kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Математические софизмы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эффективное развитие математических способностей учащихся, формирование познавательного интереса и самостоятельности невозможно без использования в учебном процессе задач на сообразительность, задач-шуток, математических ребусов, софизмов.

Рассмотрение на уроке математического софизма, для разгадки которого недостаточно известного учащимся материала, вызовет естественный интерес к новой теме, осознание необходимости ее изучения и соответствующий настрой к преодолению предстоящих на пути приобретения новых знаний трудностей.

Предлагаемые математические софизмы можно использовать на уроках алгебры по разным темам: деление на выражение с переменной; вынесение общего множителя; решение квадратных уравнений; свойства квадратного корня; свойства неравенств; логарифмы, а также при изучении признаков равенства треугольников, соотношения между сторонами и углами треугольника на уроках геометрии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Математические софизмы »

Софизмы

Это последовательность высказываний, содержащая скрытую ошибку, за счет чего удается сделать неправдоподобный вывод. Обычно в математических софизмах скрыто выполняются запрещенные действия или нарушаются условия применения правил или теорем. Задача заключается в том, чтобы найти ошибку в рассуждениях.

1. Докажем, что 5 = 4.

Пусть х = 1/3, тогда 3х = 1. представим 3х как 15х – 12х, и 1 – как 5 – 4, тогда вместо равенства 3х = 1 можно записать

15х – 12х = 5 – 4.

Решим это уравнение:

15х – 5 = 12х – 4, 5(3х – 1) = 4(3х – 1).

Разделим обе части равенства на (3х – 1) и получим 5 = 4. Где в рассуждениях допущена ошибка?

(Поделили на выражение 3х – 1 , которое при х = 1/3 равно нулю).

2. Рассмотрим очевидное равенство:

.

Отсюда, извлекая квадратный корень, имеем:

.

Прибавляя к обеим частям этого равенства по 5/2, получаем, что 2 = 3. Где ошибка?
(При извлечении корня квадратного из обеих частей надо воспользоваться равенством ).

3. Возьмем тождество 35 + 10 – 45 = 42 + 12 – 54. В каждой части этого тождества вынесем за скобки общий множитель:

5 (7 + 2 – 9) = 6 (7 + 2 – 9).

Теперь, разделив обе части полученного равенства на их общий множитель
(7 + 2 – 9), получим, что 5 = 6. Где ошибка?

(Поделили верное равенство на выражение (7 + 2 – 9), равное нулю. Деление на нуль не имеет смысла).

4. Напишем тождество 4 : 4 = 5 : 5.

Вынеся из каждой части тождества общие множители за скобки, получим:

4 (1 : 1) = 5 (1 : 1) или (2 2) (1 : 1) = 5 (1 : 1).

Так как 1 : 1 = 1, то 2 2 = 5. Где ошибка?

(Ошибка сделана при вынесении общих множителей 4 из левой части и 5 из правой части. 4 : 4 = 1 : 1, но 4 : 4 ≠ 4 (1 : 1)).

5. Напишем тождество 16 – 36 = 25 – 45. К обеим частям равенства прибавим 81/4:

;

;

. Где ошибка?

(Ошибка заключается в том, что из истинного равенства следует равенство , вместо истинного равенства
).

6. Прибавим к обеим частям очевидного неравенства 7 5 число – 8, имеем:
7 – 8 5 – 8, то есть – 1 – 3. Умножим теперь это неравенство на (- 4) и получим:
(- 1) (-4) (-3) (-4), то есть 4 12. Где ошибка?

(При умножении обеих частей неравенства на отрицательное число (– 4) надо было знак неравенства изменить на противоположный).

7. Существует софизм: все числа равны между собой.

Пусть a и b – два числа. Обозначим выражение (a + b) через s. Тогда:
a = sb

a s = -b

Перемножим эти равенства:

a (a s) = -b (sb)

a2as = b2 bs

Прибавим к обеим частям равенства

a2 – as + = b2 bs + ,

(a – )2 = (b – )2

Откуда a – = b, то есть a = b. Где ошибка?

