kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Математические софизмы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эффективное развитие математических способностей учащихся, формирование познавательного интереса и самостоятельности невозможно без использования в учебном процессе задач на сообразительность, задач-шуток, математических ребусов, софизмов.

Рассмотрение на уроке математического софизма, для разгадки которого недостаточно известного учащимся материала, вызовет естественный интерес к новой теме, осознание необходимости ее изучения и соответствующий настрой к преодолению предстоящих на пути приобретения новых знаний трудностей.

Предлагаемые математические софизмы можно использовать на уроках алгебры по разным темам: деление на выражение с переменной; вынесение общего множителя; решение квадратных уравнений; свойства квадратного корня; свойства неравенств; логарифмы, а также при изучении признаков равенства треугольников, соотношения между сторонами и углами треугольника на уроках геометрии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Математические софизмы »

Софизмы

Это последовательность высказываний, содержащая скрытую ошибку, за счет чего удается сделать неправдоподобный вывод. Обычно в математических софизмах скрыто выполняются запрещенные действия или нарушаются условия применения правил или теорем. Задача заключается в том, чтобы найти ошибку в рассуждениях.

1. Докажем, что 5 = 4.

Пусть х = 1/3, тогда 3х = 1. представим 3х как 15х – 12х, и 1 – как 5 – 4, тогда вместо равенства 3х = 1 можно записать

15х – 12х = 5 – 4.

Решим это уравнение:

15х – 5 = 12х – 4, 5(3х – 1) = 4(3х – 1).

Разделим обе части равенства на (3х – 1) и получим 5 = 4. Где в рассуждениях допущена ошибка?

(Поделили на выражение 3х – 1 , которое при х = 1/3 равно нулю).

2. Рассмотрим очевидное равенство:

.

Отсюда, извлекая квадратный корень, имеем:

.

Прибавляя к обеим частям этого равенства по 5/2, получаем, что 2 = 3. Где ошибка?
(При извлечении корня квадратного из обеих частей надо воспользоваться равенством ).

3. Возьмем тождество 35 + 10 – 45 = 42 + 12 – 54. В каждой части этого тождества вынесем за скобки общий множитель:

5 (7 + 2 – 9) = 6 (7 + 2 – 9).

Теперь, разделив обе части полученного равенства на их общий множитель
(7 + 2 – 9), получим, что 5 = 6. Где ошибка?

(Поделили верное равенство на выражение (7 + 2 – 9), равное нулю. Деление на нуль не имеет смысла).

4. Напишем тождество 4 : 4 = 5 : 5.

Вынеся из каждой части тождества общие множители за скобки, получим:

4 (1 : 1) = 5 (1 : 1) или (2 2) (1 : 1) = 5 (1 : 1).

Так как 1 : 1 = 1, то 2 2 = 5. Где ошибка?

(Ошибка сделана при вынесении общих множителей 4 из левой части и 5 из правой части. 4 : 4 = 1 : 1, но 4 : 4 ≠ 4 (1 : 1)).

5. Напишем тождество 16 – 36 = 25 – 45. К обеим частям равенства прибавим 81/4:

;

;

. Где ошибка?

(Ошибка заключается в том, что из истинного равенства следует равенство , вместо истинного равенства
).

6. Прибавим к обеим частям очевидного неравенства 7 5 число – 8, имеем:
7 – 8 5 – 8, то есть – 1 – 3. Умножим теперь это неравенство на (- 4) и получим:
(- 1) (-4) (-3) (-4), то есть 4 12. Где ошибка?

(При умножении обеих частей неравенства на отрицательное число (– 4) надо было знак неравенства изменить на противоположный).

7. Существует софизм: все числа равны между собой.

Пусть a и b – два числа. Обозначим выражение (a + b) через s. Тогда:
a = sb

a s = -b

Перемножим эти равенства:

a (a s) = -b (sb)

a2as = b2 bs

Прибавим к обеим частям равенства

a2 – as + = b2 bs + ,

(a – )2 = (b – )2

Откуда a – = b, то есть a = b. Где ошибка?

(При извлечении корня квадратного из обеих частей надо воспользоваться равенством ).

8. Докажем, что любое число равно нулю.

Пусть a – любое фиксированное число. Рассмотрим уравнение:

3x2 – 3ax + a2 = 0

3x2 – 3ax = - a2

Умножая обе части его на - a, получим:

-3x2 a + 3a2x = a3

Прибавляя к обеим частям этого уравнения x3a3, получаем:

x3 – 3x2 a + 3a2x – a3 = x3

(x – a)3 = x3

Откуда следует:

xa = x; a = 0. Где ошибка?

(При a ≠ 0 не существует числа х, удовлетворяющего уравнению 3x2 – 3ax + a2 = 0. Это следует из того, что дискриминант этого уравнения D = - 3a2 при a ≠ 0. Следовательно, нельзя прибавлять к обеим частям уравнения несуществующее число
x3a3.)

9. Рассмотри очевидное неравенство:



Логарифмируя по основанию 10 обе части этого неравенства, получим:



Сокращая обе части неравенства на , имеем 2 4. Где ошибка?

(Число – отрицательное, поэтому при сокращении на него знак неравенства надо было изменить на противоположный).

10. Докажем, что в равных треугольниках против равных сторон лежат неравные углы.

Возьмем произвольную прямую АВ и при точке А построим произвольный угол ВАС:

О





В

A



E





D

F

C







При точке В строим угол ABD, больший угла ВАС, и, откладывая отрезок BD, равный АС, соединим точки С и D. Разделим отрезки АВ и СD пополам точками Е и F, восстановим в этих точках перпендикуляры, пересекающиеся в точке О. Соединим затем точку О с точками А, В, С и D. Заметив, что АС = ВD (по построению), АО = ОВ, как наклонные, равноудаленные от основания перпендикуляра ОЕ, и аналогично ОС = ОD, находим, что три стороны треугольника АОС, соответственно равны трем сторонам треугольника ВО. Но так как ЕАО = ЕВО (из равенства треугольников АЕО и ВЕО), а DВЕ САВ, то
DВЕ + ЕВО САЕ + ЕАО.

Следовательно, DВО САО, то есть против равных сторон ОС и ОD в равных треугольниках АОС и ВОD лежат неравные угла. Где ошибка?

(Точка О пересечения перпендикуляров построена неправильно. При правильном выполнении чертежа прямая ОD пересечет не отрезок АВ, а его продолжение за точку В, и DВО, безусловно, будет равен САО).








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Математические софизмы

Автор: Коптева Лайсан Мунавировна

Дата: 09.03.2015

Номер свидетельства: 183517

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Занятие факультатива по теме «Математические софизмы» "
    ["seo_title"] => string(59) "zaniatiie-fakul-tativa-po-tiemie-matiematichieskiie-sofizmy"
    ["file_id"] => string(6) "231925"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1442676507"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "Проект "Математические софизмы""
    ["seo_title"] => string(30) "proekt_matematicheskie_sofizmy"
    ["file_id"] => string(6) "524521"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1572268470"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(26) "Учить мыслить "
    ["seo_title"] => string(12) "uchit-myslit"
    ["file_id"] => string(6) "135897"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1417003031"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Внеклассное занятие по математике "Математические чудеса" для 7-9 классов"
    ["seo_title"] => string(75) "vnieklassnoiezaniatiiepomatiematikiematiematichieskiiechudiesadlia79klassov"
    ["file_id"] => string(6) "287841"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1454550034"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Презентация по теме:"Сложение чисел с разными знаками""
    ["seo_title"] => string(56) "priezientatsiiapotiemieslozhieniiechisielsraznymiznakami"
    ["file_id"] => string(6) "312087"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1459284301"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства