Просмотр содержимого документа
«Методы работы учителя на уроках математики при подготовке выпускников к ГИА»
Методы работы учителя на уроках математики
при подготовке выпускников к ГИА
Любой учитель, работающий в 11 классе, с тревогой и волнением ожидает успешной сдачи государственной итоговой аттестации каждым выпускником. Как и прежде, содержание и структура экзаменационной работы предусматривают проверку наличия у учащихся базовой математической компетентности (11-Б) и математической подготовки повышенного уровня (для учащихся профильного 11-А класса).
Математика, особенно в своей базовой части кардинально отличается от других предметов непрерывностью цепи основных знаний, умений.
базовой составляющей математики не может быть «пробелов», этот разрыв не позволяет двигаться дальше. Например, изучая творчество А.С.Пушкина, ученик мог вполне не прочитать «Капитанскую дочку» - и это будет его «пробел», но он вполне может изучать роман «Евгений Онегин».
математике все по-иному: если ученик не освоил, скажем, раскрытие скобок при действии с многочленами, то дальше изучение алгебры бессмысленно.
Введение Государственной итоговой аттестации по математике вызывает необходимость изменения в методах и формах работы учителя.
Я выпускаю 11 классы, и хотела бы поделиться опытом своей работы при подготовке выпускников школы к итоговой аттестации по математике.
Для успешной сдачи ГИА обучающимся необходима мотивация. В11классах есть дети, которые в силу разных причин (болезнь, семейные проблемы, не желание учиться) часто пропускают уроки. Например, Кучерук Кирилл-11Б, Куприн Владимир - 11А. Все эти причины соответственно приводят к плохой успеваемости, и как следствие ,к низким показателям результатов сдачи. От выпускников я слышала такую фразу, как «Не переживайте, сдали в 9 классе, сдадим и сейчас». Учитель, а в частности еще и классный руководитель, по моральным принципам не хочет ставить неудовлетворительную оценку. А поэтому и приходится работать с разными учениками.
Работа с родителями. Для обучающихся и их родителей я провожу родительское собрание, на котором рассказываем об организации и проведении ГИА по математике. Знакомлю родителей с нормативно-правовыми документами, со структурой тестов, заданий с теми изменениями, которые произошли в этом учебном году, с порядком проведения экзамена, системой оценивания. Особое внимание надо обратить на то, что для успешного прохождения итоговой аттестации в 11 классе необходимо набрать сумму для получения «3».
С некоторыми родителями совместно с детьми зачастую приходится встречаться и работать в индивидуальном порядке.
Информационный стенд.
Информационное обеспечение осуществляю через уголки подготовки к итоговой аттестации (общешкольный и классный). На уголках размещаю положение об итоговой аттестации, правила поведения на ГИА, права учащихся во время проведения ГИА, советы учащимся и их родителям (в классном уголке), демонстрационные варианты, кодификаторы. На сайте школы vuvk2bereginya.ucoz.net размещены ссылки на ресурсы, на которых можно найти всю необходимую информацию.
Корректировка тематического планирования.
Далее необходимо изменение тематического планирования. Составляю планирование таким образом, чтобы осталось достаточное число часов на повторение всего учебного материала. Количество часов можно сэкономить на тех темах, которые не требуют выработки навыков, а проходят в плане ознакомления, а также сократить число часов на отработку навыков невостребованных тем. Например, при изучении комплексных чисел включаю рассмотрение решений заданий 4 части для 11-А класса.
Устная работа на уроках.
Устный счет – один из важных приемов при подготовке учащихся к ГИА по математике.
Устная работа на уроках имеет большое значение – это и беседы учителя с классом или отдельными учениками, и рассуждения учащихся при выполнении тех или иных заданий. Создание определённой системы повторения ранее изученного материала дает учащимся возможность усвоения знаний на уровне автоматического навыка.Устные упражнения активизируют мыслительную деятельность учащихся, требуют осознанного усвоения учебного материала; при их выполнении развивается память, речь, внимание, быстрота реакции.
Поэтому на каждом уроке даю устные задания из ГИА задач части 1.
Включение в изучение текущего учебного материала заданий, соответствующих экзаменационным заданиям.
На каждом уроке решаем и разбираем задания не только изучебника, но и задания, соответствующие теме занятия из сборника ГИА. После объяснения нового материала и его первичного закрепления я стараюсь продемонстрировать всё разнообразие заданий по данной теме из первой и второй части, используя сборники с материалами ГИА прошлого или нынешнего года.
Использование в домашних заданиях материалов ГИА.
Я стараюсь задания давать не только из учебника, но и из сборника ГИА. Те задания, которые вызвали затруднения, на уроке разбирали индивидуально.
Включение экзаменационных задач в содержание текущего контроля.
В контрольные работы включаю задания из сборника задач. Обязательно добиваюсь того, чтобы ребята отработали задания, в которых допустили ошибки (иногда работу над ошибками приходиться выполнять по нескольку раз, пока задание не будет решено правильно).
Оценивая учащихся, не спешу выставлять оценки в журнал, всегда даю возможность получить более высокую отметку и обязательно поправить “двойку”, для этого необходимо сделать работу над ошибками самостоятельно или с моей помощью, а затем решить аналогичное задание.
Обстановка на уроке доброжелательная, спокойная.
Традиционно промежуточный и итоговый срезы провожу в форме ГИА.
Тетради по подготовке ГИА
Многие учителя практикуют тетради с правилами: начиная с 5 или 6 класса, ребята заполняют и используют на уроках и дома тетрадь для правил, куда записывают основные формулы, правила и т.д. 11 классы тоже завели дополнительные тетради, где мы разбираем решения 2, 3 и 4 части заданий.
Тематическое повторение.
В апреле-мае месяце начинаю тематическое повторение, задания беру из сборника ГИА.
Для повторения теоретического материала я провожу обобщающие уроки с применением компьютерных технологий.
Использование компьютерных презентаций на уроках математики и при подготовке к экзамену открывает огромные возможности:
поможет сэкономить время на уроке для решения экзаменационных задач,
богато иллюстрировать материал,
трудные для понимания моменты показать в динамике,
повторить то, что вызвало затруднения,
дифференцировать урок в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся,
быстро повторить теоретический материал.
Итоговое повторение построила исключительно на отработке умений и навыков, требующихся для получения положительной отметки на экзамене.
Конечно, подготовка к урокам, консультациям, занимают много времени и сил, но, если правильно организовать свою деятельность и заинтересовать обучающихся в получении положительной оценки, то вся проводимая работа, надеюсь, принесёт желаемый результат.