) функционирование и развитие УУД (коммуникативных, познавательных и регулятивных) в основной школе претерпевают значительные изменения. Регуляция общения, кооперации и сотрудничества проектирует определённые достижения и результаты подростка, что вторично приводит к изменению характера его общения и Я-концепции.

Исходя из того что в подростковом возрасте ведущей становится деятельность межличностного общения, приоритетное значение в развитии УУД в этот период приобретают коммуникативные учебные действия.

Задача начальной школы «учить ученика учиться» должна быть трансформирована в новую задачу для основной школы — «учить ученика учиться в общении».

1.2. Ценностные ориентиры основного общего образования


Название целевой установки

Содержание целевой установки

Формирование психологических условий развития общения, сотрудничества

- формирование способности к сотрудничеству и коммуникации;

- овладение умением выбирать адекватные стоящей жизненной задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости;

- получение возможности развить способность к разработке нескольких вариантов решений жизненных задач, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.

Развитие умения учиться

- повышение мотивации и эффективности учебной деятельности;

- формирование способности к целеполаганию, самостоятельной постановке новых учебных задач и проектированию собственной учебной деятельности;

- овладение умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости;

- получение возможности развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения;

- освоение умения оперировать гипотезами как отличительным инструментом научного рассуждения;

- приобретение опыта решения интеллектуальных задач на основе мысленного построения различных предположений и их последующей проверки.

Развитие ценностно – смысловой сферы личности

- приобретение потребности вникать в суть изучаемых проблем, ставить вопросы, затрагивающие основы знаний, личный, социальный, исторический жизненный опыт;

- получение основ критического отношения к знанию, жизненному опыту, основ ценностных суждений и оценок;

- уважение к величию человеческого разума, позволяющего преодолевать невежество и предрассудки, развивать теоретическое знание, продвигаться в установлении взаимопонимания между отдельными людьми и культурами;

- приобретение основ понимания принципиальной ограниченности знания, существования различных точек зрения, взглядов, характерных для разных социокультурных сред и эпох.

Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности

- воспитание самостоятельности, инициативности, ответственности;

- формирование способности к самостоятельному пополнению знаний;

- формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;

- формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;

- формирование нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей;

- формирование готовности к выбору направления профильного образования.


1.3. Характеристика личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных универсальных учебных действий


Виды УУД

Характеристика УУД

Приоритетные направления в формировании отдельных видовУУД

Значение УУД для обучения

Личностные

УУД

Умение самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств, ценностей и отвечать за этот выбор.

• основы гражданской идентичности личности (включая когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты);

• основы социальных компетенций (включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание);

• готовность и способность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовность к выбору направления профильного образования.

Приобретение учащимися навыков взаимооценки и самооценки, навыков рефлексии.

Формирование профессионального самоопределения ученика.

Приобретение учащимися практического опыта проектирования жизненной и профессиональной карьеры.


Познавательные УУД

Умение результативно мыслить и работать с информацией в современном мире.

• практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности;


• развитие стратегий смыслового чтения и работы с информацией;


• практическое освоение методов познания, используемых в различных областях знания и сферах культуры, соответствующего им инструментария и понятийного аппарата, использование общеучебных умений, знаково-символических средств, широкого спектра логических действий и операций.


Усовершенствование учащимися приобретённых на первой ступени навыков работы с информацией и их пополнение.

Приобретение умений работы с текстами, преобразования и интерпретирования содержащейся в них информации.

Приобретение учащимися навыков систематизации, сопоставления, анализа, обобщения информации, выделения главной и избыточной информации, выполнение смыслового свертывания выделенных фактов, мыслей, предоставления информации в сжатой словесной и наглядно – символической форме.

Коммуникативные УУД

Умение общаться, взаимодействовать с окружающими, устанавливать конструктивное общение.

  • организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;




 практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности;












  • развитие речевой деятельности.


Приобретение учащимися умений работать в группе и приобретение опыта такой работы.

Практическое освоение учащимися морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества.