(При извлечении корня квадратного из обеих частей надо воспользоваться равенством ).

8. Докажем, что любое число равно нулю.

Пусть a – любое фиксированное число. Рассмотрим уравнение:

3x2 – 3ax + a2 = 0

3x2 – 3ax = - a2

Умножая обе части его на - a, получим:

-3x2 a + 3a2x = a3

Прибавляя к обеим частям этого уравнения x3a3, получаем:

x3 – 3x2 a + 3a2x – a3 = x3

(x – a)3 = x3

Откуда следует:

xa = x; a = 0. Где ошибка?

(При a ≠ 0 не существует числа х, удовлетворяющего уравнению 3x2 – 3ax + a2 = 0. Это следует из того, что дискриминант этого уравнения D = - 3a2 при a ≠ 0. Следовательно, нельзя прибавлять к обеим частям уравнения несуществующее число
x3a3.)

9. Рассмотри очевидное неравенство:



Логарифмируя по основанию 10 обе части этого неравенства, получим:



Сокращая обе части неравенства на , имеем 2 4. Где ошибка?

(Число – отрицательное, поэтому при сокращении на него знак неравенства надо было изменить на противоположный).

10. Докажем, что в равных треугольниках против равных сторон лежат неравные углы.

Возьмем произвольную прямую АВ и при точке А построим произвольный угол ВАС:

О





В

A



E





D

F

C







При точке В строим угол ABD, больший угла ВАС, и, откладывая отрезок BD, равный АС, соединим точки С и D. Разделим отрезки АВ и СD пополам точками Е и F, восстановим в этих точках перпендикуляры, пересекающиеся в точке О. Соединим затем точку О с точками А, В, С и D. Заметив, что АС = ВD (по построению), АО = ОВ, как наклонные, равноудаленные от основания перпендикуляра ОЕ, и аналогично ОС = ОD, находим, что три стороны треугольника АОС, соответственно равны трем сторонам треугольника ВО. Но так как ЕАО = ЕВО (из равенства треугольников АЕО и ВЕО), а DВЕ САВ, то
DВЕ + ЕВО САЕ + ЕАО.

Следовательно, DВО САО, то есть против равных сторон ОС и ОD в равных треугольниках АОС и ВОD лежат неравные угла. Где ошибка?

(Точка О пересечения перпендикуляров построена неправильно. При правильном выполнении чертежа прямая ОD пересечет не отрезок АВ, а его продолжение за точку В, и DВО, безусловно, будет равен САО).








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Математические софизмы

Автор: Коптева Лайсан Мунавировна

Дата: 09.03.2015

Номер свидетельства: 183517

Похожие файлы

object(ArrayObject)#866 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Занятие факультатива по теме «Математические софизмы» "
    ["seo_title"] => string(59) "zaniatiie-fakul-tativa-po-tiemie-matiematichieskiie-sofizmy"
    ["file_id"] => string(6) "231925"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1442676507"
  }
}
object(ArrayObject)#888 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "Проект "Математические софизмы""
    ["seo_title"] => string(30) "proekt_matematicheskie_sofizmy"
    ["file_id"] => string(6) "524521"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1572268470"
  }
}
object(ArrayObject)#866 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(26) "Учить мыслить "
    ["seo_title"] => string(12) "uchit-myslit"
    ["file_id"] => string(6) "135897"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1417003031"
  }
}
object(ArrayObject)#888 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Внеклассное занятие по математике "Математические чудеса" для 7-9 классов"
    ["seo_title"] => string(75) "vnieklassnoiezaniatiiepomatiematikiematiematichieskiiechudiesadlia79klassov"
    ["file_id"] => string(6) "287841"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1454550034"
  }
}
object(ArrayObject)#866 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Презентация по теме:"Сложение чисел с разными знаками""
    ["seo_title"] => string(56) "priezientatsiiapotiemieslozhieniiechisielsraznymiznakami"
    ["file_id"] => string(6) "312087"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1459284301"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1500 руб.
2500 руб.
1280 руб.
2130 руб.
1160 руб.
1940 руб.
1500 руб.
2500 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства