Методическая разработка по теме: Простейшие тригонометрические уравнения
Методическая разработка по теме: Простейшие тригонометрические уравнения
Методическая разработка предназначена для студентов СПО по дисциплине Математика. В ней рассмативаются простейшие тригонометрические уравнения. Теория, разбор заданий, практические задания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Аннотация: Автор разработал учебно-методическое пособие с целью обеспечения реализации требований ФГОС СПО учебно-методическим комплексом. Пособие предназначено для студентов очной формы обучения. В нем представлена одна из важных тем в Тригонометрии.
Рассмотрено на заседании методического совета и рекомендовано к использованию в учебном процессе в ГБПОУ ИО «АПЭТ», протокол №_________ от _____________
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 4
Теоретический материал 5
Уравнение cos x = a 5
Уравнение sin x = a 6
Уравнение tg x = a 7
Задания для самостоятельной работы 10
Информационное обеспечение обучения 11
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методические указания по дисциплине «Математика» составлены на основе профессиональной образовательной программы ФГОС СПО по специальностям:
38.02.04 Коммерция (по отраслям);
38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям);
54.02.01 Дизайн (по отраслям)
09.02.07 Информационные системы и программирование,
и предназначены для реализации требований к результатам освоения изучаемой дисциплины.
Методические указания предназначены для студентов 1 курса дневного отделения по одному из разделов «Тригонометрия». Разговор пойдет о простейших тригонометрических уравнениях.
Студенты могут самостоятельно изучить данную тему, подробно ознакомиться с решением примеров и заданий, разобранных в методических указаниях.
Методические указания ориентированы на достижение следующих целей:
формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, для продолжения образования и самообразования;
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения смежных естественно – научных дисциплин на базовом уровне и дисциплин профессионального цикла, для получения образования в областях, не требующих углублённой математической подготовки;
воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно – технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей.
Математика является фундаментальной общеобразовательной дисциплиной со сложившимся устойчивым содержанием и общими требованиями к подготовке обучающихся. Реализация общих целей изучения математики традиционно формируется в четырёх направлениях – методическое (общее представление об идеях и методах математики), интеллектуальное развитие, утилитарно – прагматическое направление (овладение необходимыми конкретными знаниями) и воспитательное воздействие.
В результате изучения предмета студенты должны усвоить, что математические понятия являются абстракцией свойств и отношений реального мира, обладают большой общностью, широкой сферой применимости, что сущность приложения математики к решению практических задач заключается в переводе задач на математический язык, решением их и интерпретации их результатов на язык исходных данных.
Теоретический материал
Простейшими называются тригонометрические уравнения следующих четырёх видов:
Решить простейшее тригонометрическое уравнение — это значит описать множество значений переменной x, для которых данная тригонометрическая функция принимает заданное значение a. Решение любого тригонометрического уравнения сводится, как правило, к решению одного или нескольких простейших тригонометрических уравнений. Простейшие тригонометрические уравнения мы будем решать с помощью тригонометрической окружности
Рассмотрим решение каждого из уравнений.
Уравнение cos x = a
Напомним, что по определению cos x — это абсцисса точки x тригонометрической окружности, которая отвечает углу x. Этого достаточно для рассмотрения данного уравнения. Если a 1 или a
Эта запись подразумевает, что в ней зашифрованы два ответа:
При решении простейших тригонометрических уравнений выделяют 3 частных случая:
cos x = 1.
Нас интересуют точки тригонометрической окружности, которые имеют абсциссу 1. Легко видеть, что имеется лишь одна такая точка:
точка: 0 Эта точка соответствует бесконечному множеству углов: 0, 2π, −2π, 4π, −4π, 6π, −6π, . . . Все перечисленные углы получаются из нулевого угла прибавлением целого числа полных углов 2π (то есть нескольких полных оборотов как в одну, так и в другую сторону). Следовательно, все эти углы могут быть записаны одной формулой:
x = 2πn, n ∈ Z. Это и есть множество решений уравнения cos x = 1
cos x = −1.
На тригонометрической окружности имеется лишь одна точка с абсциссой −1
Эта точка соответствует углу π и всем углам, отличающихся от π на несколько полных оборотов в обе стороны, то есть на целое число полных углов. Следовательно, все решения уравнения cos x = −1 записываются формулой:
x = π + 2πn, n ∈ Z.
cos x = 0.