Приобретение учащимися навыков постановки и решения многообразных коммуникативных задач, умений действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; умений устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, удовлетворительно владеть нормами и техникой общения, определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации.

Приобретению учащимися опыта использования речевых средств для регуляции умственной деятельности, регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности.

Регулятивные

УУД

Умение организовать свою деятельность.

  • формирование действий целеполагания:

  1. постановка новых учебных целей и задач;

  2. планирование их реализации, в том числе во внутреннем плане;

  3. осуществление выбора эффективных путей и средств достижения целей;

  4. контроль и оценивание своих действий как по результату, так и по способу действия;

  5. корректировка их выполнения.

Приобретение учащимися навыков организации учебной деятельности.

Формирование способности к проектированию.


Планируемые результаты развития УУД на ступени основного общего образования изложены в программе прогнозируемых результатов. Формирование и дальнейшее развитие различных видов универсальных учебных действий происходит не в рамках отдельных учебных предметов. Обучение учащихся каждой предметной области в той или иной мере развивает все виды УУД. Соблюдение определенной системы условий, а так же организация различных видов деятельности обучающихся по решению одних и тех же типов задач позволит работать над формированием всех видов УУД каждому учителю-предметнику.


Личностные УУД

Содержание данного

вида УУД

Система условий для формирования данного вида УУД

Основные типы задач по формированию данного вида УУД

Результаты развития УУД

- жизненное, личностное, профессиональное самоопределение

-действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания

- ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях

1.Формирование активной позиции учащихся в учебной деятельности.

2.Превращение учащегося в подлинного субъекта учебной деятельности.

3.Создание учебных ситуаций, направленных на приложение учащимися больших усилий для достижения результата.

4.Создание учебных ситуаций, требующих самооценивания и оценивания учебной деятельности сверстников.

5.Организация деятельности учащихся через отбор и структурирование учебного содержания.

6.Организация ориентировочной деятельности и учебного сотрудничества.

7.Раскрытие перед учащимися личностного смысла самого процесса учения, значимости учения в школе для реализации профессиональных планов, социальной карьеры, межличностных и ролевых отношений в социальной практике взрослой жизни.

8.Создание атмосферы принятия и доверия в групповой работе.

-на личностное самоопределение;

- на развитие Я-концепции;

- на смыслообразование;

- на мотивацию;

-на нравственно-этическое оценивание.


- знание о принадлежности к данной социальной общности

- наличие позитивного или негативного отношения к факту принадлежности

- принятие или непринятие гражданской общности в качестве группы членства как результат действия двух первых

- участие в общественно-политической жизни страны, реализация гражданской позиции в деятельности и поведении

- осознание своих мотивов, потребностей, стремлений, желаний и побуждений

- осознание собственных качеств личности и уровня их сформированности

- ориентация на нравственно-этическое содержание поступков и событий

- развитие морального сознания

Познавательные УУД

Содержание данного

вида УУД

Система условий для формирования данного вида УУД

Основные типы задач по формированию данного вида УУД

Результаты развития УУД

Общеучебные действия:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

- поиск и выделение необходимой информации

- применение методов информационного поиска

- знаково-символические действия, включая моделирование

- структурирование знаний

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме

- выбор наиболее эффективных способов решения задачи

- рефлексия способов и условий действия

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности

- смысловое чтение

- извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров

- определение основной и второстепенной информации

- свободная ориентация и восприятие текстов различных стилей

- понимание и адекватная оценка языка СМИ

- умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста

- составление текстов различных жанров

Логические действия:

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных)

- синтез информации

- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов

- подведение под понятия

- выведение следствий

- установление причинно-следственных связей

- построение логической цепи рассуждений

- доказательство

- выдвижение гипотез и их обоснование

1.Создание условий для возникновения вопросов и проблем у учащихся (стимулирование творческого звена мыслительного процесса)

2.Рефлексия мыслительного процесса, достижение высокого уровня понимания решения.

3.Обеспечение эмоционального благополучия детей.

4.Удовлетворение познавательной потребности.

5.Удовлетворение познавательной потребности в межличностном общении.

6.Развитие способности к самоуправлению своей деятельностью – рефлексивной саморегуляции.

7.Дифференциация и индивидуализация содержания обучения.

8.Дифференциация и индивидуализация помощи учителя учащимся.

- задачи и проекты на выстраивание стратегии поиска решения задач

- задачи и проекты на проведение эмпирического исследования

- задачи и проекты на проведение теоретического исследования

- задачи на смысловое чтение

- задачи на сравнение, оценивание

- умение видеть проблему

- умение ставить вопросы

- умение выдвигать гипотезы

- умение структурировать тексты

- умение работать с метафорами

- умение давать определение понятиям

- умение наблюдать

- умение и навыки проведения экспериментов

- умение делать выводы и умозаключения

- умение классифицировать

- умение структурировать материал

- умение производить оценку полученных результатов

- умение представления результатов

Коммуникативные УУД

Содержание данного

вида УУД

Система условий для формирования данного вида УУД

Основные типы задач по формированию данного вида УУД

Результаты развития УУД

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

- разрешение конфликтов

- управление поведением партнера

- выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации

- владение монологической и диалогической формами речи

1.Оказание поддержки и содействия тем, от кого зависит достижение цели.

2.Обеспечение бесконфликтной совместной работы в группе.

3.Установление с окружающими теплых отношений взаимопонимания.

4.Использование эффективных групповых обсуждений.

5.Обеспечение обмена знаниями между членами группы для принятия продуктивных решений.

6.Адекватное реагирование на нужды других.

7.Демократический стиль сотрудничества учителя и учащихся.

- на организацию и осуществление сотрудничества

- на учет позиции партнера

- на передачу информации и отображение предметного содержания

- ролевые игры

- групповые игры

- умение слушать и слышать друг друга

- умение выражать свои мысли

- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции

- умение интересоваться чужим мнением и высказывать собственное

- умение вести диалог

- готовность к выработке общей позиции при обсуждении разных точек зрения

- умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения

- умение определять цели и функции членов группы

- умение планировать общие способы работы

- умение производить обмен знаниями между членами группы

- способность брать на себя инициативу

- способность добывать недостающую информацию с помощью вопросов

- умение разрешать конфликты

Регулятивные УУД

Содержание данного

вида УУД

Система условий для формирования данного вида УУД

Основные типы задач по формированию данного вида УУД

Результаты развития УУД

- целеполагание как постановка учебной задачи

- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата

- составление плана и последовательности действий

- прогнозирование результата и уровня его освоения, временных характеристик

- осуществление контроля и оценки

- элементы волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии

1.Инициация внутренних мотивов учения школьника.

2.Поощрение действий самоорганизации и делегирования их учащемуся при сохранении за учителем функции постановки общей учебной цели и оказания помощи в случае необходимости.

3.Использование групповых форм работы.

4.Акцентирование внимания педагога на достижениях ученика.

5.Сопровождение формирования самооценки учащегося как основы постановки целей.

6.Формирование рефлексивности оценки и самооценки.

7.Формирование у учащихся установки на улучшение результатов деятельности.

-  на планирование;

- на рефлексию;

- на ориентировку в ситуации;

- на прогнозирование;

- на целеполагание;

- на оценивание;

- на принятие решения;

- на самоконтроль;

- на коррекцию.


- способность справляться с жизненными задачами

- умение планировать цели и пути их достижения

- умение устанавливать приоритеты

- способность осуществления контроля и управления временем

- умение решать задачи

- умение принимать решения

- умение вести переговоры

- способность к самооценке

- умение выстраивать стратегии в отношении учения



1.4. Технологии развития универсальных учебных действий



Педагогические технологии


Приоритетные виды формируемых УУД

Учебные предметы

по приоритетному использованию педтехнологий


Надпредметные программы курсов и дисциплин

Технология проектного обучения.


Коммуникативные УУД.

Познавательные УУД.

Регулятивные УУД.

Личностные УУД.

  • Технология

  • Иностранный (английский) язык

  • Естественно-научные предметы

  • Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности


Технология проблемного изложения учебного материала.

Познавательные УУД.

  • Математика и информатика

  • Естественно-научные предметы

  • Филология

  • ОБЖ


Технология исследовательской деятельности.

Познавательные УУД.

Регулятивные УУД.

Личностные УУД.

  • Естественно-научные предметы

  • Филология

  • Математика и информатика

«Практикум по решению физических задач»

Коммуникативно-диалоговые технологии.

Коммуникативные УУД.

Регулятивные УУД.

  • Филология

  • Искусство

  • Математика

  • Естественно-научные предметы


Технология развития критического мышления.


Познавательные УУД.

Коммуникативные УУД.

  • Естественно-научные предметы

  • Филология

  • Математика и информатика


Технология модульного обучения.

Познавательные УУД.

Регулятивные УУД.

  • Химия

  • Общественно-научные предметы


Кейс – технология.

Познавательные УУД.

Регулятивные УУД.

Коммуникативные УУД.

  • Общественно-научные предметы

«Космос – естественная физическая лаборатория»

Технология учебной игры.

Коммуникативные УУД.

Регулятивные УУД.

  • Физическая культура



На ступени основного общего образования дети активно включаются в совместные занятия, что позволяет организовать процесс обучения на данной ступени в соответствии с основной задачей основной школы «Учить ученика учиться в общении». Использование различных типов сотрудничества с учетом возрастных особенностей учащихся позволит организовать работу по решению вышеобозначенной задачи.


Форма сотрудничества

Основные составляющие сотрудничества

Формируемый вид УУД

(в приоритете)

Учебное сотрудничество

  • Распределение начальных действий и операций, заданное предметным условием совместной работы

  • Обмен способами действия

  • Взаимопонимание

  • Общение

  • Планирование общих способов работы

  • Рефлексия

Коммуникативные УУД

Совместная деятельность

  • Совместная постановка целей работы

  • Совместное определение способов выполнения работы

  • Перестраивание собственной деятельности с учетом изменяющихся условий работы

  • Понимание и учет позиции других участников выполнения работы

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Разновозрастное сотрудничество

  • Работа с позиции учителя по отношению к другому

  • Опробирование с последующим анализом и обобщением средств и способов учебных действий

Коммуникативные УУД

Проектная деятельность (как форма сотрудничества)

  • Распределение обязанностей

  • Оценка ответа товарища

  • Следование правилам работы в группе

  • Переход с позиции обучаемого на обучающего себя

  • Выработка индивидуальных стилей сотрудничества

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Личностные УУД

Дискуссия

  • Формирование собственной точки зрения

  • Координация точек зрения окружающих с последующей формулировкой вывода

  • Формулировка собственного мнения с соответствующим оформлением в устной или письменной речи

  • Ведение мысленного диалога с авторами научных текстов (в ситуации письменной дискуссии) с последующим получением сведений о взглядах на проблемы

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Познавательные УУД

Учебное доказательство (как особый способ организации усвоения знаний)

  • Выдвижение тезиса (утверждения)

  • Предоставление аргументов

  • Вывод умозаключений (рассуждений, в ходе которых рождается новое суждение)

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Рефлексия

  • Постановка новой задачи как задачи с недостающими данными

  • Анализ наличия способов и средств выполнения задачи

  • Оценка своей готовности к решению проблемы

  • Самостоятельный поиск недостающей информации

  • Самостоятельное изобретение недостающего способа действия

Все виды УУД

1.5. Условия и средства формирования универсальных учебных действий

Так же как и в начальной школе, в основе развития УУД в основной школе лежит системно-деятельностный подход. В соответствии с ним именно активность обучающегося признаётся основой достижения развивающих целей образования — знания не передаются в готовом виде, а добываются самими обучающимися в процессе познавательной деятельности. В образовательной практике отмечается переход от обучения как презентации системы знаний к активной работе обучающихся над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни. Признание активной роли обучающегося в учении приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия обучающегося с учителем и одноклассниками. Оно принимает характер сотрудничества. Единоличное руководство учителя в этом сотрудничестве замещается активным участием обучающихся в выборе методов обучения. Всё это придаёт особую актуальность задаче развития в основной школе универсальных учебных действий.

Развитие УУД в основной школе целесообразно в рамках использования таких возможностей современной информационной образовательной среды как:

• средств обучения, повышающих эффективность и качество подготовки школьников, организующих оперативную консультационную помощь в целях формирования культуры учебной деятельности в ОУ;

• инструментов познания, отвечающих за формирование навыков исследовательской деятельности путём моделирования работы научных лабораторий, организации совместных учебных и исследовательских работ учеников и учителей, возможностей оперативной и самостоятельной обработки результатов экспериментальной деятельности;

• средств телекоммуникации, формирующих умения и навыки получения необходимой информации из разнообразных источников;

• средств развития личности, обеспечивающих формирование навыков культуры общения;

• эффективного инструмента контроля и коррекции результатов учебной деятельности.

Решение задачи развития универсальных учебных действий в основной школе происходит не только на занятиях по отдельным учебным предметам, но и в ходе внеурочной деятельности, а также в рамках надпредметных программ курсов и дисциплин (факультативов, кружков, элективных курсов).

Обеспечение внедрения системно – деятельностного подхода в образовательный процесс возможно с использованием различных современных педагогических технологий. Среди большого разнообразия приоритетными в использовании являются такие технологии, которые позволят организовать активную познавательную деятельность ученика (как индивидуальную, так и в форме разнотипового сотрудничества).


1.6. Формирование универсальных учебных действий через использование проектно-исследовательской деятельности


Одним из действенных способов повышения эффективности учебной деятельности в основной школе является приобщение учащихся к проектно-исследовательской деятельности. Используя различные формы данного вида деятельности на учебных занятиях и во внеурочной деятельности, педагог имеет возможность работать над формированием всех видов универсальных учебных действий обучающихся.


1.7. Формирование УУД на основе использования общих характеристик проектной и исследовательской деятельности


Общие компоненты структуры проектной и исследовательской деятельности

Формируемые виды УУД

(по приоритету)

Итоговые результаты участия в проектной и исследовательской деятельности

Коллективная работа

Индивидуальная работа

  • Анализ актуальности проводимого исследования (проекта)

  • Целеполагание

  • Формулировка задач

  • Выбор средств и методов

  • Планирование работы, определение сроков и последовательности действий

  • Проведение проектных и исследовательских работ

  • Оформление результатов

  • Представление результатов

  • Коммуникативные УУД

  • Регулятивные УУД

  • Познавательные УУД

  • Личностные УУД

  • Регулятивные УУД

  • Познавательные УУД

  • Личностные УУД

  • Коммуникативные УУД

  • Интеллектуальное и личностное развитие школьников

  • Рост их компетентности в выбранной теме

  • Формирование умения сотрудничать в группе

  • Формирование умения работать самостоятельно

  • Уяснение учащимися сущности исследовательской и проектной деятельности


1.8. Формирование УУД с учетом форм организации проектно-исследовательской деятельности


Формы организации проектно - исследовательской деятельности

Формируемые УУД (в приоритете)

На урочных занятиях:

  • Урок – исследование

  • Урок – лаборатория

  • Урок – творческий отчет

  • Урок – рассказ об ученых

  • Урок – защита исследовательских проектов

  • Урок открытых мыслей

  • Учебный эксперимент


  • Регулятивные, познавательные, коммуникативные, личностные УУД

  • Регулятивные, познавательные, коммуникативные, личностные УУД

  • Коммуникативные, познавательные, регулятивные, личностные УУД

  • Коммуникативные, познавательные, регулятивные, личностные УУД

  • Регулятивные, коммуникативные, познавательные, личностные УУД

  • Коммуникативные, познавательные, регулятивные, личностные УУД

  • Регулятивные, коммуникативные, познавательные, личностные УУД

На внеурочных занятиях:

  • Исследовательская практика

  • Образовательные экспедиции (походы, поездки, экскурсии)


  • Личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД

  • Личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные УУД

В воспитательной деятельности:

  • Подготовка спортивного праздника

  • Организация концерта

  • Организация КТД

  • Организация выставки

  • Организация «Посвящений в пятиклассники и старшеклассники»

  • Подготовка материалов для школьного сайта

  • Выпуск стенгазеты

  • Организация вечеров

  • Проведение социологических опросов с последующей обработкой и представлением данных

  • Подготовка классных часов для младших школьников


  • Регулятивные, коммуникативные УУД

  • Регулятивные, коммуникативные, личностные УУД

  • Регулятивные, коммуникативные, личностные УУД

  • Регулятивные, коммуникативные, познавательные, личностные УУД

  • Регулятивные, коммуникативные, личностные УУД


  • Регулятивные, коммуникативные, познавательные, личностные УУД

  • Регулятивные, коммуникативные, познавательные, личностные УУД

  • Регулятивные, коммуникативные УУД

  • Регулятивные, коммуникативные, познавательные, личностные УУД


  • Регулятивные, коммуникативные, познавательные, личностные УУД


Просмотр содержимого презентации
«УУД 5 кл»

Конструкт урока математики  в 5 классе по теме «Среднее арифметическое нескольких чисел»

Конструкт урока математики

в 5 классе по теме

«Среднее арифметическое нескольких чисел»

КОНСТРУКТ   - понятие современной методологии науки , подчеркивающее активность, конструктивность работы научного сознания при введении в состав концептуальных структур научного знания специфически научных понятий и соответствующих терминов в язык науки.

КОНСТРУКТ   - понятие современной методологии науки , подчеркивающее активность, конструктивность работы научного сознания при введении в состав концептуальных структур научного знания специфически научных понятий и соответствующих терминов в язык науки.

Цель:  создание условий для развития умений обучающихся анализировать, оценивать правильность выполнения учебной задачи посредством изучения темы: «Среднее арифметическое нескольких чисел» Личностные результаты:  - быть готовым к саморазвитию и самообразованию; - формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку; - быть готовым вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

Цель: создание условий для развития умений обучающихся анализировать, оценивать правильность выполнения учебной задачи посредством изучения темы: «Среднее арифметическое нескольких чисел»

Личностные результаты:

- быть готовым к саморазвитию и самообразованию;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку;

- быть готовым вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

Метапредметные результаты Личностные УУД (мотивация):

Метапредметные результаты

Личностные УУД (мотивация):

  • уметь самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
  • уметь самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей;
  • формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. 
Метапредметные результаты Регулятивные УУД (планирование): уметь самостоятельно планировать пути  достижения целей,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач Коммуникативные УУД:

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД (планирование):

  • уметь самостоятельно планировать пути 

достижения целей,  осознанно выбирать 

наиболее эффективные способы решения

учебных и познавательных задач

Коммуникативные УУД:

  • уметь организовывать  учебное сотрудничество;  
  • работать индивидуально и в группе;
  • уметь осознанно использовать речевые средства;
  • владение устной и письменной речью, смысловое чтение.
Метапредметные результаты Познавательные УУД: осознанно выбирать  эффективные способы решения учебных и познавательных задач; уметь  определять понятия, создавать обобщения, строить логическое рассуждение, и делать выводы. Регулятивные УУД (контроль и оценка):

Метапредметные результаты

Познавательные УУД:

  • осознанно выбирать  эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • уметь  определять понятия, создавать обобщения, строить логическое рассуждение, и делать выводы.

Регулятивные УУД (контроль и оценка):

  • уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами;
  • уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи,  владение основами самоконтроля, самооценки.
Предметные результаты

Предметные результаты

  • освоить в процессе реальной ситуации и использовать определения следующих понятий: «среднее арифметическое нескольких чисел», «правили нахождения среднего арифметического»;
  • уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем);
  • уметь обрабатывать информацию и ранжировать её по указанным основаниям, формировать коммуникативную компетенцию учащихся.
Этап урока Мотивационный (постановка проблемы)  Ребята, у нас с Вами есть свои достижения в математике. Перед вами лежат листочки с вашими оценками за 1 четверть. - подсчитайте сумму всех ваших баллов. - у всех получились разные значения. Сможем ли мы выяснить, используя полученные результаты, какой ученик лучше занимался, а какой в этом году ещё раскачивается? - в чём проблема? (мы не знаем, как результат зависит от количества) Ведущие УУД : личностные ( формирование мотивации) Личностные результаты :  развитие познавательного интереса

Этап урока

Мотивационный (постановка проблемы)

Ребята, у нас с Вами есть свои достижения в математике. Перед вами лежат листочки с вашими оценками за 1 четверть.

- подсчитайте сумму всех ваших баллов.

- у всех получились разные значения. Сможем ли мы выяснить, используя полученные результаты, какой ученик лучше занимался, а какой в этом году ещё раскачивается?

- в чём проблема? (мы не знаем, как результат зависит от количества)

Ведущие УУД : личностные ( формирование мотивации)

Личностные результаты :

развитие познавательного интереса

Этап урока Принятие цели (планирование деятельности) - давайте подсчитаем количество оценок - какие есть предложения как найти рейтинг? (учащиеся проговаривают возможные варианты, звучит предложение о том, что надо сумму баллов разделить на количество оценок.) Ведущие УУД :  регулятивные (целеполагание, действия по образцу) Личностные результаты :  ответственность, усвоение этических норм

Этап урока

Принятие цели (планирование деятельности)

- давайте подсчитаем количество оценок

- какие есть предложения как найти рейтинг? (учащиеся проговаривают возможные варианты, звучит предложение о том, что надо сумму баллов разделить на количество оценок.)

Ведущие УУД :

регулятивные (целеполагание, действия по образцу)

Личностные результаты :

ответственность, усвоение этических норм

Этап урока Выбор способов и действий (актуализация прошлого опыта, недостаток опытных знаний) - давайте попробуем. - как вы думаете, что мы нашли? (Средний балл каждого учащегося) - с помощью каких арифметических действий вы нашли эту величину? (с помощью сложения и деления) - как может называться эта величина, которая показывает нам среднее и вычисляется с помощью арифметических операций? (среднее арифметическое.) Ведущие УУД : коммуникативные  (работа с информацией, работа в коллективе, в группе) Личностные результаты : любознательность, доброжелательность к другим, усвоение норм морали.

Этап урока

Выбор способов и действий (актуализация прошлого опыта, недостаток опытных знаний)

- давайте попробуем.

- как вы думаете, что мы нашли? (Средний балл каждого учащегося)

- с помощью каких арифметических действий вы нашли эту величину? (с помощью сложения и деления)

- как может называться эта величина, которая показывает нам среднее и вычисляется с помощью арифметических операций? (среднее арифметическое.)

Ведущие УУД : коммуникативные (работа с информацией,

работа в коллективе, в группе)

Личностные результаты : любознательность,

доброжелательность к другим, усвоение норм морали.

Этап урока Анализ (открытие нового способа действий) - а как найти средний балл всего класса? (надо сложить баллы всех учащихся и разделить на количество оценок.) - молодцы! Так, что же такое, среднее арифметическое нескольких чисел? (это отношение суммы чисел на их количество.) - Сформулируйте тему нашего урока и цели. - Теперь давайте решим следующую задачу: Семья, состоящая из 5 человек: мама, папа, дочь и два сына, отправились на рыбалку. Мама поймала 3 рыбы, папа 4 рыбки, дочь – 1 рыбу, старший сын 2 рыбы, а младший не одной рыбки не поймал. Какое количество рыбок в среднем приходится на каждого члена семьи? Ведущие УУД : познавательные ( анализ) Личностные результаты : формирование рефлексии

Этап урока

Анализ (открытие нового способа действий)

- а как найти средний балл всего класса? (надо сложить баллы всех учащихся и разделить на количество оценок.)

- молодцы! Так, что же такое, среднее арифметическое нескольких чисел? (это отношение суммы чисел на их количество.)

- Сформулируйте тему нашего урока и цели.

- Теперь давайте решим следующую задачу:

Семья, состоящая из 5 человек: мама, папа, дочь и два сына, отправились на рыбалку. Мама поймала 3 рыбы, папа 4 рыбки, дочь – 1 рыбу, старший сын 2 рыбы, а младший не одной рыбки не поймал. Какое количество рыбок в среднем приходится на каждого члена семьи?

Ведущие УУД : познавательные ( анализ)

Личностные результаты : формирование рефлексии

Этап урока Творческий (применение способов к новой ситуации) Домашнее задание: № 1525(измерьте длину десяти своих шагов и найдите среднюю длину своего шага); № 1526 (автомашина шла 3 ч со скоростью 53,5 км/ч, 2 ч со скоростью 62,3 км/ч и 4 ч со скоростью 48,2 км/ч. Найдите среднюю скорость движения автомашины на всем пути) – данная задача для более сильных учащихся; № 1535 (а) Ведущие УУД : личностные ( творчество) Личностные результаты : развитие креативных способностей

Этап урока

Творческий (применение способов к новой ситуации)

Домашнее задание: № 1525(измерьте длину десяти своих шагов и найдите среднюю длину своего шага); № 1526 (автомашина шла 3 ч со скоростью 53,5 км/ч, 2 ч со скоростью 62,3 км/ч и 4 ч со скоростью 48,2 км/ч. Найдите среднюю скорость движения автомашины на всем пути) – данная задача для более сильных учащихся; № 1535 (а)

Ведущие УУД : личностные ( творчество)

Личностные результаты : развитие креативных

способностей

Этап урока Контроль и оценка (решение заданий повышенной  сложности) - Учащимся предлагается следующая задача: «Подсчитайте средний возраст вашего класса и вашей семьи. Составьте план решения данной задачи» (работа в паре) Ведущие УУД : регулятивный ( контроль, коррекция, оценка) Личностные результаты : формирование способностей к  самосовершенствованию В конце урока учащимся предлагается выбрать из предложенных смайликов тот, который соответствует их психологическому состоянию, оценив свои знания, полученные на уроке: веселый смайлик - «понял на уроке всё!», серьёзный смайлик - «понял всё, но не совсем удаётся решать задачи», грустный смайлик - «ничего не понял».

Этап урока

Контроль и оценка (решение заданий повышенной

сложности)

- Учащимся предлагается следующая задача:

«Подсчитайте средний возраст вашего класса и вашей семьи. Составьте план решения данной задачи» (работа в паре)

Ведущие УУД : регулятивный ( контроль, коррекция, оценка)

Личностные результаты : формирование способностей к

самосовершенствованию

В конце урока учащимся предлагается выбрать из предложенных смайликов тот, который соответствует их психологическому состоянию, оценив свои знания, полученные на уроке: веселый смайлик - «понял на уроке всё!», серьёзный смайлик - «понял всё, но не совсем удаётся решать задачи», грустный смайлик - «ничего не понял».

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Кушнарева Галина Федоровна

Дата: 13.09.2014

Номер свидетельства: 113606

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Рабочая программа по математике для 2 класса ("Планета знаний") "
    ["seo_title"] => string(66) "rabochaia-proghramma-po-matiematikie-dlia-2-klassa-planieta-znanii"
    ["file_id"] => string(6) "172405"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1423816389"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(257) "Рабочие программы по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, ИЗО, технологии 4 класс УМК "Начальная школа 21 века" "
    ["seo_title"] => string(158) "rabochiie-proghrammy-po-russkomu-iazyku-litieraturnomu-chtieniiu-matiematikie-okruzhaiushchiemu-miru-izo-tiekhnologhii-4-klass-umk-nachal-naia-shkola-21-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "157519"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1421599782"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Рабочая программа по внеурочной деятельности в 5 классе кружок "Цветная гамма" "
    ["seo_title"] => string(90) "rabochaia-proghramma-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-v-5-klassie-kruzhok-tsvietnaia-ghamma"
    ["file_id"] => string(6) "230131"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1441993091"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства