Просмотр содержимого документа
«" Методы и приемы обучения математике детей с интеллектуальными нарушениями "»
Методы и приемы обучения математике детейс интеллектуальными нарушениями
Основные задачи школы-интерната для детей с ОВЗ– максимальное преодоление недостатков познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), подготовка их к участию в полезном труде, социальная адаптация в условиях современного общества.
При определении задач обучения математике обучающихся с легкой умственной отсталостью необходимо исходить из этих конкретных задач.
Добиться овладения обучающимися системой достижимых математических знаний, умений и навыков, необходимых в повседневной жизни и в будущей профессии, так прочно, чтобы они стали достоянием на всю жизнь – главная общеобразовательная задача обучения математике.
За период обучения в школе-интернате обучающиеся должны получить следующие математические знания и практические навыки:
а) представление о натуральном числе, ноль, натуральный ряд чисел, обыкновенные и десятичные дроби;
б) представление о основных величинах (длина отрезка, стоимость, масса предметов, площадь фигуры, объем, время), единицы измерения величин и их соотношения;
в) знание метрической системы мер, мер времени и умения практически пользоваться ими;
д) умение выполнять четыре основные арифметические действия с многозначными числами и дробями;
е) умение решать простые и сложные (в 3-4 действия) арифметические задачи;
ж) представление о плоскостных и объемных геометрических фигурах, знание их свойств, построение этих фигур с помощью чертежных инструментов (линейки, циркуля, угольника, транспортира).
Обучая математике обучающихся с легкой умственной отсталостью, надо учитывать, что усвоение необходимого материала не должно носить характера механического заучивания и тренировки. Знания, полученные обучающимися, должны быть осознанными. От предметной, наглядной основы следует переходить к формированию доступных математических понятий, вести детей к обобщениям и на их основе выполнять практические работы.
Математика выполняет одну из важных задач обучения детей с нарушением интеллекта – преодоление недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств.
Математика как учебный предмет содержит необходимые предпосылки для развития познавательных способностей, коррекции интеллектуальной деятельности и эмоционально-волевой сферы.
Формируя у умственно отсталых обучающихся на наглядной и наглядно-деятельностной основе первые представления о числе, величине, фигуре, учитель одновременно ставит и решает в процессе обучения математике задачи развития наглядно-деятельностного, наглядно-образного, а затем и абстрактного мышления этих детей.
На уроках математики в результате взаимодействия усилий учителя и обучающихся (за направляющего и организующего воздействия учителя) развивается элементарное математическое мышление, формируются и корректируются такие его формы, как сравнение, анализ, синтез, развиваются способности к обобщению и конкретизации, создаются условия для коррекции памяти, внимания и других психических функций.
В процессе обучения математике развивается речь, обогащается специфическими математическими терминами и выражениями их словарь. Обучающиеся учатся комментировать свою деятельность, давать полный словесный отчет о решении задачи, выполнении арифметических действий или задания по геометрии. Все это требует от учеников больше ответственности и осознанности своей деятельности, их действия приобретают обобщенный характер, что, безусловно, имеет огромное значение для коррекции недостатков мышления умственно отсталых школьников.
На уроках математики в процессе выполнения практических упражнений (лепка, обводка, штриховка, раскрашивание, вырезание, наклеивание, конструирование и др.) корректируются недостатки моторики ребенка.
Обучение математике в специальной школе способствует решению и воспитательных задач. Материал арифметических задач, заданий по нумерации и по другим темам содержит сведения о развитии промышленности, сельского хозяйства, строительства в нашей стране. Это расширяет кругозор, способствует воспитанию любви к Родине.
Подготовка учащихся к жизни, трудовой деятельности является одной из наиболее важных задач обучения. Курс математики должен дать обучающимся такие знания и практические умения, которые помогут лучше распознавать в явлениях окружающей жизни математические факты, применять математические знания к решению конкретных практических задач, которые повседневно ставит жизнь. Овладение умением счета, устных и письменных вычислений, измерений, решения арифметических задач, ориентации во времени и пространстве, распознавание геометрических фигур позволят более успешно решать жизненно-практические задачи.