Отмечаем на тригонометрической окружности точки с нулевой абсциссой. Их две. Эти точки образуют диаметральную пару (то есть служат концами диаметра тригонометрической окружности). Все углы, отвечающие точкам диаметральной пары, отличаются друг от друга на целое число углов π (то есть на целое число полуоборотов как в одну, так и в другую сторону).
Следовательно, все решения уравнения cos x = 0 описываются формулой:
x = π 2 + πn, n ∈ Z.
Рассмотрим несколько примеров.
cos x = 1 /2
Имеем вертикальную пару точек с абсциссой 1/2:
Все углы, соответствующие верхней точке, описываются формулой:
x1 = π /3 + 2πn, n ∈ Z.
Все углы, соответствующие нижней точке, описываются формулой:
x2 = − π /3 + 2πn, n ∈ Z.
Обе серии решений можно описать одной формулой:
x = ± π/ 3 + 2πn, n ∈ Z.
cos x = √ 2 /2 .
x = ± π /4 + 2πn, n ∈ Z
cos x = √ 3/ 2 .
x = ± π /6 + 2πn, n ∈ Z.
Уравнение sin x = a
Для рассмотрения уравнения sin x = a достаточно определения синуса: sin x — это ордината точки x тригонометрической окружности, которая отвечает углу x. При a 1 или a
Удобнее же записывать решение обобщенной формулой:
Рассмотрим так же три частных случая решения данного уравнения.
sin x = 1.
На тригонометрической окружности имеется единственная точка с ординатой 1
x = π/ 2 + 2πn, n ∈ Z.
sin x = −1.
x = − π /2 + 2πn, n ∈ Z.
sin x = 0.
Решения данного уравнения описываются простой формулой:
x = πn, n ∈ Z.
Рассмотрим несколько примеров.
sin x = 1 /2
Возникает горизонтальная пара точек с ординатой 1/2:
Правой точке соответствуют углы:
x1 = π /6 + 2πn, n ∈ Z.
Левой точке соответствуют углы:
x2 = 5π/ 6 + 2πn, n ∈ Z.
Обе серии решений x1 и x2 можно записать в виде:
x = (−1) k π/ 6 + πk, k ∈ Z.
sin x = √ 2/ 2
x = (−1) k π /4 + πk, k ∈ Z.
Уравнение tg x = a
Вспомним, что тангенс может принимать любые значения (область значений функции y = tg x есть всё множество R). Стало быть, уравнение tg x = a имеет решения при любом a. И это решение будем записывать в виде:
Частных случаев при решении таких уравнений не выделяют. Рассмотрим несколько примеров.
Уравнение
Решение
tg x= – 1
tg x= 0
tg x = 1
Уравнение ctgx=a
Вспомним, что котангенс может принимать любые значения (область значений функции y = ctg x есть всё множество R). Стало быть, уравнение ctg x = a имеет решения при любом a. И это решение будем записывать в виде
Частных случаев при решении таких уравнений не выделяют. Рассмотрим несколько примеров
Уравнение
Решение
ctg x= – 1
ctg x= 0
ctgx= 1
Задания для самостоятельной работы Решить простейшие тригонометрические уравнения:
2 sin x =
tg (2x+
tg
sin (x+) =
Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы Основная литература:
Башмаков М.И. Математика: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования/ М.И. Башмаков.-5-е изд., стер.-М.: Издательский центр «Академия», 2016.-256 с.
Башмаков М.И. Математика: Сборник задач профильной направленности: учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. образования/ М.И. Башмаков.-2-е изд., стер.-М.: Издательский центр «Академия», 2016.- 208 с.
Дополнительные источники:
Письменный Д.Т., Шевченко Ю.А. «Сборник задач по высшей математике»/Учебник/ - М.: Айрис Пресс, 2007 г, 198 с.
Никифорова И. А., О. Н. Самсонюк. Варианты конкурсных задач по математике - БГУЭП, 2006 г., 157 с.
Дорофеев Г. В., Г. К.Муравин. Сборник заданий по математике: Дрофа, 2005 г.
Булдык . Г. М. Сборник задач и упражнений по высшей математике. Учебник [Текст]/Г.М. Булдык - Минск, Юнипресс, 2010 г
Интернет источники:
Математика в Открытом колледже [Электронный ресурс] – режим доступа http://www.mathematics.ru свободный (Дата обращения: 14.09.2022 г.)
Математика: уроки, тесты, презентации, конспекты [Электронный ресурс] / Электронные данные. – режим доступа: https://kopilkaurokov.ru/matematika свободный (Дата обращения: 14.09.2022 г.)