Департамент образования
Администрации Ярославской области
Государственное учреждение Ярославской области
«Центр оценки и контроля качества образования»
Использование ИКТ
на уроках математики
Методическая разработка
Егорова Татьяна Геннадьевна,
учителя математики
муниципального общеобразовательного
учреждения средней
общеобразовательной школы № 9
г. Переславля-Залесского
Ярославской области
г. Переславль-Залесский, 2012-2013 учебный год
Содержание
ВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3-4
ГЛАВА I. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ……….. 5-17
Понятие «информационных технологий», значение, особенности…. 5-7
Сущность информационно-коммуникационных технологий ………..7-11
ИКТ на уроках математики ……………………………………………11-16
Информационно-коммуникационные технологии, используемые на уроках ……………………………………………………………… …….16-17
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ……………………………………………………………......… .. 18-39
2.1. Передовой педагогический опыт внедрения ИКТ в преподавании
математики ………………………………………………………………….. 18-32
2.2. Апробирование методов, элементов ИКТ в собственной педагогической
работе……………………………………………………………..…………. 32-39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………….….40-41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………..42-43
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………44
Введение
Информационные и коммуникационные технологии – это
совокупность методов, устройств и производственных
процессов, используемых обществом для сбора,
хранения, обработки и распространения информации.
Н. Угринович [14]
Современный подход к образовательному процессу требует постоянного поиска наиболее эффективных, продуктивных, активных методов, приёмов, средств, форм обучения, создания условий для каждого ученика, то есть применение передовых технологий обучения.
Многообразие этих технологий на «рынке» образования не всегда благоприятно для начинающего педагога, так как сложно увидеть все положительные и негативные стороны всего процесса обучения применительно данной технологии и самих способностей молодого учителя. Поэтому актуальность проблемы заключается в том, чтобы тщательно изучить все тонкости информационно-коммуникационной технологии. Многие исследователи-педагогики, педагогики-практики утверждают, что информационные технологии сейчас занимают ведущее место в образовательном процессе, так как современное общество требует информационно грамотной личности. Только умение специалиста в любой области быстро пополнять информационное поле в своей профессиональной деятельности делает его востребованным специалистом (новые методы лечения в профессиональной деятельности врача, новые кулинарные приёмы повара, новые способы стрижки парикмахера, новые технологии в строительстве и т.д.).
Следовательно, парадигма образования: «Научить на всю жизнь», которая всегда существовала, преобразовалась в парадигму «Научить учиться всю жизнь». Задача школы – сформировать знания, умения и навыки учащихся получать информацию самостоятельно, а учитель, используя информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе, решает эту задачу.
Роль информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе в документах Правительства РФ, Министерства образования РФ, относящихся к стратегии модернизации образовании.
Поэтому, цель методической работы: определить роль информационно-коммуникационных технологий в обучении детей математике.
Исходя из многоплановости темы, определились конкретные задачи на данном этапе работы по методической теме:
изучить теоретические основы информационно-коммуникационных технологий: понятие, сущность, значение, содержание, методы, приёмы, средства и т.д.;
проанализировать передовой педагогический опыт по использованию информационно-коммуникационных технологий в преподавании математики;
апробировать некоторые элементы информационно-коммуникационных технологий в своей педагогической деятельности.
При выполнении методической работы были использованы следующие методы педагогического исследования: изучение методической литературы, передового педагогического опыта, беседы с учителями, имеющими опыт работы по данной технологии, наблюдение и другие. При ознакомлении с данной технологией изучено более 20 литературных источников.
ГЛАВА I. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Понятие «информационных технологий», значение, особенности
Отдайте человеку – человеческое,
а вычислительной машине – машинное.
В этом должна, по-видимому, заклю-
чаться разумная линия поведения при
организации совместных действий
людей и машин.
Н. Винер
Современное общество ставит перед учителем задачу развития личностно значимых качеств школьников, а не только передачу знаний, умений и навыков. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к различным личностным проявлениям школьника. Знания, умения и навыки выступают не как цель обучения, а как способы, средства развития личности. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные технологии.
Прежде чем глубоко изучать сущность информационных технологий молодой специалист должен точно знать, что такое само понятие технология, её отличие от методики. Толковый словарь даёт следующее определение понятию «технология» - это совокупность приёмов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. Многие педагогики, учёные, исследователи образовательного процесса (Т.Б. Лихачёв, В.П. Беспалько, И.П. Волков, В.М. Шепель, М. Чошанов, В.М.Монахов и другие) также дают определение «педагогическая технология» [11] (Приложение 1). Контент-анализ показывает, что педагогическая технология – это такая организация образовательного процесса, когда методы, приёмы, средства, формы организации учебного процесса способствуют наиболее эффективному, качественному, комфортному, продуктивному результату и выступают в единстве, во взаимосвязи.
Информатизация всей системы образования – одно из приоритетных направлений модернизации российского образования. Информатизация образования направлена на формирование информационной грамотности школьника и рассматривается как система методов, процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения и использования информации в образовательном процессе.
Информатизация включает в себя:
компьютеризацию – процесс совершенствования средств поиска и обработки информации;
интеллектуализацию – процесс развития способностей школьников к восприятию и созданию информатизации; развитие интеллектуальных свойств личности;
модернизацию – процесс совершенствования средств сбора, хранения, распространения, пополнения, обмена информации.
Значение информационных технологий в преподавании математики очень велико, так как они позволяют:
построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому школьнику собственную траекторию в усвоении математических знаний;
рационально организовать познавательную деятельность школьников в ходе усвоения математических дисциплин;
изменить организацию процесса обучения на уроках математического цикла, развивая системное, логическое мышление.
Следовательно, введение новых информационных технологий в образовательную систему вносит её радикальное изменение: ранее центром образовательной системы являлся учитель, а теперь – учащийся. Это даёт возможность каждому ученику обучаться в подходящем для него режиме, темпе на том уровне, который стимулирует развитие его способностей и позволяет учителю подвести ребёнка к усвоению всего объёма знаний, умений и навыков в соответствии с образовательным стандартом.
Сущность информационно-коммуникационных технологий
Рассмотренное выше общее содержание понятия «технологии» и их значение в образовательном процессе позволяет перейти к более конкретному вопросу о информационно-коммуникационных технологиях, которые занимают всё большее место в образовательном процессе на сегодняшний день. Главным преимуществом этих технологий является то, что это приоритетные технологии, направленные на модернизацию системы образования, как указывается в документах Российской Федерации об Образовании, на что постоянно указывает президент Д. А. Медведев и глава правительства В.В. Путин на встречах с молодежью и представителями российского образования.
Современные информационно-коммуникационные технологии – это совокупность современной компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи, инструментальных программных средств, обеспечивающих интерактивное программно-методическое сопровождение современных технологий обучения.
Информационно – коммуникационные технологии
компьютерная средства коммуникационной программные
техника связи средства
В теоретической литературе сформулированы основные задачи данных технологий: разработка интерактивных средств управления процессом познавательной деятельности, доступ к современным информационно-образовательным ресурсам (мультимедиа учебникам, различным базам данных, обучающим сайтам и другим источникам). Также дана классификация наиболее часто применяемых в учебном процессе:
сетевые технологии, использующие локальные сети и глобальную сеть Internet (электронный вариант методических рекомендаций, пособий, серверы дистанционного обучения, обеспечивающие интерактивную связь с учащимися через Internet, в том числе в режиме реального времени);
технологии, ориентированные на локальные компьютеры (обучающие программы, компьютерные модели реальных процессов, демонстрационные программы, электронные задачники, контролирующие программы, дидактические материалы) [12].
Именно эти технологии способствуют в большей степени, чем другие педагогические технологии, формированию информационной грамотности учащихся, без которой как указывалось во введении, невозможно благополучно реализоваться в нашем современном обществе на профессиональном рынке.
Поэтому целесообразно рассмотреть понятие «информационная грамотность учащихся», которая подробно проанализирована В.Г. Гореловой [11]. Учитель формирует у учащихся умение:
получать информацию, то есть показывает своим примером обучения, как приобрести новую информацию, какие источники использовать (рассказ учителя, СМИ, средства коммуникационной связи и т.д.);
анализировать достоверность полученной информации;
обмениваться информацией;
хранить информацию;
пополнять информацию.
Следовательно, применение в обучении информационно-коммуникационных технологий будет способствовать формированию информационной грамотности учащихся, которая поможет в обучении на следующей ступени системы образования, обеспечит успешное овладение будущей профессией.
Данные технологии могут рационально использоваться в преподавании любой школьной дисциплины, так как реализуют принципы образования: научности, повторности, систематичности и последовательности, сознательности, активности, доступности, связи теории с практикой, учёта возрастных особенностей, прочности, а главное реализуется принцип наглядности. И. П. Подласый, на основе глубокого анализа принципов природосообразности Я. А. Коменского, показывает огромное значение этого принципа. «В основе его лежат следующие строго зафиксированные научные закономерности: органы чувств человека обладают разной чувствительностью к внешним раздражителям, у подавляющего большинства людей наибольшей чувствительностью обладают органы зрения; пропускная способность каналов связи от рецепторов к центральной нервной системе различная: оптического канала связи – 1,6*106 бит/сек; акустического – 0,32*106 бит/сек; тактильного – 0,13*106 бит/сек. Это означает, что органы зрения «пропускают» в мозг почти в 5 раз больше информации, чем органы слуха, и почти в 13 раз больше, чем тактильные органы; информация, поступающая в мозг из органов зрения (по оптическому каналу), не требует значительного перекодирования, она запечатлевается в памяти человека легко, быстро и прочно» [9].
Информационно-коммуникационные технологии формируют информационно-коммуникативную компетентность – один из основных приоритетов в целях общего образования, и связано это не только с внутриобразовательными причинами. Меняется весь характер жизни, необыкновенно возрастает роль информационной деятельности, а внутри её – активной, самостоятельной обработки информации человеком, принятия им принципиально новых решений в непредвидимых ситуациях с использованием технологических средств».
Заслуживает внимания материал международной конференции, которая проходила в Москве (ноябрь, 2009 г.). Данная конференция была посвящена проблемам внедрения информационных технологий в образование. Все участники конференции единодушны во мнении, что урок с применением компьютера будет эффективнее у того учителя, который:
сохраняет человеческие приоритеты в обучении;
имеет доброе, доверительное отношение к машине и её педагогическим возможностям;
умеет бережно и в то же время смело обращаться с персональным компьютером;
интеллектуально развит, эрудирован, способен оценивать педагогические возможности компьютерных программ;
методически гибок;
дисциплинирован, точен, владеет упорядоченным логизированным мышлением.
Таким образом, без профессионального роста в освоении информационно-коммуникационных технологий не обойтись [25].
Следовательно, применение информационно-коммуникационных технологий повышает эффективность и качество обучения, вызывает интерес и усиливает мотивацию, создаёт возможности доступа к свежей информации, осуществляет «диалог» с источником знаний, экономит время, позволяет сделать аудиторные и самостоятельные занятия динамичными, интересными, предоставляют учителю большой резерв технической и технологической поддержки, высвобождающей значительную часть его времени для живого общения с учеником, а главное информационно-коммуникационные технологии могут использоваться в любой педагогической технологии (личностно-ориентированной, проектного обучения, проблемного обучения, коммуникативного обучения и других).
Информационно-коммуникационные технологии на уроках математики
В современных условиях модернизации системы образования необходимо использовать информационно-коммуникационные технологии на уроках математики, так как они предоставляют принципиально новые возможности для изучения математики, как школьного предмета.
Главное методическое достоинство ИКТ состоит в том, что на смену пассивному усвоению математических знаний приходит их активный поиск.
Работая в такой среде, ученик получает как стандартные навыки работы с компьютером (основные манипуляции мышью, работа с клавиатурой, использование интерактивных областей, изучение основных элементов интерфейса и т.п.), так и содержательные знания математики и смежных дисциплин. При этом используются различные формы работы с компьютером, включая элементы игры, соревнования …
В процессе обучения математики с помощью ИКТ учащиеся работают с текстом, создают графические объекты и базы данных. Также они узнают новые способы сбора информации и учатся пользоваться ими, расширяют свой математический кругозор, развивают логическое и математическое мышление, формируют аналитические навыки (сравнивать, обобщать, классифицировать математическую информацию).
При использовании ИКТ на уроках математического цикла повышается познавательный интерес учащихся, а рационально составленные компьютерные программы позволяют индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, стимулировать самостоятельность обучающихся. Компьютер выступает в роли источника учебной математической информации, мультимедийного наглядного пособия, тренажёра, средства диагностики и контроля. В связи с этим ИКТ можно использовать на различных этапах процесса обучения на уроках математики: при изучении нового материала, закреплении, повторении, обобщении, систематизации, контроля, а также в домашних заданиях и внеклассной работе.
Учитель математики может начать использование ИКТ с готовых обучающих программ. Существуют диски из школьной медиатеки: «Математика 5-11 классы. Практикум», «Математика 5-11 классы. Новые возможности для усвоения курса математики», «Сдаём единый экзамен», «Живая геометрия», Л. Боревский «Курс математики 2000» и т.п.
Широко можно использовать мультимедийные пособия: «Алгебра не для отличников», «Геометрия не для отличников», «Все задачи школьной математики. Алгебра 7-9 класс, Алгебра и начало анализа 10-11, итоговая аттестация выпускников», «Открытая математика. Функции и графики» и др.
Применение ИКТ на уроках математики даёт возможность учителю сократить время на изучение материала за счёт наглядности и быстроты выполнения работы (отсутствие письменных заданий), проверить знания учащихся в интерактивном режиме, что повышает эффективность обучения, помогает реализовать весь потенциал личности – познавательный, морально-нравственный, творческий, коммуникативный и эстетический, способствует развитию интеллекта, информационной культуры учащихся.
В «Интернет-материалах» отмечается, что сейчас все учащиеся умеют пользоваться компьютером и интернет-ресурсами. С использованием Microsoft Office Excel и графопостроителя можно проводить уроки по темам: «Функция. Свойства функций», «Преобразование графиков функций», «Построение графиков функций». В школе есть все возможности для развития проектного мышления – составление мультимедийных презентаций. Это повышает наглядность (английская пословица «Я услышал и забыл, я увидел и запомнил»); сокращает временные затраты на контроль знаний. К каждой теме имеются ссылки на страницы сайтов, на которых находится нужный материал. Используются программы-учебники, программы-тренажеры, словари, справочники, энциклопедии, видеоуроки. Эффективность урока во многом зависит от безопасности и оптимальных режимов применения технических средств обучения и, в том числе, ИКТ. При проведении уроков могут использоваться обучающие программы, а также программа “NetMeeting” (режимы «доска» и «разговор»), CD-диски: 1С: Репетитор «Математика», Л.Е.Боревский «Курс математики XXI века», «Алгебра 10-11», «Стереометрия», тесты на образовательном сайте www.ege.edu.ru, www.fipi.ru. Сейчас в практику вошло репетиционное тестирование, предоставленное экзаменационным агентством «Единый экзамен» www.probaege.edu.ru, где представлены задания КИМов всех уровней, а также агентство «Кенгуру» http://www.kenguru.sp.ru предоставляет такую возможность. На уроке и вне его при подготовке к ЕГЭ можно использовать интернет-ресурсы www.gotovkege.ru, www.egehelp.ru. На сайте www.fcior.ru во вкладке «Каталог» есть возможность пройти тестирование по различным образовательным модулям, на разных уровнях изучения. Использование компьютера позволяет быстро определить уровень знаний каждого учащегося, выявить пробелы в знаниях определенных тем. Обучающие программы обеспечивают восприятие материала каждым учеником, так как каждый в своем темпе (что немаловажно), самостоятельно продвигается по учебному материалу. Не усвоив текущего, не перейдешь к следующему – компьютер не позволит. Учитель имеет возможность скорректировать работу ученика, помочь слабому ребёнку. Тесты можно составить дифференцированными (построить уровни сложности при отработке навыков).
В процессе обучения математике с помощью ИКТ ученик работает с текстом, создает графические объекты и базы данных, используя электронные таблицы; узнает новые способы сбора информации и учится пользоваться ими, расширяет свой кругозор. При использовании ИКТ повышается познавательный интерес учащихся. Использование рационально составленных компьютерных программ позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, стимулировать самостоятельность обучающихся. Возникает такая ситуация, когда ИКТ становятся основными инструментами дальнейшей профессиональной деятельности человека, расширяются возможности сотрудничества учителя и ученика, включаются психологические механизмы саморегуляции, саморазвития личности, способствующие в дальнейшем успешной социализации учащихся. [24].
Учителя могут пользоваться бесплатными программами из сети Интернет. Например, программа тренажер «Действия с обыкновенными дробями» (автор С.А. Ермолин), позволяет за короткое время объективно проверить знания учащихся по данной теме. Программа проста в эксплуатации, после каждого пройденного задания по этой программе учащиеся получают оценки. Использование программы «Конструктор тестов» позволяет учителю самому составить разноуровневые тесты по любой теме с использованием рисунков, графиков, схем. При проведении уроков используются обучающие программы, а также программное обеспечение для интерактивной доски SMARTBORD. Рекомендуется использовать CD-диски: 1С: Репетитор «Математика», Алгебра 7-8, Алгебра 9, «Алгебра 10-11», «Стереометрия», «Виртуальные уроки Кирилла и Мефодия» и другие [5].
Исходя из вышесказанного можно сформулировать ожидаемые результаты при обучении математике с использованием информационно-коммуникационных технологий:
успешная реализация государственного образовательного стандарта предметов математического цикла;
формирование знаний, умений, навыков и способов познавательной деятельности, информационной культуры, информационной грамотности;
развитие самостоятельности, творческой активности, логического мышления, компьютерной грамотности;
подготовка учащихся к использованию информационных технологий и других информационных структур в образовании;
реализация индивидуального, личностно-ориентированного подхода.
Эффективность урока во многом зависит от безопасности и оптимальности режимов применения технических средств обучения. Поэтому нужно помнить о длительности работы с техническими средствами.
Соединение информационных технологий и инновационных педагогических методик способно повысить эффективность и качество образовательных программ, усилить адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития обучающихся, что является одним из основных принципов государственной политики в области образования.
Но также следует отметить, что, не в каждой школе учитель математики может в достаточно полной мере использовать технические средства, в частности компьютер, поэтому ИКТ рационально использовать в комплексе с традиционными методами обучения. Так, например, для устного счёта в 5 классе удобно использовать фрагменты программы «Вычислительный курс математики для 5 класса». Следовательно, использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики позволяет расширить информационное поле урока, стимулирует интерес и пытливость ребёнка.
Таким образом, изучение научно-теоретических основ проблемы использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе позволяет сделать вывод, что многообразие педагогических технологий обусловлено современными требованиями педагогического процесса. Каждая из педагогических технологий имеет свою ценность, значимость. Но в век «информационной эпохи» на ведущие позиции выходят информационно-коммуникационные технологии, которые более успешно помогают решению задач государственного образовательного стандарта и формируют информационную грамотность учащихся, которая способствует успешной реализации личности.
Информационно-коммуникационные технологии, используемые на уроках
Информационные презентации (Microsoft PowerPoint)
Используются для того, чтобы учитель мог на большом экране или мониторе наглядно продемонстрировать дополнительные материалы к своему сообщению: видеозапись, фотографии, графики, чертежи.
Варианты использования презентаций:
проведение презентации при объяснении нового материала;
совместное изучение источников (полученных из Интернета материалов, мультимедийных энциклопедий и др.);
корректировка и тестирование знаний учащихся.
Информационные публикации (Microsoft Publisher)
Создание буклетов или бюллетеней, основной целью которых является подведение итогов самостоятельной работы учащихся. Главное при создании публикаций – работа с информацией по предложенной теме.
Электронные таблицы (Microsoft Word, Microsoft Excel)
Microsoft Excel представляет собой мощный инструмент, предназначенный для создания, обработки, анализа, совместного использования и отображения информации в виде электронных таблиц.
Веб-сайты (Microsoft Publisher, конструкторы сайтов)
Функциональные возможности веб-сайтов:
общение учащихся и учителей с внешним миром;
обмен опытом между учащимися или учителями;
создание форумов, конференций, групп новостей;
сбор и обработка информации;
совместные образовательные проекты;
сайт, как возможность повышения квалификации;
общение класса с классом;
дистанционное обучение.
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики становится обычным явлением. Многие педагоги-исследователи, педагогики-практики доказывают эффективность данных технологических приёмов, продуктивности и активность учащихся в образовательном процессе.
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
2.1. Передовой педагогический опыт внедрения ИКТ в преподавании математики
В любой профессии есть люди, которые лучше других, более качественнее выполняют свои профессиональные обязанности, поэтому необходимо изучать их методы, способы работы. Анализ и изучение передового педагогического опыта по использованию информационно-коммуникационных технологий в обучении математики позволяет учителю, начинающему применять данные технологии в своей педагогической деятельности, приобрести определённые знания, увидеть положительные и отрицательные стороны педагогического процесса.
Заслуживает внимания опыт работы учителя, математики Е. П. Тратниковой, которая отмечает значение, сущность, особенности данной технологии, делится собственными достижениями, делает выводы и обозначает перспективы. В частности, она определила задачи учителя математики:
обеспечить фундаментальную математическую подготовку детей;
сформировать информационную и методическую культуру, творческий стиль деятельности учащихся;
подготовить учащихся использовать информационные технологии и другие информационные структуры [23].
Учитель средней школы № 3 г. Самары Колоскова Екатерина Владимировна раскрывает теоретические основы технологии и даёт некоторые рекомендации по направлениям использования этих технологий: набор методических материалов; внедрение мультимедийных технологий; мониторинг знаний, умений, навыков учащихся. Также автор предлагает перечень методических материалов: теоретический материал; справочные таблицы; дидактические карточки; практические работы; контрольно-измерительные материалы (тесты для самопроверки, тесты контрольных работ); разработка презентаций по темам. Ею разработаны презентации по основным темам в курсе «Алгебра и начало анализа 10-11 класс» [19].
Хисамутдинова Ф. Ф., учитель математики МОУ «Гимназия имени М. М. Вахитова г. Буинска республики Татарстан, раскрывает функции и особенности ИКТ и приводит примеры различных видов уроков с их применением: уроки-беседы, уроки постановки и проведения исследований, уроки практической работы, уроки-зачёты, интегрированные уроки и т.д. Также отмечает, что её практика работы показывает, когда эффективнее использовать ИКТ на уроках математики:
при проведении устного счёта (возможность оперативно предъявлять задания и корректировать результаты их выполнения);
при изучении нового материала (иллюстрирование наглядными средствами);
при проведении фронтальных контрольных работ (быстрый контроль результатов);
при интегрировании предметов естественно-математического цикла.
Делится опытом проведения уроков с компьютерным сопровождением, так как материальная база школы позволяет проводить уроки математики в специальном кабинете, оснащённом интерактивной доской, стационарным мультимедийным проектором и индивидуальными компьютерами. В своей работе использует электронную версию «Уроков Кирилла и Мефодия», которые содержат материалы по многим темам программы, по истории математики, видеосюжеты. Также автор отмечает, что её не всегда удовлетворяют готовые электронные версии уроков и сама создаёт мультимедийные презентации [23].
Щетихина Е.А. с точки зрения использования ИКТ на уроке, делит эти уроки на 5 групп. Принадлежность урока к той или иной группе обуславливают технические условия и наличие соответствующего программного обеспечения для его проведения. Автор предлагает свой опыт использования ИКТ на каждом из этих видов уроков.
1 группа: уроки демонстрационного типа
Этот тип уроков – один из самых распространённых на сегодняшний день. Для его проведения необходим кабинет, оснащенный компьютером с выходом в интернет. На таком уроке информация может быть использована на любом его этапе, демонстрируется на большом экране. В качестве программного обеспечения используются материалы готовых программных продуктов на CD, содержащих большой объём фото, видео, аудио информации по различным темам. Особенно удачными являются такие диски по математике как: «Уроки алгебры и геометрии» Кирилла и Мефодия “Практикум по математике 5-11”.
Ещё более популярным стало использование презентаций к урокам. Презентация обладает наглядностью и выразительностью, это прекрасное дидактическое и мотивационное средство, способствующее лучшему запоминанию учебного материала. При её систематическом использовании увеличивается продуктивность обучения.
При объяснении нового материала Щетихина Е.А. часто использует презентации. Прежде чем начать просмотр, она ставит перед учащимися конкретные вопросы, ответы на которые дети в ходе просмотра презентации должны найти самостоятельно. Это позволяет мобилизировать внимание учащихся, проверить степень понимания материала презентации, при необходимости вернуться к отдельным слайдам, содержание которых требует комментария, объяснения. Уроки такого типа просто незаменимы сегодня. Ещё К.Д.Ушинский говорил: “Знания будут тем прочнее и полнее, чем большим количеством органов чувств они воспринимаются.
2 группа: уроки компьютерного тестирования
Одним из видов контроля знаний, который в последнее время всё больше входит в жизнь современной школ является тестирование. Высокая эффективность контролирующих программ определяется тем, что они укрепляют обратную связь в системе учитель – ученик. Тестовые программы позволяют быстро оценивать результат работы, точно определить темы, в которых имеются пробелы в знаниях. Решая тесты, ученик получает объективную оценку знаний и умений. Конфиденциальность результатов благоприятно сказывается на психическом здоровье ребенка. Для проведения такого типа уроков необходимо наличие одного, ещё лучше двух компьютеров, так как учащийся класса должен работать на таком уроке только индивидуально. Большим подспорьем в подготовке таких уроков тестовые программы. Имеются диски с тестами ЕГЭ по предметам, итоговые тесты по математике. Однако наличие компьютерной программы, позволяющей самим создавать подобные тесты, значительно упрощает задачу. Сегодня у учителей есть возможность самим разрабатывать и создавать компьютерные варианты различных тестов, которые они используют на своих уроках.