Затруднения в усвоении учебного материала обучающимися школы-интерната нередко приводят к снижению их интереса к обучению. Особенно сложным предметом становится арифметика.
Для успешного обучения и воспитания умственно отсталых детей необходимо в первые же годы школьного обучения пробудить их интерес к учебным занятиям, увлечь, мобилизовать их внимание, активизировать познавательную деятельность.
Я используют с этой целью разнообразные методы и приемы обучения, используя яркий дидактический материал и наглядные пособия, чем вызываю у детей практический интерес к процессу овладения предметом.
Методы:
1.Доброжелательное отношение к ученикам, стимулирования и поощрения.
Учитывая наличие у многих умственно отсталых устойчивого негативного отношения к процессу обучения вообще и к математике в частности, пытаюсь создать ощущение стабильных успехов. На неудачи, ошибки, трудности внимание почти не должно обращаться. Постоянно акцентирую внимание на успехах как лично каждого ученика, так и класса в целом. Специально отмечается положительная тенденция не только в усвоении знаний, но и в стремлении к этому подавляющего большинства детей. Основной целью такого мероприятия является возрождение и укрепление веры обучающихся в собственные силы.
2. Раскрытие перед детьми значения математики в жизни и деятельности человека.
В течение обучения необходимо постоянно расширять представления умственно отсталых детей о значении математики в жизни людей (начиная с древних времен). Очень интересными для детей являются сведения из жизни выдающихся ученых-математиков. Например, обучающиеся с увлечением слушают истории жизни Архимеда. Почти на каждом уроке, при первой возможности, детям нужно приводить факты из истории, географии, естествознания и других наук, которые тесно связаны с математикой (о строительстве храмов и других сооружений, морские экспедиции, торговлю, продолжительность жизни и особенности жизнедеятельности растений и животных и тому подобное).
Математические знания должны найти широкое применение и на уроках других дисциплин. Например, на уроках ручного труда учащиеся вырезают из бумаги, лепят из пластилину дидактический материал для уроков математики, одновременно закрепляя навыки счета. Они обводят и вырезают геометрические фигуры (квадраты, прямоугольники, треугольники, круги), учатся различать и называть их. В изготовлении самоделок из бумаги, глины, пластилина они учатся видеть, выделять и называть основные геометрические фигуры и тела, составлять сюжетные композиции из геометрических фигур, орнаменты.
3. Максимальная опора на практический опыт детей, поддержание связей между учебным материалом и жизнью.
Педагогические и психологические исследования показывают, что умственно отсталые школьники, даже обладая знаниями, не всегда могут ими воспользоваться во время выполнения трудовых задач. Поэтому процесс обучения математике следует строить таким образом, чтобы знания, полученные на уроках труда, а также жизненный и трудовой опыт учащихся использовать на уроках математики, повышая интерес учащихся к изучению этого предмета, показывая жизненную необходимость математических знаний.
4. Использование дидактических игр.
Одним из самых эффективных способов развития интереса к математике является использование дидактических игр и других интересных видов деятельности (соревнований, математических праздников, викторин). Например, с большим интересом школьники считают “цепочкой”, решают примеры “магическое поле”, отгадывают кроссворды и др.
Потребность в игре у умственно отсталых детей необходимо использовать и направлять в целях решения определенных учебных и воспитательных задач. Известно, что если ребенок заинтересована работой, положительно эмоционально настроен, то эффективность занятия заметно возрастает. Формирование любых навыков и умений у умственно отсталых учащихся требует не только больших усилий, длительного времени, но и однотипных упражнений. Дидактические игры позволяют однообразный материал сделать интересным для учащихся, придать ему привлекательной формы. Положительные эмоции, возникающие во время игры, активизируют деятельность ребенка, развивают его произвольное внимание, память. В игре ребенок незаметно для себя выполняет большое число арифметических действий, тренируется в счете, решает задачи, обогащает свои пространственные, количественные и временные представления, выполняет анализ и сравнение чисел, геометрических фигур. Дидактические игры, созданные специально в учебных целях, способствуют и общему развитию ребенка, расширению его кругозора, обогащению словаря, развитию речи, учат использовать математические знания в измененных условиях, в новой ситуации. Все это свидетельствует о большом коррекционном значение дидактических игр.
На уроках математики дидактические игры с целью повышения интереса к обучению находят широкое применение при изучении любой темы. Создано большое количество игр, развивающих количественные, пространственные, временные представления и представления о размерах предметов. Хорошо известны игры “Веселый счет”, “Живые цифры”, “Арифметическое лото” (домино), “Лесенка” и др.
5. Постоянная активизация познавательной деятельности.
Как в общей, так и в специальной психолого-педагогической литературе подчеркивается, что развитие у детей познавательных интересов невозможен без активизации поисковой деятельности мышления. Решению этой проблемы способствует использование специальных заданий и упражнений.
В современной дидактике существуют приемы, которые повышают интерес к учебному материалу, некоторые из них я использую, в частности:
Прием „ Историческая остановка ”. На таких „ остановках ” дети знакомят друг друга с известными учеными-математиками, которые сделали вклад в развитие науки.
Прием „ Найди потерянное ”. Детям предлагаю решить задачи, где отсутствуют некоторые числа или символы. Без сомнения, здесь также проявляется творчество.
Прием „ Дешифратор ”. На этапе актуализации знаний или при изучении материала с помощью примеров шифрую слово, которое связано или с названием темы, или с какой-то интересной исторической информацией.
Прием „ Вопрос к тексту ”. Приступая к работе, ставлю перед обучающимися вопрос, на который они должны ответить, прочитав соответствующий текст.
Прием „Лови ошибку ”. Объясняя материал, намеренно допускаю ошибку, о чем сообщаю ученикам, а иногда и нет, проверяя их внимание.
Прием „Практичность теории ”. Введение теории осуществляется через практические задачи, польза которых понятна ученикам.
Прием „Да – нет ” используется для заинтересованности детей, создание ситуации некоторой интриги. Эта игра учит школьников слушать друг друга, складывать разрозненные факты в единую картину, систематизировать имеющуюся информацию.
Прием „Поиск новых способов решения задач ”. Предлагаю детям решать, например, задачи не по действиям, а с помощью выражений, пользоваться законами сложения при решении уравнений, составлять и решать свои задачи. Ведь известно, что это запоминается лучше и надолго.
Прием „Математический диктант ”. Такой вид работы развивает внимание, сообразительность, обеспечивает основательное знание учебного материала, активизирует учебно-познавательную деятельность обучающихся.
Среди предметов, которые изучаются в школе-интернате, математика имеет не только большое прикладное значение, но и содержит значительный коррекционный потенциал. Хоть эта дисциплина – одна из самых сложных, она знакомит детей с обобщенными способами логических операций и разнообразными видами упорядочений.
Доброжелательное отношение учителей к ученикам, стимулирования и поощрения призами, грамотами, оценками и тому подобное.
Раскрытие перед детьми значение математики в жизни и деятельности человека.
Максимальная опора на практический опыт учащихся, поддержание связей между учебным материалом и жизнью.
Широкое использование дидактических игр, соревнований, конкурсов и других интересных видов деятельности.
Постоянная активизация познавательной деятельности.
Следовательно, можно утверждать: наличие интереса к учебному предмету способствует улучшению качества знаний детей с интеллектуальными нарушениями. В целом учителями-практиками экспериментально доказано, что такие педагогические мероприятия по формированию интереса у обучающихся с умственной отсталостью оправданы и коррекционно значимые.