Методические рекомендации "Приёмы реализации педагогического контроля на уроках математики".
Методические рекомендации "Приёмы реализации педагогического контроля на уроках математики".
В данной разработке предлагаются приёмы реализации педагогичесского контроля обучающихся на уроках математики из опыта работы. Разработка будет полезна молодым специалистам.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации "Приёмы реализации педагогического контроля на уроках математики".»
Приёмы реализации педагогического контроля на уроках математики
В преподавании математики особую актуальность приобретают технологии активизации познавательной деятельности, развития математического видения, решения задач. Наиболее эффективный и надежный контроль знаний можно осуществить при рациональном использовании и сочетании различных его форм и приёмов.
Приёмы устного опроса, которые эффективны на уроках математики:
1. «Светофор». Учитель формулирует вслух набор математических утверждений, часть из которых содержит ошибки. После каждого утверждения ученики поднимают зеленые (согласны), красные (не согласны), желтые (могут дополнить) жетоны.
2. Тихий опрос - беседа с одним или несколькими учениками происходит полушепотом, в то время, когда группа занята другим делом, например, тренировочной контрольной или групповой работой.
3. Взаимоопрос - ученики опрашивают друг друга по базовым, основным правилам, понятиям, формулировкам.
4. Защитный лист - перед каждым уроком всегда в одном месте лежит «Лист защиты», куда каждый ученик без объяснения обстоятельств может вписать свою фамилию и быть уверенным, что его сегодня не спросят, но таким шансом ученик может воспользоваться не более 1 раза в месяц. Но преподаватель, подшивая эти листы, держит ситуацию под контролем.
5. «Отсроченная отгадка» - с помощью этого приема на уроке создают установку, при которой учащиеся положительно настраиваются на восприятие новых знаний, а отсроченная отгадка стимулирует познавательную активность в течение всего урока.
6. Проведение математических зачетов. Зачет как форма организации обучения имеет большое воспитательное значение, способствует формированию культуры учебного труда, навыков самообразования, ответственного отношения к учебе.
7. Видеоопрос. Учащимся предлагается посмотреть учебный видеосюжет по теме урока с отключенным звуком. Задание учащимся: озвучить и прокомментировать изученные правила, формулы, понятия и затем сравнить с звуковым оригиналом сопровождением. С помощью видеофрагмента можно организовать обсуждение вопросов, поставленных в сюжете или предложить ученикам сформулировать проблему, которая в нем освещается, поставить задачу сформулировать определение изучаемого понятия, его свойств, а затем сверить свои формулировки с оригиналом или по учебнику.
Приемы письменного опроса:
1. "Немой" диктант - диктант проводится по базовым понятиям, математическим терминам (5-7 вопросов на вариант). На партах только чистый лист и ручка, допускается базовый лист. Вопросы даются в графической форме (изображение, рисунок, элемент формулы и т.п.). Работа проводится в высоком темпе: нет необходимости в раздумьях, должна работать память.
2. Прием "Допуск". Ученикам предлагается карта-опросник по ранее изученной теме урока или домашнего задания. Чтобы начать изучение новой темы, учащиеся должны дать правильные ответы на вопросы (задачи) и получить "допуск" - учебный билет, штамп-допуск в опроснике или "пропускную учебную карточку".
3. Тренировочная контрольная работа - проводится как обычно, но оценки в журнал ставятся только по желанию учеников. Возможен и другой вариант: ученику разрешается пользоваться учебником или справочником или опорным конспектом, правилом-ориентиром при выполнении тренировочной контрольной работы (учебной самостоятельной работы).
4. Блиц-опрос - в высоком темпе проводится контроль усвоения базовых учебных навыков, которыми должны обладать учащиеся для последующей успешной работы. Блиц-опрос вроде фактологического диктанта, но он предполагает проверку владения формулами, расчетами, стандартными умениями. Включает в себя 7-10 стандартных задач. Время проведения - примерно по минуте на задание.
6. Среди учебных задач, стимулирующих самоконтроль в работе учащихся, эффективны задачи с программируемым контролем, тестовые задания. Такие задания позволяют увеличить интенсивность самостоятельной учебной работы учащихся, удобны для организации фронтальной работы и коллективного обсуждения полученных индивидуальных результатов.
Использование новейших технологий при преподавании математики в общеобразовательной школе способствует развитию прикладных математических умений. Компьютерный контроль дает учителю ряд новых возможностей. Он повышает качество учебного процесса и обеспечивает автоматизированную детализацию содержания учебного материала, который подлежит контролю, и возможен выбор приемов и способов контроля.
Приемы формирования критического отношения учеников к результатам своей работы и умений самоконтроля.
Прием «Поймай ошибку»: учащимся предлагается рассмотреть решения ряда примеров и оценить их. Как правило, эти решения содержат типичные ошибки, которые надо обнаружить. Нужно выяснить, верный ответ к задаче.
Навыки самоконтроля можно развивать и при решении интересных задач, основанных на обычной «жизненной» сообразительности (прием «А знаете ли вы ...»). Эти задачи привлекают внимание всех учащихся, даже тех, которые не имеют особых успехов в математике.
Трудно удержать интерес учащихся к предмету, если преследуется единственная цель: научить школьников выполнять действия по данному образцу. Поэтому наряду с изучением алгоритмов возникает необходимость учить осознанному, творческому их применению. Можно применить прием «Выбери лучший способ» (метод решения задач разными способами). После усвоения учащимися всех этапов алгоритма решения, им предлагается задача, решаемая по рассматриваемой схеме, но не рациональным способом. Хорошее решение получается, если не следовать алгоритму, а проанализировать условие задачи и сделать правильные выводы.
Прием «Домысли предложение (определения, понятия, формулу ...)». Определение формулируется в незаконченном виде. Продуктивные беседы с классом получаются тогда, когда ученики предлагают свой вариант определения, который затем сверяется с оригиналом (в учебнике, на проекционном экране или на обратной стороне доски) и уточняется.
Лучше предлагать ученикам упражнения, в которых задачи сформулированы положительно ( «доказать», «найти», «выбрать»); упражнения типа «правильно ли», «проверить», упражнения на опровержение утверждений.
Прием «Используй шанс». Если ученик сделал письменное решение задачи (на доске или в тетради) с ошибкой, то в других случаях не следует спешить с выставлением оценки. Если есть возможность дать учащимся время на нахождения допущенной ошибки, то его нужно использовать, если ошибка будет найдена, то оценку снижать не стоит.
Эффективным приемом для развития навыков контроля и самоконтроля является прием «Сигнал тревоги». Применяется этот прием в различных вариантах:
1) Класс работает самостоятельно. Выборочно просматривая некоторые решения, учитель видит разнообразные ошибки, из которых одна-две встречаются чаще почти у всех учащихся. Тогда учитель подает условным знаком или словом "Сигнал тревоги" Это означает, что эти ошибки стоит разобрать со всеми учениками класса.
2) Ученик у доски решает задачу, а весь класс самостоятельно на местах. Если ученик у доски допускает ошибку, то учащиеся, заметив ошибку, поднимают сигнальную карточку "Сигнал тревоги". Ученик у доски получает шанс исправить ошибку, а в случае незнания получить консультацию ученика, который поднял сигнал тревоги или других учеников при необходимости.
3) "Математический SOS" (означает "нуждаюсь математической помощи") - обычно карта красного цвета с вопросом или иным оформлением. Используется при проведении тренировочных самостоятельных учебных работ, практических работ по математике.
4) приём «Математическая «скорая помощь» - организовывается работа консультационного центра на уроке из двух-трёх сильных учеников класса.