3 группа: уроки тренинга или конструирования
Этот тип урок проводится в компьютерном классе, с целью формирования прочных ЗУН у учащихся, Программным обеспечением является диск НФПК Математика в 5-11, позволяющая решать определённый тип задач. Как правило, на уроках математики это тренажёр для решения задач определённого типа или среда для решения конструктивных задач, задач на построение в курсе геометрии, алгебры при построении графиков функций. На таких уроках учащиеся индивидуально или в группе работают с какой-то конструктивной средой с целью отработки навыка в решении задач или достижения какой-то конструктивной цели.
Например, при изучении темы «Построение графика квадратичной функции» в 9 классе Щетихина Е.А. использует следующие задания:
Группе ребят, которые посильнее, даётся построить график функции, самостоятельно рассмотрев его свойства;
У = -2х2 + 12х -19
х | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
у | -9 | -3 | -1 | -3 | -9 |
у = -2х2 + 12х -19
а = -2, b = 12, с = -19
Результат просматриваем на доске и сравниваем результаты.
Очень удобно использовать это программное обеспечение и при изучении таких тем, как тригонометрия, графики тригонометрических функций, разложение на множители, построение сечений многогранников и многих других.
4 группа: работа с интерактивной доской
Интерактивная доска – это не просто сенсорный экран, подсоединённый к компьютеру. Это и активное обучение – способ организации учебного процесса, когда учащиеся получают знания не только от преподавателя, а используемые формы, методы и средства стимулируют учебный процесс, учитывают индивидуальные особенности учащихся и обеспечивают требуемый уровень мотивации.
Интерактивная доска:
является заменителем проектора – на неё можно проецировать любую презентацию;
является заменителем обычной доски – на ней можно писать маркером;
является сенсорным монитором для подключенного ПК. Движения пером равносильны движению мышью по экрану монитора;
имеет собственное программное обеспечение.
Интерактивную доску Щетихина Е.А. использует в следующих направлениях:
активное вовлечение учащихся. Мотивация и вовлеченность учащихся на занятии может быть увеличена за счёт использования интерактивной доски;
презентации, демонстрации.
Использование необходимого программного обеспечения и ресурсов в сочетании с интерактивной доской может улучшить понимание новых идей.
Правильная работа с интерактивной доской может помочь проверить знания учащихся (например, тренажёр устного счёта). При этом опрос становится увлекательным и динамичным, так как на интерактивной доске легко можно передвигать объекты, надписи, добавлять комментарии к текстам.
Например, при изучении темы «Центральные и вписанные углы» по геометрии, очень легко проверить знания учащихся, по данной теме используя программное обеспечение доски. Тренажеры CD «Кирилла и Мефодия» дают возможность проверить степень усвоения учащимися изученной темы.
Итак, интерактивная доска – ценный инструмент для обучения всего класса. Это визуальный ресурс, который помогает излагать новый материал живо и увлекательно. Она позволяет представить информацию с помощью различных мультимедийных ресурсов. Преподаватель и учащиеся могут комментировать материал и изучать его максимально подробно.
Например, при изучении темы «Одночлены» в 7 классе можно использовать материал диска CD «Кирилла и Мефодия» «Алгебра 7-8» как для объяснения нового материала, так и на этапе проверки усвоения новой темы.
группа: уроки с использованием ресурсов Интернет
Для проведения таких уроков необходимо наличие компьютерного класса, свободный доступ в Интернет. Такие уроки дают возможность:
На таких уроках сильная группа получает задание найти на данном сайте информацию к уроку, либо тестирование режиме onlain.
Использование компьютерной техники открывает огромные возможности для педагога: компьютер может взять на себя функцию контроля знаний, поможет сэкономить время на уроке, богато иллюстрировать материал, трудные для понимания моменты показать в динамике, повторить то, что вызвало затруднения, дифференцировать урок в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся. Эффективность обучения обеспечивается за счёт рационального использования времени урока, наглядности, возможности быстрого перехода от одной части урока к другой.
Заслуживают внимания в опыте работы Щетихиной Е.А. выводы по использованию ИКТ на уроках математики:
активизировать познавательную деятельность учащихся;
обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);
повысить объём выполняемой работы на уроке;
усовершенствовать контроль знаний;
формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;
обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам [20].
- Средства ИКТ обеспечивают и повышают эффективность обучения.
- И как естественное следствие всех этих составляющих имеет место повышение качества знаний учащихся. Информатизация образовательного процесса - это реальность сегодняшнего дня,
Включение в ход урока ИКТ делает процесс обучения интересным, занимательным, создаёт у детей бодрое, рабочее настроение. Облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Но, однако, не следует забывать и вот о чём. Особое внимание на уроке с применение ИКТ должно уделяться здоровьесберегающим технологиям. При организации урока необходимо учитывать соблюдение как санитарно-гигиенических, технических, так и эргономических требований к уроку. Необходимо проведение на уроках физкультминутки, зарядки для глаз. Следует чередовать формы деятельности обучающихся при работе с ИКТ-средствами. Например, 20 минут теоретического изложения, опроса, 15-20 минут работы с ПК или интерактивной.
В опыте работы учителя школы № 37 города Липецка Моисейкиной Елены Владимировны заслуживает одобрение использование ИКТ при фронтальных опросах, самостоятельных работах, а особенно на занятиях практикумах.
Занятия практикумы:
ученики получают задания или вопросы по изучаемой теме, сформированные в виде 3-х блоков (по 4-5 вопроса в каждом) с разным уровнем сложности (на оценку «3», «4», «5»);
ученики выбирают уровень сложности и 30 минут готовятся по данным задачам, могут использовать электронные средства как помощь, при этом можно объединить в пары, группы для совместного решения;
в оставшееся время учитель выборочно дает каждому ученику 1-2 задания на выбранную оценку;
ученик предоставляет решение и получает оценку.
Самостоятельная работа учащихся:
работа с цифровыми образовательными ресурсами по устранению пробелов в знаниях (после пропуска уроков по болезни). В данном случае от учителя требуется составление плана работы ученика с электронным ресурсом и обычным учебником;
самостоятельная домашняя работа учащихся по подготовке к контролирующим мероприятиям с использованием цифровых образовательных ресурсов;
подготовка учащимися проектов [26].
Вундцеттель Жанна Александровна, учитель математики МОУ СОШ №95 г. Краснодара в статье «Использование ИКТ на уроках математики» делится опытом работы и отмечает, что применение данной технологии делает учебный процесс более эффективным, сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей, повышает интерес учащихся к изучению предмета, позволяет сделать сложную науку математику более доступной. Учитель имеет возможность не только разнообразить традиционные формы обучения, но и решать самые разные задачи: заметно повысить наглядность обучения, познавательную активность школьников.
Также Жанна Александровна делает вывод, что наиболее успешно применение компьютера на уроках геометрии. Изображение геометрических фигур, построение сечений с использованием средств компьютерной графики меняет характер преподавания этого предмета. В процессе своей работы Жанна Александровна широко использует электронные тематические презентации при объяснении нового материала, повторении и контроле знаний. Красочные объемные фигуры, менять расположение которых можно простым движением мыши, также просто можно изменять и параметры этих фигур – быстро, удобно и главное, наглядно и интересно. Учитель освобождается от рисования какого-либо чертежа непосредственно на уроке, что экономит время, и потом, чертеж на экране – совсем не то, что изображено мелом на доске. Эффективно применение анимации. Показать, выделить, на какие элементы или объекты следует обратить внимание, чтобы в определенное время появилась нужная информация. Особенно актуально это становится при изучении стереометрии. Также рекомендует использовать программный продукт «Живая математика», позволяющий делать «живые» чертежи по геометрии. Возможность «Живой геометрии» создавать динамические чертежи и презентации позволяет не отвлекаться от изучения свойств объекта. Программный продукт «Стереометрия. Открытая математика» ООО «Физикон» позволяет изучать предмет, демонстрируя 3-х мерные модели многогранников. Происходит визуализация предмета, работает одновременно и зрительная и слуховая память. Хороший результат обучения даёт и использование в мультимедийных презентациях примеров из окружающей действительности при изучении таких тем, как параллельность и перпендикулярность в пространстве.
В центре любого образовательного процесса стоит ученик, ведомый учителем к знаниям. И если школьник от мотива «надо» придет к мотиву «мне интересно, я хочу знать», то путь этот будет радостным и плодотворным.
Делая вывод, Вундцеттель Жанна Александровна отмечает: «Что есть образование? Это передача информации. И она должна быть удобоваримой. Она должна быть таким яблоком познания, которое можно было бы откусить, съесть и переварить» [21].
В работе «Использование информационных технологий в математике» учитель математики МОУ «Карповская СОШ», х. Карповка, Багаевского района Ростовской области Головкова Татьяна Алексеевна показывает значение данной технологии и отмечает, что необходимо научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Очень важно организовать процесс обучения математики так, чтобы ребёнок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить. Сочетая в себе возможности телевизора, видеомагнитофона, книги, калькулятора, являясь универсальной игрушкой, способной имитировать другие игрушки и самые различные игры, современный компьютер вместе с тем является для ребёнка равноправным партнером, способным очень тонко реагировать на его действия и запросы, которого ему так порой не хватает. С другой стороны, этот метод обучения весьма привлекателен и для учителей: помогает им лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения [22].
При подготовке к уроку с использованием ИКТ учитель не должен забывать, что это УРОК, а значит, составляет план урока исходя из его целей, при отборе учебного материала он должен соблюдать основные дидактические принципы: систематичности и последовательности, доступности, дифференцированного подхода, научности и др. При этом компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его.
Татьяна Алексеевна даёт рекомендации по использованию различных программных продуктов при проектировании урока, подготовки и проведении, в частности пакет Microsoft Office, который включает в себя кроме известного всем текстового процессора Word ещё и систему баз данных Access и электронные презентации PowerPoint. Система баз данных предполагает большую подготовительную работу при составлении урока, но в итоге можно получить эффективную и универсальную систему обучения и проверки знаний. Текстовый редактор Word позволяет подготовить раздаточный и дидактический материал. Электронные презентации дают возможность учителю при минимальной подготовке и незначительных затратах времени подготовить наглядность к уроку. Уроки, составленные при помощи PowerPoint зрелищны и эффективны в работе над информацией.
Заслуживает внимания и тот факт, что данный педагог видит преимущества использования ИКТ, а также существующие недостатки и проблемы применения ИКТ.
Преимущества использования ИКТ:
индивидуализация обучения;
интенсификация самостоятельной работы учащихся;
рост объёма выполненных на уроке заданий;
расширение информационных потоков при использовании Internet.
повышение мотивации и познавательной активности за счёт разнообразия форм работы, возможности включения игрового момента: решишь верно примеры – откроешь картинку, вставишь правильно все буквы - продвинешь ближе к цели сказочного героя. Компьютер даёт учителю новые возможности, позволяя вместе с учеником получать удовольствие от увлекательного процесса познания, не только силой воображения раздвигая стены школьного кабинета, но с помощью новейших технологий позволяет погрузиться в яркий красочный мир. Такое занятие вызывает у детей эмоциональный подъем, даже отстающие ученики охотно работают с компьютером;
интегрирование обычного урока с компьютером позволяет учителю переложить часть своей работы на ПК, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным. В частности, становится более быстрым процесс записи определений, теорем и других важных частей материала, так как учителю не приходится повторять текст несколько раз (он вывел его на экран), ученику не приходится ждать, пока учитель повторит именно нужный ему фрагмент;
этот метод обучения очень привлекателен и для учителей: помогает им лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения, стимулирует его профессиональный рост и все дальнейшее освоение компьютера;
применение на уроке компьютерных тестов и диагностических комплексов позволит учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала у всех учащихся и своевременно его скорректировать. При этом есть возможность выбора уровня трудности задания для конкретного ученика;
для ученика важно то, что сразу после выполнения теста (когда эта информация ещё не потеряла свою актуальность) он получает объективный результат с указанием ошибок;
освоение учащимися современных информационных технологий. На уроках, интегрированных с информатикой, ученики овладевают компьютерной грамотностью и учатся использовать в работе с материалом разных предметов один из наиболее мощных современных универсальных инструментов - компьютер, с его помощью они решают уравнения, строят графики, чертежи, готовят тексты, рисунки для своих работ. Это - возможность для учащихся проявить свои творческие способности.
