Учить мыслить,воспитывать интерес к математике.
Математика – основа техники и теории всех естественных наук. Успехи многих наук в значительной степени зависят от применения в этих науках математических методов и теорий.
Все это говорит о необходимости проведения систематической и упорной работы учителей по повышению математических знаний учащихся . Однако повышение матема- тической подготовки учащихся не будет успешным без использования тех богатых воспи- тательных средств , которыми располагает математика . Многие замечательные люди в различной форме высказывали, что математика дисциплинирует ум, приучает к логичес- кому мышлению,что она является гимнастикой ума. Математика воспитывает тех , кто ее изучает, неопровержимостью своих выводов.
Изучение математики способствует развитию внимания,наблюдательности,воспиты- вает аккуратность ,настойчивость и упорство в достижении цели . Изучение математики , особенно геометрии , содействует развитию простраственного воображения , т.е. таких свойств ума, которые очень нужны художникам,архитекторам,конструкторам, летчикам и т.д.
Чтобы вызвать интерес к математике,применяются различные формы работы как на уроках, так и на внеклассных занятиях. К ним относятся:
- проведение математических диктантов в 5-8 кпассах;
- решение занимательных и исторических задач;
- решение задач различными способами;
- разбор математических софизмов;
- проведение заочных математических конкурсов с поощрением победителей;
- знакомство учащихся с жизнью и деятельностью выдающихся математиков
(Архимед,Ньютон,Лобачевский,Ковалевская и другие);
- проведение математических вечеров с викторинами,инсценировками-шутками,
математическими играми и др.;
- заслушивание докладов на математических кружках ( о теореме Пифагора, о
числе π, о формуле Симпсона и др.);
- выпуск стенной газеты «Математика и жизнь»,
- разбор задач повышенной трудности;
- проведение экскурсий с показом применения математики в жизни;
- сообщение исторических справок в процессе прохождения программы;
- выполнение учащимися домашних сочинений по математике;
- индивидуальная работа с учащимися на уроках и вне их;
- широкое использования научно-популярной,методической и художественной
литературы и интернет.
Примеры из опыта работы:
Чтобы вызвать интерес к математике,применяются различные формы работы как на уроках, так и на внеклассных занятиях. К ним относятся:
- проведение математических диктантов в 5-8 кпассах;
- решение занимательных и исторических задач;
- решение задач различными способами;
- разбор математических софизмов;
- проведение заочных математических конкурсов с поощрением победителей;
- знакомство учащихся с жизнью и деятельностью выдающихся математиков
(Архимед,Ньютон,Лобачевский,Ковалевская и другие);
- проведение математических вечеров с викторинами,инсценировками-шутками,
математическими играми и др.;
- заслушивание докладов на математических кружках ( о теореме Пифагора, о
числе π, о формуле Симпсона и др.);
- выпуск стенной газеты «Математика и жизнь»,
- разбор задач повышенной трудности;
- проведение экскурсий с показом применения математики в жизни;
- сообщение исторических справок в процессе прохождения программы;
- выполнение учащимися домашних сочинений по математике;
- индивидуальная работа с учащимися на уроках и вне их;
- широкое использования научно-популярной,методической и художественной
литературы и интернет.
Примеры из опыта работы:
- CK II AB
- ACK + <A = 1800 как сумма внутренних односторонних углов при AB II CK и секущей АС.
<ACK = <BCA + <B;
<A + <B + <C = 1800.
- Из точки О, взятой произвольно внутри треугольника , опустим перпендикуляры
на его стороны, тогда сумма углов со взаимно перпендикулярными сторонами:
- A + <1 = 1800
- B + <2 = 1800
- C + <3 = 1800
- A + <B + <C + (<1 + <2 + <3)= 5400 , но <1 + <2 + <3 = 3600 как полный угол.
- A + <B + <C = 5400 – 3600 = 1800. Несколько примеров из работы в старших классах.
- а и в катеты, с- гипотенуза. Доказать , что r = (a+b-c).(r-радиус вписанной окр.)
Доказательство:
1-способ. S = ab = pr = (a+b+c)r => r = (1)
По теореме Пифагора a2+ b2 = c2 , или (a+b)2 -2ab = c2. Отсюда, 2ab = (a+b)2 - c2 =
=(a+b+c)(a+b-c). Cледовательно, из (1) => r = = = .
2-способ. AC=b,BC=a и AB=c. Проведем радиусы OD,OE и OF. Тогда OD | AC, OF | BC , OE | AB. Значит, CDOF – квадрат, AD = AC – CD = b – r, BF = BC – FC = a – r. Но AD = AE и BF = BE .
AE = b – r, BE = a – r и AB = AE + BE => c = (b-r) + (a-r), r = (a+b-c).
- Доказать , что площадь прямоугольного треугольника можно найти по формуле
S=(2R+r)r , где R и r – радиусы описанной и вписанной окружности.
Доказателство:
1-способ. Пусть АВС-данный прямоугольный треугольник, <C = 900 и OM=ON=OK =r-
радиус вписанной окружности. Тогда AB=2R, SABC=pr, где p –полупериметр.
AC + BC = 2r + AB , так как СA , СB - касательные проведенные из одной точки.
Следовательно, SABC= pr= r = (r+AB)r = (r+2R)r.
2-способ.
?АВС-прямоугольный , AB = 2R и S = AC BC . Пусть AC = x , BC = y. SABC = xy .
?ABC => x2 + y2 = 4R2 . Так как r = (AC+BC- AB) = (x+y-2R) и x+y=2(R+r), то => (x+y)2 – 2xy =4R2, 4(R+r)2 – 2xy = 4R2, отсюда xy = (R+r)2 – R2,
или S? =r(2R+r).
6.Синус суммы двух аргументов.
sin(α+β)=sinα cosβ + cosα sinβ.
Доказываем так:
SABC= a c sin(α+β), SABD= hb c sinα, SBDC = hb a sinβ.
SABC= SABD + SBCD => a c sin(α+β) = hb c sinα + hb a sinβ.
Делим обе части данного равенства на ac,
sin(α+β)= sinα + sinβ, но = cosβ из ?BCD , = cosα из ?ABD. Следовательно, sin(α+β)=sinα cosβ + cosα sinβ.