В проекте представлены задачи, связанные с профессией штукатур.Проект поможет убедить студентов в необходимости изучения математики для их профессиональной деятельности
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Строительство – это достаточно сложная отрасль, но наиболее развивающаяся. Все чего не коснись в том или ином плане связано со строительством. Наша повседневная жизнь тесно связана с этой отраслью. На протяжении всей нашей жизни мы ставим основной целью, строительство собственного жилья.
Многие привыкли думать, что строительство – это возведение зданий или сооружений. Нет, эта область не ограничивается только этим. Строительство зданий – это лишь полработы. А ведь его еще надо и облагородить, то есть отделать внешне и внутренне.
Область строительства очень многогранна. Она включает также и доставку, и производство строительных материалов. С каждым днем появляется все больше технологий в производстве таких материалов. Попробуйте только взглянуть на строительном рынке, сколько разновидностей, к примеру, керамической плитки существует. Или, например, обоев. Начиная от страны производителя и заканчивая размерами, цветами, разновидностями рисунков. С каждым годом строительных материалов становится все больше и больше.
В общем объеме строительно-монтажных работ важная роль принадлежит отделке зданий, которая является завершающим этапом строительства.
Отделочные работы (штукатурные, малярные, облицовочные и др.) придают зданиям и сооружениям законченный вид, а конструктивным элементам здания – защитные, санитарно-гигиенические и декоративные качества.
Несмотря на относительно небольшую стоимость отделочные работы являются самыми трудоемкими в строительстве и отличаются большой материалоемкостью. При возведении жилых и административных зданий трудоемкость отделочных работ достигает 30–40 % от общей трудоемкости строительства. Строительные материалы в настоящее время становятся все более дорогостоящими и поэтому необходимо правильно рассчитывать и экономно использовать их.
Актуальность проекта обосновывается тем, что студенты не всегда могут правильно рассчитать необходимое количество строительных материалов для выполнения отделочных работ. Особые затруднения у студентов вызывают подсчет объемов материалов, связанных с объемом геометрических тел, площадью их поверхности и т.д.
Цель исследования: установить опытным путем необходимость получения знаний по математике и применение их для решения производственных задач.
Задачи исследования: Изучить, какие именно математические знания необходимы штукатуру в профессиональной деятельности.
Использовать эти знания в дальнейшем освоении профессии
Рассмотреть возможности решения производственных задач с применением математических знаний.
Сформировать потребность в саморазвитии, творческой самореализации.
Углубить знания студентов по математике и спецдисциплинам.
Ожидаемые результаты:
Сформированы предметные и профессиональные компетентности студентов.
Развито стремление студентов к самостоятельному добыванию знаний , исследованию, анализу полученной информации.
Сформированы исследовательские умения и навыки студентов.
Углублены и расширены знания студентов по математике и спецдисциплинам.
Совершенствованы умения в самостоятельном решении производственных задач.
Критерии оценивания ожидаемых результатов:
Повысился процент качества знаний студентов по математике и спецдисциплинам.
Подготовлен исследовательский проект, презентация, сборник задач .
Гипотеза проекта. Если студенты проведутисследование ,то наглядно увидят необходимость изучения математики для дальнейшего освоения профессии.
Объект исследования: Расчет необходимого количества объема строительного материала.
Предмет исследования : математика в профессии штукатур
Новизна исследования состоит в том, что студенты сами хотят убедиться в необходимости применения математики в своей профессии.
Теоретическая значимость проекта .Творческая группа попытается убедить студентов , обучающихся по специальности «штукатур» ,что знание математики пригодится на рабочем месте. Проект позволит студентам повысить не только грамотность по математике, но и профессиональную грамотность.
Практическая значимость проекта. Математические знания, приобретенные в этом проекте, помогут студентам правильно рассчитывать объем строительных материалов и экономно использовать их на производстве.
Этапы работы.
Подготовительный этап.
Определение проблемы.
Определение целей, задач проекта, методов исследования.
Формулировка проблемных вопросов
Обсуждение тематики проекта
Формирование творческой группы, составление плана работы.
Исследовательский этап
Работа с различными источниками информации, сбор и анализ материалов в соответствии с тематикой проекта, подбор и подготовка материала.
Консультации по содержанию проекта ,помощь в систематизации и обобщении результатов работы.
Обзор собранного материала для проекта
Предварительная оценка проекта.
Обобщающий этап
Обобщение и анализ отобранной информации.
Оформление результатов исследования
Оформление презентации
Подготовка проекта
Помощь в оформлении проекта ,подготовке презентации.
Заключительный этап
Самооценка участников проекта (рефлексия ).
Оценка деятельности творческой группы
Выступление с проектом и презентацией на научно-практической конференции. Подведение итогов работы.
2.Основное содержание проекта
2.1. История появления штукатурки.
Сегодня самым универсальным отделочным покрытием для потолочных и
стеновых поверхностей является штукатурка. Ведь почти в любом строении
и помещении можно увидеть поверхности, на которых наложена штукатурка.
Появление штукатурки началось ещё в Римской Империи, именно в то время
этот материал стал упоминаться как вид отделочного покрытия.
Древний Рим всегда отличался быстрым развитием строительных отраслей,
тогда строили множество каменных зданий, поэтому там открыли
строительные материалы, такие как бетон и цемент.
Штукатурка была востребованной у различных слоёв населения,
штукатурную отделку делали зажиточные домовладельцы и даже горожане
с малым достатком.
2.2. Востребованность профессии.
Профессия штукатура всегда была очень востребована и популярна и круг потенциальных клиентов очень широк, ведь ремонт делают как частные лица, так и компании, предприятия. Причем, если стройку, в основном, затевают в теплое время года, то заказы на ремонтные работы внутри помещений есть всегда.Но здесь, как и в любой другой профессии, самый главный фактор востребованности - это профессионализм и умения самого специалиста.Для того, чтобы стать профессионалом в этом деле - очень важно быть аккуратным, терпеливым человеком, так как иногда работа требует особого внимания и кропотливости.
Заработная плата специалиста напрямую зависит от того как он работает. И если специалист будет профессионалом в своем деле и будет походить к работе с ответственностью и любовью, то работа для него найдется всегда и уровень заработной платы будет высоким.
2.3. Требования к штукатуру.
Поэтому штукатур должен уметь:
Должен уметь подготавливать поверхности под оштукатуривание.
Приготовлять штукатурный раствор
Выполнять оштукатуривание поверхностей внутри здания
Выполнять оштукатуривание фасадов
Выполнять декоративную штукатурку
Выполнять облицовку поверхностей
Выполнять декоративные работы
И в первую очередь штукатур должен уметь
правильно рассчитать необходимый объем материала для выполнения какого- либо вида отделочных работ.
Кроме того к штукатурам предъявляются и другие требования:
Умение производить необходимые вычисления для решения теоретических и практических задач по специальности
Умение читать строительные чертежи
Уметь использовать основные понятия и методы математических вычислений.
Необходимы знания по математике, физике, химии, биологии, экономике, охране труда в процессе работы.
Только, имея совокупность знаний и умений, выпускники станут компетентными специалистами, востребованными на рынке труда.
3.Исследовательская часть.
Студентами был проведен ряд исследований.
3.1. Исследовательская работа № 1 .
Определение формы приспособлений и емкостей для штукатурных работ по форме геометрических тел.
Цель работы: Исследовать форму приспособлений и емкостей для приготовления строительных растворов.
В ходе исследования была определена форма строительного инвентаря и оборудования.
Выводы: металлический ящик для строительного раствора имеет форму прямоугольного параллелепипеда; бочка для воды- форму цилиндра; емкость пескоструйного аппарата – форму цилиндра; емкость агрегата СО-21 А для механизированного нанесения шпатлевки – форму усеченного конуса.
3.2.Исследовательская работа № 2 .
Определение формы строительных конструкций по форме геометрических тел.
Цель работы: Исследовать форму строительных конструкций.
В ходе исследования была определена форма различных строительных конструкций, используемых в строительстве зданий.
В результате исследования был сделан вывод: железобетонные панели имеют форму прямоугольного параллелепипеда; квадратные гладкие колонны- форму четырехугольной правильной призмы; гладкие круглые колонны – форму цилиндра; шестигранные колонны- форму шестиугольной правильной призмы.
3.3. Исследовательская работа № 3.
Определение штукатурных инструментов приспособлений , работа которых основана на принципах стереометрии.
Цель работы: Исследовать штукатурные контрольно- измерительные инструменты по принципу их работы применительно к стереометрии
В ходе исследования были рассмотрены контрольно- измерительные приборы и их использование применительно к стереометрии.
В результате исследования был сделан вывод: ватерпас имеет форму прямого угла и его действие основано на определении прямого угла между вертикальной и горизонтальной поверхностями. Фасонные полутерки имеют форму двугранного угла и применяются для натирки углов между стенами строго под углом 90 градусов. Правило представляет собой деревянный или металлический брус, противоположные грани которого строго параллельны между собой. Отвес- инструмент всегда показывающий строго вертикальную поверхность ( понятие перпендикулярности прямой и плоскости)
В ходе работы над проектом были выявлены следующие математические знания, необходимые в освоении профессии.
3.4. Применение математических знаний в спецтехнологии
1.Знание формул площадей поверхностей помещений
3. Знание аксиом стереометрии при провешивании поверхностей, выполнении простейших тяг и падуг. 4.Знание теорем стереометрии при работе с отвесом, уровнем и правилом. 5.Знание угла между пересекающимися плоскостями и угла между прямой и плоскостью при работе с инструментами.
6. Знание модели двугранного угла, обрабатывая лузг и усенок. 7. Знание параллельности и перпендикулярности при разметке панелей на лестничных клетках , облицовочных работах, декоративной отделке помещений. 8. Знание углов расположения штукатурных инструментов в пространстве по отношению к плоскости 9. Знание формул площадей поверхностей и объемов многогранников ,тел вращения при отделке различных конструкций.
В итоге совместно с руководителями проекта были разработан сборник задач по специальности.
Задачи производственной направленности.
Задача 1.Какой объем раствора можно приготовить в растворном ящике, имеющем форму параллелепипеда и следующие размеры: длина 100 см, ширина 60 см, высота 30 см.
Решение задачи:
Так как форма ящика- параллелепипед, то высчитываем его объем по формуле V = abc . Подставляем данные и получаем V= 0,18 м3.
Ответ: в растворном ящике можно приготовить 0,18 м3 раствора.
Задача 2.Сколько раствора потребуется для выполнения высококачественной штукатурки толщиной 20 мм по оштукатуриванию стен и потолка помещения с размерами : длина10 м, ширина 6 м, высота 2.8 м.
Решение задачи: находим площадь боковой поверхности прямоугольного параллелепипеда и площади основания по формулам:
=H b
По формуле = +
По формуле высчитываем объем необходимого раствора
V = h , где h -толщина штукатурки.
Ответ:для оштукатуривания помещения понадобится 3 м3 раствора.
Задача 3. Сколько раствора потребуется для выполнения улучшенной штукатурки толщиной 15 мм при оштукатуривании одной круглой колонны высотой 5 м и диаметром 60 см.
Решение задачи: колонна имеет форму цилиндра. Подсчитаем колонны. Подсчитаем радиус основания R=d/2
Вычисляем V = h, где -толщина штукатурки.
Ответ: для оштукатуривания колоны понадобится
7 065 см3 раствора.
Задача 4. Какой объем бетона потребуется для изготовления шестигранной колонны высотой 6 м и радиусом описанной окружности 40 см.
Решение задачи: Колона имеет форму шестиугольной прямой призмы. Объем необходимого бетона вычисляем по формуле: V = H
Площадь основания состоит из 6 площадей правильных треугольников.
S =
Ответ: для изготовления шестигранной колонны понадобится 2.5 м3 бетона.
Задача 5. Просчитайте, какое количество гипсокартонных листов необходимо приобрести для облицовки стен и потолка помещения, если размеры помещения : длина 10 м , ширина 6 м , а высота 3 м ; а размеры листов : длина 3.2 м, ширина 1.2 м.
Решение задачи: Помещение имеет форму прямоугольного параллелепипеда. Поэтому=Hb По формуле = +
Рассчитываем площадь 1 листа гипсокартона
Ответ : для облицовки стен понадобится 40 (листов) гипсокартона.
Задача 6. Сколько электрокалориферов необходимо установить в помещении для сушки штукатурки, если 1 калорифер рассчитан на обогрев 160 м3 помещения в течении суток, а размеры помещения составляют длина 20 м, ширина 10 м, высота 3 м.
Решение задачи: Помещение имеет форму прямоугольного параллелепипеда, подсчитываем его объем по формуле V = abc. Полученный объем помещения делим на объем обогреваемого воздуха одним калорифером.
Ответ: для сушки помещения в нем необходимо установить 4 калорифера.
Задача 7. Рассчитать необходимое количество керамической плитки для облицовки стен ванной комнаты . имеющей размеры длина 2 м, ширина 2 м, высота 2.8м. Облицовку вести на всю высоту помещения плиткой с размерами 200 х 100 мм.
Решение задачи: Ванная комната имеет форму прямоугольного параллелепипеда.
=H . Подсчитываем площадь двери.
= .
.
Ответ: для облицовки стен ванной комнаты понадобится 1045 плиток
Задача 8. Рассчитайте количество плитки, необходимое для облицовки квадратной колонны высотой 7 м и стороной 80 см, если размеры плитки составляют 200х200 мм.
Решение задачи: Колонна имеет форму четырехугольной правильной призмы. =H . Находим площадь одной плитки.
= количество плиток.
Ответ: для облицовки квадратной колонны необходимо 560 плиток
Задача 9. Рассчитать необходимое количество плитки для облицовки пола кухни плиткой 300х400 мм. Размеры кухни взять с чертежа.
5 м
2м 3 м
3.5 м
Решение задачи. Площадь кухни состоит из двух площадей .Вычисляем площадь каждого прямоугольника и складываем их. Вычисляем площадь одной плитки. Площадь пола делим на площадь одной плитки, и получаем необходимое количество плиток.
Ответ: для облицовки пола необходимо 113 плиток.
Задача 10. Сколько кг краски потребуется для окраски панелей в помещении с размерами 8х4 м , если окраска ведется на высоту 1.8 м. Расход краски на 1 м2 составляет 250 г.
Решение задачи: Помещение имеет форму прямоугольного параллелепипеда, тогда по формуле .=H высчитываем боковую поверхность параллелепипеда , и умножаем на расход краски.
Ответ: для окраски панелей в помещении необходимо 10.8 кг краски
Задача 11. Сколько кг краски потребуется для улучшенной окраски колоннады , состоящей из пяти колонн прямоугольного сечения 800 х1000 мм. и высотой 5 м .Окраска должна вестись в два слоя , расход краски на 1 м2 составляет 250 г.
Решение задачи: Каждая колонна имеет форму прямой четырехугольной призмы . Отсюда =H .Так как в колоннаде 5 колонн, то Затем результат умножаем на расход краски , с учетом двух слоев умножаем на 2.
Ответ: для окраски колоннады необходимо 45 кг краски.
Задача 12. Рассчитать необходимое количество рулонов обоев для комнаты 6х8 м,в которой высота потолка составляет 2.8 м . Для оклейки используются рулоны обоев длиной 10 м и шириной 50 см.
Решение задачи: Комната имеет форму прямоугольного параллелепипеда.
=H Подсчитаем площадь 1 рулона.
= количество рулонов.
Ответ : на комнату необходимо 14 рулонов заданных размеров.
Задача 13. Какое количество воды умещается в цилиндрическую бочку диаметром 70 см и высотой 1м 40 см.
Решение задачи: Бочка имеет форму цилиндра .Ее объем V = Н. Тогда по формулам высчитываем = и R = .
Ответ: в бочку умещается 0.53 м3 воды.
Задача 14.При определении подвижности растворной смеси эталонный конус погрузился в раствор на 12 см. Определите объем конуса , погруженного в раствор.
Решение задачи: Объем конуса вычисляется по формуле:V = . Конус разбиваем на два треугольника и через подобие треугольников вычисляем радиус погруженного конуса.
Ответ :объем конуса , погруженного в раствор составляет 113 см3.
Выводы:
Профессия штукатур является одной из востребованных на рынке труда и одна из высокооплачиваемых.
Для того, чтобы стать высококвалифицированным специалистом , необходимо быть компетентным не только в своей профессии, но и в математике, физике, химии и др. дисциплинах.
5.Заключение
В ходе работы над проектом поставленные задачи были выполнены, ожидаемые результаты достигнуты. Было выяснено, что для правильного подсчета строительных материалов необходимо:
Знание угла между пересекающимися плоскостями и угла между прямой и плоскостью при работе с инструментами.
Знание формул площадей поверхностей и объемов многогранников, тел вращения при отделке различных конструкций.
Проведя анализ теоретического материала по теме и проведя исследовательскую работу были подготовлены : проект исследования, презентация «Математика в твоей профессии», сборник задач по математике и спецтехнологии.
Проект помог повысить стремление студентов в изучении математики, помог убедиться в том, что ее изучение необходимо для освоения профессии, а также проявить себя в исследовательской деятельности. Были проведены исследовательские работы по определению формы приспособлений и емкостей для штукатурных работ по форме геометрических тел; определение формы строительных конструкций по форме геометрических тел; определение штукатурных инструментов приспособлений , работа которых основана на принципах стереометрии.
Проделанная исследовательская работа не только обогатила студентов новыми знаниями и умениями , но и была интересна, требовала самостоятельности и творческого подхода, способствовала развитию инициативы.
Таким образом цель исследования достигнута: для решения производственных задач необходимы знания по математике.
Штукатур поверхность гладкой
Оставляет за собой.
Он поверх кирпичной кладки
Нанесёт раствора слой.
Мастерком своим умело
Стены выровняет он.
Спорится любое дело,
Если делом увлечён.
6. Используемые источники информации.
Литература
Г.Г. Черноус «Штукатурные работы» , Учебное пособие, , М. Издательство «Академия».2009 г.
А.А. Ивлиев , А.А..Кальгин, О.М.Скок «Отделочные строительные работы», учебник, М. Издательство «Академия».2009 г.
Мороз С.И.Лапшин К.Т. « Штукатур. Мастер отделочных работ» Учебное пособие, М. Издательство «Академия».2010г
Сериков Н.Н. «Штукатур-маляр. Новый строительный справочник» Справочник, М. Издательство «Академия».2007 г.
Завражин Г.Г. « Штукатурные работы высокой сложности» Учебное пособие, М. Издательство «Академия», 2008 г
Мороз, С.И., Лапшин К.Т. «Штукатурные работы» Учебное пособие, М. Издательство «Академия».2009 г.
. Рыженко Н.А. «Гипсокартон и другие современные строительные материалы.» Учебное пособие,.2010 г.
Смирнова Е.К. «Энциклопедия современного ремонта» Учебное пособие, М. Издательство «Академия».2009г.
. Кузнецов А.Г. «Гипсокартонные и отделочные работы», Учебное пособие, М. Издательство «Академия».2009 г.
Завражин К.Р. «Технология отделочных строительных работ», Учебное пособие, М. Издательство «Академия».2009 г
. Гудялис Р.Е. «Технология облицовочных работ высокой сложности», Учебное пособие, 2009г
Алешина Т.Н.«Урок математики: применение дидактических материалов с профессиональной направленностью.»