Существующие недостатки и проблемы применения ИКТ:
нет компьютера в домашнем пользовании многих учащихся и учителей, время самостоятельных занятий в компьютерных классах отведено далеко не во всех школах;
у учителей недостаточно времени для подготовки к уроку, на котором используются компьютеры;
недостаточная компьютерная грамотность учителя;
отсутствие контакта с учителем информатики;
в рабочем графике учителей не отведено время для исследования возможностей Интернета;
сложно интегрировать компьютер в поурочную структуру занятий;
не хватает компьютерного времени на всех;
в школьном расписании не предусмотрено время для использования Интернета на уроках;
при недостаточной мотивации к работе учащиеся часто отвлекаются на игры, музыку, проверку характеристик ПК и т.п.;
существует вероятность, что, увлекшись применением ИКТ на уроках, учитель перейдет от развивающего обучения к наглядно-иллюстративным методам.
Изучение теоретических основ и педагогического опыта по использованию ИКТ на уроках математики позволило мне апробировать некоторые элементы, методы и приёмы данной технологии в своей педагогической деятельности.
Следует сразу отметить, что творческие задумки были очень обширны, но из-за материальной базы реализация их невозможна: необходим хорошо оборудованный класс с индивидуальными компьютерами и другими техническими средствами.
В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.
2.2. Апробирование методов, элементов ИКТ в собственной педагогической работе
Для решения задачи третьей задачи методической темы была проведена практическая работа по использованию ИКТ на уроках математики. Для получения достоверных результатов необходимо, по рекомендации учёных-исследователей, два класса: контрольный и экспериментальный. К сожалению, я преподаю математику только в одном классе, и нет параллельного класса для сравнения результатов.
Вся работа предусматривает проведение трёх экспериментов:
констатирующий, цель которого – определить уровень знаний, умений и навыков, развития логического математического мышления, уровень информационной грамотности (навыков учебной деятельности).
Уровень знаний показали четвертные оценки, информационная грамотность выяснилась в процессе наблюдений за учащимися на уроках, самостоятельной подготовки. Из бесед с учащимися определился их интерес к предмету, к данной технологии. В сентябре 2009 года и в мае 2010 года с учащимися 6 «а» класса психологом школы было проведено психологическое тестирование, целью которого являлось определение степени изменения эмоционального состояния и познавательной активности на уроке математики в связи с использованием ИКТ. В опросе приняло участие 20 учеников.
В качестве диагностической методики использовалась методика САН, определяющая самочувствие, активность, настроение обучающихся в момент обследования.
По результатам анкетирования были получены следующие результаты:
Рис.1 «Изменение эмоционального состояния»
№ | До использования ИКТ | После использования ИКТ |
1 | 105 | 126 |
2 | 103 | 98 |
3 | 103 | 122 |
4 | 92 | 103 |
5 | 100 | 74 |
6 | 91 | 103 |
7 | 83 | 62 |
8 | 82 | 62 |
9 | 83 | 61 |
10 | 104 | 98 |
11 | 110 | 121 |
12 | 108 | 117 |
13 | 114 | 109 |
14 | 103 | 104 |
15 | 118 | 107 |
16 | 91 | 115 |
1 | 125 | 110 |
18 | 122 | 97 |
19 | 92 | 123 |
20 | 105 | 114 |
Рис. 2 «Изменение эмоционального состояния»
Изменение познавательной активности обучающихся до и после использования ИКТ.
Рис. 3 «Изменение познавательной активности»
По изменению состояний.
Рис. 4 «Изменение состояний»
Состояние | 3 | 2 | 1 | 0 | -1 | -2 | -3 | Состояние |
До | После | До | После | До | После | До | После | До | После | До | После | До | После |
Хорошее | 72 | 77 | 9 | 5 | - | - | - | 5 | - | 5 | - | 5 | - | 9 | Плохое |
Активный | 31 | 45 | 59 | 22 | - | 5 | 9 | 9 | - | 9 | - | - | - | 9 | Пассивен |
Внимателен | 59 | 45 | 18 | 27 | - | - | 18 | 9 | 5 | 5 | - | 5 | - | 10 | Рассеян |
Отдохнув | 22 | 13 | 13 | 18 | 18 | 9 | - | 5 | 5 | 18 | 13 | 18 | 13 | 18 | Усталый |
Настроение хорошее | 50 | 36 | 27 | 18 | 9 | - | - | 27 | - | 5 | 9 | 5 | 5 | 9 | Плохое |
Желание работать | 13 | 9 | 18 | 5 | - | 9 | 19 | 13 | 22 | 9 | 9 | 13 | 13 | 41 | Желание отдохнуть |
Соображать легко | 27 | 23 | 22 | 50 | 13 | 5 | - | 5 | 18 | - | 5 | 9 | 13 | 9 | Трудно |
Увлеченный | 36 | 50 | 18 | 9 | 13 | 9 | 18 | 13 | 9 | - | 5 | 5 | - | 13 | Безучастный |
Заинтересованный | 59 | 64 | 31 | 9 | 5 | 18 | 5 | - | - | 5 | - | - | - | 5 | Не испытывает интереса |
Довольный | 50 | 50 | 36 | 23 | - | 5 | 5 | 9 | 5 | - | 5 | 5 | - | 9 | Недовольный |
В таблице приведены данные об изменении состояния после использования ИКТ в процентном соотношении обучающихся. Из таблицы следует, что самочувствие, активность, заинтересованность, удовлетворенность возрастают после использования ИКТ.
Результаты констатирующего эксперимента (в классе 20 учеников).
Рис. 5 «Оценки учеников за 5 класс»
| I ч. | II ч. | III ч. | IV ч. | Год. | Итог. |
«5» | ---- | ---- | ---- | ---- | ---- | ---- |
«4» | 5 | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 |
«3» | 15 | 16 | 16 | 16 | 16 | 16 |
«2» | ---- | ---- | ---- | 1 | ---- | ---- |
Кроссворды (Приложение 2)
Тесты (Приложение 3)
Презентации (Приложение 4, 5)
Буклеты (Приложение 6, 7)
Веб-сайт (Приложение 8)
Результаты контрольного эксперимента (в классе 20 учеников).
Рис. 6 «Оценки учеников за 6 класс»
| I ч. | II ч. | III ч. | IV ч. | Год. | Итог. |
«5» | ---- | 1 | ---- | ---- | ---- | ---- |
«4» | 7 | 8 | 6 | 4 | 6 | 6 |
«3» | 13 | 11 | 14 | 16 | 14 | 14 |
«2» | ---- | ---- | ---- | ---- | ---- | ---- |
Сравнение усвоения учащимися материала, изученного традиционными методами и с помощью ИКТ.
Рис. 7 «Сравнение усвоения материала учащимися»
| I ч. | II ч. | III ч. | IV ч. | Год. | Итог. |
«5» | -- | -- | -- | 1 | -- | -- | -- | -- | -- | -- | -- | -- |
«4» | 5 | 7 | 4 | 8 | 4 | 6 | 3 | 4 | 4 | 6 | 4 | 6 |
«3» | 15 | 13 | 16 | 11 | 16 | 14 | 16 | 16 | 16 | 14 | 16 | 14 |
«2» | -- | -- | -- | -- | -- | -- | 1 | -- | -- | -- | -- | -- |
Уровень обученности | 100% | 100 % | 100 % | 100 % | 100 % | 100 % | 95% | 100 % | 100 % | 100 % | 100 % | 100 % |
Качество обучения | 25 % | 35% | 20 % | 45 % | 20% | 30% | 15% | 20% | 20% | 30% | 20% | 30% |
| До использования ИКТ | После использования | До использования ИКТ | После использования | До использования ИКТ | После использования | До использования ИКТ | После использования | До использования ИКТ | После использования | До использования ИКТ | После использования |
Процентное соотношение качества обучения
Рис. 8 «Качество обучения»
Использование ИКТ позволяет интенсифицировать деятельность учителя и школьника, повысить (хоть и незначительно) качество обучения по предмету, познавательную активность учащихся, их стремление к самообразованию. Все это способствует формированию и развитию ключевых компетенций выпускников вначале основной, а затем и полной средней школы, что позволит им осознанно и грамотно определить индивидуальную образовательную траекторию развития.
Заключение
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики становится обычным явлением. Многие педагоги-исследователи, педагогики-практики доказывают эффективность данных технологических приёмов, продуктивности и активность учащихся в образовательном процессе.
Изучение теоретических основ, передового педагогического опыта, небольшие собственные исследования позволяют сделать выводы:
ИКТ – способствует увеличению умственной нагрузки на уроках математики;
интенсивность умственной нагрузки позволяет поддерживать у учащихся интерес к изучаемому материалу на протяжении всего урока;
использование ИКТ позволяет расширить информационное поле урока, стимулирует интерес, любознательность, креативность ребёнка;
ИКТ возможно использовать при проведении уроков разного типа и вида;
ИКТ способствует индивидуализации и дифференциации учебного процесса при сохранении его целостности;
ИКТ изменяет роль педагога на уроке математики: помощник, консультант, …;
ИКТ позволяет использовать множество готовых компьютерных программ и т.д.
НО следует всегда помнить:
множество готовых компьютерных программ не должно «увести» учителя от требований государственного стандарта;
необходимо кропотливо отбирать материал, грамотно расставлять акценты в целях, задачах, содержании обучения математическим наукам;
использование ИКТ должно чётко, продуманно сочетаться, взаимодействовать с технологией здоровьесберегающего обучения;
учитель должен постоянно пополнять своё информационное пространство в данной области, изучать передовой педагогический опыт и внедрять его продуманно, творчески, учитывая те условия, в которых работает, тот творческий потенциал, уровень знаний, умений и навыков учащихся своего класса;
использование ИКТ должно не исключать другие эффективные методы обучения.
Следовательно, использование ИКТ помогает школе решать непростую задачу: подготовить сегодняшних учеников – новых граждан к жизни в новом информационном обществе, подготовить их к продуктивной деятельности в новых экономических условиях.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Intel «Обучение для будущего» (при поддержке Microsoft): Учеб. пособие. — 4—е изд., испр. — М.: Издательско-торговый дом «Русская Редакция», 2004.
Айсмонтас Б.Б. Теория обучения: Схемы и тесты. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – 176 с.
Выплов Ю. Развитие мыслительной деятельности учащихся // Математика. – 2004. - № 24. – С. 2.
Егорова И.А., Подшивалина Л.А., Тихонова Л.В. Преобразование графиков функций на компьютере // Математика в школе. – 2001. - № 8. – С. 31.
Корчевский В.Е., Салимжанов Р.М. Приёмы составления тестовых заданий // Математика в школе. – 1995. - № 2. С. 41-43.
Ларионова О.Г. Психолого-педагогические основы преподавания математики: Краткий курс лекций. – Братск: БрГТУ, 2004. – 154 с.
Манвелов С.Г. Конструирование современного урока математики. Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2002. – 175 с.
Огурэ Л. Самсонов П. Московский интеллектуальный марафон 2003-2004 // Математика. – 2004. - № 38. С. 25-32.
Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – 576 с.
Саранцев Г. Гуманизация математического образования // Математика. – 2004. - № 5. – С. 2-6.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. — М.: НИИ школьных технологий, 2005. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий).
Смирнов В.А. Принципы конструирования компьютеризированного курса // Информатика и образование, 1994. - № 2. – С. 23-25.
Угринович Н. Д. Информатика информационные технологии. Учебник для 10-11 классов. – 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. – 511 с.
Учебные проекты с использованием Microsoft Office: Методическое пособие для учителя. – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 93 с.
Учебные проекты с использованием Microsoft Office: Учебное пособие. – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 230 с.
Федотова Л. Повышение вычислительной культуры учащихся. 5-9 классы // Математика. – 2004. - № 43. С. 2-5.
Харламов И.Ф. Педагогика: Учебник. – 5-е изд., перераб. И доп. – Мн.: Университет, 1998. - 560 с.
Шевкин А. Семинар в московской школе №2007 состоялся // Математика. 2005. - № 7. С. 3.
Щетихина Е.А. Использование ИКТ на уроках математики // Математика. – 2008. - № 6. – С. 5-11.
http://www.nic-snail.ru/festival/2009/articles/vundcetel1.html (10.09.2009)
http://www.nic-snail.ru/festival/2009/articles/golovkova1.html (10.09.2009)
http://www.belpt.ru/?option=com_content&view=article&id=81:2009-12-11-14-06-19&catid=55:2009-12-11-08-58-08&Itemid=78 (12.09.2009)
http://ito.edu.ru/2007/MariyEl/II/II-0-8.html (12.11. 2009)
http://festival.1september.ru/index.php?numb_artic=410578 (5.12.2009)
http://www.doal.ru/conference/sen2009/37moiseykina.pdf (16.01.2010)
http://nikaschool3.ucoz.ru/blog/2009-01-05-2 (16.01.2010)
Приложения